Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Структура и организация совмещенного урока производственного обучения и специальной технологии




Идея совмещения уроков производственного обучения и спе­циальной технологии родилась в практике обучения. В образова­тельных учреждениях, где есть квалифицированные профессиональ­но-педагогические кадры и соответствующее материально-техни­ческое оснащение учебных мастерских, совмещенное обучение применяется мастерами производственного обучения и препода­вателями специальных дисциплин. В учебных заведениях, где хотя бы несколько раз проводились совмещенные уроки, учащиеся становятся союзниками мастера в совершенствовании методики обучения урока.

На чем базируется идея совмещенного урока? Если рассматри­вать традиционное сводно-тематическое планирование специаль­ной технологии и производственного обучения при подготовке электромонтеров по обслуживанию электрооборудования (срок подготовки — 1 год), нетрудно заметить, что разрыв в изучении смежных тем составляет 2 — 4 недели.

Однако совмещение в планировании изучения смежных тем теоретического и производственного обучения — только одна из


особенностей методики уроков такого вида. Вторая заключается в планировании совмещенных уроков специальной технологии и производственного обучения по конкретной теме.

Суть такого планирования заключается в том, что преподава­тель технологических дисциплин отбирает содержание теорети­ческого материала, который целесообразно изучать одновремен­но с формированием практических умений. Как правило, такое содержание учебного материала включает описание технологии проведения работ. В учебных дисциплинах, посвященных техноло­гии проведения работ, 30 — 40% содержания учебного материала по теме целесообразно совмещать с производственным обучени­ем. Итак, необходимо отобрать материал теоретического обуче­ния, спланировать совмещенные уроки специальной технологии и производственного обучения.

Третья особенность совмещенного обучения касается структу­ры урока. Структура урока совмещенного обучения не совпадает со структурой урока теоретического или производственного обу­чения, так как во время совмещенного урока происходят сочета­ние, чередование, сращивание процессов усвоения теоретических знаний и формирования профессиональных умений. Содержание нового теоретического материала дается порциями; после каждой порции следует практическая деятельность учащихся, т. е. выпол­нение упражнения.

Структуру совмещенного урока можно представить как после­довательное чередование фаз. В свою очередь, каждая фаза состоит из двух шагов. Первый шаг — усвоение порции теоретического ма­териала, второй — практическое формирование умений (рис. 27).

При планировании урока по времени необходимо иметь в виду, что на шаг теории обычно отводятся 10—15 минут шага практи­ки, упражнение по изученной порции теоретического материала занимает у учащихся от 20 до 30 минут.

Следует остановиться отдельно на начале урока, или нулевой фазе. Мобилизуя учащихся на предстоящую работу, формируя интерес к изучению нового теоретического материала, препода­ватель должен раскрыть перед ними всю изучаемую технологию работ по рассматриваемой теме в целом. Учащимся в самом нача­ле урока дается ориентировочная основа деятельности. Затем пре­подаватель переходит к формированию теоретических знаний и практических умений по отдельным частям (блокам) технологи­ческого процесса. Завершает совмещенный урок заключительный инструктаж с подведением итогов работы каждого учащегося.

^^_^-»- 1-й шаг — формирование знаний Фаза С^Г

^~~~*- 2-й шаг — формирование умений и навыков

Рис. 27. Структура фазы совмещенного урока


Таким образом, обобщенную структуру совмещенного урока можно представить следующей формулой:

У = ф0 + ф, + ф2 +... + фп + ф3,

где Ф0 — начальная фаза (1-й шаг — организация и целевая уста­новка, 2-й шаг — ориентировка учащихся в предстоящей дея­тельности, краткое объяснение технологии предстоящей рабо­ты); Ф,, Ф2,..., Ф„ — промежуточные фазы (1-й шаг — краткие теоретические сведения по блоку знаний, 2-й шаг — содержание практических упражнений); Ф3 — заключительная фаза (сбор и анализ ученических работ, выставление оценок по теории и прак­тике).

В заключение приведем пример совмещенного урока по теме «Монтаж электрического контакта проводов».

Цель урока— сформировать первоначальные умения по монтажу электрического контакта проводов. Задачи урока:

- образовательная — изучить свойство электрического контакта про­водов, научить учащихся производить пайку медных проводов, опрессов-ку медных и алюминиевых жил;

- воспитательная — воспитывать бережное отношение к технической документации, инструменту, материалам. Рационально использовать свое рабочее время, соблюдать строго все правила техники безопасно­сти;

- развивающая — в процессе выполнения заданий на основе получен­ных знаний развивать способности анализировать и осмысливать выпол­няемую работу.

Вид урока —совмещенный.

Оснащение урока: дидактическое — плакаты «Электромонтаж­ный инструмент», «Пайка проводов», «Опрессование проводов и кабе­лей»; планшеты «Марки проводов», «Электромонтажный материал и из­делия»; электрифицированный стенд «Электрическая схема токарно-вин-торезного станка модели 1К62».

Образцы электрического контакта проводов: отрезки проводов ПВ — 1 мм2, ПГВ — 0,5 мм2, АППВ — 2,5 мм2, АПВ — 4 мм2, ПВ — 2,5 мм2; при­пой ПОС — 40; канифоль; алюминиевые и медные гильзы и наконечни­ки; набор электромонтажного инструмента.

Структура урока

1-я фаза — организационное и мобилизационное обеспечение урока:

а) проверка по журналу присутствующих на уроке, выяснение состоя­
ния здоровья (обратить внимание на внешний вид);

б) сообщение цели урока, рассказ о значении правильной подготов­
ки к выполнению электромонтажных работ, о роли надежного электричес­
кого контакта, внимательности, самодисциплины, качестве выполняемых
работ;

в) объяснение и показ обеспечения электрического контакта с помо­
щью пайки и опрессовки.


2-я фаза — подготовка проводов к монтажу электрического контакта.

1-й шаг — физические свойства электрического контакта. Материал (его свойства) для изготовления монтажных проводов. Выпрямление про­водов. Зачистка изоляции монтажных проводов. Способы разделки кон­цов проводов.

Постановка вопросов:

- К чему ведет слабый электрический контакт?

- К чему может привести несоблюдение норм при разделке монтаж­ных проводов?

- Почему при пользовании монтерским ножом нельзя делать движе­ния на себя?

2-й шаг — закрепление знаний на основе следующих упражнений:

а) выпрямление монтажных проводов марки ПВ — 1 мм2; АПВ — 4 мм2;
АППВ —2,5 мм2;

б) зачистка изоляции монтажных проводов;

в) разделка концов монтажных проводов.

3-я фаза — технология пайки медных проводов.

1 -й шаг — определение марок проводов для пайки. Вспомогательный материал для пайки. Инструмент и приспособления, применяемые при пайке. Правила пользования инструментом и приспособлениями. Пайка жил монтажных проводов.

Постановка вопросов:

- В чем отличие марки припоя ПОС-40 от ПОС-30?

- Можно ли перед пайкой не зачищать жилы проводов?

- Что может произойти, если для электрического паяльника во время работы не использовать специальную подставку?

2-й шаг — закрепление знаний на основе упражнений:

а) зачистка жил провода в местах соединений;

б) пайка монтажных проводов ПГВ сечением от 0,5 мм2 до 1 мм2 и ПВ
от 1 мм2 до 2,5 мм2.

4-фаза — опрессование медных и алюминиевых жил проводов.

1-й шаг — определение марок проводов для опрессования. Инстру-меят и приспособления для опрессования. Правила пользования инстру­ментами и приспособлениями. Наконечники и соединительные гильзы. Технология опрессования жил монтажных проводов.

Постановка вопросов:

-Что произойдет, если при соединении медных жил проводов приме­нять алюминиевую гильзу?

- Какие будут последствия в ходе эксплуатации контактного соедине­ния, если не соблюдать нормы контактного давления, глубины опрессов-ки?

- Что будет, если при соединении алюминиевых жил не использовать кварцевазелиновую пасту?

2-й шаг — закрепление знаний на упражнениях:

а) снятие оксидной пленки с жил проводов;

б) опрессование медных жил проводов марки ПВ сечением 2,5 мм2;

в) опрессование алюминиевых жил проводов марки АПВ сечением
4 мм2;


г) нанесение кварцевазелиновой пасты на контактные соединения алюминиевых жил.

Заключительная фаза:

а) оценка знаний учащихся, уровня сформированное™ умений и на­
выков и проявления качеств — точности, пунктуальности, внимательнос­
ти, дисциплинированности и организованности;

б) задание на дом — повторить тему «Соединение и оконцевание жил
проводов и кабелей».

У педагогов могут возникнуть следующие вопросы.

Ведет ли совмещенное обучение к сокращению часов на изуче­ние технологических дисциплин? Ведет. Изучение теоретического материала проводится во время шестичасового урока производ­ственного обучения по данной теме. Традиционный урок специ­альной технологии не проводится. Сокращенное время целесооб­разно использовать для совершенствования профессиональных знаний и умений учащихся.

Кто проводит совмещенные уроки производственного обуче­ния? Можно ли их вести без участия мастера производственного обучения? Как правило, совмещенный урок проводит преподава­тель специальной технологии совместно с мастером производствен­ного обучения. Преподаватель формирует теоретические знания учащихся, показывает технологию проведения работ, упражне­ний и т.д. Мастер подключается для показа отдельных операций, краткого инструктажа перед выполнением упражнений, проведе­ния текущего инструктажа во время формирования практических навыков. Однако уже сегодня мастера, имеющие профессиональ­но-педагогическое образование, проводят уроки по специальной технологии, а проведение совмещенных уроков не вызывает у них методических затруднений.

Вопросы и задания

1. Какова типовая структура урока теоретического обучения?

2. Перечислите признаки учебного материала, которые указывают на необходимость проведения лабораторных работ.

3. Какова типовая структура урока производственного обучения?

4. Перечислите основные условия применения совмещенного урока.


РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Беспалько В. П. Слагаемые педагогической технологии. — М.: Педа­гогика, 1989. — 190 с.

2. Беспалько В.П., Татур Ю.Г. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов: учеб.-ме­тод, пособие. — М.: 1989. — 144 с.

3. Блинчевский Ф.Л. Что такое урок производственного обучения? // Производственное обучение. — 1946. — № 15. — С. 5— 12.

4. Вертгеймер М. Продуктивное мышление: пер. с англ. — М.: Про­гресс, 1987. — 336 с.

5. Гомоюнов К. К. Совершенствование преподавания технических дис­циплин: методические аспекты анализа учебных текстов. Л.: Изд-во Ле-иингр. ун-та, 1983. — 206 с.

6. Дридзе Т. М. Понятие и метод установления содержательной струк­туры теста применительно к учебному тексту (информативно-целевой анализ). Психолингвистическая и лингвистическая природа текста и осо­бенности его восприятия / под ред. Ю.А.Жлуктенко, А.А.Леонтьева. — Киев: Выща шк. Изд-во при Киев, ун-те, 1978. — 100 с.

7. Дьячков В. П. Использование экономических опорных записей учеб­ного материала в ПТУ. — М.: Изд-во ВНМЦ, 1993. — 62 с.

8. Ерецкий М. И. Совершенствование обучения в техникуме. — М.: Высш. шк., 1987.-264 с.

9. Кларии М. В. Инновационные модели обучения в зарубежных педа­гогических поисках. — М.: Арена, 1994. — 222 с.

 

10. Ланда Л.Н. Алгоритмизация в обучении. — М.: Просвещение, 1966. - 523 с.

11. Мучник Б. С. Человек и текст: основы культуры письменной речи. — М.: Книга, 1985. - 252 с.

12. Педагогическая энциклопедия: в 4 т. — М: Сов. энцикл., 1964. — Т. 2. — 848 с.

 

13. Пинский А. А., Голин Г. М. Логика науки и логика учебного пред­мета // Сов. педагогика, 1983. — № 12. — С. 54 — 64.

14. Программа предмета «Электротехника» для средних профессио­нально-технических училищ. — М.: Изд-во ВНМЦ, 1984. — 54 с.

15. Психология восприятия: Материалы сов.-норв. симпоз. — М.: На­ука, 1989.— 197 с.

16. Теоретические основы содержания общего среднего образования / под ред. В.В.Краевского, И.Я.Лернера. — М.: Педагогика, 1983. — 352 с.

17. Техника в ее историческом развитии / под ред. С. В. Шухардина. — М.: Наука, 1982. - 510 с.

18. Шапоринский С.А. Вопросы теории производственного обучения: Профтехпедагогика. — М.: Высш. шк., 1981. — 208 с.

19. ШихинА.Я. Электротехника. — М.: Высш. шк., 1987. — 336 с.


ПРИЛОЖЕНИЕ

Элементы

Полосы —

Полосы используются для выделения:

- названий, заглавий;

-лаконичных формулировок, например определений, законов, воп­росов, выводов, рекомендаций по деятельности;

- понятий (базисных, родовых, сложных, категориальных).
Цвет — белый.

«Облако» — ^>__ ~^_^— ^

«Облако» используется для выделения вопросительных предложений, названий, заголовков, для акцентирования важных высказываний (в

редких случаях).

Цвет — белый.

.------------------------.

Прямоугольник

Прямоугольник используется: -для выделения опорных понятий;

- образования столбцов, таблиц, структур дерева;

- составления спецификаций. Например:

1.

2.

Цвет — белый, салатный, светло-зеленый.

^-Ооо

Используется для представления графов, структурно-логических схем, сетевых графиков, понятий (терминов).

Большие и средние круги соответственно — для важных надписей, названий новых видовых, общих и простых, единичных понятий (тер­минов). Маленькие круги — для наглядной нумерации, а также для вос­приятия отдельных моментов важных вопросов.

Цвет — белый, розовый.


ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение..................................................................................................................... 3

Глава 1. Методологические основы методики профессионального

обучения...................................................................................................... 5

1.1. Методика профессионального обучения как наука

и учебная дисциплина..................................................................................... 5

1.1.1. Исторический обзор развития методического знания

в профессиональном обучении...................................................... 5

1.1.2. Специфика методики профессионального обучения

как научной области педагогических знаний.......................... 14

1.1.3. Основные понятия методики профессионального обучения и методическая терминология 17

1.1.4. Перспективы развития методики профессионального обучения 19

1.2. Методическая деятельность педагога профессиональной школы.... 21

1.2.1. Сущность методической деятельности педагога.................... 21

1.2.2. Виды методической деятельности............................................... 23

1.2.3. Уровни и формы осуществления методической деятельности 25

1.3. Средства обучения в деятельности педагога профессиональной
школы.................................................................................................................. 27

1.3.1. Понятие средств обучения. Классификация

средств обучения.............................................................................. 27

1.3.2. Знаковые системы обучения......................................................... 29

1.3.3. Логические регулятивы обучающей деятельности педагога 32

1.4. Формы наглядного представления учебной информации.................... 37

1.4.1. Наглядные средства технического знания................................ 37

1.4.2. Искусственные средства структурирования учебной информации 40

1.4.3. Метаплан-техника........................................................................... 44

1.5. Психологическое обеспечение методики профессионального
обучения.............................................................................................................. 46

1.5.1. Восприятие учебной информации............................................... 46

1.5.2. Понятийное мышление................................................................... 48

1.5.3. Понимание учебной информации................................................ 49

1.5.4. Мотивация.......................................................................................... 50

Глава 2. Аналитическая деятельность педагога профессиональной

школы...............................:........................................................................ 52

2.1. Анализ содержания профессионального обучения................................ 52

2.2. Анализ содержания производственного обучения................................. 53


2.2.1. Профессиональная деятельность специалиста. Структура трудового процесса 53

2.2.2. Системы производственного обучения...................................... 55

2.2.3. История развития систем производственного

обучения.............................................................................................. 57

2.3. Анализ содержания теоретического обучения........................................ 60

2.3.1. Структура технического знания.................................................. 60

2.3.2. Формирование содержания технических предметов............. 62

2.3.3. Структура современного содержания предмета «Электротехника» 65

2.4. Методический анализ в профессиональном обучении......................... 66

2.4.1. Сущность методического анализа.............................................. 66

2.4.2. Структура методического анализа учебного материала..... 67

2.4.3; Методическая редукция технических понятий....................... 73

2.4.4. Методика конструирования учебных целей............................. 75

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...