Главная | Обратная связь
МегаЛекции

Этимологическая суть названия казах





Этимология - сфера лингвистики, которая исследует суть, смысл слов. Этнография исследует начало возникновения нации и улусов (народов), а этимология – начало появления названий племен, мест, и их смысл (на языке науки это называется ономастикой).

При рассмотрении происхождения термина «казах» и его значения в этимологическом аспекте, можно разделить предположения на три сферы:

1. По исторической легенде, распространившейся среди казахов, слово «казах» происходит от слова "қаз", "ұзақ";

2. Значение слова «казах» на древнем тюркском языке означает «вольные люди, выделявшиеся из своего народа», «храбрые вольные люди», «восставшие свободные люди». То есть, дальнее происхождение названия «казах» происходит от слова «вольные»;

3. Дальнее происхождение названия «казах» сформировалось из названий племен и народов, которые вошли в состав казахов, то есть, на основе таких слов, как сак, каспи, хазар;

 

Теперь остановимся на главном из этих предположений. Великий казахский поэт и мыслитель XIX века, Абай в своем труде «Несколько слов о том, откуда происходит слово «казах»» отмечает, что: «Когда арабы совершили поход в Среднюю Азию, они называли кочевые народы «хибай», «хузаки». Слово «Хибай» означает: люди с войлочными палатками. А слово «Хузаки» аналогично слову «хузаги», потому что, у арабов существовал кочевой народ с таким названием». Некий хан того времени, когда увидел запряженный верблюд якобы сказал: «вот эти люди действительно казахи». Чокан Валиханов отмечает, что слово «казах» - военный термин, означающий «храбрость».

Известные русские ученые В.В.Радлов, А.Самойлович писали о том, что название «казах» означает «независимый, вольный человек».

 

 

СРС:

1. Значение понятия «этнос».

2. Основной исторический вид этносов

3. Значение слов «нация», «тайпа», «улыс».

4. Будущее культуры и языка этносов

5. Авторы определений «этнос».

 

Дополнительное задание:

1. Дайте сравнительный анализ трудов К. Кожахметовой «Некоторые научные и теоретические вопросы изучения народной педагогики» и С.Габбасова «Основы народной педагогики».



2. Провести дискуссию по труду В.С.Кукушкина «Этнопедагогика».

3. Проанализировать труд Р.К.Дуйсембиновой «Внедрение казахской этнопедагогики в школьную практику».

4. Взаимосвязь общественных и естественных наук в исследовании истории культур этносов.

5. Дискуссия на тему «Различные взгляды на культуру этносов».

6. Выскажите различные мнения об основных принципах изучения культуры этносов.

7. Разговор об истории возникновения этносов.

8. Объясните историю появления казахского этноса.

9. Дискуссия об этимологии названия «казах».

 

Темы рефератов:

1. Мысли ученых-исследователей о появлении казахского этноса.

2. Мысли об истории появления названия «казах».

 

 

Модуль 2. Исторические этапы народного воспитания

Этапы развития казахской народной педагогики

План:

1. Воспитание в первобытнообщинном строе.

2. Традиции культурно-воинственного воспитания в Империи Саков и Гуннов.

3. Наследие Великого Тюркского Каганата (VI-IX вв.).

4. Распространение арабско-восточной культуры в казахской степи. Мысли ученых Средневековья (X-XV вв.) о воспитании.

5. Национальное воспитание в казахском ханстве (Мысли о воспитании в поэзии жырау).

6. Народные восстания в казахской степи против русизма и распространение просветительско-демократических идей.

 

При рассмотрении опыта казахского народа по воспитанию поколений в историко-социальном аспекте будет неправильным, если начнем с установления (в ХІV-XVв.в.) казахского ханства, так как опыт воспитания берет свое начало в далеком прошлом. Потому что, страницы вчерашней прошлой истории – обитавшие народы в Великой степи, которая являлась источником Восточной культуры, общались на одном языке, обитали в одном крае, охраняли эти земли от внешних врагов, верили в одну религию, внесли свой значительный вклад в установление мировой культуры – является древним началом общей культуры и истории нынешних тюркских народов.

Исследователи и ученые - А.Касымжанов, Ж.Алтаев, научные заключения которых, о том, что «Наш народ имеет тысячелетнюю культуру, философию, литературу, историю, хотя с названием «казах», мы вошли в историю в начале ХІV века» служат доказательством вышесказанного. На научной основе всесторонне исследованные эти исторические факты позволяют нам широко изучить в историко-научном аспекте рассматриваемые вопросы.

В зависимости от общественного строя историю казахской народной педагогики, на наш взгляд, можно разделить на 8 этапов:

 

Этапы развития казахской народной педагогики

 

Первая эпоха д.н.э 2 эпоха д.н.э 3 эпоха д.н.э 4 эпоха д.н.э эпоха д.н.э 6 эпоха д.н.э 7эпоха д.н.э 8 эпоха д.н.э
Каменный, бронзовый период VII-III в.в до V века н.э. Между VI -IXв.в Между X-XV Между XV-XVIII С XVIII - по 20-е гг. XX века С 1920 - по 1999гг. После 1991года - Независимое государство
Воспитание в период первого общественного строя Воинственное воспитание саков и гуннов Воспитание в период Великого Тюркского Каганата Арабская осточная Культура, Высказывания о воспитании мыслителей среднего века   Проявление национального воспита- ния при Казах-ском ханстве (воспитательные идеи в поэзии поэтов того времени) Воспитание в просветительско-демократическом направлении в связи с Присоединением Казахстана к России. Становление научной педагогики В Советский период Развитие национального воспитания в Независимом Казахстане

 

Воспитание в период первобытно-общинного строя

В периоде первого общественного строя классовое общество не существовало. Человек осуществлял свою деятельность в группе и всем коллективом. Здесь воспитание в зависимости от особенности возраста и пола, имело общественный характер. Мальчики овладевали луками и помогали в охоте, а девочки занимались домохозяйством, шили одежду, принимали участие в традиционных бытовых делах.

Первые люди обитали в краях Арпаозен, Каратау, Танриказган, Шарбакты и Улутау на территории Казахстана.

 

Традиции культурно-воинственного воспитания в империи Саков и Гуннов

Империя Саков примерно в VII-III вв. до нашей эры обитала на территории нынешней Средней Азии и Казахстана. В состав Саков вошли такие племена как массагет, исседон, савромат, аримаспы, дайи, туры, арий и т.п. В ходе борьбы между вождями Саков – Африсиап, Томирис против царей Фарской Империи - Кир, Дайри, Александра Македонского сформировался военно-кочевой уклад жизни.

С III д.н.э по I-II вв. н.э. Гунны стали наследниками территории, на которой обитали сакские племена. В то время племена уйсун, канлы, жу-жу, дунку входили в состав Гуннской империи, Гунны овладели металлами, занимались животноводством. Но их основной профессией было воинское искусство. Они воспитывали своих потомков быть храбрыми, сообразительными, способными и научили их делать ювелирные изделия.

 





Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015- 2019 megalektsii.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.