Неоэкспрессионизм в искусстве Постмодернизма
Неоэкспрессионизм в искусстве Постмодернизма, сохранив черты великого предшественника, освободился от его интенций, детерминированных социокультурным контекстом предвоенного десятилетия, диктовавшим особый тип художественного восприятия, созвучный духу времени. В неоэкспрессионизме в фокусе внимания художника по-прежнему находится человек, его эмоциональные переживания, экзистенциальные состояния, психологические травмы. Но это уже другой человек, потерявший свою укорененность в бытии, ощутивший перманентность текучей субстанциональной основы, принявший свою периферийность и усомнившийся в исторических нарративах, поддерживавших тезис о его исключительности. Возможно, именно исключительности он стремится избежать. Неоэкспрессионист Фрэнсис Бэкон (1909–1992), потомок великого философа XVII в., чутко уловил эту тенденцию. В своих живописных работах он часто изолирует фигуру кругом или параллелепипедом, дистанцировав ее тем самым от различных способов репрезентации, реанимирующих соответствующие им нарративы. Поскольку конкретный тип репрезентации отвечает определенным текстам культуры, исторической памяти, Бэкон, оставаясь в пространстве фигуративной живописи, минимализирует свою художественную систему до трех базовых составляющих: 1) плоские цветовые пятна: примечательно, что сплошные заливки, часто интенсивных тонов, им распределяются на фон, в то время как фигура передается в более спокойных, иногда приглушенных тонах, что создает эффект активного, агрессивного фона и пассивной фигуры; 2) контур; 3) фигура(ы): интересно, что создавая пластическую массу, претерпевающую либо некие манипуляции над собой, либо проходящую серию метаморфоз, Бэкон почти никогда не регистрирует ее как данность; он не столько деформирует ее пропорции, что можно найти у его великих предшественников, он их намечает; еще не ставшее существо, изолированное, отстраненное от всех, противопоставляется художником как фигуративное фигуральному, контекстовому (ил. 1.5).
Ил. 1.5. Фрэнсис Бэкон. Три этюда к фигурам у подножия распятия, м/картон, 94х73,7 см (каждая из панелей триптиха), 1944. Галерея Тейт, Лондон, Великобритания
Ж. Делез так описал бэконовскую систему: «Даны три базовых элемента: Структура, Фигура и Контур: первое движение («ток») идет от структуры к Фигуре. Структура предстает в этом случае как заливка, которая, однако, оборачивается вокруг контура, словно цилиндр; контур выглядит как изолятор – круг, овал, перекладина или система перекладин; наконец, Фигура изолирована внутри контура – таков совершенно закрытый мир. Но вот возникает второе движение, второй ток – от Фигуры к материальной структуре. Контур изменяется, становится полусферой умывальника или зонта, толщей зеркала – теперь он действует как деформатор. Фигура сжимается или вытягивается, чтобы пройти в дырку или зеркало, претерпевает в серии вопиющих деформаций поразительное становление-животным; и сама стремится примкнуть к заливке, с последней улыбкой рассеяться в структуре при помощи контура, действующего теперь даже не как деформатор, а как занавесь, за которой Фигура бесконечно распадается»[8]. В отличие от Фрэнсиса Бэкона, Георг Базелиц (род. 1938) деформирует, огрубляет, упрощает форму, фактурно акцентируя ее изломы, через цветовые контрасты и выразительный контур намечая ее границы. Его перевернутые фигуративные композиции, подразумевающие именно такой, неадаптированный, тип прочтения, провоцируют глаз – с одной стороны, с другой – соответствуют «перевернутому» миру, воспетому Э. Ионеско, С. Беккетом и другими представителями «театра абсурда». Неоэкспрессионистическая стилистика отличает работы Люсьена Фрейда (1922–2011), внука известного австрийского психоаналитика. Будучи невероятно тонким колористом, Л. Фрейд большое внимание уделял тоновым нюансам и фактурной разработке.
Фигуративный экспрессионизм оказал заметное влияние и на русское искусство. Здесь необходимо выделить творчество участников московской группы ОСТ («Общество художников-станковистов») (1925–1931), выпускников ВХУТЕМАСа, во главе с Давидом Штеренбергом, а, прежде всего, – Александра Дейнеку (1899–1969) и Юрия Пименова (1903–1977), в творчестве которых экспрессионистические тенденции обнаруживают себя в напряженном колорите, жанровых предпочтениях, иконографическом ряде. Экспрессионистические реминисценции в советском послевоенном искусстве проявились как в официальном искусстве, в частности, в суровом стиле, воспринявшем уроки остовцев, так и в неофициальном искусстве, например, в творчестве ленинградских художников арефьевского круга. Неоэкспрессионистические абстрактные интуиции в искусстве неоавангарда нашли свое выражение в творчестве американских абстрактных экспрессионистов, объединивших корпус приемов дадаизма, экспрессионизма и абстракционизма.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|