Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Взгляды А.Кунанбаева (1845-1904 гг.) на казахскую этнопедагогику




План:

1. А. Кунанбаев – основоположник казахской письменной литературы.

2. Воспитательное значение «Слов назидания» Абая.

3. Причастие Абая к восточной литературе.

 

Богатая непередаваемая народная поэзия стала первым учителем Абая. Другим источником поэтического роста явилось для Абая превеликое почтение к творчеству старых мастеров поэзии, как Физули, Фердауси, Низами, Навои, Сагди, Кожа Хафиз. И третьим не менее важным источником (он дал Абаю широкий кругозор и сделал его учителем своего народа) было русская поэзия (Михаилес, Долгополов, Гросс и др.).

Бабушка Зере, рассказавшая ему в детстве тысячи сказок, басен и старинных былей, научила его любить поэзию. Зере по роли, какую она сыграла в развитии Абая, можно поставить рядом с няней Пушкина. Она сумела глубоко и навсегда заронить в восприимчивой детской душе любовь к народу и его устной литературе.

Изучению казахской, восточной литературы повлияли и его отец Кунанбай, народные поэты: Шоже, Байкокше и другие, а на интерес к русско-западной литературе повлияли революционеры - ученые.

1. Абай в своих произведениях использовал ценные материалы восточных литераторов. Например, Абай на основе содержания восточной сказки «Масгут» написал поэму, в которой говорится о героизме молодого парня по имени Масгут (пророк Мухаммед). Он спасает скот от нападения разбойников. В знак благодарности хозяин скота (старик) предлагает цветок, имеющий три разноцветных фрукта и говорит:

Съешь ты белый плод – будешь всех умней,

Желтый съешь – будешь первым из богачей,

Красный съешь – станешь всем ты женщинам мил

Все любви будут искать твоей, - Масгут не выбирает красный плод. Абай, описывая смерть Масгута делает вывод, что опорой жизни являются знания и ум.

В своей известной поэме «Искандер» Абай развил тему, которую ранее развивали в своих произведениях его любимые поэты Востока. Основная мысль этого произведения – критика Александра за его экспансионизм.

2. Многие произведения Абая связаны с окружающим миром, природой. Например: «Лето», «Осень», «Зима», «Весна», «Старая одежда» и др.

3. Стихотворения Абая посвящены молодежи. Абая старался воспитывать молодёжь в духе оптимизма. Он учил их мужественно переносить трудности и несчастья, не поддаваться искушениям, сочетать глубокомыслие, бодрость и оптимизм.

В стихотворении «Если хочешь прожить человеком…», говорится, какие человеческие качества должны быть у человека.

Если смолоду честь не терял,

Если щедро прожил для людей,

Если враг твою доблесть познал,

Если верен был дружбе своей,

Если доброе имя берёг,

Если все доверяли тебе,

Если ты не плутал средь дорог,

Если сам не перечил судьбе,

Если жил, согревая сердца,

Если полной влюблялся душой,

Если отдавал – до конца,

Если брал, - возвращая с лихвой,

Если смело прошёл перевал,

Если жить не осталось уж сил:

Если смерть свою не умолял, -

Значит, ты человеком прожил!

В 41- назидании слов Абая говорится: «Никто не обладает властью, способной запугать нынешних людей. Никому не дано богатство, которого хватило бы на то, чтобы задобрить всех родителей».

Все произведения Абая посвящены будущему поколению казахского народа. Он внес большой вклад в развитие казахской этнопедагогики.

 

Контрольные вопросы:

1. Что Вы знаете о начинаниях Абая?

2. Проанализируй поэмы Абая «Масгут» и «Искандер», написанные на основе восточных литераторов

3. Описание жизни и обычаев казахского народа Абаем.

4. Какие требования ставил Абай молодежи

5. Цель Абая в стихотворениях о знаниях, труде и человеческих качествах.

Основная литература

1. Қалиев С. Қазақ этнопедагогикасының теориялық мәселелері және тарихы. А; «Білім» 2004 ж.

2. Жарықбаев К.Б., Қалиев С. Қазақ тәлімінің тарихы. А; «Санат» 1995 ж.

3. Табылдиев Ә. Қазақ этнопедагогикасы. А; «Санат» 2001 ж.

4. Қалиев С., Молдабеков Ж., Иманбекова Б. «Этнопедагогика» Астана. 2005 ж.

5.А. Кунанбаев шығармалары. 2-томдық. 1,2, т. А; «Жазушы» 1968 ж.

6. Қазақтың тәлімдік ой-пікір Антологиясы. 2-том. А; «Рауан», 1 т. 1994 г. 2-т. 1998 г..

7. Қыраубаева А. Ежелгі дәуір әдебиеті. А; «Мектеп» 2003 ж.

8. Қазахские пословицы и поговорки. А; КазГосполитиздат. 1957 г.

9. Тәжібаев Т. Т. Таңдамалы шығармалары. А; «Қазақ университеті» 2000ж.

 

 

Дополнительная литература

1. Кукушкин В.С. Этнопедагогика. Москва-Воронеж. 2002г.

2. Бизақов С. Түбі бір түркілер. Қазақ энциклопедиясы.

3. Дастандар көп томдық. «Жазушы» 1989 ж.

4. Бес ғасыр жырлайды. 3-томдық. «Жазушы» 1989 ж.

 

 

Задания для СРСП:

1. Выскажите свое мнение по №№41, 44, 45, 36, 37 словам Назидания Абая.

2. Напишите сочинение на тему: «Абай и воспитание молодежи».

 

Задания для СРС:

Изучение Абаем казахской, восточной литературы.

Содержание поэмы «Искандер».

Связь произведений Абая с природой.

Наставления для девушек и джигитов в песнях Абая.

Воспитательное значение «Слов назидания» Абая.

 

Темы для рефератов:

1. Абай и воспитание молодежи.

2. Традиции и обычаи в произведениях Абая.

3. Мнение Абая о вопросах гуманности.

4. Мысли Абая об образовании, искусстве.

 

 

Модуль 6. Видные ученые-педагоги, основоположники

Казахской этнопедагогики.

Идеи основоположников этнопедагогики XIX – начала XX вв.

 

План:

1. Наследие А. Диваева, Ш. Кудайбердиева.

2. Идеи о воспитании А. Байтурсынова, Х. Досмухамедова, М. Дулатова.

3.Этнопедагогические идеи Н. Кулжановой, Ж.Аймаутова, М.Жумабаева.

 

Абубакир Диваев (1855-1933)

В начале ХІХ-ХХ века группа русских ученых занимались проблемой комплектования и собрания казахской устной литературы. В 1884 г. среди них был генерал-губернатор Сырдарьи И.И.Гродков, который поручил это дело А.Диваеву. А.Диваев хорошо знал арабский, персидский, казахский, узбекский, таджикский языки. Он стал собирать легенды, сказания, сказки, песни о батырах из уст старцев, аксакалов. Опубликовал в газетах и занимался переводом их на русский язык. В 1896 г. А.Диваев был принят в общество археологии, истории и этнографии Казанского Университета. Активными членами этого общества были В.В.Радлов, Г.Н.Потанин, В.П.Наливкин, Н.П.Остроумов и другие, которые занимались исследованием наследия тюркских народов.

А.Диваев отправлял в общество собранные материалы и исследовательские статьи. Ученый Казанского Университета П.Н.Ахметов (Сахит Герей Ахметов) высоко ценил отправленные рукописи и материалы. Им были исследованы виды и жанры устного творчества, героический этнос (Алпамыс, Кобыланды, Камбар батыров), обрядово-бытовые песни, сказки. Опубликованные им записи свидетельствуют о мастерстве А.Диваева как переводчика и коммутатора.

Научные взгляды А.Диваева складывались в сфере русской ориенталистики. Исследуя устную народную поэзию казахов и других тюркских народов, он пришел к заключению, что изучение народной словесности невозможно без помощи сравнительного метода. Признавая воздействие поэзии одного народа на другую, он считал, что каждый народ создает свои произведения самостоятельно.

Ученого интересовало не только сходство легенд. Большое внимание он уделял изучению местных особенностей народной жизни. А.Диваев стремился к сбору наиболее распространенных и популярных в народе устных произведений, публикации их с необходимыми комментариями. Он руководил подготовкой этнографической экспедиции на территории Казахстана, привлекал способную казахскую молодёжь и учил собирательной работе. Итогом многолетних трудов явилось создание 9-томного сборника материалов для статистики Сырдарьинской области, дающего широкое представление о духовной жизни, быте, мировоззрении казахского народа в прошлом.

А.Диваев оставил более 100 научных трудов. Он внес большой вклад в развитие казахской устной литературы.





Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015- 2021 megalektsii.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.