Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Цель и задачи предмета этнопедагогики.




План:

1. Название предмета, связь с этнопедагогикой. В чем их отличие?

2. Основы народного воспитания

3. Общественные деятели науки, исследующие вопросы культуры этносов

Правительством и Законом Республики Казахстан «Об образовании» определены основные направления политики нашего государства в области образования, которые базируются на общечеловеческих ценностях, историческом опыте, духовной культуре и многовековых культурных народных традициях.

В законе «Об образовании» в качестве первоочередной задачи выделяется «создание необходимых условий для получения образования, направленных на формирование, развитие и профессиональное становление личности на основе национальных и общечеловеческих ценностей».

Задача подготовки подрастающего поколения на ценностях, национальной истории, традициях, обычаях лежит«на плечах будущих специалистов-педагогов. Это сегодняшние студенты педагогических колледжей, институтов, университетов.

Объект исследования этнопедагогики – народная педагогика, в которой превалирует эмпирика – много ценных фактов и оригинальных идей.

Цель предмета «Этнопедагогика» - воспитание всесторонне развитой личности, способной адаптироваться в рыночных условиях экономики, знающей национальную историю, традиции и обычаи, национальное искусство, родной язык и религию, любящей свою землю, патриота своей Родины.

Для знания основ народной педагогики необходимо вначале узнать теоретико-методологические основы этнопедагогики. Это начинается с изучения понятия «этнос», происхождения и развития этносов, знания особенностей этнокультуры и их распространения во всем мире.

Вопросами исследовательской культуры этносов занимается научная методология. Поэтому изучение предмета «Этнопедагогика» начинается с исследования научно-методологических и теоретических основ культуры этносов.

В среднем этносы существуют 1200 – 1500 лет (в зависимости от исторических условий). В связи с различными географическими, социально-экономическими положениями продолжительность жизни этносов может изменяться. Поэтому, исследователю нужно знать взаимосвязь биологических изменений в живом организме с географическим положением. Это изучает и предмет истории, т.к. история этносов тесно связана с развитием общества. Мы, с одной стороны, рассматриваем этносов как дитя природы, биологическое существо, с другой стороны – они социальные существа. Возможно возникновение и развитие одного этноса в определенный период развития общества, и наоборот, его исчезновение и появление совсем другого этноса. Раньше люди не понимали взаимосвязь природы и истории.

В XVIII-XIX вв. появились науки, изучающие развитие общества: история, обществознание, политэкономия, социология, исторический и диалектический материализм. А также науки, исследующие национальные особенности: этнология, этнопсихология, этнопедагогика.

Писатель-ученый Ж. Аймаутов, написавший учебное пособие «Психология» на казахском языке в своем труде «Воспитатель» еще 70 лет назад писал, что родной язык – это язык народа, через который воспринимают культуру собственного народа и соседних народов, что ведет к пониманию и усвоению мировой культуры.

Этнопедагогика тесно связана с этнопсихологией, этнографией, этнокультурой, этнолингвистикой. В свою очередь, этнолингвистика связана с фольклористикой, этнологией, культурологией, мифологией, т.к. каждая их наук помогает познать природу этносов, их особенности.

Каждый человек – это живой организм, высшее биологическое существо, имеющее физическое тело. Это член общества, представитель народа. К тому же, природа является окружающей средой человека. Сам человек произошел от обезьяны. Как известно, труд создал человека, превратил обезьяну в человека. Люди начали совместно трудиться, так появились общественные отношения. Им было необходимо единство материальных и исторических условий.

История каждого народа тесно связана с историей соседнего народа. Возможна взаимосвязь и отдаленных друг от друга народов. Если решающую роль в истории становления каждого народа играет прежнее общество, то в развитии целого государства важную роль играет взаимосвязь этносов.

Этнические исследования начинаются с анализа старинных историко-культурных памятников. Каждый этнос создает свои материально-культурные богатства. Например, у каждого этноса есть свои особые средства труда, производства, традиции и обычаи, взгляды на религию. Сюда относятся и образцы устного народного творчества, письменная культура. Устные произведения сохранились в течение долгих веков просто памятью, но не памятью отдельного человека или даже нескольких человек, они сбереглись «общим трудом, участием общей памяти». Об особенностях бытовых условий этносов в древние (каменные) века свидетельствуют оставленные в наследие керамическая посуда с национальными узор – орнаментами. Много находок представили археологические раскопки: женские украшения в виде сережек, браслетов, колец, посуда, домашняя утварь, кости животных и т.п.

Изготовление самых примитивных орудий труда требовало от людей определенных умений и навыков и передачи подрастающему поколению. Это явилось началом воспитания. Воспитание возникло в тот период, когда появились первые элементарные орудия труда, а также охота и рыболовство.

Казахи, как и другие народы, прошли этап первобытного общества. Об этом свидетельствуют многочисленные археологические находки.

Эпоха каменного века – время становления человека и его хозяйства - характеризуется низким уровнем производительности сил. Примитивная хозяйственная деятельность заключалась в использовании готовых продуктов природы. Первобытный человек собирал дикорастущие злаки, плоды и ягоды, охотился на диких животных. Взаимоотношения людей строились на экономическом равенстве членов коллектива, на естественном половозрастном разделении труда и были по своему характеру коллективистскими.

Конец первого тысячелетия до нашей эры получил название железного. Он явился переломным в истории Казахстана. Происходит освоение железа и переход на кочевой образ жизни. Племена объединяются в союзы племен, во главе которых стоят вожди. В руках отдельных семей сосредотачиваются огромные материальные ценности.

Греки называли кочевников «скифами», персы «саками», «турами». Эта эпоха характерна тем, что происходят существенные изменения в общественном строе и семейно-брачных отношениях.

Может исчезнуть какой-нибудь этнос, но памятники культуры остаются навеки в наследие. Люди прошлого мечтали оставить потомкам свой накопленный жизненный опыт, свои знания. Например, вавилонцы оставили в наследство знание основ математической науки, греки – театральное искусство и философию, римляне – основы юриспруденции, арабы, персы – алгебру… Французы - познали азы изобразительного искусства, итальянцы прославились своей музыкальной культурой, а казахский народ – передал из уст в уста образцы богатейшего устного народного творчества. Однако, не все памятники культуры дошли до наших дней и без их знания мы не сможем правильно оценить прошлое. Как говорится, не зная прошлого, мы не сможем жить в настоящем и понять будущее.

Казахский народ имеет свои традиции и обычаи, производство, менталитет. Главной проблемой этнопедагогики является воспитание всесторонне развитого подрастающего поколения на примерах национальной культуры – духовного богатства народа. А историю национальной культуры и национального воспитания нужно рассматривать во взаимосвязи с науками этнографии, фольклористики, национальной психологии и национальной философии.

Итак, Плеханов П.В. рекомендует следующие методологические принципы:

  1. выяснить зависимость идей от процесса социального развития общества;
  2. рассмотреть историю развития наук социальной психологии, литературы, искусства с процессом развития общества;
  3. знать о политических, социально-экономических, профессиональных, культурных, психологических особенностях каждого народа.

 

СРСП:

  1. Роль географии и естествознания в изучении культуры этносов.
  2. Развитие культуры этносов и взаимосвязь с историей, этнографией.
  3. Роль лингвистики в изучении культуры этносов.
  4. Связь естествознания и общественных наук в изучении этнокультуры. Ведущая роль философии.
  5. Роль археологических раскопок при изучении культуры этносов.
  6. Взгляды П.В.Плеханова на использование научной новизны в исследовании этнокультуры.

 

СРС:

  1. Изменение этносов в связи с историческими условиями
  2. Адаптация этносов к географическим условиям
  3. Основные символы народа
  4. Начальное воспитание и обучение

На старинном языке сибирских народов слово «казах» имеет значение «крепкий», «сильный». Таким образом, получается, что значение словосочетания «казгак оглум» означает «мой сильный сын», «мой богатырь».

 

Контрольные вопросы:

1. Значение слова этнос.

2. Закономерности появления новых этносов.

3. Особенности членов этноса. Влияние небесных тел на характер этносов.

4. История появления казахского этноса. Разные взгляды.

Этимологическое значение названия «казах».

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...