Составитель: к.п.н. Юсупова И.Б.
Стр 1 из 15Следующая ⇒ КАЗАХСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЖЕНСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ Факультет ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ Кафедра общей педагогики
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ
ЭТНОПЕДАГОГИКА
Ф.И.О. лектора: к.п.н., ст.преп. Юсупова И.Б. Телефон: +7 705 228 90 77 e-mail: yusupova.indira67@mail.ru каб.: № 202
Ф.И.О. преподавателя: Садирбекова Д.И. Телефон: 87071464055 e-mail: yusupova.indira67@mail.ru каб.: № 202
Пререквизиты: общая педагогика, история педагогики, дидактика
Постреквизиты: педагогический менеджмент и управление педагогическим процессом.
Алматы, 2013
Составитель: к.п.н. Юсупова И.Б.
Алматы,2013
ТИПОВАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА высшее профессиональное образование
«ЭТНОПЕДАГОГИКА» по специальности 050103 - Педагогика и психология Количество кредитов - 2 (90 часов)
Пояснительная записка
Являясь одной из базовых дисциплин н подготовке бакалавров по специальности 050103 - «Педагогика и психологии», курс «Этнопедагогика» ставит перед собой цель - вооружение студентов знаниями о сущности и специфике этнопедагогики, внедрение традиций и обычаев народов в воспитание подрастающего поколения, с учетом национальных особенностей и специфики национального сознания, ознакомление с основными идеями концепции этнокультурного образования в Республике Казахстан, с учетом ею многонациональности, суверенитета. По окончании изучения дисциплины студент должен: иметь представление об этнопедагогике как науке, ее отраслях, сформировавшихся на стыке этнографии, этнофилософии, этнической культуры и этнопсихологии: знать основные этиопедагогические понятия, обусловленные традициями и обычаями народа; уметь реализовать сформированное национальное самосознание и воспитании духа, межэтнической толерантности, уважения к культуре, языку. истории своего и других народов, применять теоретические знания в профессиональной деятельности.
Изучению курса предшествуют следующие педагогические дисциплины: «Введение в специальность по педагогике», «Педагогика». «Социальная педагогика», «Методика преподавания педагогических дисциплин», «Теория и технология профильного обучения». Параллельно с курсом «Этнопедагогика» изучаются как педагогические («История педагогики», «Педагогическое мастерство», «Педагогический менеджмент и управление в современной школе»), так и психологические дисциплины («Этнопсихология», «История психологии» и др.).
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА Введение Века и тысячелетия решалась задача осмысления, сохранения и передачи следующим поколениям того всеобщего, на чем зиждется все человечество, и того частного, что составляет неповторимое лицо данного народа. В опыте отцов и дедов есть зерна мудрости, которые и в наш век прорастут и дадут добрые всходы. Мы обращаемся к народной педагогике не только потому, что это кладезь мудрости, запасник педагогической мысли и нравственного здоровья, но и потому, что это наши истоки. Каждый человек, начиная со своего появления на свет и до конца своей жизни, впитывает в свое сознание выработанные народом на протяжении веков обычаи, традиции и нормы поведения. Обычаи и традиции являются самым дорогим наследием, определяющим психологию, духовность и культуру народа. В многонациональной Республике Казахстан имеются педагогические запасники каждого из народов, населяющих нашу республику. Мы учимся мудрости и опыту воспитания у казахов и русских, уйгуров и татар, корейцев и греков и др. Воспитание в своих.детях таких основных качеств, как доброта, честность, уважение к старшим, справедливость, мужественность - это основа народной педагогики.
Объектом изучения является содержание курса "Этнопедагогика" как одно из центральных модулей в системе общепедагогической подготовки бакалавров по специальности 050103 - «Педагогика и психология». Изучение курса осуществляется в ходе лекционных и семинарских занятий, где используются различиые методы активизации мыслительной деятельности студента; проблемная ситуация, диалогический метод изложения материала, использование мнемосхем и т.д. Формы СРС: аннотирование и конспектирование педагогической литературы, реферирование, оппонирование, рецензирование, ведение педагогического словаря
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ Тема 1 Методологические основы этнопедагогики Краткий курс и историю этнопедагогики и народной педагогики. Предмет. Темя 2. Генезис этнопедагогических идей в истории развитии человечества Народное воспитание в наследии классиков педагогики, Вклад Я.О. Коменского в развитие национальной системы обучения и воспитания. Принципы народности К.Д. Ушинского. Использование элементов народного воспитания к педагогической деятельности А.С. Макаренко. Народная педагогика В.Л. Сухомлинского. Школа воспитания казахских поэтов-сказителей XV-X1X веков (Асанкайгы. Казтуган, Шалкииз, Актамберды, Шал. Дулат, Бухар, Махамбет и др.), их участие в упправлении народом, призывы защитить родину, пропаганда гуманизма, трудолюбия, искусства. Выдающаяся роль воспитания у молодого поколения находчивости, искусства красноречия биев XVIII века (Толе би, Казыбек би, Айтике би). Вопросы национального воспитания и этнопедагогики в трудах Ч.Валиханова Трактовка наследия И.Алтынсарина с научных позиций народной педагогики и психологии. Вклад Абая Куианбаева в более углубленное развитие казахской педагогики и психологии. Мысли о казахском народном воспитании русских и западноевропейских ученых. Развитие этнопедагогических идей в 20-30 гг. XX века (М. Дулатов. А. Байтурсынов. М. Жумабаев и т.д.).
Тема 3. Цели воспитания в этнопедагогике Общность цели воспитания у всех этносов. Народный идеал человека. Совершенный человек как цель народного воспитания. Этнический характер совершенного человека. Условия развития представления каждого народа о совершенной личности. Воспитание национального достоинства фундамента нравственного совершенства личности. Особенности пол и культурного воспитания и условиях многоэтнического Казахстана. Педагогическая культура народа, ее сущность и содержание. Преемственность поколений как фактор социального развитии ЛИЧНОСТИ и духовного прогресса народа.
Тема 4. Методы и средства воспитания в этнопедагогике Методы в народной педагогике. Средства народного воспитания: сказки, пословицы, поговорки, загадки, народные песни Природа как средство воспитания. Игра как средство воспитания. Слово как средство воспитания. Труд как средство воспитания. Тема 5. Национальные обычаи и традиции народов Республики Казахстан как - основа народного воспитания Понятие обычаев и традиций: философское, социальное, психологическое и педагогическое определения. Структура обычаев и традиций, общее и различное в обычаях и традициях. Ритуалы и церемониалы. Воспитательное значение обычаев, обрядов, традиций, суеверий, связанных с воспитанием человека. Характеристика периодов жизни ребенка с учетом их особенностей. Обряды, связанные с женитьбой и заведением самостоятельной семьи, клятвенные атрибуты и заверении дружбы, благословения и напутствия. Обряды, связанные со смертью (прощания и оплакивание покойного, проведение поминок, годовщины смерти), установление надгробия. Воспитательное значение обычаев и обрядов, песен и сказаний, сопровождающих человека в радости и горе. Обряды и традиции, рожденные новым временем, их воспитательное значение.
Тема 6. Духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание в народной педагогике Народные понятия о благовоспитанности, совести, стыде, духовности в обычаях, традициях, песнях, стихах, пословицах и поговорках. Роль и пример старших в семье в воспитании у молодежи порядочности, вежливости, почитании старших Воспитательное значение приветствия, приема и ухаживания за гостями. скромности и вежливости. Воспитательный потенциал традиционных религиозных учений. Особенности духовно-нравственного воспитания и казахском народе. Воспитание любви к своему отечеству, народу, родным и близким основа патриотического воспитания. Основные модели патриотизма (интегративная, авторитарная, (контрастно-дезинтегративная). Взаимосвязь чувства патриотизма с чувством гражданской ответственности, гражданского долга перед своей страной. Значение и смысл пословиц, поговорок и богатырских сказаний в гражданско-патриотическом воспитании. Роль и значение национальных игр, воспитывающих смелость и готовность юношей к отражению врага. Особенности гражданско-патриотического воспитания в казахском народе. Темя 7. Трудовое и физическое воспитание и народной педагогике Воспитание трудолюбия, профессиональных навыков и профориентации; роль дедов и отцов в обучении мальчиков пастьбе скота, строительстве помещений для скота, овладении навыками ручного труда; роль матери и обучении девочек вышиванию, выкройке узоров, пряже шерсти, ковроткачеству, шитью одежды. Профессиональная подготовка детей в семье. Умение пасти домашний скот, знание заболеваний животных и методы их лечения. Приучение к верховой езде и охоте, обучение навыкам ремесел. Воспитательное значение песен, сказок, пословиц и поговорок о труде. Особенности трудового воспитании в казахском народе. Цели и задачи физического воспитания в народной педагогике. Значение купания ребенка в соленой воде, смазывание тела жирами, вытягивание рук и ног. Приемы закаливания детей у народов, проживающих в Республике Казахстан Роль национальных игр в физическом воспитании. Особенности физического воспитания в казахском народе.
Тема 8. Эстетическое и интеллектуальное воспитание в народной педагогике Эстетического воспитания и народной педагогике, его цели и задачи Основные направления эстетического воспитания: зодчество и изобразительное искусство, песни и сказания, ювелирное и прикладное искусство, ковроткачество, и значение и быте и жизни народа. Этнопедагогические идеи в изобразительном искусстве. Народная школа воспитания молодежи искусству песен и сказаний, острословию и находчивости. Проблемы воспитания в произведениях народных композиторов. Воспитание эстетического чувства у девочек, участие в нем родителей. Особенности эстетического воспитания в казахском пароде.
Интеллектуальное воспитание и его роль в воспитании подрастающих поколений. Народное восприятие мироздания. Знания о солнце, луне, звездах, и домашних животных Понятия о семи мирах, семи днях. Народный календарь, деление на месяцы и времена года. Пословицы и поговорки, легенды и высказывания мудрецов о пользе знаний и находчивости и сообразительности, роль сказок в воспитании находчивости. Особенности интеллектуального воспитания в казахском народе. Тема 9.Современное функционирование народной педагогики Этнопедагогическая пансофия народов. Межнациональное, общечеловеческое в духовно-нравственных ценностях народов. Действенность личностей-символов и их функционирование. Общечеловеческие основы этнопедагогики. Тема 10. Использование прогрессивных элементов народной педагогики в учебно-педагогическом процессе общеобразовательных учреждений Концепция этнокультурного образования Республики Казахстан, концепция этнопедагогического образования молодежи. Современные программы Республики Казахстан по народной педагогике. Цели, задачи и особенности программ «Атамекен», «Елім-ай» и др. Опыт работы школ Казахстана по народной педагогике. Изучение опыта семейного воспитания, знакомство с музыкальными инструментами, народными прикладными искусствами, народными играми, национальным стилем одежды. Изучение родословной
Перечень тем семинарских занятий 1. Предмет этнопедагогики, ею методы и задачи. 2. История происхождения и развития этнопедагогической мысли. 3. Совершенный человек как цель народного воспитания 4. Методы, приемы и средства воспитания в народной педагогике. 5. Пословицы и поговорки - народные педагогические миниатюры. 6. Народные сказки учебники жизни. 7. Национальные обычаи и традиции народов Республики Казахстан. 8. Духовно-нравственное воспитание в народной педагогике. 9. Гражданско-патриотическое воспитание в народной педагогике. 10. Трудовое воспитание в народной педагогике. 1I.. Физическое воспитание в народной педагогике 12. Эстетическое воспитание в народной педагогике. 13. Интеллектуальное воспитание в народной педагогике. 14. Современное функционирование народной педагогики. 15. Использование народной педагогике и воспитании и обучении подрастаюших поколений. 1. Документы по национальной политике Республики Казахстан. 2. Школа воспитания казахских поэтов-сказителей XV-XIX веков. 3. Вопросы национального воспитания и этнопедагогики в трудах Ч.Валиханова 4. Трактовка наследия И. Алтынсарина с научных позиций народной педагогики и психологии. 5. Вклад Абая Кунанбаева в более углубленное развитие казахской педагогики и психологии. 6. Русские и западноевропейские ученые о казахском народном воспитании. 7. Этнопедагогические идеи М. Дулатова, А. Байтурсынова, М. Жумабаева и др. 8. Особенности поликультурного воспитания в условиях многоэтинического Казахстана. 9. Ритуалы и церемониалы. 10.Обряды и традиции, рожденные новым временем, их воспитательное значение. I I.Воспитательный потенциал традиционных религиозных учений. 12.Приемы закаливания детей у народов, проживающих в Республике Казахстан. 13.Проблемы воспитания в произведениях народных композиторов. 14. Межнациональное, общечеловеческое в духовно-нравственных ценностях народов. 15.Опыт работы школ Казахстана по народной педагогике. Тематика рефератов I. Предмет этнопедагогики и ее связь с другими пауками. 2.Общность и различия народной педагогики и научной педагогики. 3..Народное воспитание в наследии классиков педагогики. 4.Народ как творец педагогической культуры. 5. Народный идеал человека, 6. Связь народной педагогики с устной литературой. 7. Возрастные категории и жизненный цикл вкультуре разных народов 8. Мир детства и его научное познание. 9. Этиопедагогические проблемы изучения семьи. 10. Роль родителей в воспитании детей. 11. Роль матери в семье, особенности в воспитании дочерей. 12.Проблемы развития этнической) сознания детей. 13.Значение национальных игр, стихов и сказок и формировании мировоззрения 14.Народные игры и игрушки в воспитании детей. 15.Роль айтысов в интеллектуальном воспитании, формировании быстроты мысли 16.Народные песни как средство эстетического воспитания. 17.Пословицы и поговорки как средство духовно-нравственного воспитания. 18.Воспитательный потенциал традиционных религиозных учений. 19.Этнокультурные традиции в условиях суверенного государства. 20.Своеобразие межэтнических процессов в мегаполисе и его влияние на современное воспитание. Список рекомендуемой литературы 1. Ахияров К.Ш. Народная педагогика и современная школа. -Уфа, 2000. 2 Ахмегов М. Казахские песни и народные традиции. - Алматы, 1991. 3. Батурина Г.И., Кузина Т.Ф. Народная педагогика в современном учебно- 4. Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. - М„ 1983. 5. Васильцева III. Мудрые заповеди народной педагогики. -М.. 1983. 6. Волков I'M. Педагогика жизни. Мир детства. Царство мудрости. - Чебоксары 7. Волков Г.Н. Этнопедагогика. - М., 2000. 8. Жарыкбаев К.Б., Калиев С.К. История казахской педагогики и психологии. - 9. Измаилом А. Народная педагогика: педагогические воззрения народов 10.Калиев С. Педагогические мысли в поэзии акынов и жырау XV-XLX. - Алматы, 1991. J1. Кожахмегова К.Ж. Казахская этнопедагогика: методология, теория, практика. - Алматы, 1998. 12 Кожахметова К.Ж., Жетписбаева Б.А. Введение в сравнительную эгнопедагогику. - Алматы. 2001. 13.Коп И.С. Этнография детства: Исторический очерк. -М.,1983. 14.Педагогика межнационального общения: Учебное пособие / Под ред. Д.И.
КАЗАХСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЖЕНСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ Факультет Педагогики и психологии Кафедра Общей психологии
Утверждено На заседании Ученого Совета факультета Протокол № __от___________2013г. Проректор по учебной работе _____________ Тойбаев А.Ж. «___» _________2013 г.
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА Обязательного компонента (для преподавателей)
Название дисциплины: «Этнопедагогика» Код дисциплины: Специальность: Количество кредитов: 2
Алматы,2013 г. Рабочая учебная программа обязательного компонента по дисциплине «Этнопедагогика» составлена на основании типовой учебной программы для группы специальностей 050100 «Образование, разработанный УМС Казахского национального педагогического университета им.Абая и утвержденный протокольным решением заседания Республиканского учебно-методического Совета высшего и послевузовского образования МОН РК от 22.06.2006г.
Составитель рабочей учебной программы по дисциплине «Этнопедагогика»: Юсупова Индира Боранбаевна, к.п.н., доцент кафедры общей педагогики.
Утверждено на заседании кафедры общей педагогики Казгосженпу Протокол № ___от «»_________________________2013г. Зав.кафедрой ___________________________д.п.н.,Г.А.Муратбаева.
Рассмотрено и одобрено на учебно-методическом совете факультета педагогики и психологии Протокол №__ от «»_________________________2013г. Председатель учебно-методического совета факультета________________________ к.п.н., доцент Сайдахметова Л.Т.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|