Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Народная педагогика – объект исследования этнопедагогики.




План:

1. Этапы развития общества и народная педагогика.

2. Этапы развития и формирования науки казахской этнопедагогики.

3. Мысли зарубежных ученых-путешественников о казахской культуре.

Народная педагогика – составная и неотъемлемая часть общей духовной культуры народа. Народ из поколения в поколение передает свой общественный и социальный опыт, духовное богатство, как дань старшего поколения младшему, создавая тем самым историю материальной и духовной культуры общества.

Преемственность дает возможность новым поколениям вобрать в себя и развивать все лучшее, что было создано предшествующей историей человечества. В этом историческом процессе народ не только сила, выступающая первым создателем материальных благ, но единственный и неиссякаемый источник ценностей, первый поэт и философ. Народ вместе с тем и первый педагог и воспитатель. Воспитание существует в народе столько же, сколько существует сам народ. Человек с самого рождения приобщался к труду, жизни.

Народная педагогика возникла в глубокой древности, исторически предшествовала научной педагогике и влияла на ее ранние формы. Она олицетворяет собой думы и чаяния народа, отражает его идеалы, воззрения, представления о человеке, семье, детях, о воспитании подрастающего поколения. Еще К.Д.Ушинский говорил, что первый воспитатель – это народ, а народные сказки – блестящие попытки создания народной педагогики. Народная педагогика складывалась под воздействием исторических, социально-экономических, культурных и демографических условий жизни каждого народа.

Первые памятники педагогики появились под прямым воздействием народной жизни, народной педагогической культуры. Они представляют собой не просто свод педагогических истин, народ отразил в них не только свои идеалы, но и важнейшие дидактические принципы.

Арсенал народной педагогики богат методами воспитания: личный пример, убеждение, приучение, требование, просьба, совет, намек, упрек, одобрение, осуждение, поощрение, наказание и т.д.

Народная педагогика, пройдя все ступени развития общества, пока не было научной педагогики, являлась первоначальным источником, педагогическим средством воспитания молодежи. Отсюда появилась общность, взаимосвязь идей, принципов народной и научной педагогик. Сегодня научная педагогика вышла на мировую арену, взяв начало с народной педагогики и изучив ее, обогатила с разных сторон научными теориями.

Народная педагогика является основным объектом науки этнопедагогики, которая представляет собой научный взгляд на явление. В этнопедагогике анализируются социальные и педагогические процессы, взаимосвязь педагогики с образовательно-воспитательными традициями того или другого этноса.

Г.Н.Волков впервые в педагогической литературе применил термин «этнопедагогика», определив ее как науку «об опыте народных масс по воспитанию подрастающего поколения, об их педагогических воззрениях, науку о педагогике быта, о педагогике семьи, рода, племени, народности и нации. Этническая педагогика исследует особенности национального характера, сложившиеся под влиянием исторических условий…». Г.Н.Волков считает, что народная педагогика – это «совокупность и взаимосвязь целей, задач, путей и средств воспитания и обучения, педагогических навыков и приемов, применяемых трудящимися в целях привития личности качеств, желательных народу». В его определении привлекает внимание положение – это единство целей и задач, приемов и средств обучения и воспитания в сочетании с практической воспитательной работой народа.

Член-корреспондент АПН КазССР, профессор И.Т.Огородников во введении к «Этнопедагогике» Г.Н.Волкова писал, что если выпустить Хрестоматии по народной педагогике и этнопедагогике, то в первую хрестоматию вошли бы образцы устного народного творчества, исследования по этнографии, посвященные национальным традициям-обычаям, их влияние на воспитание подрастающего поколения. Во вторую хрестоматию – труды ученых-педагогов, посвященные исследованию народной педагогики и идей народного воспитания и обучения (16, 6).

В народной педагогике делу воспитания придавалось первостепенное значение. Оно и закономерно. Потому, что еще до появления науки и культуры воспитание основывалось на труде, искусстве (в основном, прикладном). Только в период развития образования, науки и техники, в XVII в. образовалась педагогика как наука благодаря видному чешскому педагогу – Я.А.Коменскому. Сформировались теоретические законы научной педагогики, Я.Коменский в своих трудах «Великая дидактика», «Воспитание чехов» предложил идею рассмотрения обучения и воспитания как целостный процесс. Тенденция объединения обучения и воспитания обусловило целостность учебно-воспитательного процесса.

Воспитание – это социальный процесс, а развитие и формирование личности – это и социальный, и биологический процесс. Исходя их этого, необходимо рассматривать в педагогике основы обществознания и естествознания в единстве. Потому, что педагогика, выполняя заказ общества, ставит главной целью – воспитание человека. Поэтому связь теории и практики, обучения с жизнью, пути их внедрения в учебно-воспитательный процесс изучает одна из отраслей педагогики – методика обучения и воспитания.

Если научные теории не будут основаны на опыте, то это не наука. Изучение народного опыта воспитания как социально-исторического феномена на всех этапах исторического развития входило в круг научных интересов педагогов прошлого и настоящего. Об этом говорили в своих трудах зарубежные и русские педагоги-ученые XVII-XVIII вв. Например, Я.А.Коменский в «Воспитании чехов» говорил о необходимости знаний основ национальных традиций, о путях приобщения молодежи к труду.

Знаменитый швейцарский педагог Г.Песталоцци свою «Книгу для матерей» создал, обобщив опыт щвейцарской народной педагогики. Он был убежден, что природосообразное воспитание, начатое в семье, затем должно продолжаться в школе,

Великий французский просветитель Ж.Ж.Руссо также говорил о важности приобщения ребенка к труду с самого начала для формирования разносторонне развитой личности.

Известный русский педагог К.Д.Ушинский высоко оценивал воспитательный потенциал народной педагогики. «Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, - писал он, - имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях…» (Ушинский К.Д. Собр. Соч.Т.2.С.161.). Он глубоко верил в принцип «народ без народности – тело без души» и, опираясь на этот принцип, обосновал идею народности. Хорошо зная народные обычаи, обряды, традиции, он пришел к выводу, что «мудрость предков – зеркало для потомков», и потому ратовал за народное воспитание, ибо оно является живым образцом в процессе народного развития. К тому же, К.Ушинский подчеркивал значение устного народного творчества в воспитании детей, особенно сказок.(82, 161).

А.С.Макаренко на собственном многолетнем опыте народного учителя убедился, что педагогика рождается в живых движениях людей, в традициях и реакциях реального коллектива. Он подчеркивал, что «семейная, трудовая подготовка имеет самое важное значение для будущей квалификации человека».

В.А.Сухомлинский, глубоко вникая в суть народной педагогики, подчеркивал необходимость и важность изучения нравственных идей. Он считал, что, несмотря на богатство и огромное практическое значение народной педагогики, она в должной мере не изучается, глубокие исследования по этим проблемам не проводятся. «О народной педагогике никто до сих пор не серьезно думал, и. по-видимому, это принесло много бед педагогике, - писал он. – Я уверен, что народная педагогика – это средоточие духовной жизни народа. В народной педагогике раскрываются особенности национального характера, лицо народа» (Волков Г. Н. Этнопедагогика. С. 162.). Характер народа, лицо народа, его думы и чаяния, нравственные идеалы особенно ярко проявляются в созданных им сказках, былинах, легендах, эпосах, поговорках и пословицах. Он также говорил, что природа, окружение человека – лучший воспитатель, только нужно научить понимать ее.

Ученые-мыслители, просветители аль-Фараби, Ибн-Сина, Фердоуси, Навои, Бируни, Джами, Хорезми, Омар Хайям и др. также уделяли большое значение народному воспитанию. Они говорили о прогрессивном значении педагогических идей народного воспитания. Анализ их наследия показывает, что идеи о воспитании вообще, о семейном воспитании в частности перекликаются с идеями и мыслями, выраженными в памятниках народной педагогики: в поговорках, пословицах, сказках, преданиях. Все мыслители были едины в том, что необходимо систематическое воспитание детей с раннего детства.

Велик вклад в становление светской казахской школы выдающегося казахского педагога И.Алтынсарина и поэта-просветителя А.Кунанбаева.

Основными тенденциями использования народной педагогики в практике советской школы были две полярные линии: с одной стороны, в общеобразовательной системе не учитывался опыт народных педагогов. Культура определенного этноса игнорировалась или воспринималась как экзотика, обучение и воспитание были ориентированы на формирование усредненной личности без учета национальной культуры, психологии этноса, специфики жизни и деятельности ее представителей. С другой стороны, там, где у населения приверженность к национальным традициям и обычаям была значительной, а влияние, например, религиозной культуры на молодежь было существенным - образовательной школой этот факт не учитывался или полностью отвергался. Все это породило проблему, которая состоит в том, что учащиеся погружались в неестественные для себя схемы унифицированных учебных заведений. Опыт поколений, национальная культура, накопленные и выкристаллизованные тысячелетиями, не использовались (Педагогика. Учебное пособие... под ред. П.И.Пидкасистого. – М., 1996. С. 468-469.).

В 30-40-е годы ХХ в. специальных исследований по проблемам народной педагогики не проводилось. Только в период 1970-1990 гг. начали проводиться научные исследования о прогрессивном значении народной педагогики.

Наиболее полно и всесторонне в 50-70 гг. проблемы народной педагогики рассмотрел Г.Н.Волков в своих работах: «Чувашская народная педагогика» (1958 г.) и «Этнопедагогика» (1974 г.). Его труды сыграли большую роль в формировании концепции народной педагогики, ее предмета, педагогических основ, методов и приемов.

Исследователи - профессора В.Д.Афанасьев, Г.Н.Филонов, академик Кыргызстана А.Э.Измайлов также дают свои определения народной педагогики, имеющие свои достоинства и недостатки.

Контрольные вопросы:

  1. Народная педагогика – объект исследования этнопедагогики.
  2. Использование народной педагогики как объекта исследования русскими и зарубежными педагогами-учеными.
  3. Три этапа возникновения, развития и формирования казахской этнопедагогики как науки.
  4. Прогрессивные взгляды русских, зарубежных ученых о казахской культуре.
  5. Отрицательные взгляды некоторых русских ученых XIX в. на казахскую культуру.

 

Задания для СРСП:

  1. Прочитать и проанализировать 1 главу труда о воспитании казахов профессоров С.Калиева и К.Жарикбаева.
  2. Прочитать выборочно труды А.Байтурсынова, М.Дулатова, Х.Досмухамедова и провести дискуссию.
  3. Организовать викторину «Кто больше знает пословиц про труд».

 

Задания для СРС:

  1. Определение народной педагогики.
  2. Особенности народной педагогики.
  3. Вопросы воспитания в народной педагогике.
  4. Теории воспитания и обучения.
  5. Темпы развития народной педагогики в Советский период.

 

Темы рефератов:

  1. Трудовое воспитание и его значение в обществе.
  2. Труды казахских просветителей, повлиявших на становление казахской этнопедагогики.
  3. Исследования казахской этнопедагогики в Советский период.
  4. Народная педагогика в Независимом Казахстане.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...