Цель и задачи предмета этнопедагогики.
План: 1. Название предмета, связь с этнопедагогикой. В чем их отличие? 2. Основы народного воспитания 3. Общественные деятели науки, исследующие вопросы культуры этносов Правительством и Законом Республики Казахстан «Об образовании» определены основные направления политики нашего государства в области образования, которые базируются на общечеловеческих ценностях, историческом опыте, духовной культуре и многовековых культурных народных традициях. В законе «Об образовании» в качестве первоочередной задачи выделяется «создание необходимых условий для получения образования, направленных на формирование, развитие и профессиональное становление личности на основе национальных и общечеловеческих ценностей». Задача подготовки подрастающего поколения на ценностях, национальной истории, традициях, обычаях лежит«на плечах будущих специалистов-педагогов. Это сегодняшние студенты педагогических колледжей, институтов, университетов. Объект исследования этнопедагогики – народная педагогика, в которой превалирует эмпирика – много ценных фактов и оригинальных идей. Цель предмета «Этнопедагогика» - воспитание всесторонне развитой личности, способной адаптироваться в рыночных условиях экономики, знающей национальную историю, традиции и обычаи, национальное искусство, родной язык и религию, любящей свою землю, патриота своей Родины. Для знания основ народной педагогики необходимо вначале узнать теоретико-методологические основы этнопедагогики. Это начинается с изучения понятия «этнос», происхождения и развития этносов, знания особенностей этнокультуры и их распространения во всем мире. Вопросами исследовательской культуры этносов занимается научная методология. Поэтому изучение предмета «Этнопедагогика» начинается с исследования научно-методологических и теоретических основ культуры этносов.
В среднем этносы существуют 1200 – 1500 лет (в зависимости от исторических условий). В связи с различными географическими, социально-экономическими положениями продолжительность жизни этносов может изменяться. Поэтому, исследователю нужно знать взаимосвязь биологических изменений в живом организме с географическим положением. Это изучает и предмет истории, т.к. история этносов тесно связана с развитием общества. Мы, с одной стороны, рассматриваем этносов как дитя природы, биологическое существо, с другой стороны – они социальные существа. Возможно возникновение и развитие одного этноса в определенный период развития общества, и наоборот, его исчезновение и появление совсем другого этноса. Раньше люди не понимали взаимосвязь природы и истории. В XVIII-XIX вв. появились науки, изучающие развитие общества: история, обществознание, политэкономия, социология, исторический и диалектический материализм. А также науки, исследующие национальные особенности: этнология, этнопсихология, этнопедагогика. Писатель-ученый Ж. Аймаутов, написавший учебное пособие «Психология» на казахском языке в своем труде «Воспитатель» еще 70 лет назад писал, что родной язык – это язык народа, через который воспринимают культуру собственного народа и соседних народов, что ведет к пониманию и усвоению мировой культуры. Этнопедагогика тесно связана с этнопсихологией, этнографией, этнокультурой, этнолингвистикой. В свою очередь, этнолингвистика связана с фольклористикой, этнологией, культурологией, мифологией, т.к. каждая их наук помогает познать природу этносов, их особенности. Каждый человек – это живой организм, высшее биологическое существо, имеющее физическое тело. Это член общества, представитель народа. К тому же, природа является окружающей средой человека. Сам человек произошел от обезьяны. Как известно, труд создал человека, превратил обезьяну в человека. Люди начали совместно трудиться, так появились общественные отношения. Им было необходимо единство материальных и исторических условий.
История каждого народа тесно связана с историей соседнего народа. Возможна взаимосвязь и отдаленных друг от друга народов. Если решающую роль в истории становления каждого народа играет прежнее общество, то в развитии целого государства важную роль играет взаимосвязь этносов. Этнические исследования начинаются с анализа старинных историко-культурных памятников. Каждый этнос создает свои материально-культурные богатства. Например, у каждого этноса есть свои особые средства труда, производства, традиции и обычаи, взгляды на религию. Сюда относятся и образцы устного народного творчества, письменная культура. Устные произведения сохранились в течение долгих веков просто памятью, но не памятью отдельного человека или даже нескольких человек, они сбереглись «общим трудом, участием общей памяти». Об особенностях бытовых условий этносов в древние (каменные) века свидетельствуют оставленные в наследие керамическая посуда с национальными узор – орнаментами. Много находок представили археологические раскопки: женские украшения в виде сережек, браслетов, колец, посуда, домашняя утварь, кости животных и т.п. Изготовление самых примитивных орудий труда требовало от людей определенных умений и навыков и передачи подрастающему поколению. Это явилось началом воспитания. Воспитание возникло в тот период, когда появились первые элементарные орудия труда, а также охота и рыболовство. Казахи, как и другие народы, прошли этап первобытного общества. Об этом свидетельствуют многочисленные археологические находки. Эпоха каменного века – время становления человека и его хозяйства - характеризуется низким уровнем производительности сил. Примитивная хозяйственная деятельность заключалась в использовании готовых продуктов природы. Первобытный человек собирал дикорастущие злаки, плоды и ягоды, охотился на диких животных. Взаимоотношения людей строились на экономическом равенстве членов коллектива, на естественном половозрастном разделении труда и были по своему характеру коллективистскими.
Конец первого тысячелетия до нашей эры получил название железного. Он явился переломным в истории Казахстана. Происходит освоение железа и переход на кочевой образ жизни. Племена объединяются в союзы племен, во главе которых стоят вожди. В руках отдельных семей сосредотачиваются огромные материальные ценности. Греки называли кочевников «скифами», персы «саками», «турами». Эта эпоха характерна тем, что происходят существенные изменения в общественном строе и семейно-брачных отношениях. Может исчезнуть какой-нибудь этнос, но памятники культуры остаются навеки в наследие. Люди прошлого мечтали оставить потомкам свой накопленный жизненный опыт, свои знания. Например, вавилонцы оставили в наследство знание основ математической науки, греки – театральное искусство и философию, римляне – основы юриспруденции, арабы, персы – алгебру… Французы - познали азы изобразительного искусства, итальянцы прославились своей музыкальной культурой, а казахский народ – передал из уст в уста образцы богатейшего устного народного творчества. Однако, не все памятники культуры дошли до наших дней и без их знания мы не сможем правильно оценить прошлое. Как говорится, не зная прошлого, мы не сможем жить в настоящем и понять будущее. Казахский народ имеет свои традиции и обычаи, производство, менталитет. Главной проблемой этнопедагогики является воспитание всесторонне развитого подрастающего поколения на примерах национальной культуры – духовного богатства народа. А историю национальной культуры и национального воспитания нужно рассматривать во взаимосвязи с науками этнографии, фольклористики, национальной психологии и национальной философии. Итак, Плеханов П.В. рекомендует следующие методологические принципы:
СРСП:
СРС:
На старинном языке сибирских народов слово «казах» имеет значение «крепкий», «сильный». Таким образом, получается, что значение словосочетания «казгак оглум» означает «мой сильный сын», «мой богатырь».
Контрольные вопросы: 1. Значение слова этнос. 2. Закономерности появления новых этносов. 3. Особенности членов этноса. Влияние небесных тел на характер этносов. 4. История появления казахского этноса. Разные взгляды. Этимологическое значение названия «казах».
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|