Туризм в силу контактов с клиентами, зарубежными фирма- ми, наличия высоких стандартов качества обслуживания, сезон- ных колебаний спроса обусловливает специфическое применение маркетинга.
Использование маркетинга в сфере туризма связано с разработ- кой специального туристского продукта на рынке и ориентацией его на конкретного потребителя, разработкой стратегии расшире- ния продаж, выбором наиболее эффективных средств распро- странения рекламной информации.
Основной результат деятельности в туризме — это создание туристского продукта, под которым следует понимать любые ус- луги, оказываемые туристу, подлежащие оплате, — гостиничные, транспортные, переводческие, бытовые, коммунальные, посред- нические и др.
В широком понимании туристский продукт — это комплекс товаров и услуг, в совокупности образующий туристскую поезд- ку. Основным туристским продуктом является комплексное об- служивание, предусматривающее определенный набор стандарт- ных услуг, которые предоставляются каждому туристу.
Туристскому продукту присущи общие характерные черты ус- луг: неосязаемость, изменчивость качества и неспособность к хра- нению.
Однако услуги применительно к туристскому продукту имеют некоторые особенности: предоставление туристских услуг харак- теризуется сложными взаимоотношениями между различными участниками; они эластичны по ценам, зависят от политических и социальных условий; предоставление туристского продукта осу- ществляется только в местах его производства; туристский про- дукт создается усилиями многих предприятий, каждое из которых имеет свои коммерческие цели; на качество туристских услуг зна- чительно влияют внешние факторы (политика государства, при- родные условия, международная обстановка и др. ).
Приведенные особенности туристского продукта обусловлива- ют и особенности использования маркетинга в сфере туризма.
Специалисты в области туризма по-разному формулируют по- нятие «маркетинг в туризме». Так, по мнению французских спе- циалистов Р. Ланкар и Р. Оллье, туристский маркетинг — это се- рия основных методов и приемов, выработанных для исследо- вания, анализа и решения поставленных задач. Главное, на что должны быть направлены эти методы и приемы, — выявление возможностей наиболее полного удовлетворения потребностей людей с точки зрения психологических и социальных факторов, а также определение способов наиболее рационального с финан- совой точки зрения ведения дел туристскими организациями, по- зволяющих учитывать выявленные или скрытые потребности в ту- ристских услугах.
Швейцарский ученый Е. Крипендорф считает, что туристский маркетинг — это систематическое изменение и координация дея- тельности туристских предприятий, а также частной и государ- ственной политики в области туризма, осуществляемой по реги- ональным, национальным или международным планам.
Всемирная туристская организация (ВТО) выделяет три основ- ные функции туристского маркетинга: установление контактов с клиентами, развитие и контроль. Основная цель установления контактов с клиентами — убеждение клиентов в том, что пред- лагаемые поездки полностью отвечают требованиям приятного отдыха и установленным стандартам. Функция развития пред- полагает использование нововведений в целях улучшения серви- са и максимального удовлетворения пожеланий клиентов. Функ- ция контроля предусматривает анализ результатов деятельности по продвижению услуг на туристский рынок и их реализации.
Успешное использование маркетинга в туризме сопровождается соблюдением следующих основных принципов:
• ориентация маркетинга на эффективное решение проблем потребителей; нацеленность на четко выраженный коммерческий результат, что связано с завоеванием в перспективе доли рынка. При этом должны быть соблюдены основные условия маркетин- говой деятельности по срокам исполнения, ресурсам и ответствен- ности перед клиентом;
• комплексный подход в достижении целей, т. е. проведение • маркетинговых исследований по анализу потребностей, прогно- зированию конъюнктуры рынка, изучению туристского продук- та, рекламной деятельности и стимулированию сбыта;
• максимальный учет требований рынка и целенаправленное воздействие на него, т. е. приспособление к потребностям клиен- тов, воздействие на их поведение и выработка предпочтительно- го отношения к предоставляемым услугам фирмы;
• долговременный прогноз деятельности фирмы, что обеспе- чит эффективную работу фирмы и адаптацию к постоянно изме- няющимся условиям деятельности фирм, и четкое следование пра- вилам и нормам социально-этического маркетинга. При этом ус- танавливаются нужды, потребности и желания целевых рынков при сохранении благополучия отдыха потребителей и общества в целом;
• исследование туристского предприятия, т. е. повышение культуры предприятия, которая складывается из отношений между людьми, распределения власти, стиля управления, кадрового со- става, определения перспектив развития предприятия. Достигну- тый уровень культуры обслуживания будет способствовать по- вышению эффективности работы предприятия. Анализ культуры предприятия определяет внутрифирменные взаимоотношения и от- ношения фирмы с внешней средой.
Внешняя среда рассматривается как совокупность макро- и микроокружения. На стадии макроокружения определяются об-
190
щие условия среды, в которой находится туристское предприятие и которая не оказывает влияния на состояние фирмы. Состояние макросреды туристского предприятия определяется влиянием раз- личных факторов (рис. 6. 3).
Рис. 6. 3. Факторы макросреды маркетинга туристского предприятия
Ни одно туристское предприятие не может самостоятельно организовать тур, обеспечить клиентов транспортными средства- ми, жильем, предоставить необходимое питание и т. д. Для этих целей обычно привлекаются смежники, которые обеспечивают не- обходимые условия для обслуживания туристов. Основными кон- тактными аудиториями туристских фирм являются обществен- ность в лице союза потребителей, общественных формирований, жителей курортной зоны, СМИ, персонал фирм и др.
Маркетинговые исследования туристского предприятия преду- сматривают получение необходимой информации о настроениях в контактных аудиториях, их отношении к фирме, а также установ- ление делового сотрудничества с общественными организациями.
Одно из условий исследования туристского рынка — установле- ние рынка, на котором работают предприятия фирмы, чтобы вы- явить реальных и возможных конкурентов, потребителей и усло- вия функционирования рынка.
С позиции содержания маркетинговой деятельности можно выделить следующие рынки:
• целевой рынок, на котором фирма предполагает организо- вать свою деятельность;
• основной рынок, на котором реализуются основные виды туристских услуг;
• дополнительный рынок по обеспечению реализации неко- торого объема услуг;
• растущий рынок, имеющий реальные возможности для ро- ста туристских услуг;
191
• бесплодный рынок, не имеющий реальных условий для ре- ализации услуг.
Исследования туристского рынка проводятся по двум на- правлениям: 1) оценка параметров рынка для данного момента и 2) получение прогнозных значений. В первую очередь оцени- вается текущая ситуация на рынке, т. е. его конъюнктура; в по- следующем определяется его емкость. Конъюнктура рынка туриз- ма, по определению А. П. Дуровича, — это экономическая ситуа- ция на рынке в определенный момент времени как результат взаимодействия факторов и условий, определяющих соотноше- ние спроса и предложения на туристские услуги, а также уровень динамики цен на них.
На конъюнктуру туристского рынка влияет множество факто- ров — политических, научно-технических, экономических, соци- альных и др. Конъюнктуру рынка характеризуют соотношение спроса и предложения туристских услуг, состояние конкурентной среды, степень государственного регулирования, коммерческие условия при реализации услуг, наличие сезонных колебаний и др. Изучается конъюнктура на текущий момент, и дается прогноз раз- вития услуг на перспективу.
При исследовании рынка определяется его емкость, т. е. воз- можный объём реализуемых на нем туристских услуг в течение определенного промежутка времени (за полугодие, год). Устано- вив емкость рынка, фирма может оценить, какой рынок является для нее наиболее подходящим. Рассчитывается, какую долю ис- следуемого рынка может занять фирма.
Маркетинговые исследования конкурентов на рынке туризма основываются на концепции противостояния сильных и слабых фирм, обеспечивая одной из них ряд преимуществ. Конкуренция предоставляет туристскому предприятию возможность полнее оценить перспективы конкурентов на рынке, определить приори- теты, быстрее реагировать на действия конкурентов, выработать стратегию нейтрализации их сильных сторон. Все это удается ре- ализовать лишь при хорошо налаженной системе исследования конкурентов.
Для оценки состояния конкурентной борьбы на рынке следу- ет всех конкурентов разделить на две группы: прямые конкуренты (туристские фирмы, действующие на данном рынке) и потенци- альные конкуренты (фирмы, которые совершенствуют свою стра- тегию, чтобы в последующем стать прямыми конкурентами, а так- же новые фирмы, вступающие в конкурентную борьбу).
Важным этапом исследования конкурентов является сбор ин- формации, которая связана с анализом конкурентов. Она может
192
быть двух видов: количественная, которая отражает объективные данные о конкурентах (численность работающих на фирме, орга- низационно-правовая форма, объемы деятельности, рентабель- ность, занимаемая доля рынка, наличие филиалов, перечень ока- зываемых услуг и др. ), и качественная, которая дает субъектив- ную оценку конкурентов (уровень обслуживания, престиж фирмы, сбытовая и ценовая политика, приоритеты на рынке, используемая маркетинговая стратегия, внедрение на рынке новых рыночных продуктов, осуществление маркетингового контроля, привержен- ность клиентов и др. ).
Исследование конкурентов дает возможность фирме сформу- лировать ряд задач, которые позволят ей определить ситуацию на конкурентном рынке, конкурента, который занимает доминиру- ющее положение на рынке, его сильные и слабые стороны, воз- можные барьеры выхода на рынок, позицию фирмы на рынке.
Одним из важных направлений является исследование турист- ского продукта, т. е. комплексного обслуживания в виде стандарт- ного набора услуг, предоставляемых потребителям. По аналогии с товарами в туристском продукте можно выделить три уровня: продукт по замыслу, продукт в реальном исполнении и продукт с подкреплением.
Продукт по замыслу представляет собой то, что приобретает клиент на фирме; это реальный набор свойств, позволяющих ре- ализовать замысел, т. е. удовлетворить некую потребность клиен- та. Туристский продукт в реальном исполнении характеризует уро- вень качества, комфорт, престиж, экономичность, безопасность, впечатление и др. Туристский продукт с подкреплением направлен на формирование дружеских отношений с клиентом, оказание ему всесторонней консультационной помощи высокого качества и вы- сокой скорости обслуживания. Подкрепление туристского продук- та способствует поиску и закреплению клиентов.
Важным направлением деятельности туристского предприятия является позиционирование туристского продукта, т. е. место, зани- маемое данным продуктом в сознании потребителей по сравнению с другими аналогичными продуктами. Позиционирование прово- дится по различным признакам: низкие цены, выгоды для потре- бителя, потребности, конкуренты, имидж фирмы.
После выбора позиции ее следует довести до клиентов и все усилия фирмы направить на реализацию стратегии позициониро- вания.
Как и любой товар, туристский продукт имеет жизненный цикл: стадии внедрения, роста, зрелости и спада. На стадии внедрения туристское предприятие впервые выходит на туристский рынок;
на этой стадии фирма испытывает значительные сложности с ис- пользованием нового продукта, в связи с чем возрастают затраты на маркетинговые усилия по созданию широкой информирован- ности о фирме. На стадии роста возрастают объем реализации туристского продукта и прибыль; маркетинговые усилия направ- лены на формирование у потребителей убежденности о надежно- сти продукта и расширение сферы сбыта. Стадия зрелости харак- теризуется замедлением роста объемов деятельности, что связано с изменением потребности клиентов, выходом на рынок новых предприятий и усилением конкуренции; соответственно, снижа- ется объем получаемой прибыли. На стадии спада происходят ус- тойчивое падение объемов деятельности и снижение возможного минимума размеров получаемой прибыли; на этой стадии возмож- ны три варианта: 1) фирма должна своевременно изыскать новые продукты для замены товаров, находящихся в стадии спада; 2) фир- ма должна эффективно работать с уже существующими продук- тами на каждой стадии жизненного цикла; 3) следует искать пути оптимизации структуры предлагаемых фирмой продуктов к раз- личным стадиям жизненного цикла.
Оказание различных туристских услуг имеет существенное зна- чение в организации деятельности туристской фирмы. Главное при этом — исследование потребителей и их потребностей в раз- личных услугах. С этой целью туристская фирма должна прогно- зировать потребности в услугах, выявлять услуги, пользующиеся наибольшим спросом, улучшать взаимоотношения с потенциаль- ными потребителями, приобретать их доверие, выявлять причи- ны предпочтения потребителем той или иной услуги, знать ис- точники информации, используемые при принятии решения о по- купке, знать, что оказывает влияние на выбор того или иного туристского продукта. Должны быть выработаны стратегия мар- кетинга и конкретные элементы наиболее эффективного марке- тинга, налажены система обратной связи и эффективная работа с потребителями услуг.
Роль маркетинга в принятии решений о приобретении турист- ских услуг сводится к изучению факторов, влияющих на по- требителей услуг, мотивации их поведения и принятия решения о приобретении той или иной услуги. Эти факторы можно разде- лить на две группы: внешние побудительные факторы и личност- ные.
Внешние побудительные факторы, в свою очередь, дключают комплекс маркетинга и факторы внешней среды. Комплекс мар- кетинга — это совокупность средств воздействия туристского пред- приятия на потребителей с использованием туристского продук-
та, цены, сбыта и коммуникаций. Сюда же следует отнести пер- сонал туристской фирмы, процесс и условия предоставления ус- луг (внешний вид здания фирмы, ее оборудование, мебель и др. ).
Факторы внешней среды мало поддаются влиянию со стороны туристской фирмы — это экономические, политические, культур- ные и социальные факторы.
Учет личностных характеристик потребителей оказывает влия- ние на предоставление различных видов услуг, место их приоб- ретения, возможные цены, которые потребитель готов уплатить. Наиболее значимые личностные факторы — возрастной состав потребителей, их образование, род занятий, образ жизни и эко- номическое положение.
Необходимо знать не только мотивы принятия решения о при- обретении туристской путевки, но и то, как потребитель прини- мает решение о приобретении туристского продукта. Процедура покупки может включать длительное раздумье до обращения кли- ента на фирму, его беспокойство и неудовлетворенность, действия фирмы для достижения у покупателя чувства удовлетворенности и получение удовлетворения или разочарования.
Процесс принятия решения о приобретении туристской услу- ги может быть представлен в следующей последовательности: осознание потребности в туристской услуге, поиск информации об услугах и фирмах, оказывающих эти услуги, оценка информа- ции путем сравнения ее с различными фирмами и их приемлемо- сти для клиента, принятие решения о приобретении туристской услуги и непосредственная покупка туристской услуги (рис. 6. 4).
Рис. 6. 4. Порядок принятия решения о покупке
Следует отметить, что работа по маркетингу не заканчивается процессом продажи путевки. Туристской фирме важно также знать степень удовлетворения или неудовлетворения клиентом турист- ской услугой, чтобы определить его поведение в будущем. В слу- чае удовлетворения клиента он может повторно обратиться к ус- лугам данной туристской фирмы и, более того, может в будущем рекомендовать фирму своим знакомым.
Основу сегментации туристского рынка составляет успешная маркетинговая деятельность с учетом индивидуальных предпоч- тений различных категорий потребителей. При сегментации ры- нок делится на отдельные группы потребителей, предъявляющие однородные требования к туристскому продукту, для каждой из которых требуется одинаковый вид туристских услуг. Сегмента- ция обеспечивает адресность туристского продукта с ориентаци- ей на определенного клиента.
Таким образом, сегментация рынка является средством выбо- ра наиболее перспективного целевого рынка, позволяет макси- мально удовлетворить потребности клиентов, выбрать оптималь- ную маркетинговую стратегию и способствует достижению постав- ленных целей. Она позволяет повысить конкурентоспособность • предлагаемых туристских услуг и оптимизировать маркетинговые затраты туристского предприятия.
При сегментации туристского рынка не существует каких-либо универсальных подходов. Основными признаками при этом явля- ются географические, демографические, социально-экономиче- ские, псйхографические и поведенческие.
Географические признаки по отношению к определенному рай- ону определяют внутренний туризм (внутри района или страны), въездной туризм (туризм жителей из других районов) и выездной туризм (выезд жителей данного района в другие районы или дру- гие страны).
Демографические признаки способствуют делению туристско- го рынка по возрастному составу: дети до 14 лет (с родителями и самостоятельно); молодежь в возрасте 15—24 лет; экономически активные туристы относительно молодого возраста (25—44 года), путешествующие, как правило, с семьями; экономически актив- ные туристы среднего возраста (45—60 лет) и туристы в возрасте 60 лет и старше.
Социально-экономические признаки предполагают выделение туристов по социальной, экономической, профессиональной при- надлежности и по уровню дохода.
Психографические и поведенческие признаки сегментации учи- тывают различные поведенческие аспекты при совершении туриз-
ма: мотивы туризма, возможные выгоды, степень приверженно- сти конкретной фирме, сезонность, используемые транспортные средства, длительность поездки. Сегментация туристского рынка формируется побудительными мотивами клиентов: отдых, посе- щение родственников, лечение, путешествия, деловое общение и др. Задача маркетинга — создание сегментов рынка, максималь- но удовлетворяющих требования потребителей.
Выбор целевого сегмента рынка предполагает определенную последовательность действий: выбор потенциала сегмента рынка, который характеризуется емкостью рынка и который должен обес- печить фирме необходимую прибыль и перспективу дальнейшего развития; оценка существенности сегмента, т. е. выяснение, на- сколько устойчивы потребности сегмента в отношении предлага- емого продукта; анализ возможностей сегмента рынка, т. е. оцен- ка риска, выявление основных конкурентов, прогнозирование воз- можного объема продаж и прибыли туристского предприятия.
С учетом проведенных мероприятий по выбору целевого рын- ка делается окончательный выбор сегмента рынка. Важную роль в туристском бизнесе играет реклама — одно из главных средств маркетинговых коммуникаций в сфере туризма. Реклама в сфере туризма отличается неличным характером воздействия и поступает к потребителю с помощью СМИ, различных проспектов, катало- гов, афиш и др. Кроме того, реклама в туризме отличается одно- сторонней направленностью, неопределенностью с точки зрения достижения ожидаемого эффекта; она носит общественный, ин- формационный и пропагандистский характер и использует нагляд- ные средства агитации.
Не существует единой классификации туристской рекламы. В работе «Маркетинг в туризме» (2, с. 95) приведена следующая классификация туристской рекламы (табл. 6. 4).
На современном конкурентном рынке использования одного или двух рекламных средств воздействия на потребителей недоста- точно. Поэтому основной рекламной деятельностью в туризме занимаются рекламные компании, использующие различные сред- ства пропаганды, стимулирования сбыта, участие в выставках.
В зависимости от размеров туристского предприятия турист- ские фирмы по-разному организуют рекламу. На небольших фир- мах рекламой занимаются сами сотрудники фирмы, на более круп- ных создаются собственные рекламные службы, могут создаваться рекламные службы для организации маркетинговой деятельности. По заказу рекламодателей могут создаваться рекламные агентства, осуществляющие по заказам рекламодателей планирование, раз- работку и реализацию рекламных мероприятий.
Разработка рекламного бюджета предполагает определение об- щего объема средств на рекламу и их распределение по направле- ниям. Однако наиболее важным является расчет эффективности средств, выделенных на рекламу. Для проведения этого расчета необходимо получить информацию о целесообразности рекламы и определить условия оптимального ее воздействия на потребителей.
Расчет эффективности рекламы производится путем измерения полученной дополнительной прибыли от рекламного воздействия и расходов на рекламу. Кроме того, рассчитывается коммуника- тивная эффективность, которая характеризуется степенью привле- чения потенциальных потребителей, яркостью и запоминаемос- тью обращений.
Стимулирование сбыта туристского продукта является одним из элементов комплекса маркетинговых коммуникаций. Стиму- лирование является кратковременным мероприятием воздействия на рынок, однако получаемый эффект от него значительно выше, чем от других элементов маркетинговых коммуникаций.
Стимулирование сбыта наиболее эффективно на стадии внедре- ния туристского предприятия на рынок. С этой целью разрабаты- ваются программы стимулирования сбыта, основное содержание которых — установление целей стимулирования, выбор инстру- ментов стимулирования, выявление участников на конкурентном рынке, средств распространения информации о программе сти- мулирования, продолжительности стимулирования и разработка бюджета финансирования мероприятий по стимулированию.
Стимулирование сбыта предусматривает стимулирование пер- сонала фирм по реализации туристских услуг, торговых посред- ников туристских фирм и клиентов. Стимулирование персонала фирм направлено на усиление его мотивации с целью повышения качества обслуживания, роста профессионального мастерства, раз- работку и совершенствование отдельных услуг.
Стимулирование торговых посредников преследует цели введе- ния новых услуг, наибольшего охвата населения туристскими ус- лугами, формирования приверженности фирме и минимизации деятельности конкурентов. Стимулирование клиентов фирмы про- водится по различным направлениям: поощрение за более интен- сивное использование туристских услуг, стимулирование посто- янных клиентов и привлечение новых.
Основные инструменты стимулирования сбыта: скидки с це- ны; распространение образцов; премии за пользование конкрет- ными услугами; зачетные талоны, по которым вознаграждения могут выдаваться при пользовании транспортными средствами; предоставление купонов, дающих право на скидку при приобре- тении туристских услуг; экспозиции в местах продаж с целью большей осведомленности клиентов; организация конкурсов, игр, лотерей и викторин.
, Реализация программы стимулирования сбыта преследует цели по достижению ожидаемого эффекта. Для оценки отдельных ме- роприятий проводится тестирование, при котором выявляется реакция целевой аудитории на те или иные стимулы. Кроме того, анализируются результаты стимулирования сбыта, что позволяет выявить степень отдельных мероприятий по стимулированию сбы- та. С этой целью проводятся опросы туристов, анализ изменения объемов продаж туристских услуг и др.
Важным направлением деятельности туристской фирмы являются связи с общественностью {public; relations — PR) путем проведения широкой пропаганды деятельности фирмы. Это направлено на изучение общественного мнения о туристском предприятии.
При установлении связей со СМИ используются рассылка бюллетеней, организация пресс-конференций, интервью, личные контакты, информационные поездки журналистов и др.
Одним из направлений маркетинговых коммуникаций является формирование фирменного стиля туристского предприятия. Это позволяет идентифицировать продукцию фирмы, с меньшими затратами представлять продукты на рынке, повышать эффективность рекламы и снижать расходы на маркетинговые коммуникации. Центральными элементами фирменйого стиля являются товарные знаки — разнообразные зарегистрированные в установленном порядке изобразительные, словесные, объемные, звуковые обозначения или их комбинации, используемые владельцем фирмы для идентификации своих товаров.
Значение товарного знака в формировании и поддержании фирменного стиля обусловлено его функциями по обеспечению гарантии качества туристского продукта, его индивидуализации, рекламной и охранной функций.
При формировании фирменного стиля необходимо вначале создать образ предприятия, а в последующем определить его носителя. К носителям фирменного стиля следует отнести рекламу в прессе, на радио, рекламные сувениры и различные средства пропаганды.
В заключение следует отметить, что маркетинг в туризме представляет собой ориентацию туристского предприятия на нужды и потребности клиентов, пользующихся услугами туризма. С помощью маркетинга фирма успешно реализует свою концепцию, определяет свои рыночные возможности, выбирает целевой рынок и формирует маркетинговую стратегию.
6. 6. МАРКЕТИНГ В СФЕРЕ СТРАХОВЫХ УСЛУГ
Состояние страхового маркетинга и его место на рынке тесно связаны с состоянием страхового рынка и его инфраструктуры, страховыми потребностями и активностью страхователей, уровнем страховой культуры населения и предпринимателей, техническими, финансовыми возможностями страховщиков и их надежно-
стью. Все это определяет выбор маркетинговых инструментов, используемых страховщиками.
Необходимо учитывать и динамическое влияние страхового рынка на состояние маркетинга страховщиков, уровень культуры страхования и место маркетинга в системе страховых отношений.
Первое страховое акционерное общество в России появилось в 1827 г. «Первое русское страховое от огня общество» было единственной российской страховой организацией до 1835 г. Быстрое становление страхования началось в России с отменой крепостного права в 1861 г. и развитием капитализма. К началу XX в. в России сформировался вполне цивилизованный страховой рынок с развитой инфраструктурой, представленной национальными и иностранными акционерными компаниями и земскими страховыми обществами, а также государственным страхованием рабочих. В 1913 г. в стране действовало 19 страховых акционерных обществ. В страховых учреждениях России было застраховано имущество на сумму 21 млрд руб.
В 1918 г. был издан декрет, согласно которому все частные страховые компании ликвидировались, а в 1922 г. создана государственная страховая монополия — Госстрах СССР. В 1947 г. от Госстраха отделилось акционерное общество «Ингосстрах», специализировавшееся на страховых операциях на внешнем рынке, — страховании интересов СССР за границей. В течение почти 70 лет после 1917 г. в нашей стране отдавалось предпочтение общегосударственным резервным фондам широкого назначения.
Первый этап развития коммерческого страхования в России начался с 1986 г., когда стали развиваться независимые, негосударственные коммерческие страховые организации.
Становление нового российского коммерческого страхования приходится на 1988—1992 гг. Этот период можно назвать этапом «дикого» экстенсивного развития. Он начался с появлением первых страховых кооперативов и характеризовался взрывным развитием страхового рынка при отсутствии какой-либо правовой базы и государственного регулирования страховой деятельности.
В начале 1990-х гг. процесс создания новых страховых компаний принял лавинообразный и неконтролируемый характер; новые страховщики готовы были страховать все и на любых условиях. Ярким примером такой «всеядности» страховых компаний было чрезвычайно популярное в то время страхование банковских кредитов.
Основной причиной быстрого роста числа страховых организаций было осознание промышленными и коммерческими кругами широких возможностей финансовых операций, которые мож-
но проводить при помощи страховых инструментов. Именно тогда зарождается «зарплатное» страхование жизни, основа которого — использование льготного режима налогообложения краткосрочного накопительного страхования жизни для снижения налогов на фонд оплаты труда предприятий. Различные организации предпочитали страховать собственных сотрудников за счет прибыли на срок один год и не проводить при этом отчислений в различные фонды. Поэтому вместо увеличения заработной платы руководители заключали договоры страхования жизни в пользу своих сотрудников. Пик развития «зарплатного» страхования жизни пришелся на конец 1995-го — начало 1996г.
Второй этап развития коммерческого страхования в России характеризовался становлением независимого российского страхования, которое завершилось в начале 1992 г., после принятия первого в Истории России Закона «О страховании». Вступление в силу этого Закона в начале 1993 г. существенно изменило ситуацию на страховом рынке: были определены основные параметры страховой деятельности и требования к надежности страховщиков.
На этом этапе страховые компании наращивали собственный суммарный уставный капитал и расширяли свою долю рынка — часто за счет «растаскивания» систем «Госстрах» и «Ингосстрах». Происходило также отсеивание нежизнеспособных организаций, не сумевших найти свое место на рынке.
Становлением современного этапа страхования можно считать 1996 г. С этого периода страховые компании начали искать пути развития бизнеса по новым направлениям. Основное соревнование между страховщиками переместилось на рынки рискового страхования юридических и физических лиц, больше внимания стало уделяться имущественному страхованию.
Сравнивая российский рынок страхования с аналогичными рынками развитых стран, можно сделать вывод о том, что сегодняшний российский рынок страхования соответствует европейскому рынку конца XIX - начала XX в. В России существует всего около 60 видов страхования, тогда как в Европе — около 500, в США — до 3000. По расчетам специалистов, страхованием в нашей стране охвачено около 7% возможных рисков, традиционно страхуемых в развитых странах. Характеристика крупнейших страховых рынков приведена в табл. 6. 5.
Современное европейское страхование возникло не сразу. Его развитие в течение многих лет стимулировалось благоприятным режимом налогообложения, законодательным введением широкого спектра обязательного страхования. В частности, обязательное
страхование автогражданской ответственности в Европе стало мощным «локомотивом» роста страховых операций.
Таблица 6. 5 Характеристика крупнейших страховых рынков