Идеи воспитания в наследии мыслителей Средневековья
План: 1. Воспитательное значение трудов аль-Фараби. 2. Воспитательное значение трудов Ж. Баласугуни, А. Яссауи. 3. Труды М. Кашкари, А. Игунеки.
Абу Насыр Аль-Фараби - философ, ученый, один из главных представителей Восточного аристократизма по прозвищу «Второй учитель» после Аристотеля. Большое место в его трудах занимают актуальные для того времени проблемы социологии, этики, эстетики, философии, логики и другие. Главная особенность трудов Аль-Фараби, посвященных проблемам общества, этики, эстетики – отсутствие влияния пифогорской цифровой мистики. Аль-Фараби отрицательно относился к религиозно-мистическим положениям Платона. По Аль-Фараби, религия сама по себе не можеть быть определителем «добровольных порядков», так как ее основные части взяты из философии. Философия дает подтверждение содержанию добродетельной религии. Только истинная наука и теоретическая философия, считал Аль-Фараби, наставляет правителей на добродетельные дела. Он призывал людей к моральному и интелектуальному развитию не в интересах требований ислама, утверждавшего, что «Счастье людей в потустороннем мире», а для того, чтобы люди трудились, учились, совершенствовались в интересах общества. В литературных трактах прогрессивные тенденции сочетались с геолого-идеолистическими положениями. В музыковедических трудах Аль-Фараби высказывал и всесторонне обосновывал положение о благотворных (лечебных) свойствах музыки и ее воспитательной роли. Он анализирует различные степени дара, таланта человека, проявляющихся в процессе создания музыки, рассматривает музыкальные жанры. Аль-Фараби считает, что знания должны быть общими для всего народа. Его мысли об отношении учителя и ученика основаны на педагогическом такте.
Жусуп Баласугуни (ХI в.) - среднеазиатский поэт-мыслитель. Автор философско-дидактической поэмы «Кутагду билиг» (Благодатное знание). Действующие лица поэмы – аллегорические образы, олицетворяющие четыре основных качества: справедливость, счастье, разум, довольство. Поэма построена в форме диалогов между основными персонажами. В поэме широко использованы самобытные обряды и сравнение, близкие восприятию кочевника – степняка. «Кутагду билиг» - одновременно и художественное произведение и этико-дидактический, политико-философский трактат, призывающий людей к уважению, человечности, к разуму и науке. Баласугуни считает, что искать науку - это мусулманский долг. Ахмет Яссави – поэт, религиозный теолог, философ. Он родился в Сайраме, жил в городе Туркестан. Он написал дастан «Диуани хикмет», то есть «Книга, рассказывающая о светлом пути Господа». Он был уважаемым человеком, его называли в Туркестане «Кожа-Ахмет», а в городе Мадине -«Мухаммедом». С семи лет он начал путь религии, его учителем был Арыстан-баб, который свою жизнь посвятил воспитанию учеников, пропаганде исламской религиии. В своих проповедях Ахмед Яссави призывал людей быть добрыми, учил презирать стяжательство и алчность. В поэтической книге «Хикмет» («Сокровенное»), Ахмед Яссави излагает основы суфийского учения, дает различные житейские советы, рассуждает о бренности богатства, выступает в защиту справедливости. Его объектом пропаганды были: 1. Отделяться от непризнании бога. 2. Не быть гордым. 3. Держаться подальше от скверненности. 4. Не продать совесть, чтобы быть богатым. 5.Любить трудиться. Махмуд Кашкари – собиратель устной литературы, ученый среднего века. Родился примерно в 1029-1039гг. в Барсагане, жил в Кашкарии - автономном районе Шынжана (в Китае).
М.Кашкари знал арабскую, персидскую культуру, владел арабской грамматикой. Его книга под названием «Сборник тюркских слов» богат этнографическими сведениями, является общей литературой тюркских народов. В этой книге собраны образцы устной литературы, история земельных названий. Названы 29 имен племеней: Кипчак, Огуз, Шыгыл и др., составляющие род племен казахского народа. Здесь даны аннотации 6800 тыс. Тюркских слов на арабском языке, а также без изменений на казахском языке даны 242 могильных песен, 262 пословицы-поговорки. Ахмет Игунеки (ХII в.) – мыслитель. В его произведении «Хибатул хикайк» («Подарок истины») приведены польза освоения знаний, его взгляды на характер казахского народа. Он не только перечислил отрицательные, положительные, морально-этнические качества, но и предлагает полезные советы. Например: «уважай молодых и старших», «сначала думай, прежде чем говорить», и другие духовные наставления. С нашествием монгольской династии и до ликвидации Алтын Орды (ХIII-XV в), были написаны и пропагандированы рукописи на тюркском языке. Положительно повлияли произведения «Бабырнама» (Поэма Бабыра), «Мухаббатнама» (Аль-Хорезми), «Поэма о 41-богатыре», «Гулистан» (С.Сейфуллин), «Хуусурау – Чирин» (Кутуба) на воспитание будущего поколения. В этих произведениях затронуты вопросы защиты Родины, любви, совести и чести.
Контрольные вопросы: 1. Мысли о развитии воспитания человека. 2. Мысли Ж.Баласугуни о совести, гуманизме и языке. 3. А.Яссави - основоположник учения суффизма. 4. Воспитательное значение произведений М.Кашкари об истории земли, об искусстве. 5. Значение дидактических советов в произведении А.Игунеки «Подарок истины».
Основная литература 1. Қалиев С. Қазақ этнопедагогикасының теориялық мәселелері және тарихы. А; «Білім» 2004 ж. 2. Жарықбаев К.Б., Қалиев С. Қазақ тәлімінің тарихы. А; «Санат» 1995 ж. 3. Табылдиев Ә. Қазақ этнопедагогикасы. А; «Санат» 2001 ж. 4. Қалиев С., Молдабеков Ж., Иманбекова Б. «Этнопедагогика» Астана. 2005 ж. 5. Қалиев С., Оразаев М., Смаилова М. Қазақ халқының салт-дәстүрлері. А; «Рауан» 1995 ж. 6. Қазақтың тәлімдік ой-пікір Антологиясы. 2-том. А; «Рауан», 1 т. 1994 г. 2-т. 1998 г..
7. Қыраубаева А. Ежелгі дәуір әдебиеті. А; «Мектеп» 2003 ж. 8. Қазахские пословицы и поговорки. А; КазГосполитиздат. 1957 г. 9. Қалиев С. «Үлгілі үйдің ұл-қызы» А; «Санат» 2000 ж.
Дополнительная литература 1. Адамбаев Б. Шешендік өнер. А; 1967 ж. Халық даналығы. А; 1975 ж. 2. Кукушкин В.С. Этнопедагогика. Москва-Воронеж. 2002г. 3. М. Ғабдуллин. Қазақ халқының ауыз әдебиеті. А; ҚМОП баспасы. 1958 ж.
Задания для СРСП: 1. Собрать афоризмы из произведений Коркыт-ата, Ж.Баласагуни, А. Югнаки и разобрать их. 2. Написать сочинение на тему: «Мысли о гуманизме ученых Средневековья». 3. Провести дискуссию на тему: «Исследовательские научные труды мыслителей Средневековья».
Задания для СРС:
Темы рефератов: 1. Мысли о гуманизме в произведениях мыслителей Средневековья. 2. Общность взглядов А.Яссауи, Абая, Шакарима на влияние религии. 3. Взгляды мыслителей Средневековья на труд и искусство.
Модуль 7. Мысли о воспитании в ораторском искусстве акынов-певцов и правителей XV-XVIII вв. Идеи о воспитании акынов-жырау XV-XVIII вв.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|