Занятия аппликацией в детском саду 7 глава
Рис. 43. Часы-будильники Рис. 44. Веселые неваляшки Рис. 45. Варианты изображения синичек используя разные способы. На рис. 45 показаны две разновидности изображения птиц-синичек. В первом случае синичку вырезают из прямоугольной бумаги, с одной стороны заостряя форму, а с другой — закругляя ее. Затем отдельно вырезают глаза, крылья, хвост, клюв и приклеивают их. Вторую синичку выполняют по-другому. Здесь вырезают сначала круг для головы и овал для тела птички, соединяют их, а потом вырезают и наклеивают другие части, так же как и в первом примере. Аппликации надо выполнять в виде тематических композиций, отражая сезонные признаки, как это показано на рисунке. По этому же принципу можно вырезать и составить аппликацию с изображением других разновидностей птиц: снегиря, цыпленка или петуха и т. д. Для этого надо лишь заменить цвет и величину заготовок, видоизменить форму, окраску хвоста, крыльев, клюва и др. Такое варьирование приемов изображения птиц широко используется в коллективных аппликациях: «Зимующие птицы» (зима), «Птицы на ветках» (весна), «Птичий двор» (лето). При подготовке к этим занятиям проводятся наблюдения за птицами в парке, лесу, на участке детского сада. Воспитатель закрепляет представления об их названии, особенностях строения, форме тела, головы, хвоста, крыльев, отличительных чертах разных видов птиц (по величине, окраске, строению тела) и т. д. У детей воспитывают любовь и заботливое отношение к птицам. С этой целью дети делают кормушки, следят за тем, чтобы там постоянно был корм. В процессе наблюдения за птицами следует обращать внимание на то, как они клюют зерна, пьют воду, как при этом изменяется положение разных частей тела. Это необходимо для того, чтобы дети могли передавать в аппликациях сюжетного характера движения, разные позы тех или иных птиц и тем самым овладевать умением создавать выразительные силуэты, располагая их на всем листе бумаги.
В зависимости от времени года надо иметь определенный набор цветной бумаги для коллективных аппликаций, состоящих из сюжетных композиций с птицами. Так, зимний сюжет лучше выполнить на голубом или розовом фоне, чтобы расположить на нем не только птиц (снегири, синицы, воробьи) с их характерной окраской, но и подчеркнуть время года: снег на ветках, на земле, на скамейке в парке (белая бумага). Это создает определенный колорит, подчеркивая наиболее яркие сочетания и в то же время несколько приглушая их. Выполняя весеннюю аппликацию, следует голубой или серый фон расцветить нежной зеленью листвы или цветов на лугу, изобразить различных птиц (голуби, зяблики, дятлы и т. д.). А в теме «Птичий двор» дети должны расположить птиц на зеленом листе среди ярких цветов и травы так, чтобы выделить желтых цыплят, курочек, петуха. Каждому из них надо придать соответствующую позу (бежит, клюет, наклонился, идет), объединяя их между собой композиционно (рис. 46). Здесь, Рис. 46. Птичий двор в центре помещен петух, а вокруг него наклеены куры и цыплята. В зависимости от цвета фона ребенок может изменить цветовое решение аппликации. Если он берет зеленую основу, то кур надо вырезать белыми, цыплят — желтыми, а петух должен выделиться не только величиной, как композиционный центр аппликации, но и своей яркой окраской. Например, на рис. 47 показан вариант трактовки образа нарядного петуха, выполняемого из комбинаций полукруга (тело), круга (голова), зубчатых, треугольных, стрельчатых фигур (гребешок, ноги, перья, украшения на крыльях), вырезанных из желтой, красной, синей, зеленой бумаги. Красный цвет гребешка и других элементов дети повторяют на небольших гребешках курочек и некоторых цыплят.
Цветовое многообразие создают также дополнительно наклеенные цветы, жуки, выполняемые из обрезков разноцветной бумаги и размещаемые по всему полю луга или зеленого двора. Каждой подгруппе детей дают возможность самим решать, какой вариант оформления выбрать, какие использовать приемы вырезания, как сопоставить фигурки по окраске и расположить на плоскости листа, как конкретизировать место действия. Если это луг, то следует изобразить цветы, жуков, бабочек над лугом, а если птицы гуляют на колхозном дворе, то можно на заднем плане поместить курятник, кормушки, поилки и т. д. В процессе выполнения коллективных аппликаций воспитатель следит за тем, чтобы дети сопоставляли свои вырезки с работами товарищей по величине, окраске. Они вместе располагают фигуры на листе, обсуждают приемы их объединения, придают разную позу персонажам, дополняют композицию другими предметами, декоративными элементами, усиливая выразительность всей аппликации. Воспитатель оказывает ребятам помощь, активизирует их самостоятельность и творчество, добивается аккуратности, поддерживает и стимулирует интерес каждого ребенка к содержанию и результату коллективной деятельности. Дети старшей группы в течение года должны освоить прием симметричного вырезания предметов, имеющих зеркальное соответствие противоположных сторон (листья, цветы чашевидной формы, бабочки, матрешки, петрушки и т. д.). Ребенок учится сгибать заготовку бумаги пополам для правильного и более быстрого получения аппликации. Сначала дети упражняются в вырезании простых предметов симметричной формы. Так они изображают осенние листья, вазы, составляют букет из осенних листьев. Постепенно происходит усложнение очертаний этих предметов, варьируется окраска, величина форм. Дети вырезают сначала листья цельнокрайние, складывая прямоугольник пополам и держа левой рукой за сгиб, от одного угла ведут закругленный разрез к противоположному (листья тополя, вишни). Рис. 47, Нарядный петух Затем они могут отразить зубчатость края или закругленные выемки, передать заостренную, закругленную форму листьев. Этого можно достичь путем сопоставления в задании двух и более форм, например «Листья тополя и осины». Их различие подчеркивают и окраской (осень). Лист тополя вырезают оваловидной формы с заостренными концами из желтой бумаги, а осиновый лист получают закругленным, красного цвета с неглубокими скругленными выемками по краям. Из этих вырезок дети составляют несложную композицию, копируя ее с натуры, на белом или голубом фоне, добавляя коричневые черенки или веточки, чтобы красиво сочетались цвета аппликации и окраска основы.
Занятию предшествуют наблюдения за осенним листопадом, окраской осенней листвы, разнообразием форм и сочетаний. Дети собирают листья, составляют букеты, плетут венки, украшают ими групповую комнату, участок детского сада, подчеркивая сезонность явлений в окружающей природе. Весной и летом дошкольники вырезают и составляют аппликации из цветов, отличающихся разнообразием форм, расцветки, очертаний. Наиболее простые из них — это тюльпаны, колокольчики, ландыши, подснежники, крокусы, которые имеют форму перевернутой чаши или бокала с разными очертаниями. Эти особенности закрепляются в ходе обследования. Внимание детей обращается на общность очертаний некоторых разновидностей. Например, форма тюльпанов, колокольчиков, ландышей очень похожа. При сходстве формы они отличаются по цвету, величине цветков, расположению на стебле. Поэтому, вырезая силуэты путем сгибания заготовки пополам, следует варьировать окраску и размеры бумаги. На это педагог указывает уже в подготовительной части занятия при сравнении растений друг с другом: Посмотрите на тюльпаны, колокольчики и ландыши и скажите, похожи ли они друг на друга. {Цветки похожи по форме. У всех у них чашечка закруглена, а зубчики красиво отходят в стороны.) Чем отличаются эти цветки друг от друга? (У них разная окраска: ландыши — белые, тюльпаны — красные, желтые, а колокольчики — светло-фиолетовые. Цветки отличаются и по величине: тюльпаны крупные, колокольчики — поменьше, а у ландыша цветки совсем мелкие.)
Как можно вырезать цветки колокольчика и ландыша, если они похожи на тюльпан, который вы умеете вырезать? (Надо вырезать, как тюльпан. Взять квадрат, сложить его пополам и вырезать половину цветка, а потом развернуть заготовку. Тогда обе стороны получатся одинаковыми.) А как передать в аппликации, что это колокольчик или ландыш? (Надо взять белый квадратик для ландыша, а для колокольчика квадрат должен быть светло-фиолетовым и бдльшим по размеру.) Приемы вырезания цветков с одной осью симметрии (колокольчики) показаны на рис. 48. Данные формы использу-
Рис. 48. Колокольчик и приемы его вырезания из бумаги ются при создании как предметных, так и декоративных композиций. С натуры передаются черты таких цветков, как тюльпаны, ландыши. Свободное комбинирование и сопоставление форм, окраски, величины используются в узорах. Здесь особенно четко проступает возможность гибкого творческого применения умений, освоенных на разных занятиях. Воспитатель учит детей декоративно преобразовывать реальные особенности цветков, вносить какие-то новые черты. В этом плане наглядную помощь оказывают образцы народного орнаментального искусства. Мотивы тюльпанов, колокольчиков и других цветов ярко и своеобразно трактуются в украинских, татарских, молдавских, узбекских узорах. Пример такого решения силуэта тюльпана показан на рис. 49. Он выполнен по образцу украшения молдавских ковров. Здесь цветок сделан из разноцветных горизонтальных полос с острыми зубцами на стебле, по сторонам которого расположены бутоны. Они как бы уравновешивают композицию на подставке. Для выполнения этого цветка на заготовку одного цвета сначала наклеивают горизонтальные полоски разной окраски, а потом, сложив эту заготовку на две части, вырезают половину формы в виде тюльпана. Из обрезков вырезают и наклеивают подставку и другие детали аппликации, изменяя сочетания цветов и элементы декоративного оформления представленного образца. Приемами симметричного вырезания дети учатся изображать также елочки, матрешек, петрушек, Снегурочку, бабочек и т. д. В каждом случае воспитатель вместе с детьми подбирает заготовки определенной формы, цвета и величины, закрепляет приемы их вырезания с учетом очертаний предметов, соотношения и расположения частей. Например, бабочек дети могут украсить разноцветными наклейками (рис. 50). Затем эти умения закрепляются и творчески применяются на занятиях по сюжетно-тематической аппликации: «Зима в лесу», «Бабочки на лугу», «Витрина игрушечного магазина», «Космический корабль летит к звездам» и др. {рис. 51). Ярко можно решить в аппликации образ матрешек, используя разные декоративные элементы, варьируя величину и окраску фигур (рис. 52).
Приемом складывания заготовки бумаги гармошкой можно получить различные композиции типа гирлянды из листьев, цветов, хороводы матрешек, кукол, петрушек, бабочек. Для таких хороводов дети получают полоску цветной бумаги (под основной цвет образа), складывают ее многократно так, чтобы получилось равномерное повторение одного и того же мотива. В сложенную часть следует вписать половину изображения с вертикальной симметрией по центру без видимого нарушения пропорций фигурок по ширине и высоте. Например, при вырезании хоровода из матрешек или петрушек ширина полосы относится к согнутой части бумаги примерно как 1:2. По мере надобности величина заготовки может варьироваться. Так можно создать очень крупные гирлянды или хороводы для
Рис. 50. Бабочки Рис. 49. Яркий тюльпан Рис. 51. Космическая ракета использования их в оформлении зала или участка к празднику. Выразительность таких украшений усиливается при дополнительном акцентировании некоторых частей, узорном оформлении одежды, крыльев бабочки и т. д. Так, у матрешек отдельно наклеивают контуры лица, узоры на платьях или сарафанах, а у петрушек дополнительно вырезают разноцветные жабо, конусовидные шапочки, украшают их комбинезоны цветными кружками разного размера. Два варианта выполнения хороводов матрешек и петрушек представлены на рис. 53. Освоение разных приемов вырезания позволяет детям творчески использовать их в процессе выполнения предметных, сюжетно-тематических и декоративных аппликаций. Дошкольники должны научиться выбирать наиболее эффективные приемы, комбинировать их в своих работах, добиваясь выразительной трактовки тех или иных образов. Например, при подготовке подарка маме к празднику 8 Марта воспитатель может сформулировать задание как «Самые красивые цветы — маме». Но каждый ребенок должен решить это задание по-своему или сделать выбор из предложенных ему вариантов. Можно сделать красивые цветы путем сочетания кругов разного размера и цвета. Так, эффектно выглядит роза или анютины глазки (рис. 54, 55). Розу составляют из вырезанных кругов красного цвета разных оттенков. Сначала выкладывают середину цветка в виде бутона: на темно-красный круг большего размера наклеивают круг посветлее меньшего размера, немного отодвинув его к краю, а затем наклеивают еще меньший круг черного цвета, акцентируя середину. По краям этого бутона наклеивают яркие красные круги в виде лепестков. Порядок расположения также можно варьировать: сначала наклеить круги-лепестки, а потом серединку в виде бутона. Эта роза выглядит особенно красиво, когда она размещается на ветке с листьями и бутоном. Анютины глазки составляют из одинаковых по размеру кругов, но различающихся и группирующихся по цвету. Здесь могут быть взяты два набора цветных заготовок (желтые и голубые; фиолетовые и желтые). Из каждого такого набора сначала вырезают и затем наклеивают попарно желтые круги, а над ними три голубых или фиолетовых круга с черными прожилками. В центре помещают зеленый круг — серединку. Затем наклеивают зеленый стебель и листья. По своему желанию из этих цветков дети могут выложить узоры, украсив ими силуэты каких-то предметов, вырезанных из белой или цветной бумаги. При выполнении таких заданий, как «Нарядная елка», «Зима*, «Ветка вербы», «Одуванчики*, «Цветущий сад* и др., дошкольники должны учиться использовать приемы обрывной аппликации, чтобы подчеркнуть пушистость падающих снежинок, мохнатость почек вербы, цветов одуванчика (рис. 56).
Рис. 52. Матрешки Рис. 53. Хоровод матрешек и петрушек
Рис. 54. Роза из кругов Рис. 55. Анютины глазки из кругов Рис. 56. Весна пришла Для этого надо иметь бумагу мягких сортов, чтобы после обрывания получились неровные, мягкие контуры краев. Здесь подходит бумага типа промокательной, неброских тонов. Летом дети выполняют аппликации из различных материалов (ткань, камешки, желуди), мозаику из цветной бумаги, крупные панно и гирлянды из цветов, бабочек и т. д. для украшения участка, веранды, навеса. Порядок осуществления программных задач по аппликации в старшей группе (в течение учебного года), а также взаимосвязь разных видов занятий (предметных, сюжетно-тематиче-ских, декоративных) и разных форм организации детской деятельности (коллективная аппликация, индивидуальная аппликация по замыслу, с натуры) представлен в примерном перспективном плане (см. с. 130). Он призван помочь воспитателю правильно определить программное содержание занятий, методы и приемы работы с детьми, подготовить соответствующий материал, четко и последовательно организовать подготовку к занятиям, обеспечить формирование творческих способностей каждого ребенка. ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ К ШКОЛЕ ГРУППА (седьмой год жизни) Основные программные задачи по аппликации в группе детей седьмого года жизни предусматривают умение более точно вырезать как геометрические формы, так и силуэты реальных предметов, добиваясь их сходства с натурой. Эти объекты должны отражать широкий аспект предметного окружения ребенка (цветы,овощи, фрукты, ягоды, грибы, разнообразные строения, средства передвижения, образы птиц, животных, насекомых, рыб и т. д.)- Ребята должны научиться целенаправленно использовать в аппликации разную технику вырезания, исходя из особенностей формы, строения предметов. Так, из отдельных частей они создают постройки, разные виды транспорта, некоторые игрушки. Прием симметричного вырезания применяется при изображении цветов, листьев, бабочек, людей. Вырезая силуэты на глаз, можно получить изображения разных видов рыб, птиц, зверей. Свободное владение разными приемами и способами обработки бумаги, умелое сочетание цветов и форм позволяют дошкольникам широко и творчески передавать в аппликациях различное содержание предметного, сюжетно-тематического и декоративного характера. В начале учебного года занятия с детьми в подготовительной группе направлены на закрепление усвоенных знаний и умений в области аппликации. Ребята отражают свои впе- Примерный перспективный план занятий по аппликации в старшей группе
Продолжение
Продолжение
Продолжение
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|