Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Особенности казахской этнопедагогики.




План:

1. История и культура каждого народа.

2. Основная цель народной педагогики.

3. Гносеологическая особенность казахской национальной философии.

 

Обитатели степи без краев за протяженности веков набрали богатый опыт по воспитанию молодых поколений, и породили правила и обычаи нации. Появились в жизни кочевников особенные требования. Например, установилось известное людям моральное психологическое свойство молодого человека, целью такого морального свойства являлось воспитание патриотов, любящих свою родину. Каждый джигит должен иметь восемь качеств и уметь хранить тайну (сегіз қырлы, бір сырлы). Вот, это правило определило моральные требования, которые предъявляются к обитателям степи.

У каждой нации имеется своя житейская деятельность, история и культура. Та культура выражается в языке и мышлении нации. И национальная культурная особенность имеет место в образе жизни, веровании, традиции, менталитете самой нации.

Смотря на это, такие достоинства, как защищать свою честь, чистосердечие, верность к другу и родине – все это национальная психологическая особенность казахского народа.

Мы считаем, что национальная особенность казахского народа в богатстве его размышления, в способах воспитания поколений и особенностях традиций.

Что касается психологического размышления казахского народа, это видно в их искусстве айтыс, а также, когда они при разговоре используют пословицы - поговорки, намеки.

У каждого народа есть своя история и культура. И особенности национальной культуры зависят от условий существования народа, его вероисповедания, традиций и обычаев. Правдивость и честность, высокая нравственность, скромность, дружелюбие, гостеприимство, почтительное отношение к старшим – неизменные качества психологии казахского народа.

Известно, что национальные особенности казахского народа связаны с национальной психологией, этнопедагогикой, этнографией. Памятники народной педагогики хранятся и передаются из поколения в поколение народом в созданных им сказках, легендах, эпосах, поговорках – пословицах, преломляются через призму национальных традиций и обычаев разных народов и имеют цель воспитывать и обучать молодое поколение на лучших идеалах народных масс. Искусство слова, родившееся в глубокой древности, прежде всего, воплотилось в художественном народном творчестве.

Основная цель народной педагогики – воспитание молодого поколения на основе богатейшего исторического опыта – трудолюбивого, патриота – защитника своей родины, знающего свою культуру, духовно богатого. Известно, что в реализации цели народной педагогики принимали участие непосредственно как члены семьи, так и аксакалы («белобородые»), старики, предки, поэты-певцы, сказители, музыканты - кюйши и другие.

Особое значение имело творчество акынов, поэтов-певцов, исполнителей терме, где отражались принципы обучения подрастающего поколения. Их поэтические размышления (толгау) имели педагогическое значение, пробуждая в людях благородные чувства: любовь к родине, честность, правдивость,

Поэзия жырау была тесно связана с народной жизнью, отражая чаяния народа, звала к лучшей жизни, самосовершенствованию. В их песнях создавались образы народных героев, наделенных прекрасными чертами. Особое значение жырау (сказители) придавали человечности.

«Герой рожден для народа и умрет за народ»- так воспевали героические чувства, мужественность, храбрость. Говорили, что каждый мужчина должен быть рыцарем в полном понимании данного слова, обладать всеми достоинствами. Все это оказывало огромное воспитательное влияние на формирование детей и молодежи. В целом, понятия человек, мужчина, герой – это широкие философские категории. Еще одна гносеологическая особенность казахской национальной философии состоит во взгляде на Атамекен (родину), народ. Некоторые люди место своего рождения не считают родиной. Там, где живут, работают, считают своей родиной, в чем глубоко ошибаются. Казахский народ высоко ценил место рождения своих предков. Бросить эти места - подобно смерти для них.

Следующая особенность казахской философии – высокая оценка родного языка, искусства слова. Из поколения в поколение были переданы слова назидания, пословицы-поговорки, афоризмы, терме акынов, толгау, выученные и сохраненные молодыми людьми и переданные по наследству.

Почетное место в народе занимали ораторы искусства, искусные акыны, певцы. Красноречивый оратор слова был сродни батыру (герою). Для овладения искусством слова молодежь обучали заучивать пословицы-поговорки, терме, песни-сказания, загадки, скороговорки наизусть. В этом помогали как родители, так и бабушки, дедушки. На каждом празднике девушки и парни устраивали состязания в айтысе (кто был красноречивей).

Академик В.В.Радлов (63, с. 167) об ораторском искусстве казахов в своем труде «Образцы народной литературы тюркских племен» (во Введении) подчеркнул об истоках устного народного творчества, его значении в воспитании и обучении подрастающего поколения. Он писал, что началом всего является точное высказывание казахов, поэтому и развитие поэзии достигло высшего расцвета.

Польский офицер А.Янушкевич: «Я убедился в умственных способностях казахов, их красноречии, ораторском искусстве. Их можно назвать в этом смысле французами Восточной Азии. Этих кочевников ждет светлое будущее – писал еще 150 лет назад. (89, с. 159)».

Казахское устное народное творчество, его представители, творчество ярких поэтов-певцов с их произведениями выполнили роль общественных воспитателей подрастающего поколения. Поэтому, с одной стороны, традиции-обычаи отражали жизнь народа, являясь «зеркалом» народной жизни, с другой, они выступали из поколения в поколение средствами трудового, эстетического, нравственного воспитания молодежи и готовили их к жизни. Если воспитание молодежи основывалось на народных традициях и обычаях, образцах устного народного творчества, то и они, в свою очередь, имели цели, задачи и основные принципы.

 

СРСП:

1. Различные взгляды на народную педагогику;

2. Мнения академика А.К.Жанна, профессора Н.Сарсенбаева на традиции и обычаи народа;

3. Общие признаки этнопедагогики и этнопсихологии;

4. Взаимосвязь национальных традиций и обычаев с национальным самосознанием народа;

5. Назови особенности казахской этнопедагогики.

СРС:

1. Природные задатки ораторов казахского народа.

2. Ведение хозяйства, трудолюбие, преодоление трудностей, защита родины от врагов, сохранение и передача традиций и обычаев младшему поколению, почтение старших, родителей и т п.

3. Воспитательное значение слова в ораторском искусстве.

 

Модуль 4. Основные принципы народной педагогики и связь ее с научной педагогикой.





Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015- 2021 megalektsii.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.