Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Социальное значение национальных традиций казахстанцев.




План:

1. Семейное воспитание (особенности воспитания мальчиков и девочек, подготовка молодых к семейной жизни).

2. 8 видов семейного воспитания.

3. Социальное значение национальных традиций современных казахстанцев.

 

Казахский народ обращал особое внимание на воспитание детей, особенно мальчиков и девочек по отдельности.

Ребенок, воспитанной отцом, пули отливает (Ата көрген оқ жонар)

Наши предки старались воспитать мальчика трудолюбивым, воином, охотником, певцом, домбристом, любящим скот, дрессировщиком птиц (Кусбеги). Впитывали в их сердце человеческие качества, искусство, труд. С пяти лет учили навыкам мастерства: присматривать за скотом, охотиться, рубить дрова, делать необходимые вещи в быту из дерева, из кожи, из железа, и др., то есть к искусству рукоделия. Отцы контролировали освоение навыков с детства. Все это - основа воспитания мальчика. А также, основными условиями воспитания мальчика были: знание национальных традиций и игр (конные скачки, игра переворот, прием гостей, пение, игра на домбре, знание пословиц- поговорок, уважение к старшими и др.).

У казахов есть традиция угощения гостей. Хозяйн дома спрашивает у гостья «конак каде» (гости должны рассказать сказку или сыграть на домбре, спеть и тд.). Есть еще одна традиция «ат тергеу», начинается с приветствия. Гости требует от детей 5-7 лет назвать и перчислить 7 своих предков. Незнание своих предков считалось стыдом. После этого гости дают благословение детям.

Три родня джигита. Они: родственники жены (қайын жұрты), свои родственники (өз жұрты), родственники по матери (нағашы жұрты).

Отец – опора семьи. У казахов есть пословицы: «Отец - дерево - гигант, а листья - его дети», «Мальчик вырастет, смотря на отца, а девочка- на мать».

Предки своих детей приучали ораторскому искусству, находчивости, развивая умственные способности путем знания легенд, сказок и пословиц.

Девушка – краса народа (Қыз өссе, елдің көркі).

Главная задача женщин - привести на свет потомство и воспитать детей. Прочность семьи во многом зависит от женщины. Её терпение, доброта и другие хорошие качества принесут благо семье.

Уважать старших – это древняя традиция казахского народа. Молодые не должны переходить дорогу старшим, быть вежливым, не спорить со старшими, нельзя громко смеяться перед старшими.

Женщины казахского народа снохе (невестке) дают советы по поводу угощения гостей, ухаживания за ребенком. В народе говорят «Не сноха плоха, в дом, куда она пришла».

Красота тела. Девушка должна быть красивой внешне и внутренне. Сама молодость - признак красоты и нежности. У казахских девушек должна быть длинная коса. Для того чтобы волосы хорошо росли, казахские девушки мыли их хной, кефиром. Поэтому говорят «Приличная внешность доверие рождает». Девушки носили камзол, бешпент, борик и другие национальные одежды. А также украшения: серьги, браслеты, шашбау (украшения для волос). Цель описания красоты в народных произведениях - это воспитать молодых к красоте и быть красивым.

Тело- жертва души, душа - жертва чести. Казахский народ придавал большое значение чести девушки, невесты. Казахские девушки были под присмотром жены братьев.

8 видов семейного воспитания.В народной педагогике есть восемь видов воспитания. Это: физическое, трудовое, умственное, человеческое, экономическое, экологическое, правовое, эстетическое. Теперь кратко остановимся на этих видах воспитания.

Роль физического воспитания в развитии всесторонней личности особая. Цель физического воспитания - это физическое развитие, укрепление здоровья, закаливание организма, правильная организация режима дня, здоровый образ жизни. В народной педагогике физическая культура начинается с рождения человека.

Народ рассматривает труд как один из главных видов всей воспитательной системы. Трудовое воспитание - это воспитание учащихся любить труд, с уважением относиться к трудовым людям, прививать навыки труда народного хозяйства, формировать навыки и умения, таким образом, в будущем подготовить их к выбору профессии.

Человеческое воспитание – это активное участие учащихся в выполнении моральных норм общества, формирования у них дисциплинированности и поведения.

Умственное воспитание – это основное средство в образовании, основа интеллигентности человека, с ним решаются задачи вооружения знаниями учащихся, освоения основных операций мышления, формирования навыков, умений, знаний и мировоззрения.

Цель экономического воспитания – разъяснение экономической политики общества, освоение в практике основных экономических отношений в области производства, обмена и потребления.

Экологическое воспитание - это воспитание экологических норм, правил формирования навыков экологической культуры. Оно связано с трудовым воспитанием, потому что человек в процессе промышленной деятельности влияет на окружающую среду.

В жизни человека играет важную роль чувство красоты. Основное средство представлений красоты - это литература и искусство. Цель воспитания красоты – это формировать познание красоты, ценить эстетику личности в повседневной жизни, эстетику общения, эстетику одеваться, а также формировать гармонию культуры внешности и внутренней красоты.

Невозможно решить задачи перед обществом, если нет высокоразвитой правовой культуры. Правовая культура человека очень сложная. Она связана с уровнем правовой воспитанности каждого человека. Правовое воспитание - это научить учащихся уважать законы, защищать правовую деятельность, обучить правовому знанию. Чем глубже правовое знание человека, тем выше его правовая культура.

В нашем суверенном государстве много лет живут в мире и согласии 120- национальных представителей. Нельзя забывать, что на усиление дружбы между народами положительно повлияла Советская идеология.

Президент страны Н.Назарбаев в своем послании народу Казахстана говорил: «Единство внутренней политики и общества связано с объединением пропаганды национальных традиций и культуры с политическим, идеологическим, религиозным, этническим интересом. Основа национального воспитания – это родной язык. Потерявший язык этнос, лишится свойств прежних этносов. Язык – история народа, культура сознания, настроения, литературы».

В Казахстане созданы подходящие условия для обучения на родном языке, для пропаганды национальной культуры детям разных национальностей. В Республике работают 36 религиозных воскресных школ 15-нации. Здесь обучаются 2500 детей, 970 взрослых.

Сегодня в Республике издаются 138 тыс. газет и журналов на немецком, узбекском, корейском, украинском, татарском языках. В сутки даются программы радио и телевидения на нескольких языках. В библиотеках Республики книжный фонд составляет более 70 тыс. книг на корейском, немецком, узбекском, уйгурском, татарском языках. В общественных организациях работают люди разных национальностей. Через средства массовой информации (СМИ) передаются информации о традициях, обычаях, о национальной одежде, музыке, о блюдах разных национальностей. Организовываются встречи, вечера, выставки, фестивали в школьных, детских учреждениях, вузах. Разные интересные национальные игры проводятся на стадионах и спортивных площадках. Пропагандируются национальные традиции свадебных церемоний во Дворце бракосочетания и сельских клубах.

В 2000 году сотрудники лаборатории этнопедагогики и воспитания Академии образования им. И.Алтынсарына опубликовали сборник под названием «Народ - неоспоримый воспитатель». В этом сборнике приведены традиции семейного воспитания разных национальностей. На специализированном Ученом Совете защищаются кандидатские диссертации по этнопедагогике разных национальностей. Все это можно назвать результатом пропаганды национальной культуры и традиции воспитания детей.

Контрольные вопросы по семейному воспитанию:

1. Какие традиции есть в казахской семье?

2. Что относится к культурным ценностям воспитания в казахских семьях?

3. Как Вы думаете, в чем заключается смысл отдельного воспитания мальчиков и девочек в казахской семье?

4. Как понимаете пословицу «Легко жениться, а трудно быть семьёй»?

5. Как относитесь к ранней женитьбе?

6. Как Вы думаете, чье слово должно быть решающим в семье?

7. Есть ли одинаковые или часто встречающиеся традиции всех народов?

8. Какие сходства и различия есть в традициях и обычаях у русских и казахских народов, связанные с женитьбой?

9. Как Вы понимаете толерантность личности?

10.Какие особенности житья есть в многонациональном государстве?

11. Какие обычаи повлияли на возникновение новой эпохи?

12. Какие изменения произошли в гостеприимстве казахского народа?

13. Назовите порядок приглашения гостей.

14. Для чего нужно развитие культуры этноса?

15. Что бы Вы сделали для укрепления дружбы казахстанских народов?

16. Какие традиции, обычаи других народов тебе нравится и почему?

 

Задания для СРСП:

1. Какие вы знаете традиции семейного воспитания?

2. В чем значение отдельного воспитания мальчиков и девочек в казахской семье?

3. Как вы понимаете выражение: «Жениться легко, стать семьей - сложно»?

4. Как вы относитесь к ранним бракам?

5. Чье слово должно быть решающим в семье?

6. Какие вы знаете современные традиции?

 

СРС:

  1. Воспитательное значение выражения: «Воспитанный отцом сын – пули отливает».
  2. Особенности семейного воспитания.
  3. Место казахских традиций в воспитании мальчика.
  4. Место казахских традиций в воспитании девочек.

 

Темы для рефератов по семейному воспитанию:

1. Сын, воспитанный отцом, пули отливает

2. Девушка – краса народа

3. Стыд сильнее смерти

4. Не добро береги, а честь свою

5. Легко жениться, трудно стать семьей

6. Единство и счастье – едины.

7. Птенец, оперевшись, повторяет то, чему научился в гнезде.

8. Новые современные традиции

9. Дружба народов – гарант мира

10. Храбрость не в силе, а в сердце.

12. Родина – жарче огня

Творческие задания по семейному воспитанию:

1. Напишите стихотворение-размышление по теме «Моя семья».

2. Проведите круглый стол по теме: «Эпоха и мы».

3. Сделайте психологический портрет образцовой жены и мужа.

4. Перечислите правила жизни в семье без стычки.

5. Организуйте конкурс плакатов на тему «Эпидемия и молодёжь»

6. Дайте сравнительную характеристику традициям, связанным с женитьбой и похоронами умерших

7. Разделите мнение по теме: «Остатки шаманской религии в современном мире».

8. Проведите конференцию на тему: «Ислам и молодёжь»

9. Сделайте приглашение для гостей.

10. Расскажите, если бы Вы стали директором школы, как организовали бы вручение паспорта учащимся и сделайте проект.

11. Сделайте план по празднованию дня рождения.

12. Напишите эссе на тему: «Единый народ разных национальностей»

13. Подготовьте буклет на тему: «Обычаи казахстанских народов»

14. Организуйте выставку плакатов по теме: «Если много друзей, то не страшны враги» или «Благо – путь к единству».

 

План занятий по самостоятельной работе студентов





Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015- 2022 megalektsii.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.