Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Шакарим Кудайбердиев (1858-1931).




Продолжатель традиций Абая, поэт, писатель, переводчик, философ, универсальный ученый. Он с ранних лет интересовался литературой. Хорошо владел арабским, персидским, тюркским, русским языками. В 1905-1906 гг. был членом Русского Географического общества в отделении Семипалатинска. На основе народных легенд написал поэму «Калкаман-Мамыр», «Енлик-Кебек» и др., занимался переводами рассказов Л.Н.Толстого, поэмы Физули «Лайли-Мажнун», Пушкина «Дубровский» и др., изучал труды Пифагора, Маско, Эпиур, Демокрита, Аббас, Ньютона, Линней, Гасанди, Мухаммеда, Иисус Христоса, Дарвина.

Философско-геологические взгляды Шакарима отражены в произведениях «Три ясности» (Уш анык), «Мусульманские условия» и др. Поэт в своем стихотворении «Всевышний и душа» писал:

Тіпті кетпес еш жоғалып,

Байқасаңыз барша жан.

Тағы деге тауып алып,

Тағы өседі қайтадан.

Түрлі жанда дене түрлеп,

Өзгеріп тұр бұл ғалам

«Жоғалатын нәрсе жоқ» деп

Айтты ғалым байқаған» - здесь говорится, что из совокупности людей создаются разные явления и происходят изменения (например превращение воды: вода→пар → облако→дождь, снег). Ш.Кудайбердиев в своих произведениях пропагандировал честный труд, знания и справедливость («Молодежь», «Жизнь и Земля», «Совесть», «Желание» и др.).

3. Ахмет Байтурсунов (1873-1937). Поэт, переводчик, ученый, видный общественный деятель, просветитель. Он автор нескольких учебников («Алипби», «Средство языка», «Гармонист»и др.). Он перевел несколько басен И.А.Крылова и выпустил книгу под названием «Сорок басен».

В 1913-17 гг. А.Байтурсынов вместе с М.Дулатовым издали газету «Казах», в котором публиковались статьи, связанные с учебно-просветительской работой, торговлей, политикой и др. Занимался повышением квалификации учителей и подготовкой кадров для школ. Также, А.Байтурсынов обновил казахский алфавит и создал новый арабский алфавит. Он также занимался созданием методик для начальных классов, и считал, что основа знаний - в начальных классах.

4. Халел Досмухамедов (1883-1937).Учился в Петербургской военно-медицинской Академии, работал в Кермской губернии, потом – в Уральском русско-казахском артиллерийском батальоне был военном доктором. Начиная с этого времени активно стал участвовать в общественных работах и написал статьи в газетах «Орал», «Мнения» и др. С 1917 г. активно участвует в управленческих делах Алашорды. Был активным деятелем партии Алаш.

В 1924 г. был ординатором Средно-Азиатского Университета, затем - проректором Казахского педагогического института. Позже, заведовал кафедрой педагогики. Впервые в области естествознания написал учебники «Анатомия человека» (1927), «Зоология» (1929) и др. В области этой науки сформировал национальные термины. Также, Х.Досмухаммедов написал труды по истории, литературе, языку и др: «Литература казахского народа», «Закон сингармонизма на казахско-киргизском языке», «Кенесары-Наурызбай», «О восстании Чатая». Он рассмотрел особенности психологии человека в отношении языка и речи.

5. Миржакып Дулатов (1885-1935).Известный казахский писатель, поэт, тюрколог, автор первых казахских учебников. В 1897 году он учился в русско-казахской школе. С 1902 года - посвящает себя педагогической деятельности, работая учителем в глухих казахских аулах. В 1909 г. выходит его книга «Проснись, казах!». Уже с первой книги определяется гражданская позиция автора. Публицистическая поэзия М.Дулатова призывает народ проснуться от многовекового сна, осознать свою отсталость. Позже выходит его роман «Несчастная Жамал». В 1913-1917 гг. М.Дулатов вместе с А.Байтурсыновым открывают газету «Казах» в Оренбурге. На ее страницах, почти в каждом номере, появляются статьи, коореспонденции, фельетоны, очерки, научные и критические публикации М.Дулатова.

С 1917 г. начинается самая драматическая полоса в жизни поэта. В водовороте револиционных событий не только М.Дулатов, но и значительная часть передовой казахской интеллигенции оказались в рядах партии «Алаш орда». В 1922г. Он выпускает учебник для началных классов «Есеп куралы» (1924г.), «Кирагат» и др. Передовая русская и казахская интеллигенция искренно считали М.Дулатова наследником Абая.

6. Назипа Кулжанова (1887-1934).Она первая из казахских женщин активно участвовала в социальных делах, учитель, педагог-ученый, журналист. В 1902 г. окончила Костанайскую женскую гимназию, Торгайское женское училище, потом работала учителем в Семипалатинской семинарии учителей.

В 1924 г. издала книги «Мать и ребенок», «Дошкольное воспитание» и опубликовала статьи о передовых технологиях казахских детских садов в журнале «Равноправие женщин». Автор раскрывает смысл и цель дошкольного воспитания и вопросы развития движения, органов чувств, речи, разума, мышления детей дошкольного возраста. Рассматривает роль и значение игры в жизни ребенка. Автор - сторонник воспитания, развития фантазии, увлечения детей.

7. Жусипбек Аймаутов (1889-1931).Видный деятель, педагог, психолог-ученый. Он известен как автор оригинальных книг по психологии и педагогике.

Ж.Аймаутов получил традиционное по тем временам образование у аульного муллы. Затем в русско-казахской школе. Окончил русско-казахскую школу в Павлодаре, эатем Семипалатинскую учительскую семинарию (1918г.). В эти годы он работал в журнале «Абай» главным редактором. Он опубликует несколько статей, связанных с воспитанием. В 1922 году выпускает книгу под названием «Руководитель воспитания». В этой книге он подчеркивает роль семьи в воспитательном процессе ребенка. «Воспитание ребенка зависит от воспитания родителей»,- сказал Ж.Аймаутов. Он обратил внимание на влияние членов семьи на формирование характера ребенка. По мнению Ж.Аймаутова «обучение – это не догма методов образования, а творческая деятельность».

Автор книги затрагивал вопросы преподавания истории, географии.

В 1924 году участвует в организации Совета. Вступил в РКП (б), руководил губернским отделом народного образования. Входил в Алашординскую организацию. В годы Советской власти Ж.Аймаутов работает учителем, соотрудничает с газетами «Казак тили» и «Акжол». С 1926 - по 1929 гг. является директором Шымкентского педагогического техникума.

В 1929 году он издал книгу «Комплексное обучение», где даны требования учителям: обосновать освоенные знания с новыми; задавать проблемные вопросы; остерегаться лишних, ненужных информаций; развивать интересы учеников к предмету, используя сравнения и другие методы, использовать новаторские, наглядные, дидактические методы обучения.

8. Магжан Жумабаев (1893-1938).Лирик, переводчик, учитель, ученый. Автор поэмы, лирических стихотворений. Работая учителем он выпускал первые педагогические учебники: «Казахский язык в начальных классах» (1925), «Будь образованным» (1926), «Педагогика» (1922) и др. А также Магжан Жумабаев работал над изданием казахских педагогических терминов. Первая глава учебника посвящена проблемам педагогики. По его мнению есть такие виды воспитания: физическое, умственное, духовное, эстетическое и др. Автор говорил: «если человечеству даны все эти 4 вида воспитания, то воспитание считается полным». «Цель родителей - воспитать своих детей соответственно времени».

Книга «Педагогика» состоит из 14 разделов. Десять из них посвящены национальной психологии. Он предлагает вести воспитание на основе национальных традиций. М.Жумабаев рассматривал казахскую народную литературу с научной точки зрения. М.Жумабаев стал основателем первой теории этнопедагогики.

 

Контрольные вопросы:

1. Этнографическое значение трудов А.Диваева.

2. Дайте характеристику религиозно-философскому взгляду Ш.Кудайбердиева.

3. Лингвистические, просветительские труды А.Байтурсынова.

4. Деятельность М.Дулатова и его учебники.

5. Х.Досмухамедов- основаположник науки естествознания.

6. Н.Кулжанова - основоположник дошкольного воспитания

7. Научное и воспитательное значение педагогических, психологических трудов Ж.Аймаутова.

8. М.Жумабаев – исследователь народной педагогики.

 

Основная литература

1. Қалиев С. Қазақ этнопедагогикасының теориялық мәселелері және тарихы. А; «Білім» 2004 ж.

2. Жарықбаев К.Б., Қалиев С. Қазақ тәлімінің тарихы. А; «Санат» 1995 ж.

3. Табылдиев Ә. Қазақ этнопедагогикасы. А; «Санат» 2001 ж.

4. Қалиев С., Молдабеков Ж., Иманбекова Б. «Этнопедагогика» Астана. 2005 ж.

5. Қалиев С., Оразаев М., Смаилова М. Қазақ халқының салт-дәстүрлері. А; «Рауан» 1995 ж.

6. Қазақтың тәлімдік ой-пікір Антологиясы. 2-том. А; «Рауан», 1 т. 1994 г. 2-т. 1998 г..

7. Ш. Кудайбердиев шығармалары. А; «Жазушы» 1991 ж.

 

Дополнительная литература

1. Кукушкин В.С. Этнопедагогика. Москва-Воронеж. 2002г.

2. Дастандар көп томдық. «Жазушы» 1989 ж.

 

Задания для СРСП:

1. Провести дискуссию о педагогических трудах А.Байтурсынова.

2. Выделите особенности педагогических трудов М.Дулатова, Х.Досмухамедова, Н.Кулжановой.

3. Дайте письменно педагогическую характеристику трудам Ж.Аймаутова «Руководство к воспитанию», «Изобразительное искусство и понимание души».

4. Устно опросить студентов о запретных словах и благословениях.

 

Задания для СРС:

  1. Содержание трудов А.Диваева.
  2. Мысли Ш.Кудайбердиева об этнопедагогике.
  3. Взгляды А.Байтурсынова о национальном воспитании.
  4. Статьи М.Дулатова в журнале «Айкап».
  5. Воспитательное значение педагогических трудов Ж.Аймаутова.
  6. М.Жумабаев – учитель, ученый.

 

Темы для рефератов:

  1. А.Байтурсынов – основоположник национального языкознания.
  2. А.Диваев – фольклорист.
  3. Х.Досмухамедов – исследователь образцов устной литературы, казахских традиций и обычаев.
  4. Взгляды Ш.Кудайбердиева на религию.
  5. Н.Кулжанова – основоположник дошкольного воспитания.

 

 





Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015- 2021 megalektsii.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.