Какие причины обусловили потребность в реформировании трудового законодательства? Определите основные направления такого реформирования.
Содержательный модуль 2. Принципы и источники трудового праваУкраина. Субъекты трудового права. трудовые правоотношения 2.1. Принципы и источники трудового права Трудовое право Украины как составная часть общей теории национального права является самостоятельной отраслью права, имеет определенные принципы правового регулирования труда. Основные принципы трудового права по направленности условно объединяются в три группы, каждая из которых базируется на следующих основных источниках трудового права, как Конституция Украины и КЗоТ Украины. Первая группа содержит принципы, способствующие привлечению к труду, обеспечению занятости и рациональному использованию рабочей силы. Вторая группа объединяет принципы, направленные на обеспечение высокого уровня условий труда и охраны трудовых прав. Третья группа охватывает принципы, раскрывающие сущность производственной демократии и способствуют развитию личности работника в процессе труда. Каждый из основных принципов трудового права (свобода труда и занятости, защиту от безработицы, равноправие в работе, справедливое вознаграждение за труд, охрана труда, право на отдых, профессиональную подготовку, защиту трудовых прав, право на производственную демократию, право работодателя требовать от работника выполнения обязанности добросовестного труда и т.п.) должным направлен и наполнен соответствующим содержанием. Первую группу образуют три основных принципа трудового права:1) свобода труда и занятости, запрещение принудительного труда (ст. 43 Конституции Украины, ст. 5-1, 21, 49-4 КЗоТ Украины);2) право на труд, защиту от безработицы, помощь в трудоустройстве и материальная поддержка безработных (ст. 43 Конституции Украины, ст. 2, 5, гл. III и III-А КЗоТ Украины);3) равноправие в работе и занятости, запрет дискриминации в труде (ст. 24 Конституции Украины, статьи 2, 2-1 КЗоТ Украины).Главным содержанием указанных основных принципов трудового права является единство возможностей работника получить в робототехнических издателя любой формы собственности по своей специальности или профессии, в безопасных условиях труда, а при условии увольнения с работы или безработицы реализуется возможность содействия государства в трудоустройстве и материальной поддержки временно неработающего. Иначе говоря, принцип обеспечения свободного труда касается всех субъектов трудового права, и главным его содержанием является добровольное волеизъявление субъектов трудового права вступать в трудовые отношения, изменять или приостанавливать их, а конкретизация принципа обеспечения свободного труда происходит в таких нормах институтов, как трудоустройство, занятость, трудовой договор.
Вторая группа основных принципов трудового права, в отличие от первой, где речь идет о правовом обеспечении возникновения трудовых отношений, раскрывает содержание тех основных принципов трудового права, реализуемые при наличии трудовых отношений. К этой группе принадлежат следующие принципы:• справедливое вознаграждение за выполненную работу. Правовое обеспечение осуществляется нормами институтов: а) оплата труда, б) гарантии и компенсации;• охрана труда. Правовое обеспечение этого принципа осуществляется нормами таких институтов: а) трудовой договор (принятие на работу, переводе на другую работу); б) охрана труда как общий институт, в т. ч. как усиленная охрана труда женщин и молодежи, контроль за охраной труда; в) нормы материального ответственности работодателя за вред, причиненный работнику в случае трудового увечья;• право на отдых. Правовое обеспечение этого принципа осуществляется нормами таких институтов: а) рабочее время, б) время отвечает чинку, в) сочетание работы с обучением;• защита трудовых прав. Этот принцип обеспечивается нормами таких институтов: а) надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства, б) полномочия профсоюзов и трудовых коллективов, в) трудовые споры.
К третьей группе относятся следующие принципы:• бесплатная профессиональная подготовка, переподготовка и повышения квалификации. Правовое обеспечение этого принципа осуществляется нормами таких институтов: а) трудоустройство и занятость населения, б) трудовой договор, в) рабочее время, г) оплата труда и гарантированные выплаты;• выполнение трудовых обязанностей сторонами трудового договора. Правовое обеспечение этого принципа осуществляется нормами таких институтов: а) трудовая дисциплина, б) трудовой договор (дисциплинарные увольнения), в) материальная ответственность сторон трудового договора за причиненный вред, г) рассмотрение трудовых споров. Указанные основные принципы трудового права Украины являются согласованием раскрытия правовой сущности института субъектов трудового права и институтов общей и особенной его частей. В юридической литературе термин "источник права" применяется в двух значениях: 1) материальный источник права; 2) формальный источник права. Первое понимают как причины образования права, то есть все то, что согласно соответствующим подходом порождает (формирует) позитивное право: те или иные материальные или духовные факторы, общественные отношения, природа человека, природа вещей, божественный или человеческий разум. В материальном аспекте источником правовых норм выступают реальные общественные отношения. Современные экономические условия существенно влияют на формирование права. Фактически мы наблюдаем создание новой общей модели правового регулирования трудовых отношений. Меняются не только пределы правового регулирования, но и внутренняя структура трудового права. Формальный источник права понимается как форма внешнего выражения положений (содержания) действующего права. Источники трудового права в формальном смысле стоит определять как результаты деятельности правотворческих органов, а также совместной нормотворчества работников и работодателей в сфере применения труда.
Можно классифицировать источники трудового права. По характеру принятия источники трудового права делятся на те, которые утверждаются: 1) государственными органами (законы, указы, постановления и т.д.); 2) по соглашению между работниками и работодателями (коллективные соглашения, коллективные договоры и т.п.); 3) органами международно-правового регулирования труда (пакты о правах человека, конвенции и рекомендации МОТ).По юридической силе источники трудового права делятся на Конституцию Украины, акты международного регулирования труда (ратифицированные Украиною), законы, подзаконные нормативно-правовые акты, акты социального партнерства, акты местных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, локальные нормативно-правовые акты. В зависимости от степени обобщенности различают кодифицированные, комплексные и текущие нормативно-правовые акты как источники трудового права. В научной литературе выделяют традиционные и нетрадиционные источники трудового права. К традиционным относятся, например, Кодекс законов о труде Украины, Закон Украины "Об оплате труда" и др. Принадлежность таких актов к источникам трудового права видно уже из названия. В то же время отдельные нормативные положения, которые являются источниками трудового права, приведены в нормативно-правовых актах, которые являются источниками иной отрасли права. Например, в Законе Украины "О приватизации государственного имущества", которые по отраслевой принадлежности являются актами гражданского права, ведомые нормы трудового права.28 июня 1996 Верховная Рада приняла новую Конституцию Украины, которая стала чрезвычайно важным политико-правовым документом, который зафиксировал существующее положение развития Украинского государства и общества, их правовой системы. Конституция Украины принята в условиях разногласий между политическими партиями о путях развития нашей государственности, поэтому целый ряд ее положений далека от совершенства.
Конституция Украины провозгласила, что все люди свободны и равны в своем достоинстве и правах. Права и свободы человека неотчуждаемы и нерушимы, они не являются исчерпывающими и незыблемыми, они не являются исчерпывающими. Каждый человек имеет право на свободное развитие своей личности, если при этом не нарушаются права и свободы других людей, и имеет обязанности перед обществом, в котором обеспечивается свободное и всестороннее развитие его личности. Граждане имеют равные конституционные права и свободы и равными перед законом. Каждый имеет право на уважение его достоинства, на свободу и личную неприкосновенность. Провозглашаемые Конституцией права можно назвать "позитивными правами", которые в прямом смысле этого понятия не являются правами, поскольку им не корреспондируются определенные обязанности, они не гарантируются и не могут гарантироваться в полном объеме, например, с помощью судебной защиты. На сегодня ни одна страна в мире не может создать надлежащих гарантий реализации и защиты экономических, социальных и культурных прав своим гражданам. Отсутствие же судебной защиты, который является эффективнейшею формой правовых гарантий, превращает названные права на декларацию и дискредитирует саму идею прав человека. В то же время права на труд, образование, жилье, здравоохранение являются важнейшими экономическими, социальными и культурными правами. В современных условиях они могут быть только социальными нами рами государства, удостоверяющих ее гуманистическую цель. Кроме Конституции Украины, на территории нашего государства действуют другие законы, которые обеспечивают верховенство основного закона. Жизнь человека в обществе связано с ее трудовой деятельностью, направленной в целом на получение и использование материальных благ. Труд человека, его результаты всегда ценились обществом, определяли в нем положение человека. Поэтому такие важные права, как право на труд и другие, связанные с ним права (на предпринимательскую деятельность, отдых, забастовка, социальная защита), закрепленные в Конституции Украины. Содержательным нормативно-правовым актом, регулирующим трудовые отношения работников, является Кодекс законов о труде (КЗоТ) Украины как основа трудового права. Действующий КЗоТ Украины принят 10 декабря 1971 За период своего действия он менялся и дополнялся 39 раз. Сейчас Кодекс содержит, кроме преамбулы, 18 глав (265 статей).
В главе 1 "Общие положения" освещены нормы, регулирующие задачи, права и обязанности участников трудовых правоотношений; особенности регулирования труда некоторых категорий работников; применения законодательства о труде бывших республик СССР, международных договоров и соглашений; недействительности условий договоров, ухудшающие положение работников; дополнительные льготы, которые могут предоставляться работникам. Глава 2 закрепляет нормы о порядке заключения, содержание, форму коллективных договоров между профсоюзным комитетом (уполномоченных на представительство трудовым коллективом органами) от имени трудового коллектива и собственником или уполномоченным им органом. Другие правовые нормы, регулирующие трудовые отношения различных видов, изложены в следующих главах: Глава 3. Трудовой договор. Глава 3-А. Обеспечение занятости высвобождаемых работников. Глава 4. Рабочее время. Глава 5. Время отдыха. Глава 6. Нормирование труда. Глава 7. Оплата труда. Глава 8. Гарантии и компенсации. Глава 9. Гарантии при возложении на работников материальной ответственности за ущерб, причиненный предприятию, учреждению, организации. Глава 10. Трудовая дисциплина. Глава 11. Охрана труда. Глава 12. Труд женщин. Глава 13. Труд молодежи. Глава 14. Льготы для работников, совмещающих работу с обучением. Глава 15. Индивидуальные трудовые споры. Глава 16. Профессиональные союзы. Участие работников в управлении предприятиями, учреждениями, организациями. Глава 16-А. Трудовой коллектив. Глава 17. Государственное социальное страхование. Глава 18. Надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде.
2.2. Международные правовые акты как источники трудового права Формирование единого экономического пространства обуславливает расширение межгосударственного сотрудничества, которое способствует решению глобальных проблем человечества, а также эффективному защиты прав и свобод человека и гражданина. На современном этапе развития мирового сообщества практически нет стран, которые бы, решая свои политические, экономические проблемы и т.д., не вступали в соответствующие отношения с другими странами мира и международными организациями. Украина как демократическое правовое государство также признает приоритет международного права над национальным и как субъект международных отношений она обязана придерживаться норм и принципов международного права. В ст. 9 Конституции Украины предусмотрено, что действующие международные договоры, согласие на обязательность которых предоставлено Верховной Радой Украины, являются частью национального законодательства Украины. По положению трудового законодательства, то ст. 8.1 Кодекса законов о труде Украины конкретизирует положения Основного Закона. Она содержит норму, согласно которой, если международным договором или международным соглашением, в которых принимает участие Украина, установлены иные правила, чем в законодательстве Украины о труде, то применяются правила международного договора или международного соглашения. Как видно из выше нормативных положений, нет однозначным понимание того, что именно имеет приоритет перед внутренним правом: международное право, нормы международного права или только международные договоры, согласие на обязательность которых в установленном порядке предоставили компетентные органы соответствующего государства. Основной Закон Украины, как и Конституция Франции, содержит норму о действии именно международных договоров, а не международных актов или норм международного права, как, например, приведенные нормы конституции ФРГ или Греции. Статья 8.1 Кодекса законов о труде также содержит норму о применении только международного соглашения или международного договора. Так, в отечественной правовой науке источниками национального права, в частности трудового права, признаются международные договоры, согласие на обязательность которых предоставлено Верховной Радой Украины. В определении понятия "международно-правовое регулирование труда" отдельные ученые-трудовики или отождествляют международные договоры с международными актами, или вспоминают только международные договоры. Например, И. Чанишева определяет международно-правовое регулирование труда как установлена международными договорами (актами) систему стандартов регулирования труда, которую присоединившиеся к соответствующему международного договора (ратифицирована его), используют в национальном трудовом законодательстве. А.В. Смирнов определяет это понятие как урегулирования с помощью международных соглашений (много- и двусторонних договоров) и других международно-правовых средств вопросов, связанных с применением наемного труда, улучшением его условий, охраной труда, защитой индивидуальных и коллективных интересов работников.В связи с этим уместно обратить внимание также на соотношение понятий «международный акт" и "международный договор". Стоит отметить, что эти понятия не являются тождественными. Если растолковать данные понятия, можно сделать вывод, что они могут отличаться. В украинском языке термин "акт" трактуется как: 1) отдельное проявление какой-либо деятельности; действие, событие, поступок; 2) писан указ, грамота, постановление государственного, общественного значения; 3) официальный документ, протокол, запись о каком-либо факте. В правоведении этот срок используется в нескольких аспектах: "нормативно-правовой акт", "акт международной организации", "акт органа государственной власти", "право-применяемый акт" и другие. Общим является то, что термин "акт" понимается как проявление деятельности, фиксирует наличие или отсутствие определенного факта. В то же время термин "международный" толкуется как, что: 1) имеется между народами, распространяется на них; 2) в нем принимают участие представители разных стран, народов, 3) используют для связи между странами, народами. Итак, в широком смысле "международный акт" можно трактовать как проявление деятельности различных государств, народов, их представителей, усилия которых направлены на фиксацию фактов. Термин "договор" в украинском языке понимается как: 1) взаимное обязательство, письменное или устное соглашение о правах и обязанностях между государствами, учреждениями, предприятиями и отдельными лицами. А "международный договор" в правовой науке понимается как соглашение между двух двумя или несколькими государствами или иными субъектами международного права об установлении, изменении или прекращении их взаимных прав и обязанностей в политических, экономических или иных отношениях в соответствии с основными принципами международного права. В практике международного сотрудничества для обозначения международного договора кроме термина «договор», используют также термины: "соглашение", "конвенция", "пакт", "регламент", "протокол", "хартия", "труд", "устав " тому подобное. В ст. 2 Закона Украины от 29 июня 2004 "О международных договорах Украины", разработанного с учетом норм Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г.., Указано [8, с. 540], что международные договоры надо понимать как заключенный в письменной форме с иностранным государством или другим субъектом международного права договор, который регулируется международным правом независимо от того, содержится договор в одном или нескольких связанных между собой документах, и независимо от его конкретного наименования (договор, соглашение, конвенция, пакт, протокол и т.д.).Из приведенного видно, что понятие "международный договор" и "международный акт" различаются по своему содержанию. Данные понятия могут совпадать, но не обязательно такое совпадение будет доступно в каждом отдельном случае. Поэтому, считаю уместным рассматривать термин "международный акт" как родовое понятие относительно термина "международный договор", который, в свою очередь, является видовым понятием и эти сроки необходимо различать. Так, международный договор является международным актом, однако не каждый международный акт является международным договором. Решение Европейского суда по правам человека является международным актом, однако ни в коем случае его нельзя назвать договором. Поскольку Закон Украины "О выполнении решений и применении практики Европейского суда по правам человека" от 23 февраля 2006, признает решение Европейского суда по правам человека источниками права Украины и вопрос о их принадлежности к последним уже не вызывает сомнения, можно утверждать, что нормы ст. 9 Конституции и ст. 8.1 Кодекса законов о труде нуждаются в доработке. В правовой литературе значительное внимание уделяется порядку заключения и выполнения международных актов. Венская конвенция о праве международных договоров от 23 мая 1969 определяет основные положения по заключению договоров и вступления в силу. Согласно Закону "О международных договорах Украины" действующие международные договоры Украины подлежат добросовестному соблюдению нашей страной согласно нормам международного права. По принципу добросовестного соблюдения международных договоров Украины выступает за то, чтобы другие стороны международных договоров также неуклонно выполняли свои обязательства по этим договорам. Министерства и другие центральные органы исполнительной власти, Совет министров Автономной Республики Крым, другие органы государственной власти, к ведению которых отнесены вопросы, регулируемые международными договорами Украины, обеспечивают соблюдения и выполнения обязательств, взятых по международным договорам Украины, следят за осуществлением прав, вытекающих из таких договоров для Украины, и по исполнению другими сторонами международных договоров Украины их обязательств (закон).Анализируя приведенные положения, международные акты можно разделить на две группы: первая содержит те международные акты, которые выполняются самостоятельно, вторая - международные акты самостоятельно выполняться не могут. Стоит очевидно согласиться с точкой зрения А.Н. Ярошенко, который считает, что так государство решает проблему дифференциации своих международных обязательств на две категории. Первая - это те обязательства, которые государство принимает на себя и с момента вступления международного договора в силу готова обеспечить их выполнение; они и являются, что исполняются самостоятельно. Вторая - те обязательства, реализация которых государство в силу различных причин не может обеспечить на данный момент. И пока у него не появится соответствующих возможностей, оно не будет принимать внутригосударственные акты. В то же время принятия соответствующего акта свидетельствует, что государство с этого момента готово к исполнению этих обязательств. Данное утверждение позволяет предположить: если некоторые нормы закреплены в международно-правовом акте, но не считаются выполняются самостоятельно, они лишь декларативный характер, то есть приобретают политическое значение, и государства должны прилагать максимум усилий для их реализации. Недостатком такого подхода, как считает А.Н. Ярошенко, есть реальная вероятность, что государства без особой надобности будут откладывать перевода политических обязательств в рамках международных договоренностей в юридические. Эта проблема, вне всякого сомнения, является чрезвычайно важной. В конце концов, взятие на себя международных обязательств, является скорее правом государств, а не их обязанностью. Примером может быть Конвенция МОТ № 182 "О запрещении и немедленных мерах по искоренению наихудших форм детского труда". Статья 1 Конвенции отмечает, что каждое государство-член, который ратифицирует настоящую Конвенцию, немедленно принимает эффективные меры по обеспечению в срочном порядке запрета и ликвидации наихудших форм детского труда, ст.4 предусматривает, что национальное законодательство или компетентный орган определяют после консультаций с заинтересованными организациями работодателей и трудящихся, виды работ, которые по своему характеру или условиям, в которых они выполняются, могут нанести вред здоровью, безопасности или нравственности детей. В ст. 5 закреплено, что каждое государство-член после консультаций с организациями работодателей и трудящихся создает или определяет соответствующие механизмы контроля за внедрением положений, проводящих в жизнь настоящую Конвенцию. Как видим, названная Конвенция прямо указывает, что каждый член, для которого она действует, обязуется ее выполнять. Итак, взятие государством на себя тех или иных обязательств является ее правом, а не обязанностью. По вопросу значимости международно-правовых актов в правовой литературе не возникает никаких сомнений, что международно-правовые акты являются важным средством, которые предназначены для обеспечения защиты основных прав человека, в том числе трудовых прав. Особенностью международно-правового регулирования труда является то, что нормы международных актов о труде, как правило, непосредственно не регулируют трудовые отношения, а устанавливают определенные стандарты в области труда, из-за их имплементацию в национальном законодательстве каждой страны принимает в них участие, конкретизируются и наделяются определенным правовым механизмом реализации. Определяющим международно-правовым актом по правам человека, необходимо прежде всего назвать Всеобщую декларацию прав человека, принятую генеральной ассамблеей ООН 10 декабря 1948, которая является основой для многочисленных конвенций и национальных конституций. И хотя Декларация не является юридически обязательным документом, она отражает общую договоренность народов мира, о признании человека высшей социальной ценностью, а также неотчуждаемыми ее прав и свобод. Во Всеобщей декларации защиты трудовых прав есть ряд статей. В частности здесь закреплено, что: каждый человек имеет право на труд; на свободный выбор работы; на справедливые и благоприятные условия труда и на защиту от безработицы; каждый человек без какой-либо дискриминации, имеет право на равную оплату; каждый человек имеет право на отдых и досуг, включая право на разумное ограничение рабочего дня и оплачиваемый периодический отпуск. В 1966 г. был принят Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, который, в отличие от Декларации, является юридически обязательным документом. Государства, участника Пакта, взяли на себя обязательства соблюдать процедуры, оговоренные в соответствующих его статьях. Он обязателен только для государств, которые являются его участниками. В Пакте закреплены следующие трудовые права: право на труд, содержащий право каждого человека получить возможность зарабатывать себе на жизнь трудом, который он свободно выбирает или на который свободно соглашается; право на доступ к программам профессионально-технического обучения и подготовки; право каждого на справедливые и благоприятные условия труда, в т. ч. вознаграждение, обеспечивала справедливую зарплату и равное вознаграждение за труд равной ценности, права женщин на равные условия труда, с равной платой за равный труд, удовлетворительное существование для женщин и их семей; право на одинаковую для всех возможность продвижения по работе на основании трудового стажа и квалификации, право на отдых, досуг и разумное ограничение рабочего времени и оплачиваемый периодический отпуск, право на вознаграждение за праздничные дни и тому подобное. Среди региональных международно-правовых актов, которые предназначены для обеспечения защиты трудовых прав, необходимо выделить Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод, которую Украина ратифицировала 17 июля 1997 одним из существенных результатов этой ратификации, является создание нового механизма в системе защиты прав человека в Украине. Каждый гражданин имеет не только право, но и реальную возможность обратиться в Европейский суд по правам человека в Страсбурге. Все это свидетельствует, что международно-правовые акты как важный источник трудового права является неотъемлемой частью национального законодательства, которое направлено на регулирование трудовых отношений с целью становления Украины как демократического, социального и правового государства, где человек, его права и свободы будут иметь определяющее значение.
2.3. Субъекты трудового права. Трудовые правоотношения Используя труд граждан, предприятия, учреждения, организации включают их к трудовому процессу, в результате чего они приобретают определенные права и обязанности. Привлечение граждан к сфере социальной деятельности, а оно осуществляется путем заключения трудового договора по определенной специальности, квалификации или должности с подчинением правилам внутреннего трудового распорядка, на- дает гражданам новый правовой статус - они становятся работниками: рабочими или служащими. Привлечение граждан к труду обусловлено приспособленностью и развитием способности человека к труду, необходима обществу. При этом современный трудовой процесс требует труда не отдельных работников, а целых их групп. Возникают трудовые коллективы, которые также проявляют себя и участвуют в различных сферах общественной жизни: экономической, социально-политической, правовой, морально-идеологической, культурной и бытовой. При наличии этих видов деятельности в коллективе складываются отношения, субъектами которых выступает или коллектив в целом, или определенные его составные части. Если при этом под отношениями понимать любой общественный связь отдельного индивида, то совокупность таких индивидов также создает в своих связях с другими сторонами отношения, которые, будучи урегулированными нормами права, приобретают форму правовых отношений. Таким образом, предприятие выступает не только как субъект трудовых отношений в связи с применением труда, но и как хозяйственная единица, где работники создают особый субъект права - трудовой коллектив. Оба эти понятия неразделимы: предприятие невозможно без трудового коллектива, а последний, в свою очередь, невозможно без наличия средств производства, которыми он пользуется в процессе труда, без определенной организации трудовой деятельности. В свою очередь, трудовой коллектив создает свои органы и организации: профсоюзные органы, забастовочные комитеты, товарищеские суды, которые государством наделяются юридическими правами и обязанностями. Таким образом, предприятие представляет собой единство двух совокупностей: средств производства и работающих. Как единое целое оно является более широким понятием, что охватывает и средства производства, и людей, которые работают с применением этих средств. Средства производства создают материальную базу производства, в то время как трудовой коллектив является его живым организмом. Разграничение предприятия и трудового коллектива проявляется в органах, которые отстаивают интересы каждой из этих сторон. Предприятие представляет владелец или уполномоченный им орган. Трудовой коллектив представляет совет трудового коллектива, комитет предприятия или выборный профсоюзный орган. В случае возникновения коллективного трудового спора трудовой коллектив может представлять забастовочный комитет. Соответственно эти органы также выступают как субъекты отношений, возникающих по применению труда в общественном производстве. При коллективной собственности ее субъектами выступают коллективы арендаторов, коллективные предприятия, кооперативы, акционерные общества, хозяйственные общества, хозяйственные объединения, профессиональные союзы, политические партии, религиозные или другие организации и объединения. Право коллективной собственности осуществляют высшие органы управления владельца - общее собрание, конференции, съезды, совета, правления и тому подобное. Отдельные функции по хозяйственного управления коллективным имуществом высшими органами управления владельца может быть возложена на созданные ими органы. Все эти органы управления коллективным имуществом в пределах предоставленных им полномочий владеют, пользуются и распоряжаются имуществом, могут использовать для трудовой деятельности работу граждан, поэтому они также выступают как субъекты трудового права. Индивидуальная собственность может использоваться гражданами для предпринимательской деятельности лично или с применением труда наемных работников. Для проведения производственной деятельности граждан также могут создавать предприятия, которым предоставляется статус юридического лица. Таким образом, всех форм собственности владелец лично выступает как субъект трудового права. Но он может передавать принадлежащие ему права определенным своим органам, уполномочив их на проведение хозяйственной и трудовой деятельности. Кроме того, владелец может создавать предприятия и организации, назначать определенных лиц или органы для руководства этими предприятиями и организациями. Создаваемые собственником предприятия и организации, должностные лица, нанятые им для руководства создаваемыми предприятиями и организациями, выступают субъектами трудового права. Как субъекты трудового права выступают также органы, осуществляющие надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде в целом и законодательства по технике безопасности и производственной санитарии вообщем. К таким органам относятся соответствующие государственные комитеты Украины, наделенные полномочиями в своей сфере деятельности, местные государственные администрации и совета народных депутатов в пределах соответствующей территории. В науке трудового права определение понятия "трудовые правоотношения" предоставляется, исходя из легального определения трудового договора, приведенного в ст. 21 КЗоТ. Трудовые отношения возникают по соглашению между работником и собственником предприятия или уполномоченным им органом, а также физическим лицом, по которым работник обязуется выполнять работу, определенную этим соглашением, с подчинением внутреннему трудовому распорядку, а собственник предприятия или уполномоченный им орган или физическое лицо обязуется выплачивать работнику заработную плату и обеспечивать условия труда, необходимые для выполнения работы, предусмотренные законодательством о труде, коллективным договором и соглашением сторон. Трудовые отношения включают в себя моменты объективной и субъективной свободы. Объективная она выступает как воля государства, поскольку существование трудовых прав, обязанностей и правоотношений обеспечивается законодательными актами о труде, которые утверждаются государством. Таким образом, трудовые правоотношения возможны тогда, когда есть фактические трудовые отношения, нуждающиеся в правовой форме, то есть превращение в правовые отношения. Иными словами, трудовые правоотношения представляют собой форму, в которой общественные трудовые отношения могут проявляться. Основным для правильного понимания правовых отношений является то, что когда нет нормы права, то нет и права. Норма права выступает как модель правовых отношений. Но сама она не порождает правоотношений, поскольку любая юридическая норма является суждением настоящего характера о должном поведении. Прямой связи с конкретным субъектом правовых отношений норма не поддерживает. Для возникновения правоотношений необходима событие или действие, предполагается нормой и имеет характер юридического факта, с наличием которого законодатель связывает возникновение правовых отношений. Юридический факт также не создается правовой нормой. Он создается определенными действиями людей, которые могут и не осознавать, вписываются их действия в разрешенные правовой нормой. Правоотношения возникают или в соответствии с нормой, или вопреки норме права, в его возбуждения. В нарушение нормы обязаны среагировать органы охраны правопорядка, органы, осуществляющие надсмотр, путем вмешательства вплоть до применения соответствующих санкций. Трудовые правоотношения возникают с момента, когда трудящийся заключил с собственником или предприятием трудовой договор и приступил к выполнению своей трудовой функции. А поскольку для своей жизнедеятельности и воспроизведения человек вынужден постоянно приобретать материальные блага, средства к существованию, трудовые правоотношения в отличие от свободных являются длительными, продолжающиеся в течение всего времени ее работы. Прекращаются эти отношения только по волеизъявлению их субъектов, в связи с выходом на пенсию или в результате смерти работника. Трудовые правоотношения выступают как фактические трудовые отношения, является средством их конкретизации и закрепления. В сознании фактические трудовые отношения всегда отражаются как правоотношения, хотя на самом деле последние являются лишь формой общественных трудовых отношений. Как отношения между конкретными субъектами трудовые отношения отражают личную, субъективную волю их участников, находит закрепление в трудовом договоре, который заключается между сторонами. Таким образом, трудовые правоотношения - это двусторонние отношения работника с владельцем или создаваемым ним предприятием с исполнения за вознаграждение работы по оговоренной специальности, квалификации или должности, с подчинением внутреннему трудовому распорядку, что является формой закрепления субъективных трудовых прав и обязанности "связей. Вопросы и задания для самоконтроля ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|