Архаика и современность 44 страница
Архаика и современность правкой на раннюю стадию формирования данного сюжета, когда «Торова» оценка выражает отношение «обычных» людей к любому «викингу», «отклонившемуся от правильного пути». Маргиналь-ность Старкада, видимо, имеет сезонную привязку, он еще не «круглогодичный волк», а потому, с точки зрения более поздних носителей традиции, становится одним из Хундингов и либо погибает в сражении с Ильвингами (Песни о Хельги), либо же его «нейтрализует» лично Сигурд (Прядь о Норнагестё). Причем характерно, что если в собственной песни-автопортрете Старкад характеризует себя, исходя из откровенно «волчьих» признаков (торчащие клыки, гигантский рост, волчьи волосы и грубая кожа), то Сигурд гонит его прочь, как пса, недостойного прямого и честного боя с ним, выбивает ему рукоятью меча клыки и открыто именует «собако-человеком». К тому же относительно раннему периоду формирования «волчье-песьих» песен относится, вероятно, и сюжет о Хаддинге. С одной стороны, Хаддинг пользуется явным покровительством Одина, воспитывается у великанши-воительницы, которая в итоге становится его любовницей (причем инициатива исходит с ее стороны — стандартный случай с валькирией). Он убивает бога плодородия, он совершает путешествие в царство мертвых, где становится свидетелем непрерывной схватки между мертвыми воинами. Все это можно, вне всякого сомнения, провести по «волчьей» линии. С другой стороны, для того чтобы загладить вину за умерщвление бога плодородия, он приносит жертвы Фрейру, затем женится и жалуется на то, что не любит гор и волчьего воя — то есть буквально, по справедливому замечанию А.Я. Гуревича [Гуревич 1979: 20], повторяет слова Ньёрда, вана по происхождению. Таким образом Хаддинг «продает братву за сытую жизнь» — с чем, вероятно, связан и откровенно иронический, построенный на своеобразном «черном юморе» сюжет о его смерти. Друг и побратим Хаддинга, шведский конунг Хундинг (показателен сам выбор персонажа: «друг Хундинга», с точки зрения «волков», — уже оскорбление), услышав о смерти Хаддинга, устраивает пир в его память и тонет в бочке с пивом. Хаддинг, узнав об этом, вешается с горя при всем честном народе (то есть умирает в ошейнике, повторяя ритуальное повешенье Одина в сниженном и явно пародийном ключе1).
' Напомню, что Один «вешается» на дереве, пригвоздив себя копьем, — ситуация, повторяемая, очевидно, в одинических ритуалах перехода; ср. смерть Хельги, Сигурда, убийство Старкадом своего конунга Викара (одновременно петля и копье), а также, вероятно, и семнонский ритуал в «Роще оков». 416 В Михаилин Тропа звериных слов 3.4. ВОЗМОЖНЫЕ ПАРАЛЛЕЛИ В ДРЕВНЕГЕРМАНСКОИ МИФОЛОГИЧЕСКОЙ ТРАДИЦИИ Возможно, некоторые «собачье-волчьи» смыслы содержатся и в сюжетах, связанных с ключевой троицей асов, Одином, Локи (Лодуром) и Хениром, в том случае, если приписать Одину сугубо «волчьи» коннотации, Хениру — песьи, а Локи — «переходные», чем среди прочего может объясняться и его специфическая роль в сообществе асов. С этой точки зрения становится понятнее соль шутки Локи, которой ему удается рассмешить «разгневанную валькирию» Скади, пообещавшую в противном случае перебить всех асов до единого: Локи привязывает к гениталиям козлиную бороду, скачет в таком виде перед Скади, и та не может удержаться от смеха Козел — животное сугубо домашнее, связанное с «внутренней», «ближнего круга» магией плодородия, атрибутивное животное «земляного громовика» Тора. О специфических смыслах мужских гениталий применительно к «волчье-собачьему» тематическому полю (о «любострастии» псов и «ритуальной кастрации» волков) уже упоминалось выше. Если Локи — божество «переходного» характера, ему позволительно издеваться над обеими сторонами дихотомии одновременно — что он и делает. В итоге грозившая было «переасить асов» Скади смиряется и выходит замуж за миролюбивого «вана в отставке» Ньерда.
Если Один, Локи и Хенир суть всего лишь функциональные ипостаси одного божества1, то в этой связи получает несколько иное освещение и комплекс сюжетов, связанных в той или иной степени с Рагнарек, «судьбой богов», последней битвой с хтоничес-кими чудищами, в которой будут уничтожены асы, и мир затем «начнется заново». Начнем с того, что самые страшные недруги асов суть их же собственные порождения, а вернее, порождения аса Локи (змей Ермунганд, Фенрир-волк и Хель, хозяйка царства мертвых) Причем финальное единоборство Одина с волком Фенриром есть, по сути, единоборство с самим собой — уж в «одинической» атрибуции волка сомневаться не приходится, даже если не принимать во внимание версии о Локи как об ипостаси Одина. Сюжет о том, как Фенрира «сажали на цепь», и ключевая в нем фигура богаТюра (Тиу) приобретают в этом случае непосредствен- 1 Что косвенно подтверждается, помимо их постоянной наклонности к «совместному творчеству», некоторыми специфическими сюжетами — вроде сюжета о рождении Слейпнира, восьминогого коня Одина, от Локи, который некоторое время вынужден был провести в обличье кобылы. Ср конские коннотации самою Одина О семантике коня см соответствующую главу в «скифском» рашеле книги Архаика и современность ную связь с ритуалом «песье-волчьего» перехода. Тюр — бог «честного» боя, судебного поединка натинге между «своим» и «своим», хранитель воинского кодекса и обладатель «правильного», «белого» оружия — меча. «Обуздание» волчьей составляющей — его естественная прерогатива. Показательно, что именно он в конце концов сковывает дважды срывавшегося с цепи Фенрира, предложив ему в залог свободы собственную руку и в результате пожертвовав ею. Во время Рагнарёк окончательно сорвавшийся с цепи Фенрир проглатывает Одина и гибнет от руки Видара, сына Одина, то есть совершается двойное ритуальное самоубийство. (Причем Фенрир имеет и свою «песью» ипостась — пса Гарма, который во время Рагнарёк гибнет, естественно, в поединке с Тюром и одновременно с ним.)
3.5. РОЛЬ И ФУНКЦИИ ЖЕНСКОГО ПЕРСОНАЖА В ПРОТИВОСТОЯНИИ МЕЖДУ «ВОЛКАМИ» И «СОБАКАМИ». ИТОГОВАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ «ОСНОВНОГО» СЮЖЕТА И РИТУАЛА Прежде чем вернуться к непосредственному истолкованию «основного» сюжета, попытаемся разобраться с ролью и функциями женского персонажа, практически обязательного в «собачье -волчьем» противостоянии на уровне сюжета героической песни. Две подобные роли уже были оговорены выше: женщина может быть показателем «одомашненности» волка/пса, значимым символом его зимней, песьей ипостаси; с другой стороны, женщина может выступать в качестве «провокатора», «валькирии», — это одновременно и «воспитатель», и символ воинской удачи бойца, и его «боевая подруга», связанная с ним никак не супружескими, но скорее магически-договорными отношениями. Во второй из названных функций выступают в той или иной степени практически все героини текстов, использующих «основной» сюжет. Попробуем, как и в случае с волками/собаками, выделить ключевые магические характеристики данного персонажа. Во-первых, такой характеристикой будет являться девственность, понимаемая здесь не как физиологический признак, но как социально-магический статус, связанный с магической недозволенностью/невозможностью «правильного» брака и «правильного» рождения «правильных» детей1. 1 Вероятна также в этой связи исконная принадлежность героини к девичьим возрастным союзам (параллельным соответствующим юношеским союзам), существование которых зафиксировано для целого ряда ранних традиций '*■ Заказ № 1635 В Михаилин Тропа звериных слов Во-вторых, имеет смысл говорить о специфически агонисти-ческом характере женского персонажа Со структурной точки зрения само по себе появление подобной героини есть своего рода вызов бойцу. Герой же в силу собственной природы, в силу исходной и обязательной хюбристичности, обязывающей его принимать любой вызов, не может на него не среагировать, причем самым активным образом Более того, в ранних системах мышления зачастую сама наделенность женщины (девушки) некой особенной красотой уже воспринимается как своего рода «судьба», женский аналог мужской хюбристической героике1 Помимо этого, героиня зачастую проявляет необычную с точки зрения привычной женской «страдательной и пассивной» роли активность и даже агрессивность, старательно «провоцируя героя на сюжет».
Если исходить из пространственно-магической привязанности тех или иных социальных групп и практик, то «серединная», сугубо женская зона, связанная с земледельческой магией плодородия и расположенная между центральной сакрализованной зоной «совместного проживания» и маргинальной, сугубо мужской охотничье-воинской зоной, имеет выраженную двойственную природу. С точки зрения маргинального охотничье-воинского коллектива, со всеми присущими ему хтоническими характеристиками, она представляет собой вожделенную страну сытости, богатства и плодородия. К тому же именно и только через нее лежит путь к сакрализованному центру, к «дому и храму» (первая выделенная в начале параграфа стандартная женская функция). С точки же зрения «статусного мужа», пребывающего в сакрализованном центре, эта область должна восприниматься как хтоническая зона «перемежающегося хаоса», как путь к «полной тьме», к «волчьей героике» и соответственно к смерти со всеми ее сюжетными и магическими коннотациями (вторая выделенная функция, «валькирическая»). Центральная зона есть область не только статусного мужчины, но и статусной женщины, воспринимаемой часто как непременный атрибут статусного мужчины, наряду с родом, собственностью и т.д. По отношению к ней «магически девственная» незамужняя женщина (в особенности в том случае, если она принадлежит к ' Ср стандартные мифологические, эпические и сказочные мотивы о красоте как о вызове богам или структурно равнозначным с богами фигурам Греческая поговорка о любимцах богов, которые долго не живут, в женском варианте связана именно с красотой Бесчисленные «романы» Зевса и месть Геры любовницам мужа и брата, сюжеты, связанные с Еленой, и т д — в греческой традиции В кельтской, необычайно богатой «любовной» сюжетикой, — это в первую очередь Этайн, и далее Дейрдре, Грайне и т д О более поздней европейской разработке этого вполне «романною», по сути, сюжета можно уже и не говорить Архаика и современность территориально связанному с «серединной» зоной девичьему возрастному союзу) есть существо откровенно хтоническое, посягающее на магические составляющие ее высокого женского статуса — на мужа, сына, собственность и т.д. Однако обязательный для мужчины периодический (возрастной — связанный с участием в ини-циационных юношеских союзах; «сезонный» — связанный с различными социальными ролями взрослого статусного мужчины и др.) переход из центральной зоны в маргинальную и обратно не может осуществляться иначе как через эту «промежуточную» область и, следовательно, не может не «налаживать схем взаимодействия» с зональными территориально-магическими системами.
Единственной доступной примитивному сознанию формой взаимодействия между различными территориально-магическими зонами был ритуал перехода1. В данном случае ритуальная схема необходимо осложняется тем обстоятельством, что взаимодействуют здесь не две, а три территориально-магические зоны, причем одна из них выступает в роли проводника и посредника. Если попытаться реконструировать сезонный ритуал «собачье-волчьего» (и «волчье-собачьего») перехода, то у нас получится следующая модификация стандартной схемы. Для «собачье-волчьего» ритуала перехода необходима женская «выманивающая» провокация — причем женщина здесь ни в коем случае не может быть статусной женщиной и должна выступать именно в описанной «валькирической» роли. Ритуальный поединок между «статусным мужем» и «пограничником», между «псом» и «волком» должен заканчиваться ритуальной смертью «статусного мужа». Возможен также и структурно равновесный мотив, вроде нарушения клятв, предательства, убийства кровного родственника и т.д. (отчасти параллельный мотиву «неправильного» рождения протагониста, изначально предрасположенного таким образом к «героической» судьбе): герой «разбивает оковы», «помечает территорию», означая себя как изгоя, как маргинала, как «живого покойника», и тем самым заявляет претензии на героический статус. Для «волчье-собачьего» перехода необходима «свадьба», ритуальный переход «валькирии» в статус жены и матери и убийство «волка» «псом». В любом случае имеет место игровое ритуальное столкновение двух полярных «стай», финал которого определяется в первую очередь сезонной привязанностью ритуала. Весной (для европейских 1 Тексты (как эпические, так и мифологические, в той степени, в которой они поддаются реконструкции из более поздних, по преимуществу эпических или сказочных) суть изначально не что иное, как «вербальный план» ритуала, оторванный впоследствии от ритуального субстрата и обретший собственное бытие и право. 14* В Михаипин Тропа звериных слов земледельческих традиций)1 это праздник свободы, боевой готовности, лихости, предощущения вольной и полной героических «вызовов» жизни. Осенью2 — праздник воинского совершенства, «воскрешения из мертвых», почитания убитых в «Диком поле», демонстрации добычи и ритуального хвастовства, готовности к женитьбе и уплате ритуального же выкупа за «теряющую девический пояс» невесту. Напомню, что героическая песня, как и иные разновидности раннеэпических текстов (да, вероятно, и сам «исходный» ритуал), рассчитана только на мужскую, причем на весьма специфическую, аудиторию. Так что «женский» сюжет как таковой ее нимало не интересует — непременная самоидентификация с персонажем имеет место только в отношении мужских героев. Женский же персонаж выступает в сугубо «инструментальной» функции, чем объясняется и его особая наклонность к метонимичности, к замещению (иногда) реального участия в сюжете структурно равнозначными с точки зрения главного содержания текста ходами. Особенно показательна функциональность женской роли на примере сюжетов и эпизодов, связанных с поясом — едва ли не главным символически значимым предметом-участником ритуального действа. Пояс традиционно является деталью девичьего костюма и играет важную символическую роль в женских ритуалах перехода, связанных со свадебной обрядностью. «Распускание пояса» есть четко выраженный традиционный символ утраты девственности и перехода в женский ролевой статус. Вероятнее всего, это связано со снятием с девушки «запрета толстеть», то есть беременеть, производить на свет «правильных» детей, — ибо свобода добрачных половых контактов в большинстве ранних культур, особенно во время сезонных праздников3, кажется, ни у кого сейчас не вызывает сомнений. Однако эти контакты носят специфический мар- 1 Праздники, привязанные к выходу «стаи» на вольные хлеба, вроде кель 2 Праздники, привязанные к «воскрешению из мертвых» прошедших свой 3 Существуют также и свидетельства особой сексуальной вседозволенно Архаика и современность гинальный характер, они магически «выключены» из сакрализо-ванного семейно-родового пространства и не влияют на статусную «девственность» будущей невесты. Пояс играет роль своего рода «ограничителя рождаемости»1. Брюнхильд неукротима до тех пор, пока на ней остается ее девический пояс валькирии. И, пользуясь этой силой, она показательно унижает Гуннара, «статусного мужа». Но как только Сигурду удается снять с нее пояс, она теряет богатырскую силу и практически сразу, безо всякого перехода, превращается в «статусную жену»2. Валькирия не может выйти замуж — в противном случае она просто перестает быть валькирией3. Именно таково наказание, которому Один подвергает Сигрдриву, которая обычно ассоциируется с Брюнхильд4. 1 Занятно в этой связи известное римское поверье о том, что при потере 2 Ср. с упомянутым выше сюжетом о несостоявшейся мести Скади за уби 3 Возможно, в валькирии изначально «зачислялись» девушки, умершие до 4 «Она назвалась Сигрдривой и была валькирией. Она рассказала, что два В Михайлин Тропа звериных слов Показательно, что именно связка «герой—валькирия» воспринимается как протагонистическая, причем «противозаконность» и «неправильность» этой связи рассматриваются в данном случае как положительные героические характеристики. Герой никогда не овладевает красавицей как законной женой — только как «заклятой подругой». «Статусный» же герой лишен в отношении «валькирии» каких бы то ни было шансов на успех, чтобы овладеть ею, нужен «волк». Так, «статусный герой» Гуннар не в состоянии совладать с валькирией Брюнхильд — и передоверяет эту функцию «волку» Сигурду. Конхобар растит Дейрдре себе в жены буквально с первых дней ее жизни, но лишает ее девственности (причем на сугубо маргинальной территории!)1 «волк» Найси. Грайне «похищает» Диармайда непосредственно со свадебного пира, после которого она должна стать женой Финна2. Во всех перечисленных сюжетах женщина играет выраженную провокативную роль. Характерно и то, что с мотивом бегства здесь часто соседствует мотив воздержания от непосредственного полового контакта, как бы данное обстоятельство ни мотивировалось. Волк магически кастрирован, и «сыграть полноценную свадьбу» он не имеет не только права, но и возможности. Самый известный в этом отношении сюжет — сюжет о мече на ложе (Сигурд и Брюнхильд; Тристан и Изольда), символика которого в данном контексте прочитывается достаточно легко. Еще более показателен тот способ, которым Диармайд дает понять преследующему их с Грайне Финну, что он относится к ней «как к сестре»: уходя утром с очередного «лежбища», он оставляет на нем кусок сырого мяса — законной волчьей пищи. Сигурд не притрагивается к Брюнхильд, несмотря на то что в их «предыстории» он уже успел лишить ее девственности (эпизод на холме с Сигрунн, на которой Сигурд рассекает мечом доспех). Итак, «весенний» ритуал связан с начальной стадией «основного» сюжета — с похищением (при том, что не всегда понятно, 1 Сюжет «король-герой» в случае с Найси дублируется даже в хтоничес- 2 Кстати, она «кладет на него глаз» в тот момент, когда он разнимает де Архаика и современность кто, собственно, кого похищает) и «странной жизнью вдвоем» «Осенний» ритуал трактуется в завершающей стадии сюжета, связанной со смертью героя и валькирии (каковые можно понимать и как преображение того и/или другой в «статусные» персонажи) Подобная смерть обставлена целым рядом специфических, имеющих вполне прозрачную символическую значимость обстоятельств В большинстве древнегерманских текстов особо подчеркивается смерть героя от копья (см выше), а в ряде случаев герой возвращается «за смертью» на «статусную» территорию1. Понятно, что весенний и осенний ритуалы представляют собой две изначально неразделимые половинки единого годового цикла Существующие эпические (и отчасти мифологические) сюжеты доносят их до нас именно в этом смысловом единстве, представляющем собой отраженную ритуалом и его вербальной составляющей матрицу сезонного движения мужчины изсакрализованно-го внутреннего в маргинальное внешнее пространство и обратно с двумя «стадиально значимыми» остановками в серединной «посредничающей инстанции» для совершения ритуалов соответственно посвящения и очищения2. 1 Найси, поверив обещаниям Конхобара и ручательству Фергуса, приез 2 Вполне вероятно, что та же ритуальная схема лежит и в основе самого В Михайлин Тропа звериных слов В сюжете о Хегни, Хедине и Хильд данная схема представлена в «снятом» виде, где три ключевых участника ритуала, абстрагировавшись от сезонных частностей, выступают в архетипически «чистых» ролях Зеркально похожая схема — с акцентом именно на сезонности в ущерб «кровавому спору» — представлена в одной из версии сюжета о Тристане и Изольде, где Марк и Тристан договариваются о том, что Изольда будет полгода проводить с Марком во дворце (естественно, Марк выбирает зиму!), а полгода — «в зеленых лесах» с Тристаном. 3.6. ЖРЕЦ В ЖЕНСКОЙ ОДЕЖДЕ. ВЕПРЬ Остается еще несколько вопросов, каждый из которых заслуживает, по большому счету, самостоятельной и весьма подробной разработки, вопрос о жрецах в женской одежде, отправляющих ритуал, связанный с богами-близнецами в священной роще нага-нарвалов, и вопрос о подозрительно часто мелькающем в героических текстах, близких к «основному» сюжету, третьем (наряду с псом и волком) зооморфном персонаже — о вепре. Появление странной фигуры жреца, одетого в женскую одежду, представляется вполне объяснимым, исходя из сугубо мужской природы воинского союза, к которому имел отношение реконструированный в общих чертах ритуал. Женщина не могла и не должна была принимать в этих таинствах никакого участия Однако ритуал отправлялся на традиционно женской территории, где следование определенным территориально-магическим нормам было строго обязательным. Отсюда — женская одежда, отсюда, вероятно, и дополнительное обилие «женских» инвектив в традиционной ритуальной перебранке1. Одетые в женское платье жрецы, как «хозяева места», должны были занимать (сообразно как сюжетной, так и территориально-магической логике) позицию между «волками» и «псами» и «проводить одних в другие» — через себя, то есть через женскую суть, а возможно, что и через женскую одежду. Этот элемент инициационных одинические муки На костер вслед за братом (') восходит сестра Бальдра Наина После гибели Одина в Рагнарек Бальдр возрождается и занимает его место на германском «Олимпе» Круг завершился Еще более явные параллели героическому сюжету находим в версии, изложенной у Саксона Грамматика в «Деяниях датчан» Здесь треугольник Хед (Хотерус) — Бальдр (Бальдерус) — Нанна приобретает вполне узнаваемый «стандартный» вид Нанна из сестры Бальдра превращается в сводную сестру Хеда Хед и Бальдр соперничают за нее, Хед убивает Бальдра, а затем и сам гибнет от руки Вали, сына Одина и Ринд 1 Напомню, что в «Перебранке Локи» обвинение Одина в колдовстве прямо сопряжено с обвинением в «женовидности» Архаика и современность ритуалов отразился, как мне кажется, в целом ряде сюжетов, принадлежащих к самым разным традициям. Так, рассказ об Ахилле, отправляющемся в поход на Трою прямиком с женской половины, вполне встраивается в предложенную логику, несмотря на традиционные обоснования данного обстоятельства его (или Фетиды) нежеланием воевать. Замечу, что женская половина, на которой, одетый в девичье платье, пребывал Ахилл, находилась отнюдь не в отцовском доме, а на вполне хтоническом (с точки зрения удаленности от родины и приближенности к месту будущей смерти) Ски-росе, в доме царя с характерным именем Ликомед (то есть буквально: «Повелитель волков»), и что сам момент инициационного выбора между «богатством» и оружием происходит именно там1. Итак, жрец-мужчина, одетый в женскую одежду, — элемент ритуального (сезонного) посвящения/перехода в маргинальный мужской воинский статус и выхода из него2. С этим обстоятель- 1 То же касается, вероятно, и Геракла, отправлявшего при дворе «вальки
Читайте также: АРХАИКА И СОВРЕМЕННОСТЬ 1 страница Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|