Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Занятия аппликацией в детском саду 1 глава




МОСКВА «ПРОСВЕЩЕНИЕ» 1988

Книга для воспитателя детского сада


Богатеева 3. А.

Занятия аппликацией в детском саду: Кн. для воспита­теля дет. сада.— М.: Просвещение, 1988.—224 с: ил.

В книге рассказывается о разных видах аппликации и приемах вырезания из бумаги, даются методические рекомендации и примерные варианты планирования занятий н каждой возрастной группе детского сада, наглядно демонстрируются способы вырезания геометриче­ских, силуэтных, растительных форм и орнаментов.

Издательство «Просвещение», 1988


Значение

занятий аппликацией для всестороннего развития дошкольников

Перестройка системы народного образования во многом ка­сается и перестановки акцентов в решении задач дошкольного воспитания. Главным образом это связано с совершенствова­нием работы детского сада по трудовому и эстетическому во­спитанию подрастающего поколения, подготовкой детей к ус­пешному обучению в школе.

I Приобщение ребенка к миру прекрасного открывает перед ним богатство и красоту окружающей жизни, способствует развитию потребности не только в созерцании мира, но и ак­тивном его познании, преобразовании. В. А. Сухомлинский говорил, что ребенок по своей природе — пытливый исследо­ватель, открыватель мира, что детское сердце чутко к призыву творить красоту. Важно только, чтобы за призывами следовал труд, чтобы труд стал потребностью.

На страницах этой книги мы постараемся показать большие потенциальные возможности одного из распространенных ви­дов изобразительного искусства — аппликации — для форми­рования умственных, творческих способностей дошкольника, для становления его нравственных представлений, трудовых умений, художественного вкуса.

Аппликация считается разновидностью художественной де­ятельности, предусмотренной «Программой воспитания и обу­чения в детском саду» для дошкольников. Знакомясь на за­нятиях и самостоятельно с материалами, техникой и способами обработки бумаги, ребята приобретают навыки графического и пластического изображения предметов, овладевают умением. в силуэтной форме, образно, творчески перерабатывать свои впечатления, получаемые при знакомстве с окружающим ми­ром, во время чтения художественной литературы, рассматри­вания иллюстраций, картин, скульптур, произведений народ­ного декоративно-прикладного искусства.

Знания, умения, навыки дети воплощают в созидательной деятельности: мастерят красочные настенные панно, декора­ции для настольного и теневого театра, костюмы и элементы убранства к спектаклям и праздничным утренникам, украше­ния для участка детского сада, подарки младшим детям, ро­дителям и пр.

Процесс создания аппликации состоит из целого ряда по­следовательно выполняемых действий, требующих от ребенка


достаточно высокого уровня развития изобразительных и тех­
нических умений, а также сосредоточенности, настойчивости,
выдержки, аккуратности, самостоятельности.
*у Недостаточная степень развития технических умений тор­
мозит работу воображения, сковывает детскую инициативу,
снижает качество результатов деятельности. И наоборот, если
ребенок хорошо владеет приемами вырезания, наклеивания,
нашивания аппликации на основу, внимание его направляется
на создание разных по форме, величине, окраске комбинаций,
что приводит к новым, оригинальным результатам, стимули­
рует творческое отношение к работе. Это возможно только
тогда, когда воспитатель умело регулирует и применяет на
занятиях наиболее эффективные методы обучения, когда за­
дания даются не только в готовом виде, но чаще требуют от
детей активного, созидательного, а не репродуктивного при­
менения усвоенных знаний и умений.»

На занятиях дошкольники знакомятся со свойствами раз­ных материалов (кожа, бумага, солома, ткань и т. д.), учатся различать геометрические фигуры, цвета, устанавливать соот­ношение частей по величине и объединять части в целое, выделять строение, положение предмета в пространстве, ори­ентироваться на листе бумаги. Каждый ребенок практически усваивает понятие о ритме, симметрии, гармонии. У детей совершенствуется глазомерная функция, умение оценивать и исправлять путем анализа допущенные ошибки (до закрепле­ния фигур на плоскости); развивается речь: дети овладевают правильными словесными обозначениями направлений (слева, справа, в середине, по углам, сверху, снизу). Они учатся груп­пировать округлые, прямоугольные, косоугольные, много­угольные фигуры, правильно называть величинные понятия (длинныйкороткий, узкийширокий, высокийнизкий, большеменьше, пополам, вдвое, вчетверо и т. д.). Эти зна­ния дошкольники целенаправленно применяют в практической деятельности.

-' Большая роль в аппликации принадлежит ее цветовому оформлению, что оказывает огромное воздействие на развитие художественного вкуса детей. Цвет эмоционально влияет на малыша, увлекая его красочностью, яркостью. Поэтому важно целенаправленно развивать чувство цвета как наиболее до­ступное представление о красоте окружающего мира и про­изведений искусства^ Воспитатель должен постоянно разъяс­нять детям, почему 'нужно брать для аппликации тот или иной цвет, какие к нему подходят сочетания, чтобы наиболее вы­разительно передать определенное содержание. По принципу контрастного сопоставления окраски выполняются такие апп­ликации, как «Ночь», «Поздняя осень», «Зима», «Тракторы на полях». Яркие цветовые акценты используются в заданиях декоративного характера, по сюжетам сказок, мультфильмов. Гармоничные сочетания, составленные из близких по звучанию


тонов, помогают передать явления природы («Весна пришла», «Первые цветы*), составить композиции типа букета, украше­ния ковров, тканей. Дети должны научиться видеть красоту и передавать ее в соразмерных формах, рациональном сим­метричном и асимметричном чередовании, вариативной трак­товке.

у На занятиях дошкольники овладевают целым рядом трудо­вых умений, связанных с обработкой материала (складывание, вырезание, наклеивание), применением инструментов (ножни­цы, клей, кисточка и т. д.). Дети должны научиться работать аккуратно, планомерно, стремиться к достижению положи­тельного результата, преодолевая трудности и прилагая воле­вые усилия. У них формируется культура труда (заранее гото­вят необходимые материалы, приводят рабочее место в поря­док, планируют последовательность выполнения задания, по­сле занятия убирают материал и инструменты). У ребят совер­шенствуются и координируются движения рук, формируются такие качества, как точность, быстрота, плавность. Это стано­вится возможным при систематическом, плановом проведении занятий, организации самостоятельной художественной дея­тельности, последовательном выполнении программных требо­ваний в каждой возрастной группе, постепенном усложнении заданий по мере приобретения опыта. Дети должны научиться разносторонне применять полученные умения в других видах изодеятельности (рисование, лепка, конструирование).

На занятиях по аппликации у дошкольников воспитывается одна из важнейших черт будущего строителя коммунизма — коллективизм, умение работать и созидать в коллективе, руко­водствуясь при этом не только личными интересами, но и инте­ресами своих сверстников, содержанием, и необходимостью со­вместной деятельности. (Это предполагает совершенствование таких черт личности ребенка, как требовательность к себе и другим, ответственное отношение к порученному делу, осуще­ствление принципов сознательности, дисциплины, взаимопомо­щи и поддержки. Дошкольники получают возможность проя­вить самостоятельность и инициативу, испытать чувство радо­сти от достижения положительного результата при совместных усилиях.

Уровень овладения умениями и навыками, предусмотрен­ными программой по аппликации, позволяет осуществить и определить степень готовности каждого ребенка к успешному обучению в школе, дальнейшему усвоению содержания и тех­ники разных видов художественного ремесла.


Виды занятий по аппликации в детском саду

Индивидуальные и коллективные формы аппликации могут быть различного содержания. В зависимости от этого принято подразделять занятия по видам. Сюда включается предметная, сюжетно-тематическая и декоративная аппликация. Каждый из этих видов ставит перед ребенком определенные задачи, связанные со специфическими особенностями деятельности, ко­торые заключаются в целенаправленном применении изобра­зительных и технических умений по вырезанию, расклады­ванию и наклеиванию изображений в соответствии с услови­ями задания. Это по-новому выявляет и активизирует опыт ребенка в области аппликации, стимулирует и развивает его самостоятельность и творчество.

В предметной аппликации дети овладевают уме­нием вырезать из бумаги и наклеивать на фон отдельные предметные изображения, которые в силу специфики деятель­ности передают несколько обобщенный, даже условный образ окружающих предметов или их отображений в игрушках, кар­тинках, образцах народного искусства. Для аппликации во-спитатель отбирает такие предметы, которые отличаются от­четливой конфигурацией, простой формой, ясными пропорци­ональными отношениями, локальной окраской. В зависимости от этих особенностей используются различные приемы выре­зания. Так, предметы простой формы (шар, мяч, кубик, фла­жок) вырезают на глаз из заготовки, близкой к очертаниям предмета, тогда как сложная форма составляется из отдель-ных частей. Например, неваляшку вырезают из четырех квад­ратов разной величины путем закругления углов. Затем от­дельные детали наклеивают в следующем порядке: к боль­шому кругу прикрепляют меньший (голова) и по бокам на­клеивают маленькие кружочки (руки). Прием симметричного вырезания' применяется для,передачи зеркального соответ­ствия боковых сторон (бабочка, стрекоза, тюльпан, Снегурочка, ракета) или равномерного чередования повторяющихся частей от центра (ромашка, снежинка). Сложные криволинейные кон­туры предметов асимметричного строения изображают на глаз безотрывным движением ножниц по мысленно представляемо­му контуру (птицы, животные, рыбы).

На начальном этапе малыши раскладывают и наклеивают предмет из заготовленных воспитателем частей: мяч — две половинки разного цвета; грибок — шляпка и ножка; тележ­ка — прямоугольный корпус и круглые колеса; гирлянда — флажки прямоугольной формы и т. д.


По мере освоения приемов вырезания в средней, старшей и подготовительной к школе группах дети могут изобразить предметы, отличающиеся разнообразием формы, строения, со­четания окраски, величинных соотношений (дома разных ти­пов, транспорт, растения, птицы, животные, человек в реаль­ной и сказочной трактовке).

С ю ж е т н о-т ематическая аппликация предпо­лагает наличие умения вырезать и наклеивать различные предметы во взаимосвязи в соответствии с темой или сюжетом («Цыпленок клюет зерна», «Колобок отдыхает на пеньке*, «Рыбки плавают в аквариуме», «Грачи вьют гнезда на дере­ве»). При этом перед ребенком ставятся следующие задачи:

вырезать предметы, показать их различие по величине при сопоставлении друг с другом (высокое дерево и маленькие грачи, рыбки большие и маленькие);

выделить основные предметы, главных действующих лиц, связать их с местом действия, обстановкой (рыбки плавают в аквариуме, цветы растут на лугу). Главное выделяется раз­мером, цветом, композиционным размещением среди других предметов;

передать характерные особенности персонажей и их дей­ствия через жесты, позу, одежду, окраску (колобок встретился с медведем — фигуры наклеивают в положении поворота друг к другу);

расположить предметы на плоскости основы: на одной ли­нии в ряд по горизонтали и вертикали, указывая высоту пред­метов (улица нашего города, веселый хоровод); создать двух-плановые композиции — ниже, выше, ослабляя цвет, умень­шая размеры предметов с учетом их удаления (лодки в море, цветущий луг с полосой леса вдали);

подобрать и целесообразно использовать цвет и его сочетания для передачи времени года, состояния погоды, отношения к изображаемым объектам и явлениям (золотая осень, зимой в лесу, уборка урожая).

В каждой возрастной группе эти задачи реализуются по-разному. Их усложнение связано с уровнем знаний, умений и навыков, от которых зависит творческая вариативность со­держания сюжетно-тематических аппликаций.

Уже в младшей группе дети способны элементарно передать содержание, показать взаимосвязь между однородными пред­метами. Из готовых форм они выкладывают и наклеивают композиции (летят желтые листья, блестят в небе звезды, жуки ползают в траве). Для этого малыши используют яркие цве­товые сопоставления на всем пространстве листа или разме­щают несколько предметов в ряд (грибы растут, одуванчики расцвели).

При выборе темы аппликации педагог учитывает запас представлений детей, уровень развития их изобразительных и технических умений, доступность и соответствие содержания


возрасту и интересам каждого ребенка, а также события об­щественной жизни, природное и предметное окружение, се­зонность явлений и т. д.

Многообразие окружающей жизни дает богатый материал для отражения в аппликациях различных сюжетой. При пла­нировании занятий с детьми разного возраста воспитатель группирует задания по темам. Они могут отражать явления природы (листопад, снегопад, ледоход, цветение сада, луга, жизнь животных, птиц, несекомых, рыб), общественную жизнь страны (праздники, труд людей, героические подвиги и т. д.), трудовую деятельность самих детей (дежурство по группе, работа на участке детского сада, уход за растениями, живот­ными и т. д.), игры и развлечения. Задания могут иметь и иллюстративную тематику: по сюжетам сказок, рассказов, мультфильмов и т. д. Выбор темы, конкретизация ее содер­жания определяют композиционный строй аппликации, ее ко­лорит, доступные детям приемы работы и т. д. Сюжеты апп­ликации могут трактоваться по-разному в зависимости от воз­раста детей. Например, по-разному дети отображают тему «Осень». В младшей группе они наклеивают разноцветные листья, «складывают» яблоки в корзину. В средней группе усложнение идет за счет увеличения количества наклеиваемых предметов, их сочетания по величине, окраске: «Осенний парк», «Осенние цветы на участке*. Дети старшей группы вырезают и наклеивают «Осенний букет», «Богатый урожай овощей», а в подготовительной к школе группе эта тема может найти еще более оригинальное решение: «Осенний натюр­морт», «Птицы, улетающие в теплые края» и т. д.

Для каждой темы требуется специальный набор цветной бумаги (для фона и отдельных аппликативных частей). На­пример, при отражении темы «Ранняя весна» можно ограни­читься небольшим количеством цветов бумаги: для фона под­ходит голубая или серая бумага, а птиц, деревья, гнезда вы­резают из черной, коричневой заготовки. Тематический набор бумаги должен помочь выявить колоритное своеобразие вре­мени года, реалистичность или фантастичность явлений, осо­бенности и взаимосвязь объектов. При этом не нужно забывать, что большое количество цветной бумаги ведет к излишней красивости, пестроте, а это является показателем неразвитого вкуса. Можно создать тоновые аппликации, используя соче­тания двух-трех цветов: например, «Зимний вечер» (на темном фоне белые силуэты зайцев, а вокруг стволы деревьев), «Березы зимой» (на синем- фоне белые стволы и ветки с черными пятнами), «Поздняя осень» (на серой основе темные силуэты деревьев, на ветках которых кое-где мелькают желтые листья). Такие контрастные сочетания цветов создают ощущение света, воздуха, вызывают у ребенка положительные эмоции.

Декоративная аппликация — вид орнаменталь­ной деятельности, во время которой дети овладевают умением


вырезать и объединять различные элементы украшения (геомет­рические» растительные формы, обобщенные фигуры птиц, жи­вотных, человека) по законам ритма, симметрии, используя ярт кие цветовые сопоставления. На этих занятиях ребенок учится стилизовать, декоративно преобразовывать реальные предметы, обобщать их строение, наделять образцы новыми качествами.

В орнаменте окружающий мир отражается с особой ярко­стью, красочностью. Художник-орнаменталист стремится пе­редать в узорах основные черты, общее сходство с реальным предметом. Поэтому очертания растений, птиц, животных в орнаментах обобщаются, упрощаются, т. е. стилизуются. Про­стота и лаконичность образов, яркость и красочность цветовой гаммы, бесконечное повторение элементов украшения, их раз­личные комбинации позволяют упростить и ускорить процесс изображения. Эти особенности наиболее ярко представлены в образцах народного искусства: в росписях, вышивке, резьбе. Декоративная трактовка реального предмета, его стилизация, как продукт творческой фантазии человека, создает радостную приподнятость и праздничность народного искусства.

Ознакомление детей с народными орнаментами, со спосо­бами украшения поверхности узорами разной степени слож­ности составляют основу обучения декоративной аппликации в детском саду.

На занятиях в дошкольном учреждении применяется де­коративная аппликация с ленточной и центрально-лучевой композицией. В ленточном построении отдельные элементы могут многократно повторяться по горизонтали или вертикали в виде фриза, каймы или бордюра. Узор бывает простой, со­стоящий из одного элемента, и сложный, в котором отдельный мотив повторяется через два-три элемента, В централь но-лу­чевой композиции узор развивается в направлении от центра украшения равномерно к краям, углам, сторонам в зависимо­сти от того, на предмете какой формы он расположен: на круге, прямоугольнике, квадрате (тюбетейки, ковры, наволочки и др.).

В декоративной аппликации может быть применена ком­позиция в виде цветочного букета или красочного вазона. Такие украшения часто встречают'ся в украинских, польских вырезках из разноцветной бумаги при составлении настенных украшений крупного размера. Они характеризуются особой декоративностью, нарядностью, что подчеркивается симмет­ричным расположением составляющих элементов.

Построение элементов орнамента по законам композиции зависит от формы и назначения предметов, а также истори­чески сложившихся национальных традиций орнаментиро­вания.

Для воспроизведения разных видов орнаментов дети до­школьного возраста должны научиться равномерно заполнять отдельными элементами пространство фона, выделять основ­ные и вспомогательные части аппликации. Чтобы развить у


детей глазомер и способность создавать уравновешенные ком­позиции, целесообразно применять наглядные приемы обуче­ния или ограничиваться словесной инструкцией, если до­школьникам хорошо известны способы вырезания и наклеива­ния отдельных элементов. При этом важно направлять мысль ребенка на поиски самостоятельных путей выполнения узора, его творческую интерпретацию. Дети каждый раз должны убеждаться в возможности создания новых, оригинальных комбинаций узора, что является важным стимулом их актив­ного, творческого отношения к содержательной деятельности.

Насколько успешно дошкольники будут овладевать спосо­бами построения орнаментов, во многом зависит от взаимо­действия двух видов занятий — декоративной аппликации и декоративного рисования. Такое сочетание орнаментального творчества способствует закреплению усвоенных приемов и переносу их на другой, более сложный вид занятий, отлича­ющийся по технике выполнения узоров.

Красиво подобранная цветовая гамма узора является важ­нейшим средством эстетического воспитания ребенка, развития его умения воспринимать цвет и его гармонию. Следовательно, надо целенаправленно формировать у ребенка чувство цвета, умение подбирать яркий и мягкий колорит, используя не только спектральные цвета, но и многообразие полутонов и оттенков, плавность цветовых переходов.

В обучении детей подбору цветовых сочетаний воспитателю могут оказать определенную помощь умело подобранные об­разцы народного искусства. Во многих из них элементы узоров расположены на цветном фоне, который в одном случае усили­вает гамму цветов, в другом — смягчает ее, а в целом создает богатую цветовую гармонию. Благодаря цветной основе орна­ментальная композиция становится более четкой, выделяется ее ритм, создается согласованность окраски элементов и основы украшаемой поверхности.

Материалы для занятий аппликацией

Наиболее интересной и доступной для детей дошкольного возраста является аппликация из бумаги ярких расцветок. Сам вид материала, простота его обработки стимулируют творче­скую активность ребенка, позволяют легко овладеть ручными умениями и навыками. Поэтому в каждой возрастной группе детского сада в соответствии с программными задачами обу­чения аппликации необходимо иметь специальные материалы и оборудование для занятий: бумагу для фона и элементов аппликации, ножницы, клей, кисточку, подставку для кисточ-


ки, подстилку для намазывания фигур, коробочку для обрез­ков, чистую салфетку (из расчета на каждого ребенка).

Бумага для фона чаще всего берется плотной, подбирается тон в зависимости от содержания изображения, чтобы под­черкнуть определенную ситуацию. Например, цветы помещают на зеленом фоне поляны или луга, силуэты птиц наклеивают на голубом фоне неба, а рыб — на фоне синей глубины реки или моря.

Элементы аппликации дети вырезают из более эластичной, но упругой бумаги сочных, насыщенных тонов с хорошо об­работанной поверхностью.

Для работы ребенку дают ножницы с закругленными кон­цами и разработанными рычагами. Их размер в длину должен быть примерно 120 мм. При изготовлении оформления к празднику или вечеру развлечения можно дать и большие ножницы (до 200 мм), так как ими удобнее делать большие надрезы, вырезать крупные элементы. Хранят ножницы в ко­робках или ставят их в высокие деревянные подставки-стаканы кольцами вверх. При пользовании ножницами детей надо учить соблюдать осторожность: не размахивать ими, не играть, после работы убирать на место.

Кисти для намазывания фигур, вырезанных из бумаги, берут в зависимости от размера заготовок. Так, для коллек­тивной аппликации надо иметь кисти двух размеров. Для проклейки больших поверхностей используют широкие пло­ские кисти — флейцы. После работы кисти тщательно промы­вают в теплой воде, высушивают и ставят на вертикальную подставку ворсом вверх. В процессе же работы кисточку кладут на горизонтальную подставку, сделанную из плотной бумаги с выемкой.

Наклеивают фигуры картофельным или мучным клеем. Для его приготовления нужна картофельная или пшеничная мука. Ее заливают стаканом воды и подогревают на слабом огне, все время помешивая и не давая закипеть, до тех пор, пока клейстер не станет прозрачным и густым. Его снимают с огня и остужают, потом разливают в чистую фарфоровую или керамическую посуду с невысокими краями.

Фигуры намазывают клеем на чистой подстилке. Это может быть лист белой бумаги небольшого формата. В процессе за­нятия его надо несколько раз менять, чтобы клейстер не пач­кал цветную сторону аппликаций и не оставлял нежелатель­ных пятен.

Бумажные обрезки необходимо складывать в специально сделанные на занятии по конструированию коробочки из плот­ной цветной бумаги.

Работая с бумагой и другими материалами и инструмен­тами, дети приобретают целый ряд полезных практических умений и навыков, связанных с развитием ручных и инстру­ментальных действий. Они учатся таким способам обработки


бумаги, как сгибание, складывание пополам и в несколько раз, вырезание, склеивание и т. д. На занятиях происходит озна­комление с различными видами бумаги (рисовальная, чертеж­ная, оберточная, гофрированная, настольная и др.)» ее качест­венными показателями. Ребенок узнает, что бумага бывает не только всевозможных цветов, но разной фактуры: блестящей, гладкой, глянцевой, матовой, шероховатой, ворсистой, тонкой, толстой (на ощупь), плотной или рыхлой (на разрыв), промо­каемой или водонепроницаемой. Например, рыхлая бумага — мягкая, легко обрывается пальцами. Таким способом из нее можно получить выразительные аппликации с мохнатыми кон­турами. Так изображают пушистых цыплят, зайчат, белок, мохнатых медвежат, ажурные снежинки, мягкие венчики оду­ванчиков, цветков липы, почек вербы и т. д., используя при этом мягкую, податливую для обработки салфеточную, гоф­рированную бумагу, некоторые сорта оберточной бумаги. При подборе бумаги для аяпликаций, выполняемых при­емами симметричного вырезания, большое значение имеет та­кое свойство бумаги, как эластичность. Если заготовка будет ломаться, то на сгибах образуются трещины, что ухудшает эстетический эффект аппликации, делает невозможным ис­правление ошибок и вызывает у ребенка чувство неудовлетво­ренности результатом своей деятельности. Поэтому воспита­тель подбирает гибкую и упругую бумагу, хорошо поддающу­юся обработке, чтобы она легко складывалась без лишнего напряжения, а после вырезания сгибы разглаживались ногтем большого пальца правой руки.

КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ВИДОВ БУМАГИ

Бумажная промышленность выпускает около 600 видов и сортов бумаги, имеющих различное назначение и свойства. Многие из них могут найти широкое применение при создании аппликаций, в^ том числе и в детском саду.

Рассмотрим некоторые виды бумаги, получившие наиболь­шее распространение в быту и практике художественного и трудового воспитания детей.

Бумага для печати

Газетная бумага рассчитана на кратковременное пользова­ние, имеет желтоватый оттенок, непрочна на разрыв, так как изготовляется из небеленой целлюлозы и древесной массы. Такая бумага для аппликации непригодна, вернее, ее исполь­зование ограничено выполнением лишь некоторых изображе­ний. Например, из газетной бумаги можно вырезать или сде­лать методом обрыва силуэт зебры, курочки-пеструшки. Фак­туру поверхности их тела помогает передать своеобразное рас­положение газетного текста.


Книжно-журнальная бумага, как говорит само название, предназначается для печатания книг, журналов, нот, цветных литографий, эстампов. Поэтому этот вид бумаги подразде­ляется на типографскую, нотопечатную, литографическую, эс­тампную и т. д. В розничной продаже такой бумаги нет. В аппликациях типа коллажа можно использовать старые журналы, иллюстрации с красочным рисунком, глянцевой бу­магой. Таким же образом используют в детском саду карто­графическую бумагу, на которой печатают географические, гидрографические и топографические карты. Эта бумага глад­кая, прочная на разрыв и излом, не деформируется после увлажнения и высушивания.

Обложечная, или упаковочная, бумага выпускается для книжных, журнальных, тетрадных обложек. К этому же виду можно отнести и форзацную бумагу. Из нее дети вырезают разнообразные фигуры или используют обложки как фон для получения разнообразных аппликационных композиций.

Крашеная бумага

Настольная бумага изготовляется из обложечной или обер­точной бумаги, имеет одностороннюю окраску. Ее применяют для создания крупных аппликаций оформительского харак­тера. Кроме того, она может служить фоном, так как имеет окраску мягких тонов.

Глянцевая бумага получается из писчей путем односторон­него крашения с последующим лощением, что создает блестя­щую, яркую поверхность. Она является прекрасным матери­алом для аппликаций различного содержания и цвета.

Мраморная бумага отличается от глянцевой лишь своеоб­разием обработки ее поверхности мраморным рисунком — раз­водами, смывами разных тонов одного и того же цвета, что напоминает мрамор. Из такой бумаги делают декоративные композиции, вырезки колонн, ваз, лестниц и т. д. Можно выпол­нить украшения столешниц яркими цветами, гирляндами, буке­тами на мраморной плоскости, вырезанной в форме круга, ова­ла, прямоугольника со срезанными углами. Красиво получают­ся композиции городецких узоров на фоне желтоватой бумаги с рисунком среза дерева.

Шагреневая бумага производится так же, как и мраморная, но еще дополнительно подвергается тиснению для придания ей вида кожи. Эта бумага плохо складывается, сгибы получаются нечеткими, они расходятся. Поэтому она непригодна для сим­метричных аппликаций.

Шагреневая бумага может быть рекомендована для фона в декоративных аппликациях по мотивам народного орнамен­та, а также для украшений из кожи. Так, можно вырезать различные сосуды с характерными формами и орнаментами тувинцев, казахов, башкир, силуэты кожаной обуви с аппли-


нациями казанских татар, бурят и др. При этом надо диф­ференцированно подходить и к цветовому решению этих из­делий, конфигурации узорных композиций. Например, у ка­захов главный мотив орнамента — это рогообразный завиток с крупными отростками, а у татарских изделий из кожи глав­ным образом узор состоит из стилизованных растительных форм.

Обойная бумага с рисунчатой поверхностью может найти применение в оформительских аппликациях большого мас­штаба как фон для разнообразных сюжетных и орнаменталь­ных композиций и как материал для аппликационных изо­бражений. Например, из этой бумаги можно вырезать сарафан для кукол, матрешек, образующих хоровод, украсить стены интерьерным панно и т. д.

Бумага упаковочная и оберточная бывает общего и специ­ального назначения. Бумага общего назначения используется как упаковочный материал, различающийся по составу: цел­люлозная, бурая, древесная, соломенная, макулатурная, тря­пичная (из отходов), сучковая. Оберточная специальная бумага различается по назначению: фруктовая, чайная, сахарная, ма­нуфактурная, мешочная, спичечная и т. д. Сюда же относится оберточная бумага с тисненым рисунком, текстом, фирменным знаком.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...