Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Занятия аппликацией в детском саду 10 глава




Выбрав определенное содержание, приступают к работе. Прежде" всего надо отобрать подходящий по цвету и фактуре фон, а также цветную бумагу для вырезания частей мозаики. Если дети задумали сделать рыбок, то надо подобрать голубой фон, соответствующий окраске воды в аквариуме или в реке. Под цвет луга берут зеленую основу, а неба — голубую или синюю. Окраска фона может быть нейтральной. В этом случае мозаикой заполняют и остальное пространство листа бумаги, чтобы создать определенную среду для основного персонажа или действия.

На бумагу, выбранную под фон, простым карандашом на­носят контуры фигур. Можно также применить цветные ка­рандаши для обозначения окраски предмета, его частей и ок­ружающей обстановки. Затем из бумаги нужных цветов и от­тенков выстригают узкие полоски, ширина которых равна при­мерно 1 —1,5 см. Для настенных панно размер заготовок со­ответственно увеличивается. Из полос вырезают квадраты, тре­угольники, прямоугольники и т. д.; складывают их в отдель­ные коробочки, дифференцируя по цвету. Эти заготовки вы­кладывают и наклеивают в соответствии с контуром изобра­жения, выделяя и заполняя части так, чтобы оставались не­большие просветы между элементами. Контуры либо части предметов можно акцентировать темными, даже черными фи­гурами, а потом внутри контура наклеить детали мозаики, элементы украшения того или иного цвета. Так можно вы­полнить цветы колокольчиков и мака (рис. 85, 86). Здесь выделены отдельные части цветков по цветовому тону: ис­пользованы разные градации красного цвета (мак), синего (ко­локольчики) и зеленого (листья, стебель). Это позволяет под­черкнуть красочность фигуры.

В мозаиках важно научить детей правильно размещать цветные части. Они должны образовывать и замыкать предмет



Рис. 85. Мозаика из бумаги. Цветок мака




эис. 86. Мозаика из бумаги. Цветы колокольчика




 

Рис. 87. Мозаика из бумаги. Бабочка

или целую композицию. При этом не следует стремиться за­нять пространство формы, строго чередуя ряды, что создает тесноту, напряженность, мешает передать свободу и цельность изображения.

Рассмотрим пример мозаики на силуэте бабочки. Ее очер­тания должны передавать симметричность расположения раз­ноцветных крыльев относительно центральной оси тела. Для этого надо подобрать крупные и более мелкие элементы, раз­местить их в зависимости от величины и формы в разных частях контура. Крылья бабочки формируют путем комбина­ции крупных прямоугольников, квадратов, треугольников — они хорошо подчеркивают очертания крыльев, а также пере­ходы между геометрическими фигурами. Тело, голова, усы, а также декоративные пятна на крыльях бабочки составляют из мелких элементов и дополнительно выделяют более яркой окраской. С них и следует начинать собирать мозаику (рис. 87).

В процессе работы не надо копировать представленный об­разец, следует нацелить детей на создание своего варианта мозаики: передать образ другой разновидности бабочки, свое­образно трактовать ее форму, расположение крыльев, окраску, характерные пятна и другие детали. Для этого надо предва­рительно рассмотреть иллюстрации в книгах, на открытках, вспомнить, каких бабочек видели на прогулках, экскурсиях.


В тематической композиции «Пестрый луг» или «Лесная по­ляна» изображение можно дополнить силуэтами стрекоз, жу­ков, цветов, трав.

Хорошо смотрятся в мозаике натюрморты, в которых ярко сочетаются листья, цветы, овощи, фрукты, грибы, ягоды в корзинах, вазах или в свободной композиции, где формы от­дельных предметов сопоставляются по величине, расположе­нию, окраске, количеству. Каждое время года прекрасно по-своему, имеет свои краски. Надо только научить детей ви­деть красоту и стремиться запечатлеть ее.

Особенно нарядны и праздничны мозаики, в которых на­ходят отражение знакомые сказки. Они дают возможность каждому ребенку проявить выдумку, творчески применить де­коративность цвета и его сочетаний, свободно трактовать и преобразовывать реальную форму цветка, птицы, рыбы, чело­века, создавая яркий, оригинальный сказочный персонаж. Для этого необходимо воображение детей наполнить зримыми об­разами: организовать чтение художественного текста, рассмат­ривание иллюстраций, эстампов, статуэток и т. д. Например, ярко и четко обрисован образ Царевны-Лебеди А. С, Пушки­ным в «Сказке о царе Салтане»:

Глядь — поверх текучих вод Лебедь белая плывет... Тут она, взмахнув крылами, Полетела над волнами И на берег с высоты Опустилася в кусты, Встрепенулась, отряхнулась И царевной обернулась: Месяц под косой блестит, А во лбу звезда горит.

Эти особенности красочно отражены в рисунках В. М. Ко-нашевича к «Сказкам» А. С. Пушкина (М., 1966). М. А. Вру­бель создал парные картины, которые показывают, как ху­дожник из живых впечатлений создает сказку: это Лебедь и Царевна-Лебедь. У Лебедя нет человеческого лица и наряда. Это лишь большая птица, изображенная на фоне закатного неба в густых камышах. Но это не совсем обыкновенная птица. Оперение Лебедя составлено из бледно-сиреневых и голубых тонов в дополнение к оранжевым краскам неба. Необычной кажется и форма большого крыла с зубчатыми перьями. Еще миг — и дивная птица, обернув голову, взглянет девичьими глазами. Это чудо-превращение произошло в другой картине Врубеля — «Царевна-Лебедь».

Творческую трактовку сказочных образов и сюжетов можно увидеть в искусных росписях художников черно-лаковой ми­ниатюры Палеха, Мстеры, Федоскина. Для украшения шка­тулок, ларцев, панно, коробочек они используют образы Сне-


гурочки, Ивана-царевича, Василисы Прекрасной, ковра-само­лета и др., выбирая наиболее яркий, динамический момент повествования. Так, «Жар-птица» А. В. Катухина (Палех) пе­редает стремительность движений Иванушки и улетающей птицы с широко распростертыми крыльями. Красное пятно рубашки как бы перетекает в цвет оранжево-красной птицы, создавая выразительный декоративный силуэт на черном фоне шкатулки. «Жар-птица» С. В. Монашова (Федоскино) гордо парит над землей, вырываясь из рук Ивана-царевича, и ос­вещает все вокруг: и цветы, и травы, и фигуру Иванушки.

Чтение сказок, анализ иллюстраций, рассматривание изде­лий народных промыслов, выполненных разными авторами, обогащают художественные впечатления дошкольников, пока­зывают им пути превращения реального образа в сказочный приемами комбинирования, сопоставления и смещения частей, форм, усиления декоративных элементов, использования ярких изобразительных материалов. У детей необходимо пробудить желание по-своему воплотить тот или иной образ и получить новый результат, испытать радость открытия.

Несколько предложенных в книге вариантов мозаики со сказочными сюжетами должны помочь детям найти другие, более разнообразные и интересные интерпретации «Аленького цветочка», «Жар-птицы», «Золотой рыбки», «Царевны-лягуш­ки», «Царевны-Лебеди», «Аленушки», «Емели», «Сказочного коня».

Чтобы передать в мозаике сказочный образ Аленького цве­точка, дети должны взять за основу ее построения форму какого-то конкретного цветка. Это может быть лилия, тюльпан, ирис, георгин и т. д. Контур выбранного цветка наносится на основу мозаики, при этом изменяются очертания формы (цве­ток делают крупнее по размеру, заполняя им весь лист), а потом подбирают цвет элементов мозаики, их величину в за­висимости от того, какую часть они будут заполнять, чтобы мозаика получилась яркой, интенсивной окраски.

В результате предварительной работы планируется ход со­здания образа цветка с красиво изогнутыми лепестками, сво­бодно расходящимися в разные стороны. Мозаику начинают выкладывать с середины. Делают ее огненно-красной с оран­жевыми, синими отблесками. Они должны переходить затем в окраску лепестков в сочетании с алыми, красными, фиоле­товыми тонами, чтобы получились переливы окраски и цветок, как в сказке, ярко засветился бы в ночи. Для передачи такого образа очень подходит техника мозаики. Ее мелкие детали как бы дробят форму цветка, создают мерцание алых, розовых, красных, оранжевых, желтых частичек на фоне темно-фиоле­тового мрака ночи и начинают освещать все вокруг, пробуждая от волшебного сна.

Один из вариантов такого решения «Аленького цветочка» представлен на рис. 88. Он дан не для повторения, а для


Рис. 88. Мозаика из бумаги. Аленький цветочек


построения на этой основе своеобразного сказочного цветка, сложившегося в воображении ребенка.

С большим интересом дети выполняют рисунки и аппли­кации на тему «Жар-птица». Они стремятся показать ее с гордо поднятой головой, с золотыми блестящими перьями, пышным хвостом и короной на голове. Возможность творческого созда­ния любимого образа возрастает при использовании подвиж­ных элементов мозаики, легко поддающихся разнообразным комбинациям по цвету, величине, расположению, форме. Их ребенок вырезает сам в зависимости от необходимого количе­ства и сочетания. Так, пышный хвост Жар-птицы может быть представлен из нескольких разных по величине оваловидных, вытянутых перьев, веером распускающихся от пучка. В за­кругления этих перьев можно поместить украшения в виде вписанных друг в друга разноцветных кругов (как у павлина). А крыло молено расцветить разными огоньками мозаики, со­четая оранжевые, желтые, красные, голубые наклейки. Эти тона берут разной насыщенности и располагают в разных частях фигуры птицы, то усиливая, то ослабляя звучание того или иного цвета, комбинируя их друг с другом. Окружающий фон, также составленный мозаикой, должен акцентировать теплоту общего колорита, создавая как бы солнечное сияние вокруг сказочно прекрасной птицы (рис. 89).

Другой вариант Жар-птицы молено выполнить в виде изо­бражения парящей в небе птицы с распростертыми нарядными крыльями, пышным хвостом и устремленной вперед головой. Каждую часть фигуры составляют из разноцветных геомет­рических кусочков бумаги (крупных и мелких треугольников, квадратов, ромбов). Их вписывают в контуры птицы с преоб­ладанием оранжевых, желтых, красных, розовых, сине-голу­бых, фиолетовых, зеленых тонов разной насыщенности.

Золотую рыбку изображают в морской пучине и в каждом случае изменяют цвет то больших, то невысоких волн. Это зависит от того, какой момент сказки дети хотят изобразить. Следовательно, тему «Золотая рыбка» лучше решить как эпи­зод знакомой сказки и тем самым нацелить каждого ребенка на выбор определенной трактовки образа, на возможность ком­бинации окраски. Например, если ребенок выбирает момент, когда разыгрались волны пэред появлением рыбки, то здесь подходят сочетания голубых, синих цветов мозаики с белыми вкраплениями пены на волнах. Среди этих волн вписывают золотую рыбку, используя для ее изображения желтые, оран­жевые тона с мелкими включениями бронзовой бумаги или золотой фольги, чтобы ярче выделить ее тело среди волн. Когда же хотят показать момент сказки с бурлящим морем, то волны изображают крупными, высоко вздымающимися вверх. Между темно-синими с черным отливом волнами не­обходимо оставить просветы молний. Этим приемом отделяют волны друг от друга, показывают их движение, напряженность


Рис. 89. Мозаика из бумаги. Жар-птица


Рис. 90. Мозаика из бумаги. Золотая рыбка

композиции, что соответствует содержанию сказки. Так дости­гается выразительность мозаики. Ее выполнению должно пред­шествовать повторное чтение сказки, рассматривание иллю­страций Б. М. Конашевича. В них особенно хорошо передано настроение персонажей, состояние моря в зависимости от при­тязаний старухи.

На рис. 90 представлен пример возможного решения образа Золотой рыбки, где ее фигура крупно выделена в центральной части композиции. В других вариантах мозаики главный пер­сонаж может быть помещен в разных частях композиции, с разными поворотами, направлением головы, хвоста, тела рыбки.

Сказочно можно передать и образ Царевны-лягушки. Он выражается только отдельными деталями. Так, на ее голове помещают золотую корону, в лапы дают золотую стрелу. В остальном сохраняют реальную ситуацию, место действия сказки: Иван-царевич запустил стрелу, и она попала в болото, где сидела лягушка на зеленом листе в окружении цветов кувшинок, камыша и другой болотной растительности. Эту обстановку надо передать и в композиции мозаики: наметить крупную фигуру самой лягушки на голубом или синем фоне болота, пруда, выделить полоску песчаного берега по краю основы или даже по окружности, завернув ее справа или слева


I 7/

за фигуру лягушки и направив в глубину общей плоскости. Затем по краю берега обозначают заросли камыша, а на по­верхности пруда — цветы кувшинок, кубышек, водокраса, пла­вающие листья. Цвет неба акцентируют голубовато-синими кусочками мозаики более светлого тона по сравнению с ок­раской пруда или болота. Контур лягушки заполняется эле­ментами зеленого тона разной насыщенности, между которыми помещают небольшие черные пятнышки. Брюшко оттеняется желтым цветом, что повторяется в оформлении короны с зо­лотистыми вкраплениями фольги. Таким же цветом выполня­ется и стрела (рис. 91).

По-разному может быть трактована и Царевна-Лебедь. В одном случае она представляется в виде птицы с величаво поднятой головой и широко расправленными крыльями, вы­полненными в бело-розовых сочетаниях мозаики, с крупным глазом синего цвета, красным клювом и золотой короной на голове. Такую фигуру птицы помещают в морской пучине между круто закрученными волнами, составленными из раз­ных оттенков синего тона, на фоне голубого неба. Царевна-Лебедь может быть показана и в образе девушки в русском костюме, с высоким кокошником на голове, со звездой во лбу и месяцем под косой. Она выступает из морских глубин, «будто пава».

На рис. 92 разработан вариант Царевны-Лебеди в виде обыкновенного лебедя, плывущего по глади спокойной воды на фоне голубого неба. Ее связь со сказочной трактовкой здесь подчеркнута небольшой короной на изящной, длинной шее птицы и развевающейся вуали нежно-розового цвета. Вся ком­позиция, выполненная в приглушенных голубовато-розоватых тонах, создает настроение умиротворенности, тишины и спо­койной грусти.

Таким же образом выполняют мозаику с изображением сказочного коня. Этот персонаж также любим детьми: конь — верный спутник и помощник Ивана-царевича во мно­гих русских народных сказках, и его изображение всегда вы­зывает у ребенка желание сделать его красивее, наряднее. В детских работах он чаще всего показан вороным, с золотой развевающейся на ветру гривой, таким же золотым хвостом, а из-под копыт сказочного коня летят во все стороны искры. Таким примерно и предстает он на рис. 93. Здесь по зеленой лужайке несется конь с золотистой гривой и пышным хвостом. Крутой изгиб шеи и поворот головы дают возможность ком­позиционно включить мозаику в оваловидную форму фона, замыкающегося линией сине-голубого неба. Многоцветие та­кого панно упорядочивается строгим оформлением фигуры самого коня, полностью составленного из темных кусочков мозаики. При этом следует регулировать сочетание крупных и более мелких ее частей. По желанию детей молено изменить цветовую трактовку мозаики, внести изменения в изображение


Рис. 91. Мозаика из бумаги. Царевна-лягушка


Рис. 92. Мозаика из бумаги. Царевна-Лебедь


Рис. 93. Мозаика из бумаги. Сказочный конь


фигуры самого коня, величинные соотношения его частей, по­ворот тела и т. д.

Аналогично передается образ любимого детьми персона­жа — Конька-горбунка, или коня-огня. Каждый из них требует своего решения, активизирует творческую направленность де­ятельности ребенка.

Хорошо известен образ Аленушки из сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», отображенный на картине В. М. Васнецова. Этот персонале встречается и в иллюстрациях других художников. В условиях детского сада сказочный образ молено воссоздать с помощью мозаики, как это показано на рис. 94. Здесь Аленушка выглядит простой девушкой, одетой в русскую национальную одежду: сарафан с кофтой, на голове небольшая круглая шапочка, отороченная мехом. Очень не­броско даны элементы украшения — это крупные цветы на ткани сарафана, декоративная отделка и бусы. Фигуру Але­нушки можно дополнить другими образами из сказки, напри­мер расположить рядом с ней козленочка. Обычно дети ук­рашают его веночками, на шею вешают маленький колоколь­чик или красивый бантик. Так они выражают сочувствие горю Аленушки и ее братца, которого злая Баба Яга превратила в козленочка. Оптимистический конец сказки не вызывает у ребенка уныния и не омрачает его настроения.

Много удовольствия испытывают дошкольники при выпол­нении фигуры Емели, этого неунывающего крестьянского пар­ня, который всех перехитрил и женился на царевне благодаря благодеяниям сказочной щуки. На рис. 95 представлен Емеля со щукой. Здесь он изображен в нарядном кафтане, на ногах сапоги с оторочкой, а на голове соболья шапка. Сказочность щуки подчеркивается короной на ее голове и тем, что она «разговаривает» с Емелей.

Мозаики на сюжеты сказок широко используются в офор­мительской деятельности, при организации совместной работы воспитателя и детей по украшению групповой комнаты, зала, вестибюля, участка (не только при подготовке к праздникам или вечеру развлечения, но и в повседневной жизни), создавая яркую, мажорную среду. Такие панно обычно делают крупного размера и помещают их в проемах стены, на веранде, под навесом и т. д. Воспитатель предварительно обсуждает с деть­ми эскиз оформления, определяет место, где оно будет распо­ложено, привлекает детей к активной работе над сюжетом.

Для передачи контура наиболее трудных фигур можно использовать трафареты, вырезанные из картона или плотной бумаги. Обведя фигуру по контуру, ребенок самостоятельно вырезает и выкладывает части мозаики, осуществляет поиск наиболее выразительных черт изображения, придает работе новые, индивидуальные признаки путем перестановки цвето­вых акцентов, изменения позы, поворотов фигуры. Дети прак­тически воплощают интересные замыслы, предвидят конечный


Рис. 94. Мозаика из бумаги. Аленушка


ис. 95. Мозаика из бумаги. Емеля со щукой


результат, который должен найти применение в оформлении окружающей обстановки. Время от времени элементы укра­шения меняют местами или заменяют другими изделиями, что позволяет реализовать принцип подвижности художественного оформления дошкольного учреждения. Практического приме­нения результатов детской худо нее стве иной деятельности, но­сящей творческий характер, можно достичь в разных возраст­ных группах. Так, несложные мозаики для оформления груп­повой комнаты создают дети средней группы путем простых комбинаций фигур (сказочный цветок, петушок с разноцвет­ным хвостом — рис. 96).

Одним из видов бумажной мозаики, доступных дошколь­никам по технике изображения и способам его оригинальной трактовки, является составление предметных, орнаментальных и сюжетно-тематических композиций из одинаковых по раз­меру, но разных по окраске квадратов, прямоугольников или полос путем плотного их приклеивания друг к другу. Такие мозаики создают по типу вышивки крестом, оформления пар­кета, кафеля приемом соединения отдельных элементов в оп­ределенном порядке (по счету). При этом необходимо правиль­но сочетать и чередовать части по цвету для получения кра­сочного орнаментального фриза, панно, стяга, которые при­меняют в повседневном и праздничном оформлении помещения и участка детского сада.

Ребенок постепенно овладевает умением самостоятельно подбирать элементы по окраске, соединять их по принципу контрастности или гармоничности, уравновешивать части в соответствии со строением предмета, а также композиционным строем замкнутого или ленточного орнамента, сюжетных изображений, передавать в них элементарное движение фигур для достижения большей выразительности.

Старшие дошкольники легко справляются с мозаичной трактовкой наиболее простых, обобщенных образов знакомых предметов, персонажей, орнаментальных мотивов по типу вы­шивки и ткачества. На рис. 97 предлагаются примерные ва­рианты таких аппликаций-мозаик, составленных из квадра­тиков, коротких и более длинных полос, в результате чего получаются орнаментальные и предметно-тематические ком­позиции.

Первоначально детей надо заинтересовать возможностью создания несложных узорных фризов из однотонных или раз­ноцветных квадратов и использовать их в обрамлении карниза веранды, навеса. Интересен фриз в виде узорной волны или повторяющихся розеток; оригинально выглядят фризы из ко­ротких полос, расположенных в виде пирамиды. В сочетании полос по цвету можно получить разные варианты: соединить два контрастных тона, повторяя и чередуя их через некоторые промежутки, или сделать сплошную выкладку полосок, под­бирая по тону, построить лестницу из разноцветных отрезков


 

Рис. 96. Мозаика из бумаги. Цветок. Петушок


Рис, 97. Варианты мозаики, получаемые при сочетании квадратов и полосок


и т. д. Внимание детей направляется не на хаотическое соче­тание элементов по окраске, а на передачу своеобразного ритма в чередовании частей, отражении внутреннего взаимодействия тонов. Дошкольники должны предварительно испробовать раз­ные варианты, отобрать наиболее понравившиеся, для закреп­ления на основе.

С большим интересом дети.выкладывают и более сложные узорные формы, замыкая их в плоскости квадрата или пря­моугольника по образцам оформления конца полотенца, до­рожек подзора или занавесей. Здесь молено использовать как ритмическое повторение элементов орнамента, так и симмет­ричное его оформление. Ярко смотрятся в таких композициях парные образы декоративно трактованных птиц, фигур людей, симметрично повторяющихся относительно середины цветка или дерева. Особенно нарядно выглядят они между узорными полосками, зубчатыми краями, повторяющимися фигурами, замыкающими орнамент по его горизонтальной протяженно­сти. Весь узор красиво выделяется как при однотонном оформ­лении, так и в его двухцветном или многоцветном решении. Это наглядно представлено в лучших образцах народного декора­тивного искусства.

Овладев приемами вырезания и выкладывания отдельных предметов и образов (рыбы, собачка, лошадка, белка, слон, мальчик, девочка), дети создают интересные сюжетные моза­ики путем сопоставления предметов по величине, простран­ственному расположению, передавая повороты, элементарное движение и т. д. Так создаются панно на темы «Аквариум», «Белка грызет орешки», «Дети играют на лугу», «Цирк» и др.

Чтобы передать в мозаике разную величину персонажей, рекомендуем использовать следующий прием: небольшие по размеру образы (рыбка, белка, цветы) следует составлять из мелких квадратов, а крупные фигуры (слон, лошадка, чело­век) — из больших квадратов. Этот же прием применяют при выкладывании силуэтов взрослых животных и их детенышей: слониха и слоненок, собака и щенята, рыбки большие и ма­ленькие. Так можно достичь большей убедительности и вы­разительности сюжетных образов. Этому способствует также выбор разной по цвету и фактуре бумаги для элементов мо­заики и ее фона.

Своеобразную выразительность мозаикам из мелких квад­ратиков придает наклеивание отдельных элементов в угловом положении. Например, красиво смотрятся цветы, напомина­ющие ирисы, лилии, васильки, гвоздики, георгины, изобра­женные в боковом положении или в виде разреза, как это показано на рис. 98. Сочетание и варьирование квадратиков по цвету и расположению элементов создают оригинальный образ цветка с зелеными стебельками, листьями несколько условной формы.

Красочно и нарядно смотрятся узорные композиции с мо-


Рис. 98. Мозаика из бумаги. Цветы


тивами цветов, бутонов, стилизованных образов животных и человека. Эти композиции могут быть совсем простыми (как это показано на рис. 99, 100), которые дети четырех-пяти лет выполняют во время игры в плоскую мозаику, могут быть и более сложными, требующими от ребенка умения подбирать определенное количество элементов, располагать их симмет­рично в строгом порядке, сочетать по цвету, не нарушая ритма и цветового оформления орнаментального фриза (рис. 101). Такие узоры-мозаики выполняют дети старшего дошкольного возраста. Здесь следует использовать большие возможности мо­заики для стимулирования самостоятельной творческой де­ятельности каждого ребенка. Усвоив элементарные приемы, дети могут научиться составлять по имеющимся образцам новые комбинации или варианты.

Летом на участке детского сада ребята создают мозаики из ракушек, желудей, арбузных и овощных семечек. В зависи­мости от содержания аппликации и наличия материала под­бирается подходящий фон, к которому затем прикрепляют элементы мозаики.

Например, мозаику из морских камешков, ракушек или арбузных семян дети могут выложить на пластилиновых или глиняных пластинках, укрепленных на фанере или картоне. Эскиз декоративной или тематической композиции предвари­тельно выкладывают на поверхности сырого песка, насыпан­ного в ящик с низкими краями. Элементы мозаики вдавливают в сырой песок, а затем переводят на поверхность глиняной или пластилиновой основы. Такой эскиз желательно составить на бумаге, чтобы предварительно обдумать будущую работу, ис­пробовать разные варианты решения, обсудить вместе с дру­гими детьми, посоветоваться с воспитателем и выбрать наибо­лее удачные композиции, цветовые сочетания, установить по­рядок расположения и взаимосвязь компонентов.

Пластины, мозаичные плитки можно использовать в оформ­лении веранды, навеса, фонтана, игровых площадок участка детского сада и помещения. Их выполняют коллективно на большом формате с применением ярких, красочных матери­алов. При этом каждый ребенок должен активно участвовать в работе, находить для себя интересное и полезное дело. Ему надо помогать реализовывать свои впечатления, получаемые при наблюдении, чтении сказок, во время просмотра мульт­фильмов, иллюстраций. Воспитатель поощряет удачные на­ходки детей, поддерживает творческие поисковые действия.

К такой работе следует привлекать и родителей: разъяснять им значение самостоятельной деятельности в развитии твор­ческих способностей дошкольников, формировании их трудо­вых умений, устойчивого интереса, желания достичь положи­тельного результата путем преодоления определенных труд­ностей, проявления упорства, воли, В семье надо создавать условия для занятий детей творческой изобразительной де-


Рис. 99. Мозаика из бумаги. Узорные композиции из квадратов


 

Рис. 100. Мозаика из бумаги. Украшение салфетки и платочка


Рис. 101. Мозаика, из бумаги. Орнаментальные фризы


ятельностью, глубже вникать в ее содержание, поддерживать устремления ребенка, оказывать им помощь.

Еще одна разновидность мозаики из бумаги создается по типу мозаики из мягких материалов (войлок, кожа, мех, сук­но), как это принято в искусстве многих народов Юго-Восточ­ной и Средней Азии, Северного Кавказа, Татарии, Башкирии, Крайнего -Севера'. Мозаику вырезают из нескольких слоев разноцветной бумаги контрастных тонов, сложенных вместе, используя приемы симметричного изображения путем деления заготовок пополам (по принципу зеркальной симметрии) или несколько раз — для получения центрально-лучевых компо­зиций.

Сначала надо показать детям более простые изображения. Они создаются в виде стилизованного цветка или орнамен­тальной композиции приемом сгибания двух-трех слоев бумаги пополам, чтобы в мозаике передать форму цветков типа ко­локольчика, тюльпана, лилии, ириса и т. д., а также бабочек, стрекоз или декоративных фигур, вписанных друг в друга по кругу, квадрату. Образцы свободного декоративного решения мозаики показаны на рис. 102. Чтобы создать три варианта цветового оформления аппликации, надо взять три листа пря­моугольной бумаги яркой контрастной расцветки. Их склады­вают вместе пополам по вертикальному сечению окрашенной стороной внутрь. От сгиба карандашом намечают половину рисунка и вырезают все слои бумаги по контурной линии одновременно. Затем расправляют фон и вырезанные части. В образовавшиеся прорези всех трех прямоугольников вкла­дывают и наклеивают части рисунка, меняя их местами по окраске так, чтобы получить в итоге панно с различным цветовым звучанием. Сочетания цветов должны подчеркивать красоту друг друга. Особенно эффектно это получается, когда берут яркие и контрастные по тону заготовки: красные, синие и желтые, фиолетовые, зеленые и оранжевые, коричневые, желтые, синие и т. д. Например, цветок ириса трижды по­вторяется в вариантах желтого, зеленого и фиолетового цветов. Каждый раз эти тона то усиливают свое звучание, то- ослаб­ляют его в зависимости от места, которое занимает тот или иной тон в общей композиции мозаики, и количества повто­ряющихся элементов (рис. 102, второй ряд).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...