От автора
Стр 1 из 48Следующая ⇒
Алябьева Е. А. А60 Итоговые дни по лексическим темам: Планирование и конспекты: Кн. 1. — М.: ТЦ Сфера, 2006. — 224 с. — (Программа развития). — Ч. 1.
ISBN 5-89144-619-7
В пособии представлены планы итоговых тематических дней по десяти лексическим темам, которые изучают как в логопедических группах детского сада, так и в группах детей с нормой психофизического развития. Дидактические игры, упражнения, большое количество стихотворений, загадок, песенок помогут педагогу в организации увлекательных занятий с детьми старшего дошкольного возраста. Пособие адресуется педагогам, методистам ДОУ. Материал книги может использоваться в начальной школе, классах КРО, а также будет интересен студентам дошкольных отделений и факультетов педагогических вузов и колледжей.
От автора Тематическое планирование становится все более популярным в дошкольных образовательных учреждениях. Оно позволяет сделать жизнь ребенка интересной, творческой, разнообразной, дает ему возможность погрузиться в тему, глубже вникнуть в ее суть, лучше понять. В своей первой книге «Тематические дни и недели в детском саду. Планирование и конспекты», вышедшей в издательстве «ТЦ Сфера» (Москва), автор предложил педагогам планирование каникул и тематических дней и недель по, видам деятельности детей. В данном пособии представлены планы-конспекты итоговых тематических дней по лексическим темам «Осень», «Зима», «Весна», «Город», «Деревня», «Профессии», «Транспорт», «Дикие животные», «Домашние электроприборы»* «Грибы», Эти темы изучают как в логопедических группах, так и в группах для детей с нормой психофизического развития.
Обычно в конце изучения лексической темы педагоги и логопеды планируют итоговое занятие с целью контроля и оценки знаний и умений детей. Однако опыт показал, что на одном занятии осуществить это практически невозможно. Необходим комплекс разнообразных средств, который можно использовать в течение всего дня или нескольких дней. Так родилась идея разработки тематических итоговых дней. Предложенный материал педагоги и логопеды могут варьировать в целеполагании и содержании в зависимости от уровня развития детей, пройденного материала. Педагоги должны знать, какой речевой, дидактический материал предлагался детям на занятиях логопедами, чтобы учесть это при планировании итогового дня. Материал книги можно использовать и для обучения, если изменить цели. При планировании необходимо учитывать ряд требований: — наиболее результативным является сценарный вариант планирования, который предполагает единую линию сюжета, связанного мотивом, героем, темой. Это обеспечивает полную преемственность в работе обоих педагогов, узких специалистов (автор предоставляет вам возможность мотивацию продумать самим, а основных героев подсказал); — тема определяет содержание дня, является центральной в целеполагании, но не выражается в однобокости планирования, поскольку параллельно решаются другие задачи воспитания, обучения и развития ребенка, которые можно решить в данном виде деятельности; тематический день должен быть спроектирован таким образом, чтобы дети переключались с одного вида деятельности на другой, исключая долгое статическое положение или сверхактивность; — для детей младшего дошкольного возраста ведущими мотивами должны быть игровые, а со средней группы можно вводить познавательные, нравственные мотивы; — игровой персонаж, которым может быть игрушка или сам педагог, должен быть подобран с учетом интересов и возраста детей. Он помогает педагогу сосредоточить внимание детей, нацелить их на предстоящую деятельность, замотивировать, оценить. Наибольший интерес у детей вызывают герои мультфильмов и сказок, в роли которых выступают воспитатели. Особую группу составляют дети с общим недоразвитием речи (ОНР) и задержкой психического развития (ЗПР), которых игровой персонаж может привлечь лишь на несколько минут. Эмоциональное восприятие у таких детей слабо выражено, иногда наблюдается полное равнодушие к сюрпризным моментам, игровым приемам. Отсюда частое привлечение внимания детей к персонажу в разных видах деятельности, смена персонажей в течение дня, уход от излишней эмоциональности и экспрессивности, которые могут стать причинами перевозбуждения детей и их расторможенности;
— важно, чтобы тематические дни не только были наполнены организованной деятельностью, но и у детей было достаточно времени для свободной самостоятельной деятельности. Поэтому обязательно планируйте оборудование развивающей среды по теме; — необходимо чередовать групповую, подгрупповую и индивидуальную деятельность детей, исключая перегрузки, учитывать интересы, желания, потребности детей (это может проходить через планирование основных этапов дня в утреннее время в старших группах). В данном пособии вам предлагается не только подробное планирование тематических итоговых дней, но и вариативность содержания дня, что дает педагогам возможность проявить творчество, подобрать материал, соответствующий уровню развития детей в группе. Планы-конспекты можно использовать и как учебный материал для студентов дошкольных отделений и факультетов, дав задание подобрать мотивацию к каждому виду деятельности детей, подробно прописать речевую работу по всем задачам в соответствии с речевыми диагнозами и этапом коррекционной работы, доработать цели и содержание с учетом индивидуальных особенностей детей в группе. Методисты ДОУ могут найти в книге интересные творческие идеи, примеры сочетания разных видов деятельности детей в рамках одной темы, проследить, как взаимообусловлена деятельность логопеда и воспитателя.
Особое внимание обращено на грамотность постановки цели. Любая современная технология обучения предполагает наличие диагностической составляющей. Осуществить контроль знаний и умений детей можно, только обозначив четкие критерии оценки, выбрав измеритель (игру, занятие и т. п. ). Поэтому в постановке образовательных целей используются, как правило, глаголы совершенного вида (иметь представление, знать, владеть умением или навыком). Процесс воспитания и развития является непрерывным, охватывает все дошкольное детство. Поэтому развивающие и воспитательные цели формулируются через глаголы несовершенного вида (развивать, воспитывать, формировать). Цели должны определить сами педагоги, исходя из конкретных условий воспитательно-образовательного пространства. Автор не ставил перед собой цели представить идеальный вариант планирования. Для него важно было подсказать саму идею и пути ее осуществления, помочь понять педагогам, как можно интегративно осуществить контроль представлений, знаний и умений детей, без которого нельзя оценить результат деятельности и спроектировать дальнейшую работу. Тематические дни требуют особой подготовки и оборудования. Чаще всего дидактический материал имеется в методическом кабинете, в группах и у логопеда, Тем более что в последние годы в разных издательствах вышли прекрасные тематические словари с наглядным материалом и методическим обеспечением. Предложенный для детей 6—8 лет материал может использоваться и в начальной школе на уроках, и во внеклассной работе, особенно он будет полезен в классах КРО. Данное пособие является первой попыткой представить такой материал в печати. Автор будет признателен тем, кто захочет прислать свои отзывы и предложения. Желаем всем творческих успехов в воспитании и развитии детей!
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|