Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Понятие «этнос». Закономерности появления этносов.




План:

  1. История возникновения казахского этноса
  2. Социальное развитие человека
  3. Причины возникновения новых этносов

«Этнос» - в переводе с греческого - etnos - означает народ. В науке вместо понятия «народ» стали использовать термин «этнос». Есть основной исторический вид этноса – вбирает понятия «народность», «нация». Удобно пользоваться термином «этнос», т.к. «народ» - понятие более широкое. Человек живет в коллективе. Являясь членом общества, человек является и членом народа (этноса). Раньше на вопрос «Кто ты?» люди отвечали: «француз», «англичанин», «немец», «турок», «русский» … и т.д. И затруднялись ответить на вопрос: «Чем отличается твоя нация от другой?»

Л.Гумилев – известный ученый – историк, глубоко исследовав научно-методологические основы национальной культуры, написал труд «Как появляются и исчезают народы» (Ленинградский университет, 1989г.). В данном труде ученый исследовал историю возникновения, становления и развития каждого народа и постепенное их исчезновение, опираясь на основы наук географии, истории, биологии (экологии, генетики).

Л.Гумилев дал определение понятия «этнос», при этом предполагая множество его значений. Одни ученые определяют «этнос» как выходцев одного народа, другие – как общность языка, третьи – как группу похожих друг на друга людей, четвертые – как социальную категорию и т.п. Разные народы могут жить в одной местности, приспособившись к климатическим, географическим условиям, флоре и фауне. Создают и оставляют в наследство духовно-культурное богатство народа. Учитывая эти особенности, известный историк-этнограф Л.Гумилев писал, что «этнос» - это группа людей, живущих в одной местности, имеющих общие традиции и обычаи, язык и культуру, характер производственных отношений и т.п.

Единство (общность) характеров членов одного этноса основано на формах следующих взаимоотношений: 1)человек и коллектив; 2) взаимоотношения людей между собой; 3) взаимоотношения этнических групп; 4) отношения между этническими группами и этносами.

Со временем изменяются и отношения. Например, после Октябрьского переворота казахи упразднили обычай давать калым за невесту, у узбеков – женщины перестали носить паранджу.

Семья – коллектив людей, живущих в одном доме. Их объединяют не только общее жилье, но и предметы обихода, быта, посуда, одежда, постель и т.д. А также, элементами семьи считаются взаимоотношения между членами семьи, их общие взгляды, интересы, характеры… Взаимоотношения в семье - весьма тонкое и деликатное дело, ибо оно касается первичной ячейки общества, спаянной родственными узами. Здесь реализуются внутрисемейные взаимоотношения, определяются воспитательные функции отца и матери, создаются условия ее позитивного влияния на детей. Семья считается повторяющимся атрибутом этноса.

История появления и развития любого народа – процесс долгий и сложный. Любой народ имеет взлеты и падения в своей культуре, это является естественным закономерным процессом.

Когда-то занимавшиеся земледелием, торговлей китайцы были высококультурным, цивилизованным государством, чем гуны, занимавшиеся животноводством. Несмотря на это, что касается причин, почему китайцы не смогли завоевать Европу: во-первых, препятствовали воинственные поступки гуннского народа; во-вторых, китайцы отдавали предпочтение обитанию на берегу морей Средней Азии, где свежий воздух и нет зимы, чем в местах, где климат суровый и засушливый; в-третьих, завоевавшие Вавилон, Малую Азию, Сирию, Египет фарсы обитали в Туранской неизменности. У них культура и экономика были на более высоком уровне, чем у китайцев.

Сегодня считающиеся высококультурными, экономически развитыми странами Европы, в то время были не на таком уровне как Китай, Персия. В каждом тысячелетии происходили изменения, окончательное истребление или жуткое положение высококультурного государства из-за войн, землетрясений, засухи, стихийных бедствий. Наоборот, быстрое развитие отсталого государства было естественным, закономерным явлением. Процветание древней Римской культуры и арабского халифата служат доказательством этого.

За тысячелетие этносы в Евразийском материке под влиянием био- сферического процесса четыре раза подвергались разрушению. Этот процесс заставил этносов, обитавших в Великой степи, подвергаться великому оседанию. Произошли жестокие войны между гуннами и турками, уйгурским ханством. При голодании, убийствах, стихийных бедствиях одни этносы развивались, а другие пришли в упадок.

Основываясь на историческом процессе, опираясь на китайских, монгольских письменах и на трудах ученых, мы считаем, что казахи, как древний народ тюркского, монгольского, индусо-иранского происхождения обитали на территории Казахстана. Они берут свое начало из тройки – сакского, гуннского и уйсунского объединений.

В этих местах тюркским племенам удалось сохранить не только свою культуру, но и родной язык. Агрессивные монголы общались с тюрками, приняли их язык и формы материально-духовной культуры народов. Завладевшее обширными землями от Алтая до Дуная, феодальное государство улуса Джочи распалось, из состава которого выделилась Ак Орда (Белая Орда), и этот улус завладел землями Северо-восточного, Среднего и Южного Казахстана. На Юго-восточном регионе на местной этнической основе создалось государство Моголстан. В начале ХV века вместо улуса Ак Орда, появились кочевые феодальные владения – Ногайская Орда и Узбекское ханство.

В 50-60 годах ХV века, после выделения племен во главе Керей и Джанибек от кочевого узбекского ханства, они стали окончательно называться казахами. Таким образом, «казахский» этноним появился довольно поздно, чем установление основного народа. Появление казахского ханства на долине рек Шу и Талас дало возможность к объединению, подкреплению казахского народа и соединению к ним родственных народов. Казахское государство создалось и стало отдельным государством только в ХVI - ХVII веках.

Проникновение джунгаров (калмаков, ойратов) в казахскую землю началось в начале ХVII века. В период 1621-1723 гг. несколько раз между казахами и джунгарами были войны, где порой побеждали казахи, а порой - джунгары. Народ сильно пострадал.

В 1723 году казахи потерпели поражение, это называется в истории «Актабан шубурынды алкакол сулама». В 1727 году в южно-восточной части Торгайской степи казахи нанесли тяжелый удар джунгарам. Место, где произошло их столкновение называется «Калмак кырган» /буквальный перевод с казахского – уничтожение калмыков/. В 1730 году казахский вооруженный отряд нанес поражение джунгарам и выгнал их из казахской территории.

После смерти Тауке-хана началась борьба за власть, казахские феодалы оспаривали ханство. В начале XVII века, когда угрожала опасность захвата земель, казахи были вынуждены просить помощи и принять подданство России. Хан Абилхайр из Младшего жуза послал Анне Ивановне письмо, в котором говорилось о том, что «все казахи из Среднего и Младшего жузов проявляют желание принять подданство царства».

19 февраля 1731 года, Анна Ивановна подписала грамоту на имя Абилхайра и всех казахов. Однако присоединение казахов к России продлилось около столетия и закончилось в 30-40 годах XIX века. Так казахский народ вел войны за свободу с монголами, джунгарами на протяжении 500 лет. Но находился в подданстве российской империи около 250-260 лет.

А теперь вернемся к этимологии названия «казах», где существуют разные мнения. Самые основные определения исследователей можно разделить на три группы. В труде «Сборник фактов о краткой истории казаха», составленным институтом по этнографии при Китайской общественной академии, «название казах появилось в XV веке. Кочевые племена во главе Джанибек и Керей в 60-х годах XV века выступали против управления хана Абилхайр и переехали из Восточного Дешти кипшака на Западный Джетысу, другой берег реки Чу». Первый раз эти племена назывались «казахом». Смысл этого слова означает: «беглецы от своего улуса». И это слово со временем стало их названием».

Китайский исследователь Жан Ши-Ман в своем труде «Исследование истории наций западных частей» излагает о том, что названия улусов, как «үйсін», «ұсын» и «асу», встречающихся в китайской летописи, являются фонетическими альтернативами.

Название «казах» в «Истории династии Тан» написано в виде «каса», «хаса». Появление этих названий в исторических фактах уходит вглубь веков. Лингвист Т.Джанузаков отмечает, что «название «казах» с шестого века встречается как имя нарицательное и этнотермин в составе тюркских племен Кавказа, … Потом в 10-14 веках слово «казах» получило широкое распространение среди тюркских племен».

Видный деятель казахского народа, М.Шокай в своем труде «Туркестан», делая обзор истории казахского народа, отмечает о том, что «Туркестан – страна тюрков, так называли иранцы еще в VI веке до монгольского периода, даже во время управления династии Сасанида (III-VII в.в.). Территория империи кочевых племен протянулась от границ Китая до границ Персии и Византии».

Мы заметим из вышеизложенных письменных фактов и доказательств, что название «казах» еще до IX-X вв. было известным по всему миру, даже это название получило широкое распространение после десятого века.

Весьма доказательно то, что, название «казах» в «Истории династии Тан» (VII-VIII в.в) было написано в виде «каса», «хаса». В книге «Приложение к переводам в истории Иранского царства» сказано о том, что «Когда тюрки набирают достаточно силы.....в их западной части обитает каса, т.е. улус хаса. В старинных фактах западных стран этот улус (народ) назывался казахом. Названия каса и хаса являются фонетическими альтернативами названия «казах».

В связи с развитием и изменением фонетической системы китайского языка (ханзу), иероглифы ханзу в разных периодах произносились по-разному. Поэтому, китайские историки разных времен передали название одной нации по разным символам, т.е. в истории VII-VIII веков, написанной на древнем письменном языке, названия народов «каса», «хаса», «аса», «хса», «касо» являются явно фонетической альтернативой названия «казах». В вышесказанных фактах историков Востока и Запада, появившееся до Х века, название «казах» имеет доказательство о том, что это мнение является правильным. Однако, название «казах» после того, как только появилось в летописях, сразу не превратилось в название народа, поначалу было названием племени, потом стало общим названием союза племен.

 





Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015- 2021 megalektsii.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.