Занятия аппликацией в детском саду 10 глава
Выбрав определенное содержание, приступают к работе. Прежде" всего надо отобрать подходящий по цвету и фактуре фон, а также цветную бумагу для вырезания частей мозаики. Если дети задумали сделать рыбок, то надо подобрать голубой фон, соответствующий окраске воды в аквариуме или в реке. Под цвет луга берут зеленую основу, а неба — голубую или синюю. Окраска фона может быть нейтральной. В этом случае мозаикой заполняют и остальное пространство листа бумаги, чтобы создать определенную среду для основного персонажа или действия. На бумагу, выбранную под фон, простым карандашом наносят контуры фигур. Можно также применить цветные карандаши для обозначения окраски предмета, его частей и окружающей обстановки. Затем из бумаги нужных цветов и оттенков выстригают узкие полоски, ширина которых равна примерно 1 —1,5 см. Для настенных панно размер заготовок соответственно увеличивается. Из полос вырезают квадраты, треугольники, прямоугольники и т. д.; складывают их в отдельные коробочки, дифференцируя по цвету. Эти заготовки выкладывают и наклеивают в соответствии с контуром изображения, выделяя и заполняя части так, чтобы оставались небольшие просветы между элементами. Контуры либо части предметов можно акцентировать темными, даже черными фигурами, а потом внутри контура наклеить детали мозаики, элементы украшения того или иного цвета. Так можно выполнить цветы колокольчиков и мака (рис. 85, 86). Здесь выделены отдельные части цветков по цветовому тону: использованы разные градации красного цвета (мак), синего (колокольчики) и зеленого (листья, стебель). Это позволяет подчеркнуть красочность фигуры. В мозаиках важно научить детей правильно размещать цветные части. Они должны образовывать и замыкать предмет
Рис. 85. Мозаика из бумаги. Цветок мака эис. 86. Мозаика из бумаги. Цветы колокольчика Рис. 87. Мозаика из бумаги. Бабочка или целую композицию. При этом не следует стремиться занять пространство формы, строго чередуя ряды, что создает тесноту, напряженность, мешает передать свободу и цельность изображения. Рассмотрим пример мозаики на силуэте бабочки. Ее очертания должны передавать симметричность расположения разноцветных крыльев относительно центральной оси тела. Для этого надо подобрать крупные и более мелкие элементы, разместить их в зависимости от величины и формы в разных частях контура. Крылья бабочки формируют путем комбинации крупных прямоугольников, квадратов, треугольников — они хорошо подчеркивают очертания крыльев, а также переходы между геометрическими фигурами. Тело, голова, усы, а также декоративные пятна на крыльях бабочки составляют из мелких элементов и дополнительно выделяют более яркой окраской. С них и следует начинать собирать мозаику (рис. 87). В процессе работы не надо копировать представленный образец, следует нацелить детей на создание своего варианта мозаики: передать образ другой разновидности бабочки, своеобразно трактовать ее форму, расположение крыльев, окраску, характерные пятна и другие детали. Для этого надо предварительно рассмотреть иллюстрации в книгах, на открытках, вспомнить, каких бабочек видели на прогулках, экскурсиях. В тематической композиции «Пестрый луг» или «Лесная поляна» изображение можно дополнить силуэтами стрекоз, жуков, цветов, трав. Хорошо смотрятся в мозаике натюрморты, в которых ярко сочетаются листья, цветы, овощи, фрукты, грибы, ягоды в корзинах, вазах или в свободной композиции, где формы отдельных предметов сопоставляются по величине, расположению, окраске, количеству. Каждое время года прекрасно по-своему, имеет свои краски. Надо только научить детей видеть красоту и стремиться запечатлеть ее.
Особенно нарядны и праздничны мозаики, в которых находят отражение знакомые сказки. Они дают возможность каждому ребенку проявить выдумку, творчески применить декоративность цвета и его сочетаний, свободно трактовать и преобразовывать реальную форму цветка, птицы, рыбы, человека, создавая яркий, оригинальный сказочный персонаж. Для этого необходимо воображение детей наполнить зримыми образами: организовать чтение художественного текста, рассматривание иллюстраций, эстампов, статуэток и т. д. Например, ярко и четко обрисован образ Царевны-Лебеди А. С, Пушкиным в «Сказке о царе Салтане»: Глядь — поверх текучих вод Лебедь белая плывет... Тут она, взмахнув крылами, Полетела над волнами И на берег с высоты Опустилася в кусты, Встрепенулась, отряхнулась И царевной обернулась: Месяц под косой блестит, А во лбу звезда горит. Эти особенности красочно отражены в рисунках В. М. Ко-нашевича к «Сказкам» А. С. Пушкина (М., 1966). М. А. Врубель создал парные картины, которые показывают, как художник из живых впечатлений создает сказку: это Лебедь и Царевна-Лебедь. У Лебедя нет человеческого лица и наряда. Это лишь большая птица, изображенная на фоне закатного неба в густых камышах. Но это не совсем обыкновенная птица. Оперение Лебедя составлено из бледно-сиреневых и голубых тонов в дополнение к оранжевым краскам неба. Необычной кажется и форма большого крыла с зубчатыми перьями. Еще миг — и дивная птица, обернув голову, взглянет девичьими глазами. Это чудо-превращение произошло в другой картине Врубеля — «Царевна-Лебедь». Творческую трактовку сказочных образов и сюжетов можно увидеть в искусных росписях художников черно-лаковой миниатюры Палеха, Мстеры, Федоскина. Для украшения шкатулок, ларцев, панно, коробочек они используют образы Сне- гурочки, Ивана-царевича, Василисы Прекрасной, ковра-самолета и др., выбирая наиболее яркий, динамический момент повествования. Так, «Жар-птица» А. В. Катухина (Палех) передает стремительность движений Иванушки и улетающей птицы с широко распростертыми крыльями. Красное пятно рубашки как бы перетекает в цвет оранжево-красной птицы, создавая выразительный декоративный силуэт на черном фоне шкатулки. «Жар-птица» С. В. Монашова (Федоскино) гордо парит над землей, вырываясь из рук Ивана-царевича, и освещает все вокруг: и цветы, и травы, и фигуру Иванушки.
Чтение сказок, анализ иллюстраций, рассматривание изделий народных промыслов, выполненных разными авторами, обогащают художественные впечатления дошкольников, показывают им пути превращения реального образа в сказочный приемами комбинирования, сопоставления и смещения частей, форм, усиления декоративных элементов, использования ярких изобразительных материалов. У детей необходимо пробудить желание по-своему воплотить тот или иной образ и получить новый результат, испытать радость открытия. Несколько предложенных в книге вариантов мозаики со сказочными сюжетами должны помочь детям найти другие, более разнообразные и интересные интерпретации «Аленького цветочка», «Жар-птицы», «Золотой рыбки», «Царевны-лягушки», «Царевны-Лебеди», «Аленушки», «Емели», «Сказочного коня». Чтобы передать в мозаике сказочный образ Аленького цветочка, дети должны взять за основу ее построения форму какого-то конкретного цветка. Это может быть лилия, тюльпан, ирис, георгин и т. д. Контур выбранного цветка наносится на основу мозаики, при этом изменяются очертания формы (цветок делают крупнее по размеру, заполняя им весь лист), а потом подбирают цвет элементов мозаики, их величину в зависимости от того, какую часть они будут заполнять, чтобы мозаика получилась яркой, интенсивной окраски. В результате предварительной работы планируется ход создания образа цветка с красиво изогнутыми лепестками, свободно расходящимися в разные стороны. Мозаику начинают выкладывать с середины. Делают ее огненно-красной с оранжевыми, синими отблесками. Они должны переходить затем в окраску лепестков в сочетании с алыми, красными, фиолетовыми тонами, чтобы получились переливы окраски и цветок, как в сказке, ярко засветился бы в ночи. Для передачи такого образа очень подходит техника мозаики. Ее мелкие детали как бы дробят форму цветка, создают мерцание алых, розовых, красных, оранжевых, желтых частичек на фоне темно-фиолетового мрака ночи и начинают освещать все вокруг, пробуждая от волшебного сна.
Один из вариантов такого решения «Аленького цветочка» представлен на рис. 88. Он дан не для повторения, а для Рис. 88. Мозаика из бумаги. Аленький цветочек построения на этой основе своеобразного сказочного цветка, сложившегося в воображении ребенка. С большим интересом дети выполняют рисунки и аппликации на тему «Жар-птица». Они стремятся показать ее с гордо поднятой головой, с золотыми блестящими перьями, пышным хвостом и короной на голове. Возможность творческого создания любимого образа возрастает при использовании подвижных элементов мозаики, легко поддающихся разнообразным комбинациям по цвету, величине, расположению, форме. Их ребенок вырезает сам в зависимости от необходимого количества и сочетания. Так, пышный хвост Жар-птицы может быть представлен из нескольких разных по величине оваловидных, вытянутых перьев, веером распускающихся от пучка. В закругления этих перьев можно поместить украшения в виде вписанных друг в друга разноцветных кругов (как у павлина). А крыло молено расцветить разными огоньками мозаики, сочетая оранжевые, желтые, красные, голубые наклейки. Эти тона берут разной насыщенности и располагают в разных частях фигуры птицы, то усиливая, то ослабляя звучание того или иного цвета, комбинируя их друг с другом. Окружающий фон, также составленный мозаикой, должен акцентировать теплоту общего колорита, создавая как бы солнечное сияние вокруг сказочно прекрасной птицы (рис. 89). Другой вариант Жар-птицы молено выполнить в виде изображения парящей в небе птицы с распростертыми нарядными крыльями, пышным хвостом и устремленной вперед головой. Каждую часть фигуры составляют из разноцветных геометрических кусочков бумаги (крупных и мелких треугольников, квадратов, ромбов). Их вписывают в контуры птицы с преобладанием оранжевых, желтых, красных, розовых, сине-голубых, фиолетовых, зеленых тонов разной насыщенности. Золотую рыбку изображают в морской пучине и в каждом случае изменяют цвет то больших, то невысоких волн. Это зависит от того, какой момент сказки дети хотят изобразить. Следовательно, тему «Золотая рыбка» лучше решить как эпизод знакомой сказки и тем самым нацелить каждого ребенка на выбор определенной трактовки образа, на возможность комбинации окраски. Например, если ребенок выбирает момент, когда разыгрались волны пэред появлением рыбки, то здесь подходят сочетания голубых, синих цветов мозаики с белыми вкраплениями пены на волнах. Среди этих волн вписывают золотую рыбку, используя для ее изображения желтые, оранжевые тона с мелкими включениями бронзовой бумаги или золотой фольги, чтобы ярче выделить ее тело среди волн. Когда же хотят показать момент сказки с бурлящим морем, то волны изображают крупными, высоко вздымающимися вверх. Между темно-синими с черным отливом волнами необходимо оставить просветы молний. Этим приемом отделяют волны друг от друга, показывают их движение, напряженность
Рис. 89. Мозаика из бумаги. Жар-птица Рис. 90. Мозаика из бумаги. Золотая рыбка композиции, что соответствует содержанию сказки. Так достигается выразительность мозаики. Ее выполнению должно предшествовать повторное чтение сказки, рассматривание иллюстраций Б. М. Конашевича. В них особенно хорошо передано настроение персонажей, состояние моря в зависимости от притязаний старухи. На рис. 90 представлен пример возможного решения образа Золотой рыбки, где ее фигура крупно выделена в центральной части композиции. В других вариантах мозаики главный персонаж может быть помещен в разных частях композиции, с разными поворотами, направлением головы, хвоста, тела рыбки. Сказочно можно передать и образ Царевны-лягушки. Он выражается только отдельными деталями. Так, на ее голове помещают золотую корону, в лапы дают золотую стрелу. В остальном сохраняют реальную ситуацию, место действия сказки: Иван-царевич запустил стрелу, и она попала в болото, где сидела лягушка на зеленом листе в окружении цветов кувшинок, камыша и другой болотной растительности. Эту обстановку надо передать и в композиции мозаики: наметить крупную фигуру самой лягушки на голубом или синем фоне болота, пруда, выделить полоску песчаного берега по краю основы или даже по окружности, завернув ее справа или слева I 7/ за фигуру лягушки и направив в глубину общей плоскости. Затем по краю берега обозначают заросли камыша, а на поверхности пруда — цветы кувшинок, кубышек, водокраса, плавающие листья. Цвет неба акцентируют голубовато-синими кусочками мозаики более светлого тона по сравнению с окраской пруда или болота. Контур лягушки заполняется элементами зеленого тона разной насыщенности, между которыми помещают небольшие черные пятнышки. Брюшко оттеняется желтым цветом, что повторяется в оформлении короны с золотистыми вкраплениями фольги. Таким же цветом выполняется и стрела (рис. 91). По-разному может быть трактована и Царевна-Лебедь. В одном случае она представляется в виде птицы с величаво поднятой головой и широко расправленными крыльями, выполненными в бело-розовых сочетаниях мозаики, с крупным глазом синего цвета, красным клювом и золотой короной на голове. Такую фигуру птицы помещают в морской пучине между круто закрученными волнами, составленными из разных оттенков синего тона, на фоне голубого неба. Царевна-Лебедь может быть показана и в образе девушки в русском костюме, с высоким кокошником на голове, со звездой во лбу и месяцем под косой. Она выступает из морских глубин, «будто пава». На рис. 92 разработан вариант Царевны-Лебеди в виде обыкновенного лебедя, плывущего по глади спокойной воды на фоне голубого неба. Ее связь со сказочной трактовкой здесь подчеркнута небольшой короной на изящной, длинной шее птицы и развевающейся вуали нежно-розового цвета. Вся композиция, выполненная в приглушенных голубовато-розоватых тонах, создает настроение умиротворенности, тишины и спокойной грусти. Таким же образом выполняют мозаику с изображением сказочного коня. Этот персонаж также любим детьми: конь — верный спутник и помощник Ивана-царевича во многих русских народных сказках, и его изображение всегда вызывает у ребенка желание сделать его красивее, наряднее. В детских работах он чаще всего показан вороным, с золотой развевающейся на ветру гривой, таким же золотым хвостом, а из-под копыт сказочного коня летят во все стороны искры. Таким примерно и предстает он на рис. 93. Здесь по зеленой лужайке несется конь с золотистой гривой и пышным хвостом. Крутой изгиб шеи и поворот головы дают возможность композиционно включить мозаику в оваловидную форму фона, замыкающегося линией сине-голубого неба. Многоцветие такого панно упорядочивается строгим оформлением фигуры самого коня, полностью составленного из темных кусочков мозаики. При этом следует регулировать сочетание крупных и более мелких ее частей. По желанию детей молено изменить цветовую трактовку мозаики, внести изменения в изображение Рис. 91. Мозаика из бумаги. Царевна-лягушка Рис. 92. Мозаика из бумаги. Царевна-Лебедь Рис. 93. Мозаика из бумаги. Сказочный конь фигуры самого коня, величинные соотношения его частей, поворот тела и т. д. Аналогично передается образ любимого детьми персонажа — Конька-горбунка, или коня-огня. Каждый из них требует своего решения, активизирует творческую направленность деятельности ребенка. Хорошо известен образ Аленушки из сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», отображенный на картине В. М. Васнецова. Этот персонале встречается и в иллюстрациях других художников. В условиях детского сада сказочный образ молено воссоздать с помощью мозаики, как это показано на рис. 94. Здесь Аленушка выглядит простой девушкой, одетой в русскую национальную одежду: сарафан с кофтой, на голове небольшая круглая шапочка, отороченная мехом. Очень неброско даны элементы украшения — это крупные цветы на ткани сарафана, декоративная отделка и бусы. Фигуру Аленушки можно дополнить другими образами из сказки, например расположить рядом с ней козленочка. Обычно дети украшают его веночками, на шею вешают маленький колокольчик или красивый бантик. Так они выражают сочувствие горю Аленушки и ее братца, которого злая Баба Яга превратила в козленочка. Оптимистический конец сказки не вызывает у ребенка уныния и не омрачает его настроения. Много удовольствия испытывают дошкольники при выполнении фигуры Емели, этого неунывающего крестьянского парня, который всех перехитрил и женился на царевне благодаря благодеяниям сказочной щуки. На рис. 95 представлен Емеля со щукой. Здесь он изображен в нарядном кафтане, на ногах сапоги с оторочкой, а на голове соболья шапка. Сказочность щуки подчеркивается короной на ее голове и тем, что она «разговаривает» с Емелей. Мозаики на сюжеты сказок широко используются в оформительской деятельности, при организации совместной работы воспитателя и детей по украшению групповой комнаты, зала, вестибюля, участка (не только при подготовке к праздникам или вечеру развлечения, но и в повседневной жизни), создавая яркую, мажорную среду. Такие панно обычно делают крупного размера и помещают их в проемах стены, на веранде, под навесом и т. д. Воспитатель предварительно обсуждает с детьми эскиз оформления, определяет место, где оно будет расположено, привлекает детей к активной работе над сюжетом. Для передачи контура наиболее трудных фигур можно использовать трафареты, вырезанные из картона или плотной бумаги. Обведя фигуру по контуру, ребенок самостоятельно вырезает и выкладывает части мозаики, осуществляет поиск наиболее выразительных черт изображения, придает работе новые, индивидуальные признаки путем перестановки цветовых акцентов, изменения позы, поворотов фигуры. Дети практически воплощают интересные замыслы, предвидят конечный Рис. 94. Мозаика из бумаги. Аленушка ис. 95. Мозаика из бумаги. Емеля со щукой результат, который должен найти применение в оформлении окружающей обстановки. Время от времени элементы украшения меняют местами или заменяют другими изделиями, что позволяет реализовать принцип подвижности художественного оформления дошкольного учреждения. Практического применения результатов детской худо нее стве иной деятельности, носящей творческий характер, можно достичь в разных возрастных группах. Так, несложные мозаики для оформления групповой комнаты создают дети средней группы путем простых комбинаций фигур (сказочный цветок, петушок с разноцветным хвостом — рис. 96). Одним из видов бумажной мозаики, доступных дошкольникам по технике изображения и способам его оригинальной трактовки, является составление предметных, орнаментальных и сюжетно-тематических композиций из одинаковых по размеру, но разных по окраске квадратов, прямоугольников или полос путем плотного их приклеивания друг к другу. Такие мозаики создают по типу вышивки крестом, оформления паркета, кафеля приемом соединения отдельных элементов в определенном порядке (по счету). При этом необходимо правильно сочетать и чередовать части по цвету для получения красочного орнаментального фриза, панно, стяга, которые применяют в повседневном и праздничном оформлении помещения и участка детского сада. Ребенок постепенно овладевает умением самостоятельно подбирать элементы по окраске, соединять их по принципу контрастности или гармоничности, уравновешивать части в соответствии со строением предмета, а также композиционным строем замкнутого или ленточного орнамента, сюжетных изображений, передавать в них элементарное движение фигур для достижения большей выразительности. Старшие дошкольники легко справляются с мозаичной трактовкой наиболее простых, обобщенных образов знакомых предметов, персонажей, орнаментальных мотивов по типу вышивки и ткачества. На рис. 97 предлагаются примерные варианты таких аппликаций-мозаик, составленных из квадратиков, коротких и более длинных полос, в результате чего получаются орнаментальные и предметно-тематические композиции. Первоначально детей надо заинтересовать возможностью создания несложных узорных фризов из однотонных или разноцветных квадратов и использовать их в обрамлении карниза веранды, навеса. Интересен фриз в виде узорной волны или повторяющихся розеток; оригинально выглядят фризы из коротких полос, расположенных в виде пирамиды. В сочетании полос по цвету можно получить разные варианты: соединить два контрастных тона, повторяя и чередуя их через некоторые промежутки, или сделать сплошную выкладку полосок, подбирая по тону, построить лестницу из разноцветных отрезков
Рис. 96. Мозаика из бумаги. Цветок. Петушок Рис, 97. Варианты мозаики, получаемые при сочетании квадратов и полосок и т. д. Внимание детей направляется не на хаотическое сочетание элементов по окраске, а на передачу своеобразного ритма в чередовании частей, отражении внутреннего взаимодействия тонов. Дошкольники должны предварительно испробовать разные варианты, отобрать наиболее понравившиеся, для закрепления на основе. С большим интересом дети.выкладывают и более сложные узорные формы, замыкая их в плоскости квадрата или прямоугольника по образцам оформления конца полотенца, дорожек подзора или занавесей. Здесь молено использовать как ритмическое повторение элементов орнамента, так и симметричное его оформление. Ярко смотрятся в таких композициях парные образы декоративно трактованных птиц, фигур людей, симметрично повторяющихся относительно середины цветка или дерева. Особенно нарядно выглядят они между узорными полосками, зубчатыми краями, повторяющимися фигурами, замыкающими орнамент по его горизонтальной протяженности. Весь узор красиво выделяется как при однотонном оформлении, так и в его двухцветном или многоцветном решении. Это наглядно представлено в лучших образцах народного декоративного искусства. Овладев приемами вырезания и выкладывания отдельных предметов и образов (рыбы, собачка, лошадка, белка, слон, мальчик, девочка), дети создают интересные сюжетные мозаики путем сопоставления предметов по величине, пространственному расположению, передавая повороты, элементарное движение и т. д. Так создаются панно на темы «Аквариум», «Белка грызет орешки», «Дети играют на лугу», «Цирк» и др. Чтобы передать в мозаике разную величину персонажей, рекомендуем использовать следующий прием: небольшие по размеру образы (рыбка, белка, цветы) следует составлять из мелких квадратов, а крупные фигуры (слон, лошадка, человек) — из больших квадратов. Этот же прием применяют при выкладывании силуэтов взрослых животных и их детенышей: слониха и слоненок, собака и щенята, рыбки большие и маленькие. Так можно достичь большей убедительности и выразительности сюжетных образов. Этому способствует также выбор разной по цвету и фактуре бумаги для элементов мозаики и ее фона. Своеобразную выразительность мозаикам из мелких квадратиков придает наклеивание отдельных элементов в угловом положении. Например, красиво смотрятся цветы, напоминающие ирисы, лилии, васильки, гвоздики, георгины, изображенные в боковом положении или в виде разреза, как это показано на рис. 98. Сочетание и варьирование квадратиков по цвету и расположению элементов создают оригинальный образ цветка с зелеными стебельками, листьями несколько условной формы. Красочно и нарядно смотрятся узорные композиции с мо- Рис. 98. Мозаика из бумаги. Цветы тивами цветов, бутонов, стилизованных образов животных и человека. Эти композиции могут быть совсем простыми (как это показано на рис. 99, 100), которые дети четырех-пяти лет выполняют во время игры в плоскую мозаику, могут быть и более сложными, требующими от ребенка умения подбирать определенное количество элементов, располагать их симметрично в строгом порядке, сочетать по цвету, не нарушая ритма и цветового оформления орнаментального фриза (рис. 101). Такие узоры-мозаики выполняют дети старшего дошкольного возраста. Здесь следует использовать большие возможности мозаики для стимулирования самостоятельной творческой деятельности каждого ребенка. Усвоив элементарные приемы, дети могут научиться составлять по имеющимся образцам новые комбинации или варианты. Летом на участке детского сада ребята создают мозаики из ракушек, желудей, арбузных и овощных семечек. В зависимости от содержания аппликации и наличия материала подбирается подходящий фон, к которому затем прикрепляют элементы мозаики. Например, мозаику из морских камешков, ракушек или арбузных семян дети могут выложить на пластилиновых или глиняных пластинках, укрепленных на фанере или картоне. Эскиз декоративной или тематической композиции предварительно выкладывают на поверхности сырого песка, насыпанного в ящик с низкими краями. Элементы мозаики вдавливают в сырой песок, а затем переводят на поверхность глиняной или пластилиновой основы. Такой эскиз желательно составить на бумаге, чтобы предварительно обдумать будущую работу, испробовать разные варианты решения, обсудить вместе с другими детьми, посоветоваться с воспитателем и выбрать наиболее удачные композиции, цветовые сочетания, установить порядок расположения и взаимосвязь компонентов. Пластины, мозаичные плитки можно использовать в оформлении веранды, навеса, фонтана, игровых площадок участка детского сада и помещения. Их выполняют коллективно на большом формате с применением ярких, красочных материалов. При этом каждый ребенок должен активно участвовать в работе, находить для себя интересное и полезное дело. Ему надо помогать реализовывать свои впечатления, получаемые при наблюдении, чтении сказок, во время просмотра мультфильмов, иллюстраций. Воспитатель поощряет удачные находки детей, поддерживает творческие поисковые действия. К такой работе следует привлекать и родителей: разъяснять им значение самостоятельной деятельности в развитии творческих способностей дошкольников, формировании их трудовых умений, устойчивого интереса, желания достичь положительного результата путем преодоления определенных трудностей, проявления упорства, воли, В семье надо создавать условия для занятий детей творческой изобразительной де- Рис. 99. Мозаика из бумаги. Узорные композиции из квадратов
Рис. 100. Мозаика из бумаги. Украшение салфетки и платочка Рис. 101. Мозаика, из бумаги. Орнаментальные фризы ятельностью, глубже вникать в ее содержание, поддерживать устремления ребенка, оказывать им помощь. Еще одна разновидность мозаики из бумаги создается по типу мозаики из мягких материалов (войлок, кожа, мех, сукно), как это принято в искусстве многих народов Юго-Восточной и Средней Азии, Северного Кавказа, Татарии, Башкирии, Крайнего -Севера'. Мозаику вырезают из нескольких слоев разноцветной бумаги контрастных тонов, сложенных вместе, используя приемы симметричного изображения путем деления заготовок пополам (по принципу зеркальной симметрии) или несколько раз — для получения центрально-лучевых композиций. Сначала надо показать детям более простые изображения. Они создаются в виде стилизованного цветка или орнаментальной композиции приемом сгибания двух-трех слоев бумаги пополам, чтобы в мозаике передать форму цветков типа колокольчика, тюльпана, лилии, ириса и т. д., а также бабочек, стрекоз или декоративных фигур, вписанных друг в друга по кругу, квадрату. Образцы свободного декоративного решения мозаики показаны на рис. 102. Чтобы создать три варианта цветового оформления аппликации, надо взять три листа прямоугольной бумаги яркой контрастной расцветки. Их складывают вместе пополам по вертикальному сечению окрашенной стороной внутрь. От сгиба карандашом намечают половину рисунка и вырезают все слои бумаги по контурной линии одновременно. Затем расправляют фон и вырезанные части. В образовавшиеся прорези всех трех прямоугольников вкладывают и наклеивают части рисунка, меняя их местами по окраске так, чтобы получить в итоге панно с различным цветовым звучанием. Сочетания цветов должны подчеркивать красоту друг друга. Особенно эффектно это получается, когда берут яркие и контрастные по тону заготовки: красные, синие и желтые, фиолетовые, зеленые и оранжевые, коричневые, желтые, синие и т. д. Например, цветок ириса трижды повторяется в вариантах желтого, зеленого и фиолетового цветов. Каждый раз эти тона то усиливают свое звучание, то- ослабляют его в зависимости от места, которое занимает тот или иной тон в общей композиции мозаики, и количества повторяющихся элементов (рис. 102, второй ряд).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|