Занятия аппликацией в детском саду 3 глава
В таблицу следует помещать разновидности растений, которые произрастают в природных условиях той или иной местности (в лесах, полях, оврагах, на лугах, по берегам водоемов, культивируются в парках, садах, помещении). Их доступность для наблюдений в течение почти круглого года обеспечивает непрерывность впечатлений, позволяет постоянно обновлять и усложнять содержание детской изобразительной деятельности, закреплять приемы создания оригинальных аппликаций. Рис. 3. Формы листовых пластин и приемы вырезания листьев Каждый воспитатель, беря за основу принципы отбора и группировки растений, может составить подобные таблицы. Для этого он должен изучать природу своего края, систематизировать разновидности растений, с которыми дети могут познакомиться на прогулках, экскурсиях, в помещении детского сада. При отборе цветочных форм необходимо хорошо знать специфику строения и очертаний растения, чтобы наиболее правильно и. ярко передавать в аппликациях внешние особенности тех или иных объектов в несколько стилизованном виде. Поэтому из разнообразия видов надо вычленять такие растения, элементы которых имеют ясные, четкие контуры и симметричное строение. Разновидности форм и строения цветков в примерных таблицах объединены в шесть групп. Последовательность расположения растений в каждой группе зависит от времени их цветения, формы цветка, а количество лепестков в цветке определяется нарастанием сложности приемов складывания и вырезания (от однократного сгибания пополам — для вырезания фигур с зеркальной симметрией до многократного сгибания заготовки — для передачи четырех-, восьми-, трех-, шести- и пятилепестковых форм).
Следовательно, порядок расположения цветков зависит не от увеличения количества лепестков, а от постепенного усложнения приемов сгибания бумаги для вырезания симметричных фигур. Включение в каждую группу нескольких разновидностей растений позволяет выделить основные свойства формы, строения частей и использовать при их изображении усвоенные приемы складывания и вырезания, варьируя каждый раз окраску бумаги, ее размеры, очертание лепестков. В первую группу включают растения с цветками, которые в разрезе образуют чашеобразную форму с одной осью симметрии. В «Приложении» представлены наименования таких растений, наблюдение за которыми начинают с февраля в комнатных условиях, а затем постепенно проводят ознакомление детей с аналогичными цветками в естественных условиях их обитания. Рано зацветают крокусы, тюльпаны, ландыши, а затем гиацинты, ирисы. Все лето цветет вьюнок, а к концу лета — лилия. Некоторые из растений имеют сросшиеся лепестки (ландыш, колокольчик, вьюнок), а другие состоят из отдельных лепестков и внешне образуют форму чаши, бокала или воронки (тюльпан, ирис, лилия, амариллис). Цветки с одной осью симметрии имеют различные очертания, и в каждом случае при вырезании надо выделять прежде всего особенности формы. Например, у колокольчика или ландыша чашечка у основания закруглена, а острые лепестки плавно и равномерно расходятся в противоположные стороны от среднего лепестка. У лилии и амариллиса цветки составле-
ны из разбросанных в стороны и изящно изогнутых лепестков, а у гиацинта и ириса они закруглены, вьются, как кудри. При их рассматривании важно определить специфику формы и расположение основных элементов, чтобы при вырезании из бумаги сохранить общие, но характерные признаки цветка. Для вырезания цветков из бумаги можно применить описанный выше прием складывания заготовки пополам, чтобы отобразить в аппликации равенство противоположных частей симметричной фигуры. После складывания бумаги вырезают половину формы цветка. При этом изменение очертаний контура, окраски и величины бумажной заготовки позволяет получить различные изображения колокольчиков, ландышей, ирисов, лилий, глоксиний и др. В зависимости от особенностей конкретного цветка берется соответствующая заготовка бумаги. Так, тюльпаны, колокольчики, сон-трава, ландыш имеют почти одинаковые по форме цветки — в виде перевернутого колокола с острыми лепестками. Поэтому их вырезают из квадратной заготовки после сгибания ее пополам. Держа левой рукой за сгиб, правой отрезают половину контура цветка. Он получается закругленным снизу и заостренным сверху, с цельным лепестком в середине и по противоположной стороне. Различие цветков передают путем изменения окраски и размера бумаги.
На рис. 4 показаны приемы вырезания цветков с зеркальной симметрией. Здесь выделены три группы форм, объединенных общностью конфигурации заготовки (квадрат, прямоугольник) и приемами складывания (в одном случае применяется сгибание по вертикали, а в другом — по диагонали). Использование этих приемов дает возможность отразить округлость фигур и более правильное соотношение в них ширины и длины. Так, для удлинения форм, например для вырезания оваловидных растений (крокусы, ирисы), лучше брать прямоугольную бумагу. А для цветков с разбросанными в стороны лепестками (лилии, амариллисы, глоксинии) больше подходит квадрат, разделенный пополам по диагонали. Этот прием помогает увеличить площадь изображения и отразить специфику цветков с глубоко рассеченными лепестками. Красота аппликации достигается и правильным подбором цветной бумаги для фона, а также элементов цветков, листьев, стебельков. Это показано на примере ириса, который четко выделяется на темной основе (рис. 5). Наличие цветной бумаги, ее тоновые различия дают возможность детям передавать в аппликациях образы таких распространенных в природе растений, как тюльпаны, колокольчики, ирисы, лилии. Каждый из этих видов, в свою очередь, характеризуется цветовым многообразием. Поэтому при выполнении аппликаций детям необходимо представлять возможность выбирать цвет бумаги, комбинировать ее в разных вариантах, повышая декоративность, индивидуальность, выразительность силуэтов.
Рис. 4. Приемы вырезания цветков в форме чаши, бокала
Рис. 5. Аппликация из бумаги. Ирис Большая группа цветков с разным количеством лепестков построена по принципу осевой, или центрально-лучевой, симметрии, когда лепестки равномерно повторяются от середины по окружности. Такой венчик может иметь три, четыре, пять, шесть и более лепестков. В зависимости от количества этих лепестков цветы примерно объединены в разные группы, основанные на складывании заготовки квадрата в определенной последовательности. Так, во вторую группу включены четырехлепестковые цветки, в третью — восьмилепестковые формы (так условно можно изобразить ромашки, маргаритки и др.). Четвертую группу образуют трехлепестники, пятую — цветки с шестью лепестками и последнюю, шестую группу составляют пятилепестковые цветки. Все эти цветки вырезают из квадратной заготовки, в которую хорошо вписываются формы с равномерно распределенными от середины к краям частями. Четырехлепестники вырезают после сгибания квадрата пополам три раза: вдоль, затем поперек, а потом по диагонали (рис. 6). Так можно вырезать жасмин, сердечник луговой, гортензию, чистотел, цветки редиса и др. Чтобы передать конкретные особенности этих цветков в аппликации, дети должны эти признаки выделять и знать еще до выполнения задания. В процессе обследования цветков внимание ребят фиксируется на признаках общности по количеству лепестков. Например, у сердечника лугового цветки белые и розовые с заостренными лепестками, а у гортензии они широкие с закруглениями на концах, у жасмина -— с красивой выемкой. У дикой редьки лепестки тупые, будто срезанные (рис. 6, 1, 2, 3). Следовательно, варьирование окраски, строения и величины лепестков помогает детям передать в аппликации многообразие растений с четырьмя лепестками. Дополнение этих фигур элементами серединок, тычинок, листьев, комбинирование разных растений на различном по окраске фоне способствует созданию красочных композиций, повышает художественный уровень их исполнения.
Цветки со множеством лепестков, симметрично расположенных относительно серединки, условно передаются в аппликации как восьмилепестковые формы (ромашки, хризантемы, маргаритки, ноготки, космея и др.). Они характеризуются разнообразием окраски цветков, правильным чередованием лепестков по окружности, что четко акцентирует центр фигур и их симметричность. В основе их вырезания из бумаги лежит прием деления квадрата на 16 равных частей от центра. Это получается путем еще однократного сгибания заготовки, используемой для вырезания четырехлепестников. Здесь проявляется следующая закономерность симметрии: в процессе изображения форм с центрально-лучевой симметрией путем
Рис. 6. Приемы вырезания четырех- и восьмилепестковых цветков
складывания квадрата каждое новое сгибание заготовки пополам вдвое увеличивает количество плоскостей симметрии. Так, при однократном сгибании вырезанная фигура имеет одну плоскость (тюльпан); при двухкратном — две; трехкратном — четыре и т. д. Варианты строения лепестков, особенности вырезания вось-милелестников путем складывания квадрата даны на рис. 6, 4, 5, 6. Для умножения лепестков надо применять такой прием: после вырезания двух одинаковых форм с восемью лепестками их наклеивают друг на друга так, чтобы лепестки верхнего цветка находились в просветах нижних лепестков. Наклеивание серединки завершает черты сходства аппликации с оригиналом. В зависимости от окраски цветков подбирают цвет бумаги для фигур и основы, на которую их наклеивают. Например, белые ромашки, хризантемы или астры красиво смотрятся на контрастном фоне: черном, темно-синем, фиолетовом. Ноготки, гелениум или золотарник, в расцветке которых преобладают желто-оранжевые тона, хорошо выделяются на коричневой или зеленой бумаге. В каждом из приведенных примеров фон аппликации усиливает цветовую гамму и создает разнообразное ее звучание. Это содействует развитию у детей художественного вкуса. Цветки с тремя лепестками для аппликации вырезают из квадратной бумаги путем ее деления на шесть равных частей (по 60°). Процесс складывания заготовки заключается в следующем: сначала квадрат сгибают пополам, а потом от центра сгиба правую сторону прикладывают к левой так, чтобы получилось равенство обеих частей. Затем, как и в предыдущих случаях, отступя от середины сложенной заготовки, вырезают половину лепестка. После разворота наклеивают трехлепестко-вую форму, отображающую строение цветков (частуха, водо-крас, традесканция).
Приемы вырезания этих цветков и других форм с тремя лепестками представлены на рис. 7 {верхняя часть). Складывание квадрата на шесть частей используется также при изображении в аппликации тройчатых листьев земляники, кислицы, печеночницы, ветреницы, клевера, купальницы. Еще однократное деление заготовки бумаги, предназначенной для вырезания трехлучевых фигур, дает возможность вдвое увеличить количество лепестков, т. е. передать в аппликациях строение и форму шестилепестников. Новое деление на двенадцать частей (по 30°) применяется при вырезании цветков нарцисса, сциллы, кливии, гусиного лука и т. д. Цветение многих из них начинается с марта в комнатных условиях, продолжается до осени и заканчивается в декабре. Это помогает организовать наблюдение за растениями в течение длительного времени: периодически их рассматривать, сравнивать одни формы с другими, выделять признаки общности
Рис. 7. Приемы вырезания трех- и шестилепестковых цветков и различия. Такие наблюдения важны для передачи в аппликациях разнообразных форм одинаковыми приемами обработки и вырезания из бумаги. На рис. 7 (нижняя часть) наглядно показаны пути варьирования приема сгибания квадрата и изображения разновидностей цветков с шестью лепестками. Из заготовки бумаги, разделенной путем сложения на двенадцать равных частей, также можно вырезать разнообразные формы снежинок. После складывания квадрата белого цвета на гранях заготовки вырезают свободные комбинации выемок, треугольников, полукругов. Полученные формы наклеивают на темный фон (черный, синий, фиолетовый). Контрастное сопоставление цвета основы и вырезок помогает передать ажурность снежинок, выделить равномерное чередование повторяющихся частей. Несколько таких образцов помещены на рис. 8. В процессе вырезания снежинок внимание детей направляется на самостоятельные поиски различных композиций построения фигур. Воспитатель поощряет наиболее интересные, творческие работы. Цветы с пятью лепестками привлекают внимание детей яркой окраской, компактной звездчатой формой, различно очерченными лепестками. В аппликации такие особенности легко передаются с помощью складывания квадрата на десять частей. Для этого его сначала складывают пополам, затем от середины фигуры ее правую сторону прикладывают к левой так, чтобы правая часть получилась вдвое шире левой. Широкую половину складывают еще раз пополам, а левую отгибают назад. При этом все сгибы должны совпадать друг с другом, а угол наклона заготовки должен быть равным 36°. На рис. 9 показана последовательность сгибания квадрата и варианты вырезания цветков с округлыми, заостренными и выемчатыми лепестками. При необходимости передачи особенностей какого-то цветка выбирается соответствующий цвет бумаги и одна из разновидностей форм лепестков. Так, для изображения флокса подходит вариант фигуры на рис. 9, 3. В этом случае перед детьми ставится цель: вырезать несколько одинаковых форм, чтобы потом получить аппликацию в виде соцветия «корзиночки» белого, лилового, сиреневого и любого другого цвета (на выбор). От цвета фигур зависит выбор окраски фона; это помогает создать красочную композицию цветка в сочетании со стеблем, листьями, серединками. Таким образом, в зависимости от формы, количества и конфигурации лепестков цветка воспитатель использует разные приемы и последовательность складывания заготовки бумаги на части. Это позволяет передавать в аппликации как общие, так и отличительные особенности конкретных растительных форм. Данные особенности познаются в процессе обследования, детального рассматривания и сравнения элементов. Особое внимание при этом следует уделять' восприятию симметричности
Рис. 8. Варианты снежинок Рис. 9. Приемы вырезания пятилепестковых цветков расположения частей цветка, листьев, их округлости, заостренности, зубчатости или выемчатости формы, плавности перехода одной части в другую. Отмечается красота, разнообразие окраски и величины при сопоставлении фигур друг с другом и с остальными элементами в предметных, тематических и декоративных композициях. Овладение приемами сгибания заготовки для вырезания симметричных форм цветов и листьев позволяет от занятия к занятию совершенствовать результаты деятельности детей, упражнять их в более правильной передаче основных свойств и признаков предметов. Дети начинают планировать свою работу, сознательно отбирать необходимый материал по цвету, форме, величине, использовать более рациональные приемы вырезания, исходя из особенностей растений. Приемы симметричного вырезания широко применяются при создании аппликаций, отражающих мир насекомых (бабочки, стрекозы), образы сказочных персонажей, героев мультипликационных фильмов. Многие из них имеют симметричное строение, и поэтому при вырезании из заготовки бумагу складывают пополам по вертикали или горизонтали. При отборе фигур для аппликации воспитатель должен учитывать особенности их конфигурации и постепенно усложнять задания для детей. Так, в соответствии с программными требованиями в старшей группе детского сада обучение при-
емам симметричного вырезания по сгибу осуществляется сначала на простом материале. Дети учатся вырезать вазы, елочки, простые по форме листья, цветы. Затем в задание включается изображение бабочек, Петрушки, Винни-Пуха, Снегурочки (рис. 10). Перед детьми ставится задача: передать строение, порядок и форму основных частей, сделать дополнительные наклейки (глаза, уши, детали одежды, декоративные элементы). Просто и ярко получаются в аппликациях образы литературных героев и персонажей из мультфильмов. На рис. 11 даны две аппликации, изображающие Винни-Пуха и Чебурашку. Их надо вырезать из прямоугольной заготовки соответствующей окраски. Первоначально заготовка делится пополам по вертикали. Например, Винни-Пух изготавливается из коричневой бумаги 12x9 см. После ее складывания вырезают половину фигуры от сгиба, а после разворота силуэта из светло-коричневой бумаги вырезают парные части: раковины ушей, лапы, глаза, а также живот, нос. Таким же образом выполняют фигуру Чебурашки. У него следует выделить такие характерные признаки, как большие уши, крупная голова и сравнительно маленькое туловище. Более светлым тоном акцентируют расположение и форму основных частей. Значительную трудность для дошкольников представляет изображение человека. Чтобы облегчить детям решение этой задачи, надо задания усложнять постепенно. Сначала давать задания, которые требуют передачи обобщенных признаков человеческой фигуры: Снеговик, Матрешка, Петрушка. Отвлечение от некоторых деталей и частей направляет внимание ребенка на более правильную передачу строения туловища, определение пропорционального соответствия отдельных элементов. Затем на этой основе можно выполнять аппликации сказочных персонажей: Снегурочки, Василисы Прекрасной и др. В их строении еще следует сохранять некоторые признаки обобщения. Например, не выделяют ноги. Они как бы скрыты длинной шубой Снегурочки или сарафаном Василисы Прекрасной. В ходе выполнения сказочных аппликаций воспитатель учит детей сгибать заготовку для передачи сначала общего строения фигуры (выделяется голова, руки, расширяющийся книзу длинный подол шубы или платья — рис. 12,3). Отдельно • надо вырезать детали лица, одежды, украшения, используя разный цвет бумаги (рис. 12, 4). По такому же принципу вырезают и другие фигуры. В этих аппликациях изображение человека должно быть достаточно реалистичным. Только детали одежды, головной убор, обувь передают черты сказочности, с которыми дети знакомятся при рассматривании иллюстраций к сказкам. Изображение реалистических черт человека проследим на примере фигур мальчика и девочки. Их можно выполнить
Рис. 10. Приемы вырезания бабочек
Рис. 11. Приемы вырезания симметричных фигур: Винни-Пух и Чебурашке
Рис. 12. Приемы изображения фигуры человека
Рис. 13. Варианты оформления фигур девочек и мальчиков
Рис. 14. Аппликации с изображением сказочных персонажей: Мурзилка, Незнайка, Красная Шапочка, Мальвина
двумя способами. В первом случае вырезают общий контур фигуры из светло-розовой бумаги после ее деления вдоль пополам. На глаз определяют пропорциональное взаимодействие частей (рис. 12, 1, 2). Затем отдельно вырезают и наклеивают детали одежды, части лица, волосы, головной убор, обувь в определенном порядке (рис. 13). Здесь возможны разные варианты оформления аппликаций. Симметричные детали (платья, футболки, рубашки, куртки, шорты, брюки, юбки) выполняют также приемом складывания заготовки пополам. Воспитатель следит за тем, чтобы дети соизмеряли их величину с формой каждой части фигуры, использовали разные цвета. А контуры одинаковых предметов (обувь, гольфы, носки) вырезают, складывая бумагу в два слоя, и затем наклеивают на основную часть. Детям легче изобразить фигуру человека из отдельных частей. При этом они должны научиться соизмерять их форму, величину, правильно располагать по отношению друг к другу, комбинировать приемы вырезания. Так, детали костюма, его некоторые украшения вырезают приемом симметрии, а руки, ноги, обувь получают парным вырезанием их силуэтов из сложенной вдвое бумаги. Чтобы при наклеивании правильно передать направленность этих частей (в разные стороны), бумагу складывают цветной стороной внутрь. На рис. 14 показаны варианты аппликаций, выполненных из отдельных частей и отражающих образы любимых дошкольниками сказочных персонажей: Мурзилки, Незнайки, Красной Шапочки, Мальвины. В процессе выполнения подобных аппликаций можно внести в образы некоторые изменения, упростить их, сварьировать цвет одежды, украшения, прическу и т. д. Такой подход к выполнению заданий способствует художественно-творческому развитию дошкольников. Умение изображать фигуру человека помогает детям более оригинально выполнять аппликации тематического содержания, сопоставлять фигуры по величине, придавать им разные позы: «Дети веселятся вокруг новогодней елки», «Малыши лепят снежную бабу», «Дети гуляют на лугу, ловят бабочек, собирают растения». Чтобы передать динамику фигур, дошкольники должны научиться трансформировать их, придавать им разные позы, а значит, более гибко, творчески и с-" пользовать знакомые приемы изображения. СИЛУЭТНОЕ ВЫРЕЗАНИЕ Наиболее сложным для дошкольников приемом создания аппликаций является прием вырезания на глаз предметов асимметричного строения с криволинейными контурами (рыбы, птицы, звери и т. д.) со сложными очертаниями фигур, плавными переходами одной части в другую. Специфика вырезания на глаз заключается в том, что изо-
бражениё из бумаги или других материалов производится беспрерывным слитным движением ножниц по мысленно создаваемому силуэту предмета. Поэтому этот прием и получил название силуэтного вырезания. Искусство силуэта имеет древние корни. Еще первобытный человек обратил внимание на тени, которые появлялись и двигались при свете костра, в лунную ночь или в жаркий, солнечный полдень. Не случайно наскальные рисунки первобытных людей так напоминают тени — силуэты. Традиции силуэта ярко и многообразно воплощены в творчестве многих известных художников, таких, как Ф. П. Толстой, А. Н. Бенуа, К. А. Сомов, М. В. Добужинский, Б. М. Кустодиев, Е. С. Кругликова и др.'. Большой интерес представляют силуэты для теневого театра, созданные художниками и педагогами Н. Я. Симонович-Ефимовой и И. С. Ефимовым. Эти силуэты они показывали детям в школах, детских садах, на вечерах, в первом московском детском театре (1919 г.). Художники понимали и отмечали, что «разговор с детьми при помощи силуэта — предметный, решительный и короткий, как лозунг». Некоторая условность, обобщенность силуэтных образов воспринимается ребенком как реальность. «Именно потому, что силуэт — обобщение, он понятен детям. Потому что искусство самих детей обобщено...»2 Исходя из этого, авторы отмечают, что силуэты для детей должны быть легко узнаваемы, выразительны, без мелких подробностей и живы в смысле движения. Методика обучения детей дошкольного возраста силуэтному вырезанию в аппликации подробно разработана И. Л. Гусаро-вой. Автор рекомендует строить обучение на основе тщательного анализа строения фигур, выделения взаимосвязи их частей, а также с помощью показа приемов изображения во взаимодействии с точными словесными описаниями каждого совершаемого движения ножницами. При выполнении задания детям предлагается повторить прием за воспитателем, варьируя в аппликации величину и количество фигур (работы типа «Аквариум», «Утка с утятами», «Зайчиха с зайчатами», «Лиса с лисятами» и т. д.). Такой процесс позволяет упражнять и совершенствовать движения рук в ходе создания силуэта, отбирать для наклеивания наиболее удачные вырезки3. Умение вырезать силуэты предметов дает возможность шестилетним детям отображать в аппликации разнообразное содержание предметного и сюжетно-тематического характера, что повышает и активизирует их творческий потенциал, направляет развитие комбинаторных способностей. Условия того 1 См.: Кузнецова Э. Искусство силуэта.— Л.: Художник РСФСР, 2 Симонови ч-Е ф и м о в а Н. Я. Записки петрушечника.— М.: Ис 3 См.: Гусарова И. Л. Аппликация в детском саду.—М.: Просве
или иного задания требуют от ребенка умения видоизменить форму, перевести фигуру из статического положения в динамическое, установить взаимосвязь между образами и предметами, рационально использовать пространство фона и цвет для передачи черт выразительности всей композиции. В период обучения силуэтному вырезанию следует целенаправленно и последовательно сообщать детям знания об изображаемых предметах и явлениях, формировать культуру зрительного восприятия, систематически развивать технические навыки вырезания, координированные движения рук. Это обеспечивает свободное владение ножницами при передаче прямых и криволинейных очертаний, осуществляя незаметный переход слитным движением от прямого среза к кривому и обратно. Процесс овладения вырезанием на глаз представляет для детей определенные трудности. У малышей должна быть в достаточно высокой степени развита острота зрительного чувства и ручная умелость, что помогает достичь точности, выразительности контура, а следовательно, и показать красоту, четкость силуэта. Формирование этих умений длится довольно долго и является результатом предшествующей работы, направленной на обследование предмета, выделение и запоминание его характерных особенностей, установление взаимосвязи частей по форме, величине, пространственному расположению на бумаге, что также требует развитого глазомера. В старшем дошкольном возрасте восприятие носит более осмысленный характер, что позволяет ребенку выделять из окружающего мира предмет и его очертания. При этом слово помогает осуществить анализ каждой формы и каждого движения, совершаемого руками в процессе вырезания. К обучению детей силуэтному вырезанию воспитатель должен подходить продуманно. Необходимо обеспечить постепенное усложнение заданий за счет варьирования силуэтных очертаний и перехода от изображения простых по конфигурации форм к более сложным. Это положение можно проследить на примере обучения дошкольников вырезанию силуэтов посуды с асимметричным расположением частей (ручки, носики-сливы), а также рыб, птиц, зверей. При их отборе следует учитывать простоту очертаний, возможность использования декоративных элементов. Различные формы посуды вырезают плавным переходом от тулова к изображению носика-слива, с одной стороны, и руч- 1 ки — с другой (молочник, кофейник, чайник). Первоначально надо определять расположение и пропорциональное соотношение частей по форме, величине, сочетать при вырезании прямолинейные и криволинейные срезы, соответствующие силуэты (рис. 15). Научившись изображать посуду простой формы (бокалы, чашки с ручками), дети могут вырезать более сложные силуэты (чайник, куманец, кофейник). Их наклеивают на цветной фон и декоративно оформляют росписями краской или ап-
Рис. 15. Приемы вырезания посуды пликацией. Так устанавливают взаимосвязь занятий по аппликации и декоративному рисованию, разделив содержание работы равномерно на два занятия. На одном из них (по аппликации) дети учатся вырезать силуэты посуды, а на другом — украшать ее узорами. Для этого воспитатель может использовать народную художественную керамику. Интересна посуда Гжели, Украины, республик Прибалтики, Средней Азии, Кавказа, Белоруссии. Воспитатель отбирает простые и традиционные, формы изделий с яркими орнаментами. На рис. 16 представлены образцы украинской народной керамики (кувшин, тыква, куманец, баклага). В верхней части показаны мотивы росписи в виде отдельных цветочных декоративных форм и варианты узорных композиций, расположенных на силуэтах изделий. В одних случаях узор строится по типу декоративной ветки (рис. 16, 7, 10), в остальных обрамляет тулово поясом (рис. 16, 8) или вьется в виде венка по окружности куманца (рис. 16, 9). При вырезании силуэтов посуды и других предметов асимметричной формы важно научить ребенка определенной последовательности изображения. Сначала надо выбрать форму заготовки, чтобы предмет и его части полностью вписались в пространство бумаги по ширине и высоте. Затем следует определить расположение и отметить части. Это создает зрительные опоры для более правильной передачи силуэта.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|