Структура и функции заработной платы
Структурно заработная плата состоит из трех частей: основная заработная плата, дополнительная заработная плата, а также другие поощрительные и компенсационные выплаты. Соответственно на предприятии устанавливаются фонды оплаты труда. Основная заработная плата состоит из вознаграждения за выполненную работу в пределах установленных норм труда (нормы времени, выработки, обслуживания, нормированные задания, должностные обязанности). Она устанавливается в виде тарифных ставок (окладов), сдельных расценок - для рабочих и должностных окладов - для служащих. Кроме указанных видов заработка, в фонд основной заработной платы относятся также суммы процентных или комиссионных начислений в зависимости от объема прибыли, полученных от реализации продукции (работ, услуг), в тех случаях, когда они являются основной заработной платой; суммы авторского гонорара работникам искусства, редакций газет, журналов, телеграфного агентства, издательства, радио, телевидения и других предприятий и оплата их труда, осуществляемая по ставкам (расценкам) авторского вознаграждения, начисленного на данном предприятии. Дополнительная заработная плата - это вознаграждение за труд сверх установленных норм, за трудовые успехи и изобретательность и за особые условия труда. В фонд дополнительной заработной платы относятся доплаты, надбавки, гарантийные и компенсационные выплаты, предусмотренные действующим законодательством, премии, связанные с выполнением производственных заданий и функций. Например, надбавки за квалификационное мастерство, знание иностранных языков, классность водителям, бригадирам за руководство бригадой, персональные надбавки за работу во вредных условиях труда; премии за выполнение и перевыполнение производственных заданий, выполнение аккордных задач в срок, уменьшение простоев оборудования; вознаграждений за выслугу лет, оплата разовых работ на предприятии; оплата труда студентов во время прохождения практики; оплата за работу в выходные и праздничные дни; расходы, связанные с оплатой жилья работникам приятия и тому подобное.
Другие поощрительные и компенсационные выплаты - это выплаты в форме вознаграждения согласно итогам работы за год, премии по специальным системам и положениям, компенсационные и другие выплаты, не предусмотренные актами действующего законодательства или проводятся сверх установленных указанными актами норм. В частности, сюда относятся суммы оплаты вынужденных отпусков по инициативе работодателя с частичным сохранением заработной платы; оплата простоя не по вине работника, выплаты работникам, которые принимали участие в забастовках; вина-города по итогам работы за год; вознаграждения за открытия, изобретения, рационализаторские предложения; единовременные поощрения, материальная помощь; суммы социальных и трудовых льгот работникам - дополнительные отпуска, доплаты к государственным пенсиям, оплата за обучение в учебных заведениях детей работников предприятия; стоимость путевок для лечения и отдыха или суммы компенсаций вместо путевок; суммы прибыли, направленные на приобретение акций для работников трудового коллектива; средства на выкуп имущества предприятия членами трудового коллектива за счет средств предприятия. Оплата труда должна быть так организована, чтобы обеспечить функции, которые на нее возлагаются, - восстановительную и стимулирующую. Восстановительная функция заключается в том, что размер заработной платы напрямую связан с уровнем жизни населения, с таким важным социальным стандартом, как прожиточный уровень, характеризующий минимально допустимые условия возобновления активного физического состояния человека. Уровень заработной платы во многом обусловливает покупательную способность работников. По информации Статистического бюро Европейской комиссии, индекс покупательной способности в Украине составляет 17% от принятой европейской нормы. По данным Всемирного банка, граждане Украины (более 17 млн. человек) оказались за чертой бедности, а обобщенный уровень их потребления на 10% ниже грани физического выживания. В таких условиях трудно говорить о восстановительной функции заработной платы.
Правильная организация оплаты труда, соблюдение справедливых пропорций, соотношений, учета размеров заработной платы с условиями и результатами труда служат мощным фактором стимулирования производительности труда, заинтересованности работника в повышении результативности и качества работы. Так, исследования, проведенные на предприятии выявления приоритетов в мотивации трудовой деятельности работников на предприятиях различных форм собственности, показали, что главным приоритетом в работе в современных условиях является оплата труда, в частности высокая заработная плата. Сейчас политика в отношении денежных доходов населения, в структуре которых наибольший удельный вес составляет оплата труда, является одним из важнейших направлений социально-экономической политики государства и должен охватывать все слои населения, способствовать росту реальных доходов работающего и неработающего населения. Проведенный анализ позволяет сформулировать еще одну функцию заработной платы - социальную. Влияние зарплаты на качество рабочей силы осуществляется не только непосредственно, зарплата имеет большой и опосредованное влияние на развитие социальных процессов. Ведь именно от заработной платы осуществляются отчисления - страховые взносы в различные социальные фонды, формируются налоги. Таким образом, заработная плата во многом предопределяет уровень здравоохранения, социального обеспечения, образования, подготовки кадров. Нужно признать, что заработная плата является ведущим инструментом социальной политики. Она приводит уровень социального общества, способности государства поддерживать уровень качества жизни социума в целом и каждого человека в отдельности.
8.3. Тарифная система Основой организации оплаты труда является тарифная система оплаты труда, которая охватывает тарифные сетки и ставки, схемы должностных окладов и тарифно-квалификационные характеристики (справочники). Тарифная система оплаты труда используется для распределения работ в зависимости от их сложности, а работников - в зависимости от их квалификации и по разрядам тарифной сетки. Бона является основой формирования и дифференциации размеров заработной платы. Для четкого понимания тарифной системы оплаты труда важно понимать сущность и назначение каждого из ее элементов: тарифной сетки, тарифных ставок, схем должностных окладов и тарифно-квалифицированных характеристик (справочников).Тарифная сетка - шкала, которая охватывает совокупность имеющихся в этой области производства тарифных разрядов и соответствующих им тарифных коэффициентов. С целью упорядочения оплаты труда работников уста нов, заведений и организаций отдельных отраслей бюджетной сферы, а также создание механизма поддержания на постоянном уровне оптимальных межотраслевых и меж должностных соотношений в оплате труда Кабинет Министров Украины Постановлением "Об оплате труда работников на основе Единой тарифной сетки разрядов и коэффициентов по оплате работы работников учреждений, заведений и организаций отдельных отраслей бюджетной сферы "утвердил: единую тарифную сетку разрядов и коэффициент по оплате труда работников учреждений, заведений и организаций отдельных отраслей бюджетной сферы (далее - единая тарифная сетка) согласно с доп. 1, схему тарифных разрядов должностей руководящих, научных, научно-педагогических, педагогических работников, профессионалов, специалистов и других работников бюджетных учреждений, заведений и организаций согласно прил. 2; схему тарифных разрядов должностей (профессий) профессионалов, специалистов, руководителей других структурных подразделений и технических служебные цев, общих для всех бюджетных учреждений, заведений и организаций, согласно доп. 3, схему тарифных разрядов должностей (профессий) работников, общих для всех бюджетных учреждений, заведений и организаций, согласно доп. 4, ставки почасовой оплаты труда работников всех отраслей экономики за проведение учебных занятий в соответствии с доп. 5. В соответствии с единой тарифной сетки для бюджетной сферы установлена 25-разрядная тарифная сетка.
Тарифный разряд - показатель квалификационного уровня работ и работников. Согласно ч. 4 ст. 96 КЗоТ отнесения выполняемых работ к определенным тарифным разрядам и присвоение квалификационных разрядов рабочим производится работодателем в соответствии с тарифно-квалификационным справочником по согласованию с профсоюзным органом (профсоюзным представителем). Часть 4 ст. 6 Закона "Об оплате труда" предусматривает правило, согласно которому тарифно-квалификационные характеристики (справочники) разрабатываются Министерством труда и социальной политики Украины. Юридическое значение справочников (характеристик) заключается в том, что с их помощью производится тарификация работ и рабочих, то есть отнесение различных по сложности, точности и видом работ, выполняемых на предприятии, в учреждении или организации в определенных разрядов тарифной сетки. Так, например согласно Схеме тарифных разрядов должностей руководящих, научных, научно-педагогических, педагогических работников, профессионалов, специалистов и других работников бюджетных учреждений, заведений и организаций (доп. 2 указанной выше Постановления), работа старшего государственного Инспектора-начальника региональной государственной инспекции государственной инспекции рыбоохраны тарифицирована за 8-12 разряду 12-разрядной тарифной сетки. Применение тарифной сетки не представляется возможным без установления тарифной ставки рабочего первого разряда. Тарифная ставка является основной исходной нормативной величиной, определяющей размер оплаты труда. Тарифные ставки устанавливают размер оплаты труда работников, выполняющих различные работы за единицу времени. Формирование тарифной сетки (схемы должностных окладов) производится на основе тарифной ставки рабочего первого разряда, которая устанавливается в размере, превышающем законодательно установленный размер минимальной заработной платы, и квалификационных (меж должностных) соотношений размеров тарифных ставок (должностных окладов. Так, согласно п. 1 постановления для работников бюджетной сферы размер должностного оклада (тарифной ставки) работника первого тарифного разряда устанавливается начиная со 1 апреля 2007 на уровне законодательно установленного размера минимальной заработной платы. Таким образом, можно утверждать, что до сих пор Кабинет Министров Украины относительно правового регулирования труда работников бюджетной сферы не выполнил требований ч. 3 ст. 96 КЗоТ по установлению размера тарифной ставки рабочего первого разряда больше законодательно установленного размера минимальной по работам ной платы. Для дифференциации оплаты труда по условиям труда устанавливаются повышенные тарифные ставки первого и последующего разрядов, а также списки профессий работников, оплачиваемых по этим повышенным тарифным ставкам.
Оплата труда служащих производится на основе схемы должностных окладов. С помощью этих схем труд служащих оценивается прежде всего с точки зрения качества, квалификации и условий, в которых она протекает. Так, согласно п. 2 указанного Постановления, установлено, что должностные оклады проректоров, заместителей руководителей бюджетных учреждений, заведений и организаций, заместителей руководителей структурных подразделений этих учреждений, заведений и организаций устанавливаются на 5-15%, главных бухгалтеров - на 10- 30%, помощников руководителей - на 30-40% ниже должностного оклада соответствующего руководителя, определенным по схемам тарифных разрядов, утвержденными этой постановлением). Согласно ч. 6 ст. 96 КЗоТ, должностные оклады служащим устанавливает работодатель в соответствии с должностью и квалификацией труда работника. По результатам аттестации работодатель вправе изменять должностные оклады служащим в размеров окладов на соответствующей должности. Квалификационные требования к руководителям, специалистов и служащих формируется в квалификационных справочниках должностей. По каждой из них справочник содержит три рубрики: 1) должностные обязанности, 2) должен знать, 3) квалификационные требования. Их содержание составляет должностное характеристику каждой должности. Так, например, для начальников (заведующих) лечебно-профилактических учреждений в разделе "Должен знать" Справочника квалификационных характеристик работников здравоохранения, вып. 78 "Здравоохранение" предусмотрено обязательное знание ими документов, определяющих мощность, штатное расписание учреждения, укомплектованность подразделений и потребность в кадрах. При разработке схем должностных окладов и тарифных сеток руководитель частного или коллективного предприятия может использовать как ориентир некоторые нормативные акты и рекомендации, которые применяются на государственных предприятиях или в организациях. Полезным будет изучить Постановление Кабинета Министров Украины "Об оплате труда работников на основе единой тарифной сетки разрядов и коэффициентов по оплате труда работников учреждений, заведений и организаций отдельных отраслей бюджетной сферы", где приводится соотношение окладов по ряду должностей. Используя тарифную сетку, руководитель предприятия может устанавливать соответствие профессий и должностей тарифным разрядам, которые закрепляются, как правило, в приложениях к коллективному договору в виде схемы должностных окладов руководителей, специалистов и служащих (с учетом категорий) и тарифной сетки почасовой оплаты для рабочих. При отсутствии коллективного договора эти соотношения переносятся и конкретизируются в штатном расписании, которое устанавливается собственником или уполномоченным им органом.
8.4. Системы заработной платы Согласно ч. 1 ст. 97 КЗоТ оплата труда осуществляется почасовой, сдельной или другими системами оплаты труда. Оплата может производиться по результатам индивидуальных и коллективных работ. Сдельная система оплаты труда является одной из основных систем, при которой заработок рабочего зависит, как правило, от количества фактически изготовленной продукции и затрат времени на ее изготовление. Заработок рабочего-сдельщика вычисляется с помощью расценок, норм выработки и времени. Решая питания о введении этой системы оплаты труда необходимо реально оценивать возможности, имеющиеся на предприятии с установлением количественных показателей избытков, их учета и обеспечения надлежащего нормирования труда и контроль качества продукции. В зависимости от способов организации труда сдельная система оплаты труда может быть: • индивидуальной; • коллективной. Индивидуальная сдельная система оплаты труда возможна на работах, где труд каждого рабочего подлежит точному учету, а его вознаграждение зависит от количества изготовленной продукции и сдельной расценки за единицу изделия. Если рабочий выполняет несколько различных видов работ или операций, то оплачивается каждый их вид по установленным для них расценкам. По коллективной сдельной системе оплаты труда вознаграждение каждого работника зависит от результатов работы всего коллектива, бригады или участка. Заработная плата начисляется коллектива в целом по комплексным или операционными сдельным расценкам и распределяется между отдельными рабочими в соответствии с установленным в бригаде порядке с целью как можно полного учета индивидуального вклада каждого рабочего в коллективные результаты труда. Общее собрание бригады могут вынести решение о применении при распределении заработка коэффициента трудового участия (ст. 252-7 КЗоТ).Сдельная система оплаты труда имеет несколько разновидностей, которые отличающихся друг от друга способами исчисления заработка работника. Кроме прямой сдельной системы различают: косвенную сдельную, сдельно-прогрессивную, аккордную и сдельно-премиальную системы. По косвенной сдельной системы оплаты труда, которая применяется к вспомогательным рабочим, размер их заработной платы зависит от результатов работы основных рабочих, которых они обслуживают. По сдельно-прогрессивной системе оплаты труда заработная плата за произведенную продукцию в пределах установленных норм начисляется по неизменным расценкам, а за продукцию, произведенную сверх установленных норм по прогрессивно нарастающими расценкам. Сущность аккордной системы оплаты труда заключается в том, что для отдельного исполнителя или группы исполнителей размер вознаграждения устанавливается не за одну производственную операцию, а за комплекс работ. Если сдельная система оплаты труда сочетается с премированием, то это сдельно-премиальная система. Эта система может стимулировать как количественные, так и качественные показатели. Повременной системы оплаты труда заработок работника зависит от тарифной ставки, соответствующей присвоенному работнику разряда или от оклада и отработанного им времени. Эта система оплаты труда используется в условиях механизации и автоматизации производства, на участках и видах работ с регламентированным режимом эффективности, на аппаратных процессах, в работах, где требуется особая точность изготовления изделий, на опытных и учебных производствах. Повременная система оплата труда, как правило, применяется в сочетании с установлением нормированных заданий, нормативов численности или норм обслуживания для соответствующих категорий работников. Труд работников при почасовой системы оплаты труда может оплачиваться по почасовыми или месячными тарифными ставками. По повременной системы устанавливается размер часовой ставки и заработок зависит от количества отработанных часов за учетный период. Помесячной системы оплаты труда заработок за полностью отработанный месяц определяется в виде оклада, который не зависит от числа фактически отработанных дней в том или ином месяце. Необходимость применения почасовой или помесячной тарифной ставки (оклада) определяется работодателем по согласованию с профсоюзным комитетом, исходя из конкретных производственных условий. Повременная система оплаты труда может применяться в сочетании с премией и приобретает названия повременно-премиальной.
8.5. Индексация заработной платы Статьей 18 Закона Украины "О государственных социальных стандартах и государственных социальных гарантиях" от 5 октября 2000 № 2017 III Индексации доходов населения, устанавливается для поддержания поднятия жизненного уровня граждан и покупательной способности их денежных доходов в условиях повышения цен, отнесены к государственных социальных гарантий, что, согласно ст. 19 этого Закона, обязательными для всех предприятий, учреждений и организаций (далее - предприятий) независимо от формы собственности. Согласно ч. 5 ст. 95 КЗоТ Украины заработная плата подлежит индексации в установленном законодательством порядке. Законодательству, которым регламентирован вопрос индексации заработной платы, относится прежде всего Закон Украины "Об индексации денежных доходов населения" от 3 июля 1991 № 1282-XII (далее - Закон № 1282), который определяет правовые, экономические и организационные за- сады поддержания покупательной способности населения Украины в условиях роста цен для соблюдения установленных Конституцией Украины гарантий по обеспечению достаточного жизненного уровня населения Украины. Согласно Закону № 1282, индексация денежных доходов населения - это установленный законами и другими нормативно-правовыми актами Украины механизм повышения денежных доходов населения, позволяющий частично или полностью возмещать подорожание потребительских товаров и услуг. Показателем, характеризующим динамику общего уровня цен на товары и услуги, которые покупает население для непроизводственного потребления, является индекс потребительских цен, который вычисляет специально уполномоченный центральный орган исполнительной власти в области статистики (Государственный комитет статистики Украины) и который не позднее 10 числа месяца, следующего за отчетным, публикуется в официальных периодических изданиях. Вычисления индекса потребительских цен проводится с нарастающим итогом, начиная с месяца, в котором индекс потребительских цен превысил порог индексации. Индексация денежных доходов населения проводится в случае, когда величина индекса потребительских цен превысила порог индексации, установленный в размере 101%.Повышение денежных доходов населения в связи с индексациею осуществляется с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором опубликован индекс потребительских цен. Предприятия повышают размеры оплаты труда в связи с индексацией за счет собственных средств. Порядок проведения индексации денежных доходов населения утвержденные Постановлением Кабинета Министров Украины от 17 июля 2003 № 1078 (далее - Порядок № 1078). Порядок № 1078 определяет правила исчисления индекса потребительских цен для проведения индексации и сумм индексации денежных доходов населения и распространяется на предприятия независимо от формы собственности и хозяйствования, а также на физических лиц, использующих труд наемных работников. В соответствии с Порядком № 1078 индексации подлежат денежные доходы граждан, полученные в гривнях на территории Украины, не имеющие разового характера, в частности, оплата труда наемных работников предприятий в денежном выражении, предполагает оплату труда за выполненную работу согласно тарифным ставкам (окладам) и сдельным расценкам, доплаты, надбавки, премии, гарантийные и компенсационные выплаты, предусмотренные законодательством, а также другие постоянные компенсационные выплаты.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|