Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Что представляет собой Конвенция МОТ как источник трудового права Украины?




Содержательный модуль 3. Обеспечение занятости и трудоустройство

3.1. Понятие и виды безработицы

Как известно, для любой работы нужен стимул. Он может быть положительным и отрицательным. Положительным стимулом есть надежда на материальное или моральное вознаграждение. Негативные стимулы можно условно разделить на прямые и более "утонченные", косвенные. К прямым негативных стимулов относятся, например, угроза голода, физической расправы и т. Д. Все чаще теперь используется косвенное принуждение: работай как хочешь или как сумеешь, но если человек, способен работать лучше, ты уступишь ему свое место и пойдешь в очередь на работу или за пособием по безработице. Этот негативный косвенный стимул действует безотказно. Негативные косвенные стимулы особенно эффективны, когда сформирован и достаточно развит рынок труда.

Вообще, проблема безработицы характерна для рыночной экономики. Если в середине XIX в. западноевропейские идеологи объясняли наличие безработных "плохим поведением" самих рабочих, то в новых условиях они заговорили о "несовершенстве" и этим объясняли возникновение и наличие "избыточного" населения. Так появилась теория "фрикционной" безработицы, фрикции (от лат. Frictio - трение, неполадки) на рынке труда. Возникновение и наличие такой безработицы понимается как несоответствие между потребностями изменившихся в рабочей силе и сложившимся ее распределением по отдельным отраслям и районам, а также недостаточной мобильностью рабочих.

Развивалась также теория "добровольной" безработицы, согласно которой в безработице виноваты сами рабочие, так как они требуют повышения заработной платы и не хотят работать за плату, отвечает предельной производительности. История данной проблемы показывает, что люди добровольно лишают себя заработка и безработные возникают и существуют только из-за "неполадок" на рынке.

Добровольная безработица вызвана тем, что в любом обществе есть прослойка людей, которые по своему психическому состоянию или по другим причинам не хотят работать. Также она возникает в тех случаях, когда работник увольняется по собственному желанию, если он недоволен уровнем оплаты его труда, условиями работы, или другими обстоятельствами.

Изучая проблему безработицы, можно сделать вывод, что фрикционная и структурная безработица - явления нормальные и не представляют угрозы для развития страны. Более того, без них развитие просто никак возможно. Ведь если все работники заняты, то, как создавать новые фирмы или расширять производство товаров, пользующихся на рынке повышенным спросом, кроме того, наличие безработицы заставляет людей опасаться потери своего рабочего места и побуждает их работать продуктивнее и качественнее. Поэтому безработицы можно считать стимулом к ​​лучшей работе. Вот почему полную занятость в большинстве развитых стран мира понимают как отсутствие циклической безработицы при наличии безработицы фрикционной или структурной, то есть когда безработицы в стране соответствует своей естественной норме.

Особую категорию образуют военнослужащие. Число лиц, проходящих действительную военную службу, входит в величину совокупной рабочей силы, а при определении численности рабочей силы, занятой в гражданском секторе экономики, эта категория экономически активного населения не учитывается, что сказывается в расчете общей нормы безработицы и нормы безработицы для гражданского сектора. Возникает теория, объясняющая безработицы недостаточным совокупным спросом на товары и услуги. Ее автор Джон Мейранд Кейнс показал, что помимо "добровольной" и "фрикционной" безработицы "недобровольно" или "вынуждено".

Незанятость определенной части населения является результатом действия объективные процессов:• неравномерного развития производственных сил;• противоречивый характер НТП;• высокие темпы модернизации производства.

Кейнс утверждал, что 3-4% населения остаются без работы из-за противоречивого характера экономики, ее структурной перестройке, обновления технологии.

По Закону Украины "О занятости населения" от 1 марта 1991 "безработными признаются трудоспособные граждане трудоспособного возраста, по независящим от них причинам не имеют заработка или других предусмотренных действующим законодательством доходов, за отсутствием подходящей работы, зарегистрированные в государственной службе занятости, действительно ищут работу и способны приступить к работе ".

Согласно определению международных организаций - международного организации труда и Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), безработные - это люди, которые не имеют работы, кто готов приступить к работе и ищет работу в течение последних четырех недель.

Безработица может иметь виды. Основные из них:• фрикционная безработица - временная добровольная незанятость, связанная с переходом с одной работы на другую. Она возникает из-за несовершенства в техническом функционировании рынка труда, отсутствие информации о наличии рабочих мест, стремление граждан лучше использовать свои способности и имеет краткосрочный характер;• структурное - вынужденная безработица, обусловлено структурной перестройкой экономики, ликвидация устаревших отраслей, меняет, в свою очередь, структуру общего спроса на рабочую силу в профессиональном или региональном разрезе;• циклическое - безработица, вызванная спадом производства. Когда совокупный спрос на товары и услуги уменьшается, а уровень безработицы повышается;• скрытое - излишнее количество работников, занятых в производстве, хотя производственный процесс требует меньшего числа работающих;• "конверсионное" - безработица, связанная с сокращением численности армии и занятых в отраслях АПК;• молодежная безработица;• остаточное - безработица, вызванная ограничением работающих по состоянию здоровья, по возрасту ниже производительностью, мобильностью, отсутствием стремления к повышению квалификаций у пожилых людей.

Кроме того, имеется сезонное, технологическое, региональное, застойное и другие виды безработицы.

Безработица, особенно вынуждено, - это нечто большее, чем экономическое бедствие, это также и социальная катастрофа. Депрессия приводит к бездеятельности, а бездеятельность - к потере квалификации, потере самоуважения, упадку моральных достижений, распада семьи, самоубийств, социальной напряженности. История убедительно показывает, что массовая безработица приводит к быстрым, а иногда и слишком быстрым социальным политическим изменениям (вспомним хотя бы приход Гитлера к власти). Поэтому государства пытаются снижать уровни безработицы, обезопасить себя и общество от социальных взрывов и потрясений.

 

3.2. Понятие занятости и категории занятого населения

Право на труд является одним из основных конституционных прав общества, провозглашенных в. 43 Конституции Украины. В ней говориться, что каждый гражданин Украины имеет право на труд. Это означает наличие возможности для каждого зарабатывать средства к существованию трудом, который он свободно выбирает или на который свободно соглашается, возможности свободно выбирать вид деятельности, профессию, место работы отвечает видно со своими способностями и желаниями. "Государство создает условия для полного осуществления гражданами права на труд, гарантирует равные возможности в выборе профессии и рода трудовой деятельности, реализует программа профессионально-технического обучения, подготовки и переподготовки кадров в соответствии с общественными потребностями» - это положение Конституции в общих чертах определяет государственную политику в сфере обеспечения занятости и гарантий реализации права граждан на труд.

Правовые, экономические и организационные основы занятости населения Украины в условиях рыночной экономики и равноправия различных форм собственности определяет Закон Украины "О занятости населения" (1991), другие законодательные акты, принятые в соответствии с этим законом, а также глава III-А Кодекса законов о труде "Обеспечение занятости высвобождаемых работников". Согласно ст. 1 Закона Украины занятость - это деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей и такая, что приносит им доход в денежной или другой форме.

Занятым населением Закон считает граждан, которые:

а) работая по найму на условиях полного или неполного рабочего дня (недели) на предприятиях, в учреждениях и организациях, независимо от форм собственности, в международных и иностранных организациях в Украине и за рубежом, у физических лиц;

б) самостоятельно обеспечивающие себя работой, в т. ч. предприниматели, лица, занятые индивидуальной трудовой деятельностью, творческой деятельностью, члены кооперативов, фермеры и члены их семей, которые участвуют в производстве, а также члены личных крестьянских хозяйств, деятельность которых проходит в соответствии с Законом Украины "О личном крестьянском хозяйстве";

в) избранные, назначенные или утвержденные на оплачиваемую должность в органах государственной власти, управления и общественных объединениях;

г) проходят службу в Вооруженных Силах Украины, Службе безопасности Украины, Государственной пограничной службе Украины, войсках внутренней и конвойной охраны и Гражданской обороны Украины, органах внутренних дел Украины, других военных формированиях, созданных согласно законодательству Украины, Государственной службе специальной связи и защиты информации Украины, альтернативной (невоенной) службе;

д) проходят профессиональную подготовку, переподготовку и повышения квалификации с отрывом от производства; учатся в дневных общеобразовательных школах и высших учебных заведениях;

е) работающие граждане других стран, которые временно находятся в Украине и выполняют функции, не связанные с обеспечением деятельности посольств и миссий.

Этот перечень согласно ст. 1 Закона "О занятости населения" не является исчерпывающим и может быть дополнен другими категориями занятого населения.

Стоит отметить, что незанятость граждан не является основанием для привлечения к административной ответственности, поскольку закон не допускает принуждение к труду в любой форме, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Украины. Право каждого гражданина - распоряжаться своими способностями к труду. Отношения между государством и гражданами по поводу занятости основаны на защите и обеспечении права каждого из них на работу, как способе обеспечения жизнедеятельности, реализации духовных потребностей и творческих способностей, социальной поддержки граждан, потерявших средства к существованию.

Государственная политика в сфере занятости базируется на принципах, изложенных в ст. 3 Закона "О занятости населения". Статья 4 Закона, провозглашая гарантию реализации гражданами права на труд, устанавливает, что государство гарантирует трудоспособному населению в трудоспособном возрасте реализацию этого права в Украине.

В целях содействия занятости государственные органы обеспечивают публикации статистических данных и информационных материалов по предложении и спросу на рабочую силу, возможностях трудоустройства, профессиональной подготовки и переподготовки, профессиональной ориентации и социально-трудовой реабилитации.

Для отдельных категорий граждан, которые не способны на равных конкурировать на рынке труда и нуждающихся в социальной защите, закон устанавливают дополнительные гарантии занятости. Они выражаются в том, что по распоряжению местных органов власти на предприятиях, в заведениях, организациях независимо от форм собственности бронируется (обязательно остается для трудоустройства именно этой категории граждан) определенное количество рабочих мест. Закон обязывает собственника или уполномоченный им орган к трудоустройству указанной категории граждан в пределах установленной квоты, и в случае отказа им в приеме на работу с нарушителя требований закона взимается штраф в размерах пятидесяти необлагаемых минимумов доходов граждан. К категории населения, пользующихся дополнительными гарантиями занятости, относятся:

а) женщины, имеющие детей в возрасте до шести лет;

б) одинокие матери, имеющие детей в возрасте до четырнадцати лет или детей-инвалидов;

в) молодежь, которая закончила или прекратила обучение в средних общеобразовательных школах, профессионально-технических или высших учебных заведениях, уволилась со срочной военной или альтернативной (невоенной) службы и которой предоставляется первое рабочее место, детям (сиротам), оставшихся без попечения родителей, а также лицам, которым исполнилось пятнадцать лет и которые по согласию одного из родителей или лица, которое их заменяет, могут, как исключение, приниматься на работу;

г) лицам предпенсионного возраста (мужчинам по достижении 58 годов, женщинам - 53 лет);

д) лицам, уволенным после отбытия наказания или принудительного лечения;

ж) инвалидам, которые не достигли пенсионного возраста.

Занятость населения Украины обеспечивается государством путем проведения сбалансированной инвестиционной и налоговой политики, направленной не на рациональное размещение производительных сил, поощрения и стимулирования предпринимательства, малого и среднего бизнеса, индивидуальной трудовой деятельности. Социально-экономическая политика государства в сфере занятости предусматривает разработку государственных и территориальных программ занятости населения. Они направлены на предотвращение безработицы путем повышения экономической заинтересованности предприятий в сохранении системы рабочих мест, создании дополнительных рабочих мест, эффективном использовании трудовых ресурсов. С целью решения проблем в сфере занятости предусматривается проведение аналитических и научных исследований структуры экономики, прогнозирования последующих изменений в качестве и распределения рабочей силы.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...