Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Составитель: к.п.н. Юсупова И.Б.




КАЗАХСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЖЕНСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Факультет ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ

Кафедра общей педагогики

 

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ

 

 

ЭТНОПЕДАГОГИКА

 

 

Ф.И.О. лектора: к.п.н., ст.преп. Юсупова И.Б.

Телефон: +7 705 228 90 77

e-mail: [email protected]

каб.: № 202

 

Ф.И.О. преподавателя: Садирбекова Д.И.

Телефон: 87071464055

e-mail: [email protected]

каб.: № 202

 

Пререквизиты: общая педагогика, история педагогики, дидактика

 

Постреквизиты: педагогический менеджмент и управление педагогическим процессом.

 

 

Алматы, 2013

 

Составитель: к.п.н. Юсупова И.Б.

 

Алматы,2013

 

ТИПОВАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

высшее профессиональное образование

 

 

«ЭТНОПЕДАГОГИКА»

по специальности 050103 - Педагогика и психология

Количество кредитов - 2 (90 часов)

 

Пояснительная записка

 

Являясь одной из базовых дисциплин н подготовке бакалавров по специальности 050103 - «Педагогика и психологии», курс «Этнопедагогика» ставит перед собой цель - вооружение студентов знаниями о сущности и специфике этнопедагогики, внедрение традиций и обычаев народов в воспитание подрастающего поколения, с учетом национальных особенностей и специфики национального сознания, ознакомление с основными идеями концепции этнокультурного образования в Республике Казахстан, с учетом ею многонациональности, суверенитета.

По окончании изучения дисциплины студент должен: иметь представление об этнопедагогике как науке, ее отраслях, сформировавшихся на стыке этнографии, этнофилософии, этнической культуры и этнопсихологии: знать основные этиопедагогические понятия, обусловленные традициями и обычаями народа; уметь реализовать сформированное национальное самосознание и воспитании духа, межэтнической толерантности, уважения к культуре, языку. истории своего и других народов, применять теоретические знания в профессиональной деятельности.

Изучению курса предшествуют следующие педагогические дисциплины: «Введение в специальность по педагогике», «Педагогика». «Социальная педагогика», «Методика преподавания педагогических дисциплин», «Теория и технология профильного обучения». Параллельно с курсом «Этнопедагогика» изучаются как педагогические («История педагогики», «Педагогическое мастерство», «Педагогический менеджмент и управление в современной школе»), так и психологические дисциплины («Этнопсихология», «История психологии» и др.).

 

 

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Введение

Века и тысячелетия решалась задача осмысления, сохранения и передачи следующим поколениям того всеобщего, на чем зиждется все человечество, и того частного, что составляет неповторимое лицо данного народа. В опыте отцов и дедов есть зерна мудрости, которые и в наш век прорастут и дадут добрые всходы. Мы обращаемся к народной педагогике не только потому, что это кладезь мудрости, запасник педагогической мысли и нравственного здоровья, но и потому, что это наши истоки. Каждый человек, начиная со своего появления на свет и до конца своей жизни, впитывает в свое сознание выработанные народом на протяжении веков обычаи, традиции и нормы поведения. Обычаи и традиции являются самым дорогим наследием, определяющим психологию, духовность и культуру народа. В многонациональной Республике Казахстан имеются педагогические запасники каждого из народов, населяющих нашу республику. Мы учимся мудрости и опыту воспитания у казахов и русских, уйгуров и татар, корейцев и греков и др. Воспитание в своих.детях таких основных качеств, как доброта, честность, уважение к старшим, справедливость, мужественность - это основа народной педагогики.

Объектом изучения является содержание курса "Этнопедагогика" как одно из центральных модулей в системе общепедагогической подготовки бакалавров по специальности 050103 - «Педагогика и психология». Изучение курса осуществляется в ходе лекционных и семинарских занятий, где используются различиые методы активизации мыслительной деятельности студента; проблемная ситуация, диалогический метод изложения материала, использование мнемосхем и т.д. Формы СРС: аннотирование и конспектирование педагогической литературы, реферирование, оппонирование, рецензирование, ведение педагогического словаря

 

 

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Тема 1

Методологические основы этнопедагогики

Краткий курс и историю этнопедагогики и народной педагогики. Предмет.
объект этнопедагогики. Основные принципы, задачи, функции. Основные понятия
этнопедагогики: этническое воспитание, этническое обучение, нация, этнос.
Место этнопедагогики в системе педагогических наук. Взаимосвязь
этнопедагогики другими науками: этнопсихологией. философией, этнографией,
этнософией. Культурологические, философские, психологические, этнографические основы этнопедагогики. Документы по национальной политике Республики Казахстан. Современное состояние этнокультурных традиций в условиях суверенного национального государства.

Темя 2. Генезис этнопедагогических идей в истории развитии человечества

Народное воспитание в наследии классиков педагогики, Вклад Я.О. Коменского в развитие национальной системы обучения и воспитания. Принципы народности К.Д. Ушинского. Использование элементов народного воспитания к педагогической деятельности А.С. Макаренко. Народная педагогика В.Л. Сухомлинского.

Школа воспитания казахских поэтов-сказителей XV-X1X веков (Асанкайгы. Казтуган, Шалкииз, Актамберды, Шал. Дулат, Бухар, Махамбет и др.), их участие в упправлении народом, призывы защитить родину, пропаганда гуманизма, трудолюбия, искусства. Выдающаяся роль воспитания у молодого поколения находчивости, искусства красноречия биев XVIII века (Толе би, Казыбек би, Айтике би). Вопросы национального воспитания и этнопедагогики в трудах Ч.Валиханова Трактовка наследия И.Алтынсарина с научных позиций народной педагогики и психологии. Вклад Абая Куианбаева в более углубленное развитие казахской педагогики и психологии. Мысли о казахском народном воспитании русских и западноевропейских ученых. Развитие этнопедагогических идей в 20-30 гг. XX века (М. Дулатов. А. Байтурсынов. М. Жумабаев и т.д.).

Тема 3. Цели воспитания в этнопедагогике

Общность цели воспитания у всех этносов. Народный идеал человека. Совершенный человек как цель народного воспитания. Этнический характер совершенного человека. Условия развития представления каждого народа о совершенной личности. Воспитание национального достоинства фундамента нравственного совершенства личности. Особенности пол и культурного воспитания и условиях многоэтнического Казахстана. Педагогическая культура народа, ее сущность и содержание. Преемственность поколений как фактор социального развитии ЛИЧНОСТИ и духовного прогресса народа.

 

Тема 4. Методы и средства воспитания в этнопедагогике

Методы в народной педагогике. Средства народного воспитания: сказки, пословицы, поговорки, загадки, народные песни Природа как средство воспитания. Игра как средство воспитания. Слово как средство воспитания. Труд как средство воспитания.

Тема 5. Национальные обычаи и традиции народов Республики Казахстан как - основа народного воспитания

Понятие обычаев и традиций: философское, социальное, психологическое и педагогическое определения. Структура обычаев и традиций, общее и различное в обычаях и традициях. Ритуалы и церемониалы. Воспитательное значение обычаев, обрядов, традиций, суеверий, связанных с воспитанием человека. Характеристика периодов жизни ребенка с учетом их особенностей. Обряды, связанные с женитьбой и заведением самостоятельной семьи, клятвенные атрибуты и заверении дружбы, благословения и напутствия. Обряды, связанные со смертью (прощания и оплакивание покойного, проведение поминок, годовщины смерти), установление надгробия. Воспитательное значение обычаев и обрядов, песен и сказаний, сопровождающих человека в радости и горе. Обряды и традиции, рожденные новым временем, их воспитательное значение.

Тема 6. Духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание в народной педагогике

Народные понятия о благовоспитанности, совести, стыде, духовности в обычаях, традициях, песнях, стихах, пословицах и поговорках. Роль и пример старших в семье в воспитании у молодежи порядочности, вежливости, почитании старших Воспитательное значение приветствия, приема и ухаживания за гостями. скромности и вежливости. Воспитательный потенциал традиционных религиозных учений. Особенности духовно-нравственного воспитания и казахском народе.

Воспитание любви к своему отечеству, народу, родным и близким основа патриотического воспитания. Основные модели патриотизма (интегративная, авторитарная, (контрастно-дезинтегративная). Взаимосвязь чувства патриотизма с чувством гражданской ответственности, гражданского долга перед своей страной. Значение и смысл пословиц, поговорок и богатырских сказаний в гражданско-патриотическом воспитании. Роль и значение национальных игр, воспитывающих смелость и готовность юношей к отражению врага. Особенности гражданско-патриотического воспитания в казахском народе.

Темя 7. Трудовое и физическое воспитание и народной педагогике

Воспитание трудолюбия, профессиональных навыков и профориентации; роль дедов и отцов в обучении мальчиков пастьбе скота, строительстве помещений для скота, овладении навыками ручного труда; роль матери и обучении девочек вышиванию, выкройке узоров, пряже шерсти, ковроткачеству, шитью одежды. Профессиональная подготовка детей в семье. Умение пасти домашний скот, знание заболеваний животных и методы их лечения. Приучение к верховой езде и охоте, обучение навыкам ремесел. Воспитательное значение песен, сказок, пословиц и поговорок о труде. Особенности трудового воспитании в казахском народе.

Цели и задачи физического воспитания в народной педагогике. Значение купания ребенка в соленой воде, смазывание тела жирами, вытягивание рук и ног. Приемы закаливания детей у народов, проживающих в Республике Казахстан Роль национальных игр в физическом воспитании. Особенности физического воспитания в казахском народе.

 

Тема 8. Эстетическое и интеллектуальное воспитание в народной педагогике

Эстетического воспитания и народной педагогике, его цели и задачи Основные направления эстетического воспитания: зодчество и изобразительное искусство, песни и сказания, ювелирное и прикладное искусство, ковроткачество, и значение и быте и жизни народа. Этнопедагогические идеи в изобразительном искусстве. Народная школа воспитания молодежи искусству песен и сказаний, острословию и находчивости. Проблемы воспитания в произведениях народных композиторов. Воспитание эстетического чувства у девочек, участие в нем родителей. Особенности эстетического воспитания в казахском пароде.

Интеллектуальное воспитание и его роль в воспитании подрастающих поколений. Народное восприятие мироздания. Знания о солнце, луне, звездах, и домашних животных Понятия о семи мирах, семи днях. Народный календарь, деление на месяцы и времена года. Пословицы и поговорки, легенды и высказывания мудрецов о пользе знаний и находчивости и сообразительности, роль сказок в воспитании находчивости. Особенности интеллектуального воспитания в казахском народе.

Тема 9.Современное функционирование народной педагогики

Этнопедагогическая пансофия народов. Межнациональное, общечеловеческое в духовно-нравственных ценностях народов. Действенность личностей-символов и их функционирование. Общечеловеческие основы этнопедагогики.

Тема 10. Использование прогрессивных элементов народной педагогики в учебно-педагогическом процессе общеобразовательных учреждений

Концепция этнокультурного образования Республики Казахстан, концепция этнопедагогического образования молодежи. Современные программы Республики Казахстан по народной педагогике. Цели, задачи и особенности программ «Атамекен», «Елім-ай» и др. Опыт работы школ Казахстана по народной педагогике. Изучение опыта семейного воспитания, знакомство с музыкальными инструментами, народными прикладными искусствами, народными играми, национальным стилем одежды. Изучение родословной

 

Перечень тем семинарских занятий

1. Предмет этнопедагогики, ею методы и задачи.

2. История происхождения и развития этнопедагогической мысли.

3. Совершенный человек как цель народного воспитания

4. Методы, приемы и средства воспитания в народной педагогике.

5. Пословицы и поговорки - народные педагогические миниатюры.

6. Народные сказки учебники жизни.

7. Национальные обычаи и традиции народов Республики Казахстан.

8. Духовно-нравственное воспитание в народной педагогике.

9. Гражданско-патриотическое воспитание в народной педагогике.

10. Трудовое воспитание в народной педагогике.

1I.. Физическое воспитание в народной педагогике

12. Эстетическое воспитание в народной педагогике.

13. Интеллектуальное воспитание в народной педагогике.

14. Современное функционирование народной педагогики.

15. Использование народной педагогике и воспитании и обучении подрастаюших поколений.

1. Документы по национальной политике Республики Казахстан.

2. Школа воспитания казахских поэтов-сказителей XV-XIX веков.

3. Вопросы национального воспитания и этнопедагогики в трудах Ч.Валиханова

4. Трактовка наследия И. Алтынсарина с научных позиций народной педагогики и психологии.

5. Вклад Абая Кунанбаева в более углубленное развитие казахской педагогики и психологии.

6. Русские и западноевропейские ученые о казахском народном воспитании.

7. Этнопедагогические идеи М. Дулатова, А. Байтурсынова, М. Жумабаева и др.

8. Особенности поликультурного воспитания в условиях многоэтинического Казахстана.

9. Ритуалы и церемониалы.

10.Обряды и традиции, рожденные новым временем, их воспитательное значение.

I I.Воспитательный потенциал традиционных религиозных учений.

12.Приемы закаливания детей у народов, проживающих в Республике Казахстан.

13.Проблемы воспитания в произведениях народных композиторов.

14. Межнациональное, общечеловеческое в духовно-нравственных ценностях народов.

15.Опыт работы школ Казахстана по народной педагогике.

Тематика рефератов

I. Предмет этнопедагогики и ее связь с другими пауками.

2.Общность и различия народной педагогики и научной педагогики.

3..Народное воспитание в наследии классиков педагогики.

4.Народ как творец педагогической культуры.

5. Народный идеал человека,

6. Связь народной педагогики с устной литературой.

7. Возрастные категории и жизненный цикл вкультуре разных народов

8. Мир детства и его научное познание.

9. Этиопедагогические проблемы изучения семьи.

10. Роль родителей в воспитании детей.

11. Роль матери в семье, особенности в воспитании дочерей.

12.Проблемы развития этнической) сознания детей.

13.Значение национальных игр, стихов и сказок и формировании мировоззрения
подрастающего поколения.

14.Народные игры и игрушки в воспитании детей.

15.Роль айтысов в интеллектуальном воспитании, формировании быстроты мысли
и находчивости.

16.Народные песни как средство эстетического воспитания.

17.Пословицы и поговорки как средство духовно-нравственного воспитания.

18.Воспитательный потенциал традиционных религиозных учений.

19.Этнокультурные традиции в условиях суверенного государства.

20.Своеобразие межэтнических процессов в мегаполисе и его влияние на современное воспитание.

Список рекомендуемой литературы

1. Ахияров К.Ш. Народная педагогика и современная школа. -Уфа, 2000. 2 Ахмегов М. Казахские песни и народные традиции. - Алматы, 1991.

3. Батурина Г.И., Кузина Т.Ф. Народная педагогика в современном учебно-
воспитательном процессе. - М., 2003.

4. Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. - М„ 1983.

5. Васильцева III. Мудрые заповеди народной педагогики. -М.. 1983.

6. Волков I'M. Педагогика жизни. Мир детства. Царство мудрости. - Чебоксары
1989.

7. Волков Г.Н. Этнопедагогика. - М., 2000.

8. Жарыкбаев К.Б., Калиев С.К. История казахской педагогики и психологии. -
Алматы. 1995.

9. Измаилом А. Народная педагогика: педагогические воззрения народов
Средней Азии и Казахстана. - М\, Педагогика, 1991.

10.Калиев С. Педагогические мысли в поэзии акынов и жырау XV-XLX. - Алматы,

1991. J1. Кожахмегова К.Ж. Казахская этнопедагогика: методология, теория,

практика. - Алматы, 1998. 12 Кожахметова К.Ж., Жетписбаева Б.А. Введение в сравнительную эгнопедагогику. - Алматы. 2001. 13.Коп И.С. Этнография детства: Исторический очерк. -М.,1983.

14.Педагогика межнационального общения: Учебное пособие / Под ред. Д.И.
Латышипой. М- 2004.

 

 

 

КАЗАХСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЖЕНСКИЙ

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Факультет Педагогики и психологии

Кафедра Общей психологии

 

Утверждено

На заседании Ученого

Совета факультета

Протокол № __от___________2013г.

Проректор по учебной работе

_____________ Тойбаев А.Ж.

«___» _________2013 г.

 

 

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

Обязательного компонента

(для преподавателей)

 

 

Название дисциплины: «Этнопедагогика»

Код дисциплины:

Специальность:

Количество кредитов: 2

 

 

Алматы,2013 г.

Рабочая учебная программа обязательного компонента по дисциплине

«Этнопедагогика» составлена на основании типовой учебной программы для группы специальностей 050100 «Образование, разработанный УМС Казахского национального педагогического университета им.Абая и утвержденный протокольным решением заседания Республиканского учебно-методического Совета высшего и послевузовского образования МОН РК от 22.06.2006г.

 

 

Составитель рабочей учебной программы по дисциплине «Этнопедагогика»:

Юсупова Индира Боранбаевна, к.п.н., доцент кафедры общей педагогики.

 

 

Утверждено на заседании кафедры общей педагогики Казгосженпу

Протокол № ___от «»_________________________2013г.

Зав.кафедрой ___________________________д.п.н.,Г.А.Муратбаева.

 

 

Рассмотрено и одобрено на учебно-методическом совете факультета

педагогики и психологии

Протокол №__ от «»_________________________2013г.

Председатель учебно-методического

совета факультета________________________ к.п.н., доцент Сайдахметова Л.Т.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...