Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Занятия аппликацией в детском саду 2 глава




Все эти разновидности бумаги могут найти широкое при­менение в коллективных аппликациях, а также в совместной оформительской деятельности воспитателя и детей.

Бумага для письма

Писчая, потребительская, почтовая — это наиболее высоко­качественная бумага, изготовляемая из тряпья и целлюлозы. Выпускается трех сортов — от 0 до № 3.

Писчая бумага хорошо поддается обработке: легко склады­вается, скручивается, склеивается, прекрасно окрашивается. Эти качества и свойства бумаги позволяют рекомендовать ее для широкого применения в детских аппликациях.

Бумага чертежно-рисовальная выпускается как высшего ка­чества, так и обыкновенная. В аппликаций используют обык­новенную чертежную бумагу как основу для предметных, «ю-жетно-тематических и декоративных композиций. Рисоваль­ную бумагу после машинной обработки прессуют грубым сук­ном, чтобы получить зернистую поверхность.

Калька — бумага, пропитанная для прозрачности воском и маслом. Ее используют для аппликации с просвечивающим фоном как элемент украшения праздника Нового года. Вы­разительно смотрятся такие витражи в специально оформлен­ных фонариках и елочных украшениях. Этой же цели служит окрашенная папиросная бумага. Ее также применяют для из­готовления объемных аппликаций путем наклеивания несколь-


ких слоев бумаги разного цвета, чтобы получить рельефные изображения птиц, цветков, животных.

Бумага впитывающая

К этому виду относятся такие разновидности бумаги, как фильтровальная, промокательная, пергаментная, салфеточная,

отличающиеся мягкостью, даже пушистостью, приглушенны­ми цветовыми оттенками. Они могут найти применение также при изготовлении цветков, которые получаются приемом вы­резания и наклеивания нескольких слоев изображений друг на друга для рельефной передачи многолепестковых форм (но­готки, маргаритки, ромашки, хризантемы, астры, цинии, ге­оргины).

ПРИЕМЫ ОКРАСКИ БУМАГИ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО САДА

Дополнительно к готовой цветной бумаге молено организо­вать окраску белой бумаги специальной обработкой, чтобы иметь нужную по цвету и текстуре заготовку. Для этого су­ществуют красители: цветная тушь, анилиновые, масляные, и темперные краски. Необходимо также приготовить мягкие кисти крупных размеров, ватные тампоны, палочки, крах­мальный клей, разные штампы из резины, поролона, карто­феля или брюквы, плоские ванночки для разведения краски. Окрашивают писчую белую бумагу, упакованную в пачки. Бумага не должна быть глянцевой, так как с нее краска соскальзывает, не удерживается, а значит, поверхность плохо окрашивается. Воспитатель производит окраску бумаги в сво­бодное от работы время или привлекает к этой работе родителей.

Тонирование бумаги начинается с подбора краски опреде­ленного тона. Лучше всего брать анилиновые краски (для окраски тканей). Их разводят в горячей воде до получения нужной насыщенности и разливают в плоские ванночки. Когда краска остынет, в нее погружают лист бумаги и быстро сни­мают его, держа пальцами или пинцетом за два угла с одной стороны, и помещают на наклонную, лучше стеклянную по­верхность. Так быстрее стекает вода, и бумага получается ровноокрашенной. Окрашенную бумагу можно также разве­сить для просушки. Когда она просохнет, ее проглаживают горячим утюгом с обеих сторон, чтобы не осталось никаких морщин и складок.

Один и тот же раствор краски можно использовать не­сколько раз для того, чтобы получить несколько тонов бумаги разной насыщенности, начиная от более темного до все более и более светлого тона. Для этого надо раствор краски разбав­лять горячей водой.


Тонировать бумагу можно и по-другому, используя жидкую цветную тушь. Ею равномерно покрывают лист белой бумаги в одном направлении крупной мягкой кистью или ватным тампоном на палочке. Тонируют также крепко заваренным чаем или кофе. При изменении концентрации раствора полу­чают коричневые, золотистые, охристые оттенки.

При окраске бумаги надо помнить, что различные краси­тели сильно окрашивают пальцы рук и отмыть их бывает трудно. Поэтому следует надевать детям, если они принимают участие в окраске, резиновые перчатки или напалечники. Что­бы избежать этого, иногда окрашивают бумагу из пульвери­затора в несколько приемов, прикрепляя бумагу кнопками на горизонтальной поверхности. После просушки бумагу прогла­живают теплым утюгом.

Декоративная обработка бумаги. Для получения рисунча­той поверхности бумаги применяют разные декоративные спо­собы обработки ее поверхности. Это делают для того, чтобы приблизить заготовку к внешней характеристике создаваемого образа. Например, для вырезания жирафа на желтую бумагу наносят характерные коричневые пятна. Специфические полосы изображают на бумаге, предназначенной для вырезания зебры или тигренка. Такую обработку педагог вместе с детьми про­водит при помощи оттиска разных штампов, трафаретов, ок­рашенных в тот или иной цвет. Рисунок можно также нанести кисточкой либо наклеить какие-то детали, вырезанные из цвет­ной бумаги.

Текстурный лист создают способом печатания мятой бума­ги, имитирующей определенный рисунок. Бумагу (писчая, га­зетная, оберточная), не впитывающую воду, комкают в руке, наполовину опускают в красочный раствор и оттискивают на фоне в определенном порядке, чтобы красиво и равномерно оформилась рисунком вся поверхность. При этом можно че­редовать оттиски по величине, цвету, рисунку.

Легко получается на бумаге рисунок под мрамор. Надо взять масляную краску двух-трех цветов, развести ее до кон­систенции жидкой сметаны растворителем и разбрызгать по поверхности воды, налитой в плоскую посуду, до образования сплошной пленки. Затем на эту пленку осторожно кладут, лист бумаги, снимают ее и просушивают.

Окрашивают бумагу и способом набрызга жидкой краски. Делают это так: берут щетку или щетинистую плоскую кисть, смачивают ее краской и проводят палочкой по щетине в на­правлении к плоскости бумаги. Из такой бумаги затем выре­зают аппликации, отображающие курочку-пеструшку, жабу, бабочку, птиц, меняя каждый раз цвет заготовки и краски для набрызга. Можно менять направление движения рукой: по вертикали, горизонтали, наклонно, волнообразно и т. д.

Рисунок на бумагу наносят также цветным клейстером. В этом случае готовят крахмальный клей, в него добавляют


растворенную в воде краску (анилиновую, цветную тушь, ак­варель) и образуют смесь. Быстрыми движениями крупной кистью ее наносят на основу бумаги тонким слоем и расческой проводят по бумаге в разных направлениях. Такие движения как бы соскабливают краску с поверхности бумаги, оставляя светлые следы в форме определенного орнамента. По покрытой клейстером поверхности можно прокатить жгут в разных на­правлениях или сделать оттиски разными штампами, выре­занными в виде каких-либо фигур, элементов узора. После высыхания клейстера поверхность бумаги протирают наво­щенной суконкой.

Окрашенную и текстурованную бумагу воспитатель должен хранить в папках, отобрав по цвету и рисунку. Чтобы удобнее было пользоваться этими папками, надо надписать их обложку и приклеить образцы бумаг. Можно также разложить листы бумаги на широких полках и хранить в развернутом виде, распределив по цвету, фактуре, размеру. Таким образом во­спитатель экономит время, не тратит его на поиски нужного для занятия набора бумаги.

Нельзя скручивать бумагу в трубку. От этого она покры­вается неустранимыми складками. Скрученная бумага труднее поддается обработке, что снижает интерес дошкольников к действиям с ней и побуждает их к небрежному выполнению заданий.

Продуманное хранение бумаги обеспечивает эстетическое качество аппликаций, приучает детей к порядку и бережному отношению к материалу, аккуратному с ним обращению.

Приемы выполнения аппликации из бумаги

Создание аппликации — это сложный процесс, связанный с умением вырезать разнообразные формы предметов из цветной бумаги, раскладывать их на основе, устанавливать последо­вательность и взаимосвязь объектов по законам композици­онного и цветового строя, аккуратно наклеивать вырезанные фигуры на бумагу другого цвета.

«Программа воспитания и обучения в детском саду» со­держит довольно большой объем знаний, умений и навыков по аппликации, которыми должны овладеть дети в разных воз­растных группах под руководством воспитателя. Так, в млад­шей группе ребята учатся правильно раскладывать и накле­ивать готовые фигуры на бумагу, повторяя или чередуя их по цвету, окраске, составлять изображения знакомых предметов из отдельных частей. В средней группе (пятый год жизни) происходит освоение приемов вырезания правильных геомет­рических фигур, а также реальных предметов, состоящих из


этих фигур или их комбинаций (шар, мяч, дом, лодка с па­русом). В старшем дошкольном возрасте дети усваивают при­емы симметричного и силуэтного вырезания для изображения разных групп предметов и составления декоративных ком­позиций.

Наиболее сложными для детей являются действия, связан­ные с процессом вырезания ножницами определенных форм и конфигураций для получения красивого изображения пред­метов и явлений окружающей действительности. Для этого ребенок должен усвоить логику движений правой руки с нож­ницами, согласовать их с действиями левой руки, которая подводит бумагу под лезвия ножниц. От координации движе­ний обеих рук зависит качество процесса вырезания. Здесь важную роль играет толщина бумаги, положение ножниц по отношению к бумаге (ножницы должны резать, а не мять ее).

Приемы работы с ножницами дети усваивают, подражая способам действий взрослого. Поэтому педагог должен пока­зать правильные способы работы ножницами, учитывая те трудности, которые обычно испытывают дети. Например, во­спитателю надо следить, чтобы ребенок не заносил вперед локоть руки с ножницами, контролировал движения обеих рук, зная, что широко раскрытыми ножницами вырезают большие части, а мелкими, осторожными движениями — маленькие детали.

Рассмотрим подробнее основные приемы вырезания, исходя из принципа постепенного нарастания трудности изображения для детей разных возрастных групп: а) вырезание геометри­ческих фигур и предметов, основу которых составляют эти фигуры и их комбинации; б) симметричное вырезание пред­метов и элементов узора; в) вырезание на глаз сложного кон­тура предметов асимметричного строения.

ВЫРЕЗАНИЕ ПЛОСКИХ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ФИГУР И ПРЕДМЕТОВ ПРОСТОЙ И СЛОЖНОЙ ФОРМЫ

Разнообразие содержания занятий по аппликации основадо на необходимости научить детей дифференцировать, называть и изображать геометрические формы разной конфигурации, которые они должны целесообразно применять в узорной де­ятельности, при изображении предметов и создании сюжетно-тематических композиций. Сюда включается умение группи­ровать и дифференцировать фигуры прямоугольные (квадрат, прямоугольник), косоугольные (треугольник, ромб, трапеция, многоугольник), а также округлые (круг, овал, эллипс). В процессе вырезания дети должны научиться достаточно точ­но передавать особенности этих фигур. Разные приемы их изображения представлены на рис. 1. Здесь показано выреза-


Рис. 1. Приемы вырезания из бумаги геометрических фигур

ние разных геометрических форм на глаз, приемом складыва­ния из различного вида заготовок, а также приемы тиражи­рования фигур1 для узорных композиций. Так можно вырезать и два прямоугольника, и восемь. В первом случае заготовку в виде полоски делят на глаз пополам, а затем делают прямой поперечный разрез (рис. 1, 1). Во втором примере для полу­чения восьми прямоугольников-полосок заготовку сгибают по­полам трижды и разрезают по сгибам семь раз (рис. 1, 2). Такое тиражирование позволяет получить несколько одинако­вых фигур. Это могут быть окна для многоэтажного дома или автобуса, флажки для составления гирлянды и т. д.

Квадрат вырезают также из полоски, предварительно рас­считав соотношение ширины и длины. Например, для полу­чения двух фигур берут заготовку 4X8 или 3X6 см. Когда же требуется вырезать большее количество квадратов, то заготов­ку увеличивают по длине. Так, из полоски 4x16 см получают четыре фигуры, а из заготовки 4x32 см — вдвое больше (рис. 1, 3, 4).

Треугольник можно вырезать по-разному. Самым простым приемом является разрезание квадрата пополам по диагонали косым срезом от одного угла к противоположному (рис. 1, 5). Для тиражирования треугольников применяют тот же прием складывания полоски бумаги, но по-другому: сначала заготов­ку сгибают пополам по горизонтали два или три раза. Затем, держа левой рукой за сгиб, делают диагональный разрез, как и в первом случае (рис. 1, 6). Так, из полоски 4 Х16 см сразу полу­чают семь треугольников.

Для изображения трапециевидной формы противополож­ные узкие стороны полоски соединяют друг с другом и по косой линии срезают угол (рис. 1, 7). А ромб можно вырезать двумя способами: сгибая прямоугольник пополам вдоль и поперек и отрезая после сгиба каждый угол с одного конца к другому (рис. 1, 8) или на полоске на одинаковом расстоянии друг от друга на глаз делают косые параллельные срезы по длине (рис. 1,9).

Чтобы более точно вырезать многоугольник (шести- и вось­миугольник), квадрат складывают пополам два раза по вер­тикали и горизонтали, затем, отступя от центра сгиба, отрезают угол (восмиугольник — рис. 1,10). Для изображения шести­угольника квадрат складывают сначала пополам, а затем еще на три части. После складывания косым срезом от одного конца к другому снимают угол (рис. 1, 11).

Округлые формы (круг, овал, эллипс) вырезают из квад­рата, прямоугольника и полоски, плавно закругляя все четыре угла (рис. 1, 1214).

1 Приемы тиражирования геометрических фигур путем сгибания загото­вок на несколько частей используются на занятиях с детьми только старшего дошкольного возраста (6 — 7 лет).

Описанные приемы вырезания геометрических фигур ис­пользуются как при составлении геометрических орнаментов, так и при изображении предметов простой и сложной формы, части которых являются близкими к очертаниям тех или иных эталонных форм1. Так, правильную форму имеют шар, мяч, арбуз, апельсин, дыня, слива, ягоды смородины, рябины, по­лотнище флага, бусинки и др. При их изображении в аппли­кации используют приемы вырезания геометрических фигур соответствующей формы. Конкретные признаки предмета в аппликациях передают подбором окраски бумаги (зеленый ар­буз, желтая дыня, оранжевый апельсин, красный флаг, раз­ноцветные шары и мячи).

Величинные соотношения предметов ярко выступают при их сопоставлении: например, арбуз и апельсин, дыня и слива, большие и маленькие шары, кубики, флажки. Для этого детям дают заготовку разного цвета и размера, а задание оговари­вают в соответствующей формулировке: «Вырежьте и наклейте мячи большие и маленькие, красные, синие, зеленые (башенку из кубиков разного размера и цвета)».

Сопоставление в аппликации предметов по форме, окраске, величине, расположению предметов (рядом, на одной линии, друг за другом, ближе, дальше) помогает детям закрепить усвоенные приемы работы с бумагой, использовать их в разных видах заданий, варьировать самостоятельно разные признаки и свойства предметов, что в итоге способствует развитию у дошкольников эстетических чувств, пространственных ориен­тировок и глазомера.

От занятия к занятию ребенок упражняется в правильном отображении прямоугольной, треугольной, округлой формы предметов, закрепляя знание этих особенностей при передаче очертаний знакомых предметов.

Наибольшую трудность для ребенка представляют приемы изображения округлой формы (круг, овал). Обучение надо начинать с развития умения закруглять углы в сочетании с уже усвоенными приемами прямолинейного и криволинейного разреза. Так, для изображения моркови, стручка перца, гороха детям дают полоску соответствующего цвета. Один конец такой заготовки заостряют двумя косыми линиями сверху и снизу. А другой конец закругляют. Дополнительно вырезают ботву и черенки из зеленой бумаги. Подобным образом вырезают листья, лепестки ромашки, ноготков, георгина, крылья стре­козы, птицы. Затем ребят учат последовательно закруглять оба конца заготовки при вырезании удлиненного овала (огурец,

1 К предметам простой формы относят такие, основу которых состав­ляет какая-то одна фигура, близкая к квадрату, кругу, прямоугольнику и т. д., допускающая небольшие отклонения. Предметы же сложной или комбинированной формы состоят из сочетаний нескольких форм, отражающих специфику их строения, пропорциональную взаимосвязь и пространственное расположение частей.

 

баклажан, кольца пирамидки), а потом короткого овала (дыня, слива, лимон, «золотое» яичко) и круга (шар, арбуз, мяч, колобок, бусы и др.).

Освоив умение вырезать геометризированные формы, дети учатся изображать признаки реальной формы (яблоко, груша, клубника, банан, кабачок и др.)- Очертания каждого из этих предметов имеют индивидуальные особенности, отличные от геометрического эталона. Например, хотя яблоко круглое в своей основе, все же полного тождества с кругом нет. Если круг — это совершенная кривая, то в контуре яблока такое совершенство прерывается противопоставленными выемками, которые как бы сдавливают круг сверху и снизу или вытя­гивают его по вертикали, образуя небольшие углубления. По­этому для отражения в аппликации этих конкретных призна­ков необходимо подобрать заготовку. Для вырезания круглого яблока с выемками берут квадрат, а для отображения сортов с вытянутой или сдавленной формой нужен прямоугольник вертикального или горизонтального положения. Различаются они и по цвету — от разных оттенков желтого, зеленого, крас­ного до сложного сочетания — с прожилками — красного с желтым или зеленого с красным.

Для вырезания лимона и груши также берут прямоуголь­ник, из которого получают предмет с его характерной формой путем плавного перехода от более широкой части к узкой (груша) или закругления и небольшого заострения противо­положных сторон (лимон). Дополнительные наклейки листьев, черенков увеличивают черты сходства аппликаций с исход­ными природными образами (рис. 2).

Такое построение обучения изображению предметов помо­гает ребенку пристальнее всматриваться и запоминать как общие, так и конкретные признаки реальных форм.

Большинство объектов окружающего мира имеет сложную форму. В их строении сочетаются прямоугольные, округлые, косоугольные элементы в разном взаимодействии. К таким объектам относятся дома разного типа и строения (сельские, жилые многоэтажные, общественного и производственного на­значения, Дворцы культуры, театры, хозяйственные здания и т. д.), средства передвижения (городской пассажирский транспорт, грузовые и легковые машины, воздушный, железно1 дорожный, водный транспорт), растения, птицы, предметы тру­да и быта. Многие из них могут быть изображены в аппликаци­ях, поэтому воспитатель должен знать приемы их вырезания. Выбирая любой предмет для изображения, следует исходить из следующих требований: предметы должны иметь четкое члене­ние, ярко выраженную форму, окраску, причем цвет должен помогать выделять ту или иную часть. Части должны быть рав­номерно расположены в соответствии с конструкцией предмета.

Подводить детей к вырезанию сложных предметов надо постепенно, по мере усложнения их строения — от изображе-

 

Рис. 2, Приемы вырезания фруктов и овощей

ния двух-трех однородных частей (снеговик) к сочетанию не­скольких частей разной конфигурации (грибок, дом, жук), а затем и более сложного строения (многоэтажный дом, ав­тобус, цветок).

Вырезание предметов сложной формы происходит по ча­стям, что требует развитого умения членить предмет на со­ставные детали, определять их форму, соотношение по вели­чине, расположению, окраске. Эти свойства познаются и за­крепляются в процессе обследования предметов.

В разных возрастных группах для аппликации может быть использован один и тот же предмет, но характер его изобра­жения меняется, усложняется и все более конкретизируется. Проследим это на примере изображения домов.

В средней группе дети вырезают и наклеивают из частей игрушечный дом: стены (квадрат), крыша (треугольник), окна (прямоугольник). Затем учатся создавать дом сельского типа на прямоугольной основе с трапециевидной крышей и окнами, расположенными в один ряд. В конце учебного года на этой основе можно научить детей изображать двухэтажный дом с двумя рядами окон, расположенных друг над другом.

В старшей группе дети выполняют многоэтажные дома современного типа с большим количеством окон, дверей, бал­конами и другими деталями, учатся видоизменять их строение в домах сказочного типа: «Избушка лубяная и ледяная?, «Домик трех медведей*, «Теремок».

Детей подготовительной к школе группы учат передавать в аппликации дома разного типа и строения, более детально и красочно украшать их, передавать особенности современных и старых построек с архитектурными деталями (фронтоны, колонны, башни). Так они вырезают и наклеивают из частей театр, Кремль, Дворец культуры, Адмиралтейство, музей, уни­вермаг. При этом дети должны правильно передавать пропор­циональные особенности строения, красоту цветовых сочета­ний, взаимосвязь элементов.

Из отдельных частей дошкольники выполняют аппликации разных видов транспорта (грузовик, автобус, трамвай, тепло­ход) с передачей их конструкции, формы и величины частей, характерных деталей. Например, на основе умения вырезать и наклеивать автобус из отдельных частей дети самостоятельно могут выполнять другие его разновидности: маршрутное так­си, машина скорой помощи. Здесь надо видоизменить некото­рые части, включить новые: шашечки такси, световой сигнал и красный крест скорой помощи и т, д.

Путем сочетания разных фигур создаются аппликации с изображением насекомых, птиц, животных. Так, в строении жуков следует передать взаимосвязь частей по величине, ок­раске. У них крупно выделяют форму тела, затем наклеивают глаза, ноги, полоски или кружочки на панцире, обозначают разновидности жуков по форме тела, окраске.

 

 

Для изображения птиц характерна передача формы и вза­имосвязанного расположения частей тела, головы, ног. Дети средней группы изображают общее строение, порядок распо­ложения основных частей, их пропорциональные особенности по типу игрушки (цыпленок, гусь, утка): сочетая круги, квад­раты, полоски, треугольники, получают обобщенные образы этих объектов из бумаги соответствующей окраски. Так, цып­ленка вырезают из квадрата и прямоугольника желтого цвета. А из обрезков красной бумаги дети вырезают ноги, клюв, глаза. При этом учитывается пропорциональное соответствие частей. До занятия проводятся наблюдения за птицами, вос­питатель обращает внимание детей на их строение, выделяет окраску, части тела, их соотношение по величине и располо­жению. Внимание детей активизируется вопросами: «Какая часть больше, какая меньше?», «Чем отличается одна часть от другой (тело и голова)?*, «Какого цвета клюв, ноги?»

СИММЕТРИЧНОЕ ВЫРЕЗАНИЕ

Программа для детей шестого и седьмого года жизни преду­сматривает овладение умением создавать аппликации, исполь­зуя приемы симметричного вырезания. Этот прием основан на предварительном складывании заготовки бумаги пополам или в несколько раз для одновременной передачи повторяющихся частей вырезаемого предмета.

Этот процесс помогает отобразить в аппликации правильное строение цветков, листьев, бабочек, некоторых видов животных, взаимосвязь частей фигуры человека, равномерное расположение декоративных элементов с учетом их величины, окраски.

Что же такое симметрия и каковы ее основные типы? С понятием симметрии связывается определенный порядок, характеризующийся принципом не только целесообразности, но и эстетической значимости внешнего облика предмета во взаимодействии с другими предметами. Следовательно, сим­метрия как одно из условий красоты предметов и образов означает гармонию, соразмерность расположения частей от­носительно оси или плоскости симметрии. Эти части находятся от оси на одинаковом расстоянии и представляют определенное единство.

Основные типы симметрии и их классификация предпола­гают равенство на основе совместимости, или зеркальности, сторон. Наиболее простой тип — это зеркальная, или боковая, симметрия, основанная на сходстве двух половин фигуры, распределенных одна относительно другой как предмет и его отражение в зеркале. Воображаемая плоскость, которая делит такую фигуру пополам, и есть плоскость симметрии. Этот тип симметрии можно рассмотреть на примере строения таких объектов, как листья, цветы тюльпана, колокольчика, крылья бабочки, стрекозы, расположение рук и ног человека и др.

 

Равномерность частей при осевой, центральной или цен­трально-лучевой симметрии достигается как бы вращением фигуры относительно центра, т. е. как лопасти у пропеллера. Причем при повороте отдельный элемент может повторяться по окружности многократно: три, четыре, пять и более раз, не теряя при этом равномерности расположения повторяющихся частей. Этот тип симметрии четко выделяется в строении цвет­ков, в которых отдельные лепестки венчиком располагаются вокруг центра, или снежинок с правильными пропорциями их лучей.

В детских аппликациях наиболее яркими получаются фор­мы листьев, цветков, бабочек и других предметов. Поэтому особенности использования приемов симметричного вырезания рассмотрим на примере этих объектов, расположив их с учетом постепенного усложнения очертаний и увеличения количества сгибов для передачи повторяющихся частей несколько раз.

Наиболее простыми для передачи в аппликации являются листья. Большинство из них построено по принципу зеркаль­ной симметрии. Несмотря на многообразие формы листовой пластины (простые, простые рассеченные, сложные), различие по протяженности, относительной величине, строению краев (зубчатые, цель но крайние, глубокорассеченные), по окраске, все они (кроме неравнобоких) характеризуются общим рас­пределением боковых сторон равномерно справа и слева. По­этому при вырезании листьев целесообразно применять прием предварительного складывания заготовок пополам (для пере­дачи в аппликации зеркального соответствия боковых сторон) и одновременного прорезания обоих слоев бумаги по вообра­жаемому контуру половины фигуры относительно сгиба. Из­менение формы заготовки, ее соотношения по ширине и длине, величине и окраске позволяет изобразить многообразие и мно-гоцветие листьев, особенно осенних.

Классификация формы листовой пластины исходит из упо­добления ее с другими предметами. Так, встречаются линей­ные, ланцетные, эллиптические, яйцевидные, ромбические, серд­цевидные и другие формы. При их вырезании путем сгибания заготовки пополам следует учитывать особенности строения исходной фигуры, соотношение ее величины и формы. Квад­ратная бумага необходима для изображения сердцевидных листьев (сирень, водокрас). Длинные полоски нужны при вы­резании линейных форм, например листьев нарцисса, амарил­лиса, ириса. Яйцевидные листья получают из прямоугольной заготовки, у которой отношение ширины к длине не имеет резкого различия (например 6Х,4 см).

Многие листья имеют вертикальную протяженность. По­этому заготовку при вырезании складывают пополам по вер­тикали. Только почковидные листья (герань, лесная фиалка) создают из прямоугольной заготовки путем складывания ее пополам по горизонтали.

 

 

Особенности выбора заготовок в зависимости от формы и протяженности листьев, а также приемы вырезания их после складывания бумаги пополам представлены на рис. 3. Здесь показано, как очертания того или иного листа должны точно вписываться в сложенную пополам плоскость бумаги. Сама форма заготовки должна помогать детям более правильно пе­редавать в вырезках особенности конфигурации листьев. По­добная вырезка уже в силу зеркального соответствия полови­нок производит эстетическое впечатление, вызывает у ребенка доверие и заинтересованность показанным приемом.

Повторяя одно и то же изображение по сгибу, необходимо последовательно усложнять очертания фигур. Поэтому снача­ла надо обучать вырезанию простых листьев (тополь, сирень, яблоня), а затем переходить к передаче расчлененных и из­резанных или составных композиций (рябина, кислица, зем­ляника, клен). Закреплению приемов складывания и выреза­ния однородных листьев способствуют задания, связанные с необходимостью изображения нескольких повторяющихся ча­стей (ветка тополя, осенний букет из листьев, гирлянда). Осо­бенно интересна узорная форма выполнения аппликации. В соответствии с конфигурацией украшения и особенностями украшаемой поверхности (квадратная, круглая, прямоуголь­ная и т. д.) требуется изготовить разное количество элементов и отобрать для узора наиболее удачные из них, представлен­ные в различных комбинациях. Красочно смотрятся аппли­кации, выполненные из осенних листьев разной окраски.

В орнаментальных и предметных композициях возможно сопоставление листьев по форме и окраске. Так, в старшей группе детям предлагают выполнить предметную композицию из листьев тополя и осины, передавая очертания формы и со­четание цветов (желтого с красным).

Листья в аппликации чаще всего изображают в сочетании с цветами, ягодами и другими элементами растений. В «При­ложении» даются таблицы, которые помогут педагогу научить дошкольников вырезать растения с учетом усложнения их строения и приемов сгибания бумаги. Систематизации этих приемов служит объединение разных цветков в группы по признаку общности их формы и количеству лепестков. В таб­лицах выделены такие показатели, как название растений, их семейство, место произрастания, время цветения, форма и ок­раска цветков и листьев.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...