Архаика и современность 45 страница
2 Подобная трактовка стандартной мифологемы «умирающего-воскреса В. Михайлин. Тропа звериных слов ством, возможно, связан и довольно странный сюжет о происхождении самоназвания «лангобарды» у малочисленного, но отличавшегося крайней агрессивностью племени винилов. Согласно преданию, Водан обещал победу в сражении между винилами и вандалами тому племени, чьих воинов он первыми увидит утром на поле боя. Винильские женщины, подвязав себе длинные бороды, опережают и своих, и вражеских воинов. Водан, увидев первыми винилов, дарует победу им. Реальный смысл подобного действа имеет четко выраженные магические коннотации. Магическая разница между днем и ночью, параллельная разнице между летом и зимой, думаю, не нуждается в особых комментариях — «честное» сражение между двумя племенами (при том, что винилы всегда были гораздо малочисленнее вандалов) могло происходить только днем. Винилы, не уверенные в «честной» победе, идут на военную хитрость. Выйти на поле боя ночью они не имеют «магического права» — иначе воинская удача с восходом солнца «поменяет знак». Однако они высылают вперед женщин в костюмах, четко повторяющих костюм «жреца в женской одежде», и тем самым ставят противника в положение «мирных псов», на которых из ночной хтонической тьмы движется «бешеная» волчья стая. Существующий у германских племен обычай выставлять при столкновении «племя на племя» в первый ряд «отпетых»1, «пожизненных» волков и псов, маркированных как таковые (для устрашения противника), — распространяется здесь на все племя. Вандалы оказываются лицом к лицу с целым «народом берсеркеров» и, естественно, понимают, на чьей стороне будет сегодня воинское счастье2. Винилы с этого дня именуют себя лангобардами — «длиннобородыми». О магических смыслах небритости и нестрижености речь уже шла, о магическом смысле перемены име-
1 Термин из более поздней, христианской эпохи вполне адекватен ситуа 2 Аналогичную схему ведения боевых действий, направленную на магиче Архаика и современность ни говорить особо не вижу смысла, тем более если речь идет о смене имени целым племенем: бывшие винилы во всеуслышанье заявляют о том, что с этого дня они «народ волков», и оправдывают новое имя дальнейшими шагами на тогдашней исторической арене.
Связана со жрецом в женской одежде, на мой взгляд, и каноническая фигура вепря. Я не стану браться здесь за основательное и детально аргументированное решение этой проблемы1: выскажу только ряд небезынтересных, на мой взгляд, предположений. Как в германистике, так и в кельтологии к настоящему времени более или менее прочно устоялась точка зрения на вепря, как на животное, тесно связанное с жреческим сословием. Однако необходимо учитывать еще и своего рода «параллельность» магической ситуации вепря, существующего в двух ипостасях — домашней и дикой — ситуации волка и пса. Важно и то обстоятельство, что вепрь, животное по преимуществу травоядное, может выступать и в роли хищника, причем хищника, опасного в том числе и для человека. Однако, судя по мифологической атрибутивной «привязанности» данного зооморфного персонажа к богам, четко связанным с культами плодородия и со жреческой функцией (Фрейр; Дагда и т.д.), основной магически-территориальной доминантой в данном случае должна выступать «серединная» зона, зона «женской» магии, зона «окультуренной природы» (сад, огород, отчасти поле) — то есть именно та территория, на которой, согласно реконструированному ритуалу, происходил жреческий «развод» «агнцев и козлищ». Связь германских жрецов именно с этой зоной подтверждается и растительной символикой стандартного рунического гадания. Так, у Тацита читаем: «10. <...> Срубленную с плодового (курсив мой. — В.М.) дерева ветку они нарезают на плашки и, нанеся на них особые знаки, высыпают затем, как придется, на белоснежную ткань». Самое забавное, что в данном случае под плодовыми деревьями понимаются вовсе не те растения, которые мы привыкли считать таковыми: речь идет о дубе или буке, ибо желуди и буковые орешки обильно употреблялись в пищу в древнегерманской культуре (и не только в ней) людьми и свиньями, причем как домашними, так и дикими. Выпас свиней, в отличие от «маргинального» выпаса рогатого скота, производился на «окультуренной», «серединной» территории; дубравы и буковые рощи были отчасти аналогичны плодовым садам и воспринимались как таковые. Мало того, практически все зафиксированные священные рощи германцев были или буковыми, или дубовыми. Таким образом, связь «со-бачье-волчьего» ритуала перехода с растительной символикой бука
1 См. главку «Интерпретация конкретных образов: лев, пард, олень, кабан» в «скифском» разделе. В. Михаилин. Тропа звериных слов или дуба и с символикой вепря получает, с моей точки зрения, достаточно веские основания1. 4. ТРАНСФОРМАЦИИ «ВОЛЧЬЕ-СОБАЧЬЕГО» КОМПЛЕКСА В ЭПОХУ РАННИХ ВАРВАРСКИХ КОРОЛЕВСТВ (V-VI ВВ.) И ДАЛЬНЕЙШИЕ ПУТИ ЭПИЧЕСКОЙ ГЕРОИКИ С тех пор как статистика стала непременным атрибутом исторической науки, исследователям переходной эпохи, угнездившейся в пространстве, ограниченном двумя довольно смутными понятиями — «поздняя античность» и «раннее Средневековье», — не дает покоя один весьма странный факт, а вернее — целый комплекс родственных, по сути, фактов. Как могло случиться, чтобы терри- 1 В этой связи представляется вполне логичной и не слишком принципиальной кельтская эсхатологическая подмена в качестве губителя нынешнего мира германского демонического волка/пса демоническим вепрем. Стандартный же сюжет, в котором откровенно «волчий» герой погибает в схватке с вепрем, получает совершенно иное толкование — связанное все с той же культовой жертвой в ходе реконструированного здесь ключевого ритуала. Демонический вепрь, смертельно ранивший Диармайда, ничуть не противоречит в этом случае откровенно ритуальной сцене с «живой водой» в руках Финна, завершающей данную версию «основного» сюжета. Смерть Адониса, охотника, который возвращается от девственной «валькирии» Артемиды к «плодородной» Афродите, также вполне укладывается в логику ритуала (как и — с некоторыми вариациями — сюжет о Калидонской охоте, связанный с братоубийственной распрей разбившихся на «две команды» участников, с ритуализированной смертью Мелеагра и с участием «валькирии» Аталанты). Возможны также и соответствующие комментарии к сюжету об Актеоне. Если вернуться к германцам, то интересен случай с атрибутикой тесно связанного с вепрем Фрейра: согласно мифологической традиции, он категорически лишен возможности сражаться мечом (хотя и владел им когда-то) и вынужден биться неметаллическим оружием, костяным или деревянным (олений рог) То же касается и вооруженного волшебной (наделенной способностью как массового убийства, так и массового оживления!) деревянной палицей ирландского Даг-да Тацит, рассказывая о совсем уже незнакомом ему дальнем германском племени эстиев, пишет. «45. <...> Эстии поклоняются праматери богов и как отличительный знак своего культа носят на себе изображения вепрей; они им заменяют оружие и оберегают чтящих богиню даже в гуще врагов. Меч у них — редкость; употребляют же они чаще всего дреколье». Напомню также об известном «взаимном отталкивании» зоны земледельческой Mai ии и металла и о том, что даже в относительно поздний период у некоторых европейских народов было принято первую борозду проводить не привычным плугом с металлическим лемехом, а деревянной сохой.
Архаика и современность тории, подконтрольные Западной Римской империи, территории, чье римское и романизованное население по численности во много раз превышало так называемые «орды» завоевателей, настолько быстро и легко стали добычей варварских племен, которые уже к началу VI века контролировали практически все упомянутые земли9 В классической, посвященной именно этому периоду книге Корсунского и Гюнтера приводятся весьма впечатляющие оценочные данные Готы представляли собой незначительную по численности этническую группу в королевстве Их было примерно сто тысяч человек (20 тыс воинов), в то время как чиоенность населения Италии в конце V в составила 5—7 млн человек Таким образом, готы составляти менее 2% от общей массы насетения страны [Корсунскии, Гюнтер 1984 174| И — несколько выше: Общее число вторгшихся в середине V в в римскую Галтию германцев оценивают в 450—500 тыс человек 50 тыс бургундов от 100 до 150 тыс вестготов, 100 тыс алеман нов и 200 тыс франков В их числе могло быть примерно 50—100 тыс способных нести военную службу мужчин Им противостояло галло-римское население численностью примерно от шести до десяти миллионов человек По-видимому, столь непреодолимыми (так1 — В М) германцев, а среди них в первую очередь франков, сделали прежде всего остатки родовых отношений и возникшие из синтеза феодальных элементов как приходящего в упадок рабовтадетьческо-го общества, так и разлагающегося родоплеменного строя новые общественные отношения, особенно отношения собственности
[Корсунскии Гюнтер 1984 162] Какой бы смысл исследователи ни вкладывали в последнее не слишком внятное пояснение, оно никак не отвечает на поставленный вопрос — что же сделало 50—100 тысяч германцев (не представляющих при этом единой организованной силы, а, напротив, то и дело воюющих друг с другом, в том числе и на стороне римлян в качестве федератов и т д) столь «непреодолимыми», что 6— 10 миллионов галло-римлян (то есть до 2 млн потенциально боеспособных мужчин) не оказали им никакого или почти никакого сопротивления'7 В тех же случаях, когда подобное сопротивление 1 Ср также сходную ситуацию (с точки зрения численного соотношения «завоевателей и завоеванных>) между булгарами и местным славянским насе- В. Михайлин. Тропа звериных слов оказывается, речь идет в первую очередь не о подконтрольных ра-веннскому правительству войсках, но либо о «самообороне» местных магнатов, либо об узурпаторах, которые опирались на не связанные с местным населением кадровые части (набранные во многом из тех же самых германцев) и вели себя точно так же, как лидеры франкских или бургундских боевых дружин'. В данном случае, на мой взгляд, речь идет о необходимости серьезной смены акцентов в оценке происходящих процессов. Римские провинции периода республики и раннего принципата были вовсе не частью Римского государства в современном смысле слова, а скорее пищевыми территориями, на которых старательно уничтожались все возможные очаги вооруженного сопротивления, и которые столь же старательно оберегались от постороннего «хар-чевания» (ср. практику откупов и т.д.) Позднеримские расширения «прав гражданства», изменение национального состава армии и т.д. можно, конечно, рассматривать как попытки «растянуть» государство и на провинции, но к радикальному изменению ситуации все эти меры не привели. Более того, в имперском Риме, в результате начавшегося еще в годы республики процесса профессионализации, армия окончательно утрачивает всякую связь с почвой, с Римом как сакральным центром; чем дальше, тем меньше она отличается по сути от варварских племенных дружин, а постепенно ими же и замещается. Также и облик полководца, императора, цезаря, дукса и т.д. чем дальше, тем больше начинает сливаться с обликом предводителя «стаи», который (и которая) использует подведомственную территорию (как варварскую, так впоследствии и «свою»)2 как территорию «пищевую» — со всеми вытекающими отсюда маргинально-магически обоснованными практиками. лением на территории бывшей Фракии в VII веке; между греко-македонцами и основной массой населения в эллинистических государствах Передней Азии и соседних с ней регионов; между варягами и славянами на территории будущей Киевской Руси и т.д. 1 «Государство» Эгидия — Сиагрия в 461—489 годах, успешно отбивавшее 2 Показательно, что уже по результатам неофициального, но «реально-по Архаика и современность _________________ 43 1 С точки зрения местного населения, различия между «стаями», осуществлявшими контроль над «подведомственными» территориями, были минимальны, и «завоевание» было простым вытеснением подконтрольных Риму кондотьеров и федератов неподконтрольными «волчьими стаями» или теми же федератами, которые почувствовали слабость «большой стаи». Навыки самообороны были если и не уничтожены вовсе, то серьезно подорваны многовековыми стараниями тех же римлян. Если не считать отдельных магнатов и полководцев, пытавшихся действовать «на равных» с варварами, и «национально-освободительных движений» вроде движения багаудов в Арморике и соседних землях1, то никто против подобной «смены крыши» особенно-то и не возражал. С точки же зрения пришлых варварских «стай», захваченные территории имели статус, также не сопоставимый со статусом «коренных», оставшихся в германских лесах или причерноморско-паннонских степях2 земель: они являлись прямой собственностью вождя, свободного распоряжаться «добычей» так, как ему заблагорассудится, при условии должного соблюдения «пищевых» интересов всей стаи. Интересно, однако, и другое обстоятельство, а именно невероятно быстрая институционализация завоеванных земель. Франки, готы, вандалы/аланы, бургунды и пр., не имевшие до вторжения на бывшие римские территории не только писаного права, но и самой письменности (если не считать рунической, использовавшейся по преимуществу в дивинационных и других магических целях), словно сговорившись, впадают в своего рода одержимость законодательным творчеством. 476 году жизни и подвели черту под существованием Западной Римской империи. Герулы не понимали разницы между Италией и, скажем, Галлией или Иберией и требовали такого же содержания, какое имели в провинциях бургунды, франки или готы (то есть помимо денег и пищевого довольствия еще и земельных наделов или, что более реально, долевого участия в прибылях землевладельцев). Орест, как римский патриций, был не в состоянии воспринять сакрализованную традицией италийскую землю как равнозначную столь же традиционно предназначенным для «кормления» территориям провинций и лимитрофов — и отказал. В результате «стая» поступила с ним именно так. как принято поступать с вожаком, который «не желает делиться с братвой»: Ореста убили, и Одоакр, наиболее влиятельный «полевой командир», после непродолжительного «внутристайного» выяснения отношений создал на территории Италии первое недолговечное варварское королевство. 1 Которые, кстати, «партизанили» как при римской власти, так и после ее 2 Впрочем, как причерноморские, так и паннонские степи играли по от 43 2 В Михайлин Тропа звериных слов Едва успев создать франкское королевство в Северной Галлии, Хлодвиг (прав 481/82 — 511) заботится о кодификации правовых норм и о сведении их в Pactus Legis Sahcae, принятый в последние годы его правления, где-то между 507 и 511 годами. Военный вождь, едва успев оккупировать на постоянной основе новую для него и дружины пищевую территорию, первым делом озабочен не только наведением порядка (здесь главное — удержать территории под контролем и не дать другим «волчьим стаям» на ней кормиться), но и «законодательной базой» — институционализацией вновь созданной «структуры землепользования». Дикое поле, в которое прежде сезонные «волчьи стаи» бегали за добычей, оказывается в некоем непонятном статусе — разом и добычи (и, следовательно, подлежит разделу, «раздариванию» главным собственником, королем, своему дружинному «телу»), и «территории постоянного проживания», без возможности (и, главное, без желания!) возврата к прежним, стоящим на племенных и родовых основах «дому и храму». Римское государство успело сложиться и окрепнуть прежде, чем приступило к завоеванию окрестного «дикого поля», и потому сравнительно долго держалось на «волчье-собачьем» принципе «все в дом» (хотя и здесь «волчий» центробежный принцип «потребления на месте» постепенно взял свое). В случае с варварскими королевствами логика развития была прямо противоположной. Пришлая «волчья» дружина не желала возвращаться к прежним ро-доплеменным нормам жизни, ее нынешний имущественный и социальный статус резко отличался от того, который могла предложить «волкам» прежняя система. Этот завоеванный статус нужно было закрепить и охранять, и «волки» превращаются в «псов», на удивление, быстро — буквально за одно-два поколения. Уже сыновья Хлодвига делят между собой пищевую территорию на основании не-родового права прямого наследования и постоянно оспаривают ее друг у друга — кроме тех случаев, когда нужно защищать ее от общей опасности или предоставляется возможность расширить ее пределы Параллельно они издают огромное количество эдиктов, причем в первую очередь речь идет именно о тех нормах, которые регулируют «потребление территории». С середины VI века пахотная земля «превращается в свободно отчуждаемую собственность малой семьи» [Корсунский, Гюнтер 1984. 157], то есть процесс институционализации новых форм собственности проходит менее чем за полвека: невероятно краткий срок для тогдашних темпов жизни. Хлодвиг старательно уничтожает франкскую родовую знать. Цвет будущего европейского рыцарства рекрутируется по «стайному» принципу близости и «сопричастности» вожаку. Записанные в «Салической правде» критерии свободы суть критерии свободы Архаика и современность __________________ 433 воина-дружинника, а никак не вольного крестьянина-земледельца1. Будучи близок к королю, даже раб мог не просто «выйти в люди», но стать родоначальником владетельного рода2. Член «ближней стаи» мог не иметь никакого официального звания или должности, но выполнял «личные поручения» короля и «перебрасывался» в случае необходимости с одного «узкого места» на другое3. Сохранение института сезонности и стайности (строго определенный срок, который вассал обязан был отбыть при дворе сюзерена), совместного воспитания «щенков»4 уравновешивалось «собачьей» привязанностью к земле — вплоть до того, что отныне родовым именем становится имя земельного удела: «связь с почвой» сакра-лизуется и становится неразрывной. Кстати, старательная и во многом сознательная сакрализация новых институтов (и в первую очередь, института королевской власти), поиск новой магической опоры на новой территории в противовес «дедовской» жреческой магии, связанной с «коренной» территорией, — также одна из главных причин удивительно быстрого принятия христианства варварскими народами. Причем христианизация проводится, как правило, «сверху»: первыми христианами становятся король и его дружина, готовые затем нести «слово божие» язычникам (в том числе и собственному народу) любыми средствами, вплоть до «огня и меча». «Песий» статус зарождающегося европейского рыцарства получает тем самым новое магическое оправдание. Король становится столпом христианской веры, защитником ее от угрожающих ей одним только фактом своего существования хтонических сил. 1 Принадлежность к народу, составляющему войско (populus), право но 2 Ср. информацию Григория Турского о Леудасте, вольноотпущеннике, 3 Ср. о гуннах: «В сочинении Приска имеются данные об особом положе 4 «В остготском королевстве сохранилось дружинное начало, и оно не В. Михайлин. Тропа звериных слов Крестовые походы' получают, таким образом, санкцию «священной войны» против язычников и неверных, за расширение «культурной зоны» до полного и окончательного уничтожения всего маргинального, хтонического, «нечеловеческого»2. Можно отметить и еще постепенное сближение и даже взаимопроникновение героического и агиофафического жанров: пес и жрец идут рука об руку и объединяются порой в одном сюжете, а то и в одном лице', причем весьма заметна тенденция к намеренному привнесению в традиционный героический сюжет сугубо христианских мотиваций. Развитое и позднее Средневековье, а также наследующие им культурные эпохи (барокко, романтизм и т.д.) заняты «поисками оснований» в увиденной через призму собственного опыта ранней героической эпохе4. Они старательно перерабатывают, переписывают набело и в конце концов записывают героический эпос, внося в него необходимые «дополнения и поправки», вроде генеалогического принципа, категории вассальной верности или все тех же христианских коннотаций5. Круг замкнулся. Героическая «волчья» ' И не только против мусульман, но и против саксов, славян или своих же собратьев-христиан, исповедующих «неправильное» христианство альбигойцев или православных. 2 Ср с более поздним европейско-христианским колониальным дискур 3 Спектр возможных примеров подобного жанрового параллелизма весь 4 Ср. со стандартным «первопринципом» едва ли не любого значительно 5 Впрочем, процесс этот начинается буквально с первых шагов будущей Архаика и современность традиция, пропустившая через собственную интерпретацию более раннюю, по-жречески охранительную культуру «центростремительного» мифа и подогнавшая традиционные сюжеты, образы и смыслы по своему образу и подобию, подвергается теперь, в свою очередь, интерпретации со стороны по-жречески охранительной культуры зрелого Средневековья. А та, утратив всякое представление о реальных мифологических и ритуальных истоках сюжетов, образов и смыслов, дроби г и сочетает их по своему усмотрению и наполняет совершенно иным содержанием. Перерабатывается и «основной» сюжет, ставший одной из основ сюжетного комплекса куртуазной культуры; и по мере утраты памяти об исходном единстве сюжета и о смыслах ритуального противостояния акцент все больше переносится на частности. Реликтовые черты сохраняются постольку, поскольку выполняют орнаментальную либо же фоновую функцию. В ключевом игровом комплексе идей, связанных с культом Прекрасной дамы, сохраняется мотив явления дамы как хюбристического в своей основе вызова рыцарю на «пожизненный подвиг», однако он переводится в христианские («богородичный» комплекс) и феодальные категории служения и т.д. Сам подвиг также эстетизируется, переходя тем самым в откровенно игровую плоскость — базовый ритуал, опосредованный перешедшим в иную культурную среду и утратившим исходную смысловую цельность текстом, возрождается в ритуале игровом. А еще чуть позже Шекспир1 гениально и виртуозно разрабатывает и модифицирует именно частные аспекты, изолированные фрагменты «основного» сюжета2. 5. СОВЕТСКИЙ ГЕРОИЧЕСКИЙ ДИСКУРС Анализ тех причин, благодаря которым к концу 1917 года территория бывшей Российской империи оказалась практически пол- 1 Напомню о той глобальной и всеобъемлющей «игре в рыцари», которая 2 «Гамлет» — акцент на герое как индивидуальности, со снятием «красави В Михаилин Тропа звериных слов ностью маргинализирована, никак не укладывается в рамки данной главы Важны следствия — огромное «Дикое поле», протянувшееся от немецкого фронта на западе до Тихого океана на востоке; поле, включившее в себя не только огромные территории, но и огромные массы населения. Поле, в чьих пределах законы выживания и взаимодействия (как на уровне больших человеческих масс, так и на микроуровне) вполне соотносимы с теми, что действовали в V веке на территориях, подконтрольных когда-то Западной Римской империи.
Читайте также: АРХАИКА И СОВРЕМЕННОСТЬ 1 страница Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|