Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Распространение арабо-восточной культуры в казахской степи. Мысли великих ученых Средневековья (X-XV вв.) о воспитании.




В IX-X вв. Тюркский каганат был разделен на несколько государств: Карахан, Туркеш, Кипчак,Уйгур, Хазар, Кимак и др. В начале VII в., в период завоевания Средней Азии арабами, здесь утвердилась мусульманская религия – ислам, который стал орудием порабощения трудового народа. Мусульманское духовенство безжалостно преследовало все передовые, прогрессивные идеи, фанатично расправлялось с их носителями. Так, был ослеплен великий поэт, мыслитель Рудаки; писатель и философ Насир Хисрав, преследуемый духовенством, свою старость встретил в пещерах Памира; гениальный поэт средневековья Саади 30 лет скитался на чужбине, а великий Ибн Сина (Авиценна) – «наставник ученых», «царь врачей», как его называли современники, свою повесть «Живой, сын Бодрствующего» писал, находясь в тюрьме. Научные центры были разорены, ученые разогнаны, богатейшая библиотека похищена.

В XIII – начале XIV вв. в Средней Азии воздвигаются дворцы и мавзолеи, сохранившиеся до наших дней. Они порождают соразмерностью пропорций, красотой и яркостью орнамента. Архитектурные памятники удивляют своим совершенством, гармонией красок, строительной техникой. История строительства и архитектуры – одно из свидетельств того, что создателями памятников материальной и духовной культуры всегда были народные массы.

Великие ученые-мыслители Востока – Фараби, Фирдоуси, Авиценна, Бируни, Низами, Яссауи, Баласагуни и др. изучали арабский язык и культуру, имевших большое прогрессивное значение. Открывались религиозные школы (мектебы, медресе), развивались науки и просвещение. Обучение в них осуществлялось на арабском, а не на родном языке. Школу могли посещать только дети богатых. В медресе также изучали арифметику, медицину, философию, астрологию и основы других наук.

Непреходящее историческое значение имеет научная деятельность Абу Насыр аль-Фараби (870 - 950 гг.)«второго учителя» после Аристотеля, родившегося в Отраре. Мыслитель Востока, ученый-энциклопедист, выходец из тюркского племени был основоположником многих наук: математики, философии, логики, музыки, психологии. Аль-Фараби владел многими языками, оставил в наследство многочисленные труды (около 200 работ) в различных отраслях человеческого знания. Однако до нас дошло около 80 работ. Его философская глубина, энциклопедичность познаний чтилась подобно «Аристотелеву уму».

Фараби жил в счастливое для Отрара время. Здесь процветали наука и искусство. Раскопки на территории Отрар свидетельствуют о том, что еще до татаро-монгольского нашествия (1218-1221 гг.), он насчитывал полуторотысячную историю. О высокой цивилизации в Отраре в 8-9 вв. свидетельствуют прекрасная архитектура, водопровод, оздоровительные водные сооружения, уникальные интересные построения и т.д.

В Багдаде, Хиве, Отраре, Хорезме, Баласагуне – блистательные имена современников и поныне чтимых: Рабихи, Ибн Кура, Абу Фарас и др., чьи педагогические идеи и взгляды оказали огромное влияние на воспитание детей, молодежи и взрослых.

Аль – Фараби создал ряд научных трактатов: «О разуме», «О душе», «О темпераментах», «Ум и понятие», «О музыке», «О достижении счастья» и т.д. Наряду с философскими вопросами он рассматривал теоретические и практические проблемы педагогики, психологии и методики обучения. Его педагогические взгляды проникнуты гуманизмом и верой в человека.

Мощным средством формирования личности он считал воспитание и обучение, благодаря которым вырабатываются интеллектуальные и нравственные качества, необходимые для молодого человека, стремящегося достичь совершенства счастья. При этом он большую роль отводил Учителю. «Настоящим воспитателем, главой добродетельного народа может стать лишь тот, кто соединит в себе 12 врожденных качеств и 6 приобретенных. Это следующие: у него должны быть хорошие умственные и физические качества, в особенности, память, обладать умом проницательным и прозорливым; уметь излагать с полной ясностью все то, что он задумает; иметь любовь к обучению и познанию; быть воздержанным во всем, избегать игр и испытывать отвращение к возникающим из нее удовольствиям; любить правду и ее поборников, ненавидеть ложь и тех, кто прибегает к ней; обладать гордой душой и дорожить честью, стремиться к деяниям возвышенным, презирать роскошь и богатство, ненавидеть несправедливость и тех, от кого они исходят; быть справедливым ко всем, но не упрямым, не проявлять своенравности и не упорствовать перед лицом справедливости, но быть совершенно непреклонным перед всякой несправедливостью и низостью, проявлять решительность, быть смелым, отважным. Не знать страха». (Антология педагогической мысли Казахстана, 1995, С .60).

Таким образом, Аль-Фараби разработал целую систему формирования всесторонне развитой личности и отразил взгляды народа на совершенного, справедливого правителя.

В XI-XII вв. широкое распространение получают этико-педагогические трактаты, написанные местными авторами на тюркском языке. Наибольшую известность имело творчество Юсуфа Баласагунского. Он родился в средневековом городе Баласагуне, в Чуйской долине, неподалеку от города Токмака. В своей книге «Кутадгу билиг» («Благодатное знание»), написанной на тюркском языке в форме поэмы, автор дает обширную программу формирования всесторонне развитой личности, при этом он на первое место ставит обучение.

Большой вклад Ю.Баласагунский внес в разработку вопросов нравственного воспитания подрастающего поколения. Его книга раскрывает пути воспитания нравственной личности. В ребенке нужно воспитывать честность, правдивость, доброту, трудолюбие, человечность, верность. Поэт осуждает такие отрицательные качества как зло, лицемерие, лень, пьянство, разврат, призывает к умеренности и сдержанности. Его трактат содержит ряд ценных, практических рекомендаций по организации воспитания не только детей, но и взрослых. Если хочешь быть человеком, то овладевай знаниями. Человек без знаний – невежда.

Педагогические взгляды Ю. Баласагунского перекликаются с основными положениями народной педагогики. Поэт, также как и народ, считает семейное воспитание основой основ формирования морально-психологического облика детей.

Большое значение на развитие педагогической мысли XI в. оказало творчество выдающегося ученого Махмуда Кашгарского, родившегося в ауле Барысхан неподалеку от озера Иссык - Куль. Автор известного древнетюркского письменного памятника «Диван лугат ат- тюрк» («Словарь тюркских слов или наречий»). Этот труд был впервые опубликован Венгерской академией наук в 1904 году. Его содержание выходит далеко за рамки лингвистического словаря. Это своего рода энциклопедия эпохи, являющаяся чуть ли не единственным источником информации о разных сферах социальной и культурной жизни народов Средней Азии и Казахстана.

В Словаре немало интересных и оригинальных идей этико-педагогического, морально-психологического характера. На его страницах осуждаются отрицательные качества человека – алчность, трусость, подлость, низость и др., проповедуется мужество, благородство, доброжелательность и др. положительные качества человека. Он должен стремиться к добродетели, любить свой народ, быть стойким в несчастье, уважать старших, быть скромным.

В 1220г. народы Средней Азии подверглись монгольскому нашествию. Полчища Чингисхана разорили богатые города и цветущие селения, уничтожили древнюю культуру. Край изнывал под игом монголо-татарских поработителей, разоривших некогда цветущие города. Современник нашествия монголов историк Ибн-ал-Асир свидетельствовал: «Искры этого погрома разлетались во все стороны, и зло простиралось на всех, как туча, которую гонит ветер». (Александров Ю.И. Самарканд. Ташкент, 1970. – С. 51.).

Культурные центры, в которых развивалась грамотность, культура, наука, такие как Отрар, Тараз, Сыганак, Исфиджаб, Кулан сгорели дотла. Города были разрушены, мечети, медресе, торговые точки, библиотеки также подверглись разрушению.

В Средней Азии жили и творили многие выдающиеся ученые и мыслители. Ученый-математик Мухаммед Бен Мусса аль-Хорезми написал поэму «Махаббатнама», в 830 г. создал систематический курс алгебры, показал европейским математикам оригинальный метод решения квадратных уравнений. Поэт Сайф Сарай написал эпос «Гулистан», «Поэму о сорока одном батыре». В них воспеваются честность, правдивость, любовь.

В первой половине XV века выдающийся ученый Улугбек (1394-1449) построил в Самарканде астрономическую обсерваторию, по своему оснащению и результатам исследований не имевшую равных. Составленные Улугбеком «Новые астрономические таблицы» и каталог положений звезд получили всемирную известность. Они отличались необычайной точностью.

Большое значение для воспитания и обучения подрастающего поколения имели и другие произведения, появившиеся в период существования Золотой Орды: Дастан «О Бабыре», «Мухаббатнама» Хорезми, Саиф Сарая «Гулистан» и «Поэма о 41 батыре», в которых воспевалось военно-патриотическое чувство.

 





Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015- 2021 megalektsii.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.