Занятия аппликацией в детском саду 8 глава
Май
Бабочка Учить вырезать бабочку приемом сгибания прямоугольной бумаги пополам, дополнительно наклеивать украшения на крылья, усы и т. д.; выбирать цвета бумаги и красиво сочетать их Разноцветные прямоугольники. Обрезки цветной бумаги. Белый, голубой фон Рассмотреть иллюстрации с разновидностями бабочек. Выделить и запомнить их особенности по окраске крыльев, количеству декоративных элементов Обращение внимания детей на использование приема симметричного вырезания. Развитие художественного вкуса при оформлении аппликации
Май Девочка на лугу (коллективная работа) Учить вырезать и наклеивать силуэт девочки из отдельных частей, помещать его среди цветов, трав и бабочек. Формировать умение передавать соотношения по величине, цвету, расположению на основе Цветная бумага разной величины и формы для вырезания. Голубой фон с зеленой полосой
Организовать экскурсию на луг или рассмотреть картины, иллюстрации. Выделить приемы расположения, сочетания предметов по цвету, величине Закрепление приема вырезания фигур, их расположения на основе в виде красочного панно. Анализ работы чатления о лете, осенних изменениях в природе. В качестве образца широко используются натуральные предметы для более правильного и точного изображения их свойств. Дети учатся определять на глаз особенности реальной формы, строения, окраски, при вырезании плавно осуществляют переход от одной части фигуры к другой, отражают не только типичные, но и характерные особенности объектов (помидор, гранат, груша, баклажан, стручки перца, гороха, ягоды клубники, малины — рид. 57). Очень важно правильно подбирать цвет заготовок для вырезания овощей, фруктов, ягод, для выделения их основных частей и деталей, чтобы детям легче было отражать реальные признаки. Так, для изображения помидора используют оттенки красной бумаги, а плоды граната вырезают из густо-розовой бумаги (кора) и темно-красной (спелые зерна). Здесь цвет наряду с формой выступает как характерный признак предмета. Детям подготовительной к школе группы можно дать задание на передачу строения предмета в разрезе. В этом отношении характерно вырезание силуэтов цитрусовых (апельсина и лимона — рис. 58 — верхняя часть). Прежде всего необходимо точно передать в аппликации форму и цвет, а затем и расположение долек по принципу центрально-лучевой симметрии. Такую аппликацию выполняют с натуры. Как и в какой последовательности это делается? Для апельсина готовят три квадрата разного размера и окраски: 7x7 см (два оранжевых);' 6 Хб см (белый) и 5x5 см (оранжевый). Из двух первых заготовок надо одновременно вырезать два одинаковых круга приемом парного изображения. Так получают целую форму апельсина и внешний ободок разрезанной части. Затем из оставшихся квадратов дети вырезают еще два круга. Белый круг наклеивают на второй оранжевый с небольшим смещением его от центра нижней фигуры. В последнюю очередь наклеивают дольки. Их вырезают из оранжевого круга диаметром 5 см путем рассечения на восемь частей (пополам четыре раза). Таким же образом изображают лимон в разрезе. Для этого изменяется лишь форма и окраска заготовки. У желтого прямоугольника закругляют одну сторону, а вторую при закруглении несколько суживают в виде кнопочки.
С натуры старшие дошкольники также могут вырезать грибы, отличающиеся разнообразием форм, окраски, декоративных элементов (сыроежки, лисички, подберезовики, подосиновики, белые грибы). Очень красочны мухоморы (рис. 59). Перед изображением грибов в аппликации воспитатель должен провести большую подготовительную работу, направленную на обогащение представлений каждого ребенка о грибах, их названиях, форме шляпок, ножек, окраске разных видов. Дети рассматривают их, группируют, учатся различать съедобные и ядовитые грибы. При подготовке к занятию необходимо привлечь ребят к Рис. 57. Фрукты и овощи Рис. 58. Лимоны и апельсины с дольками, Трудолюбивый ежик готовится к зиме подбору бумаги соответствующего цвета, формы и величины для вырезания определенных видов грибов. Непосредственно на занятии дается возможность выбрать объекты для изображения, использовать те или иные приемы вырезания. Дети должны уметь передавать типичные формы и окраску шляпки, ножки, красиво сочетать их на цветной основе. Приобретенный дошкольниками опыт изображения разных видов овощей и фруктов дает педагогу возможность учить их выполнять более сложные аппликационные задания в виде натюрморта, где требуется объединить несколько предметов, передать взаимосвязи между ними путем сопоставления по форме, величине, окраске, расположению на плоскости листа бумаги. В таком виде аппликации решается одновременно несколько задач, что требует наличия у ребенка развитого глазомера и художественного вкуса, умения свободно пользоваться разными приемами вырезания (конструктивным, симметричным, силуэтным). Композиционное решение натюрморта предусматривает выделение основного изображения, доминирующего предмета, его сопоставления с остальными частями аппликации. Основной предмет помещают в центре или ближе к одной из сторон. Он должен выделяться по окраске, величине, конфигурации. Остальные объекты подчиняются центральной фигуре по окраске, величине, расположению. Для натюрморта наряду с фруктами, ягодами, грибами вырезают вазы, корзины, кувшины. Они помогают объединить остальные предметы, композиционно и колористически завершить аппликацию. Для передачи красочности предметов применяют теплую или холодную гамму цветов, сопоставляют контрастные тона или гармонично сочетают близкие цвета с учетом разной светлоты и насыщенности тона.
Натюрморты должны передавать определенные тематические связи между предметами, отражать содержание наблюдений за окружающей природой. Поэтому в натюрмортах следует четко выражать признаки определенного сезона. Так, осенью создают аппликации: «Осенний натюрморт», «Осенние мотивы», «Осень». На рис. 58 (нижняя часть) и 60 предложены варианты аппликаций с осенней тематикой. Это: корзина с грибами, ваза с листьями и гроздьями рябины; трудолюбивый еж, который активно готовится к зиме, запасая плоды щедрой осени. Варианты решения задания воспитатель оговаривает вместе с детьми в начале занятия. Вопросы должны активизировать поисковую деятельность каждого ребенка, направлять его внимание на творческое осуществление задания. Это положение особенно важно при проведении итоговых занятий, когда происходит закрепление у детей знаний и представлений о временах года, совершенствуется умение изображать различные предметы.
Рис. 59. Грибы Рис. 60. Варианты осеннего натюрморта Например, аппликация на тему «Осень» может иметь разное содержание. Это уточняется в беседе непосредственно на занятии. Детям уместно задавать такие вопросы: «Какое сейчас время года? По каким признакам вы определили, что сейчас осень? Как можно показать осень в аппликации? Какие цвета бумаги нужны для изображения осени?» Соответственно и ответы будут уточнять тематическое содержание аппликации: «Осень — это когда листья на деревьях желтеют или краснеют, они падают и покрывают дорожки в парке, тропинки в лесу... Осенью много фруктов, овощей. Колхозники собирают богатый урожай. Они везут его на машинах в город. На дорогах много машин с яблоками, арбузами, капустой... В аппликации можно показать, как машины, груженные овощами и фруктами, едут по дороге в город... Можно вырезать корзины с яблоками, поставленные в саду под деревьями... Я вырежу деревья с желтыми и красными листьями, которые падают на скамейки, дорожки парка... Осенью больше всего желтого, красного, коричневого цветов, а цветы самые разнообразные. Для аппликации нужна разноцветная бумага, чтобы показать, как красиво осенью... Осенью в солнечный день ярко-голубое небо. Поэтому надо взять такую же бумагу. На ней красиво выделяются красные, желтые, оранжевые, коричневые и еще зеленые листья». В подготовительной к школе группе дети должны уметь отражать в аппликации содержание Октябрьского праздника. Это: праздничные цветы, флаги, воздушные шары, украшающие дома, улицы, площади. Создается ощущение торжественной, радостной обстановки. Чтобы вызвать у детей желание отразить данную тему, задание лучше давать в общей форме: «Праздник Октября» или «Наш город готовится к празднику Октября». Уже в ходе выполнения задания каждый ребенок конкретизирует тему, выбирает то, что наиболее соответствует его интересу, впечатлениям, объему изобразительных и технических умений. Этому занятию также предшествуют занятия по предметной аппликации, на которых дети учатся изображать дома разной конструкции с передачей архитектурных деталей: балконов, подъездов, крыш, колонн, фронтонов и т. д. Как и в предыдущей группе, дома выполняют приемом плоскостного конструирования из отдельных частей (двух-трех), а также многоэтажные разного назначения (жилые дома, производственные постройки, общественные здания, облик которых все больше усложняется от занятия к занятию). В каждом городе много архитектурных сооружений, имеющих большое художественное значение, историческую ценность, которые составляют славу, гордость жителей. Изображение этих объектов не только оказывает сильное воздействие на эстетическое воспитание дошкольников, но и содействует их патриотическому воспитанию. С детства следует воспитывать у детей любовь к своему родному городу, селу, чувство гордости за красоту его облика, уважение к труду людей, которые строят новые дома, обновляют старые, содержат их в чистоте и порядке. Эта работа непосредственно связывается с основными задачами ознакомления детей с окружающим, с родным краем, Родиной. На прогулках, экскурсиях, в процессе рассматривания картин, диафильмов, иллюстраций происходит расширение представлений ребенка о родной стране. Большую помощь в этом оказывают беседы, рассказ воспитателя, рассматривание альбомов «Москва — столица нашей Родины», «Ленинград», «Мой родной край». Воспитатель отбирает соответствующий материал для изображения в аппликациях Московского Кремля, Дворца съездов, Смольного в Ленинграде, Ленинского мемориала в Ульяновске, а также сооружений своего родного города, поселка, села. Однако воспитателям следует учесть, что передача этих объектов в аппликации возможна только в том случае, если дети все это видели в натуре или по телевизору, на больших цветных иллюстрациях, иначе перенос содержания в детские работы будет механическим. Так, Смольный известен всему миру как штаб Октябрьской революции. В актовом зале Смольного была провозглашена Советская власть, приняты ленинские Декрет о мире и Декрет о земле, избрано первое Советское правительство во главе с В. И. Лениным. Дорог сердцу каждого советского человека Московский Кремль. Здесь жил и работал В. И. Ленин. К 100-летию со дня рождения В. И. Ленина на его родине в городе Ульяновске был создан величественный ансамбль — Ленинский мемориал. Его основное сооружение, приподнятое над землей на столбах, создает торжественный и возвышенный архитектурный образ. Светом и солнцем пронизан Музей В. И. Ленина в Ташкенте, представляющий собой органический сплав^националь-ного зодчества с современными достижениями архитектуры. На рис. 61 даны варианты аппликаций, в которых представлены здания Ленинского мемориала в Ульяновске и Музея В. И. Ленина в Ташкенте. При подборе заготовок для этих аппликаций воспитатель учитывает пропорциональные особенности частей. Можно также изобразить здание Дворца съездов. Воспитатель готовит четыре прямоугольника разного размера двух цветов. Первый из них берется примерно в соотношении 12x8 см (белая основа постройки); второй прямоугольник — 7,5X15 см (серый цвет); третья заготовка должна быть равной 3,5X7,5 см (белый цвет) и последний прямоугольник размером 1,5x10 см (серый цвет). Самый большой прямоугольник наклеивают на голубой фон примерно в середине листа. Вторую заготовку разрезают на узкие полосы. Эти полосы наклеивают на белый Рис. 61. Архитектурные сооружения: 1) Дворец съездов, 2) Ленинский мемориал в г. Ульяновске, 3) Смольный, 4) Музей В. И. Ленина в Ташкенте прямоугольник в виде опорных колонн, оставляя между ними равные промежутки. Входные двери помещают в середине нижнего края, а сверху выделяют длинный выступ с просветом, над которым приклеивают красный флаг. Его цвет можно повторить дополнительными наклейками красных маков или тюльпанов в вазонах, которые располагают симметрично по бокам основной аппликации. Таким путем достигается композиционное и цветовое единство образа. Здание Смольного состоит из двух взаимосвязанных частей. Центр сооружения в свою очередь делится еще на две части. В верхней половине располагается ряд колонн, поддерживающих треугольный фронтон. Нижняя часть представляет прямоугольную основу с рядом арочных проемов. Боковые постройки здания должны симметрично повторять друг друга слева и справа. Они образуются путем сочетания арок и окон. Исходя из этих деталей, воспитатель готовит для аппликации желтую и белую бумагу, а также голубой фон. Соотношение заготовок по величине, как и в других подобных случаях, может быть различным. Это зависит от размера аппликации. Если берется альбомный лист бумаги, то соотношение фигур по величине должно быть следующим: для центральной части нужны два прямоугольника размером 5X15 и 5X13 см. Колонны дети вырезают из заготовки, размер которой учитывает ширину колонн (по 1,5 см). Арочные проемы вырезают шире — по 2 см, а по высоте 5 см с закругленными углами в верхней части. Фронтон получают из двух наклеенных друг на друга треугольников. Боковые прямоугольные выступы здания составляют из двух квадратов, расположенных друг над другом, с окнами и арочными проемами. Примерные размеры таких квадратов по сторонам — 4 см. Красный флаг над Смольным, елочки, цветы вокруг здания в сочетании с бело-желтым цветом здания на голубом фоне неба придают аппликации красочное и торжествеиное звучание. Конструкция главного сооружения Ленинского мемориала в г. Ульяновске отличается четкими пропорциями простых геометрических форм. В аппликации это получается путем комбинирования прямоугольников разной длины, ширины и положения в пространстве. Их пропорции можно представить следующим образом: основа здания —• прямоугольник размером 6x18 см; опорные колонны — полоски размером 1,5x5 см и полоска фундамента размером 2x18 см с полосками-ступеньками. В верхней части постройки наклеивают полоски на двух уровнях — выступающие детали внутренних помещений — Большого и Торжественного залов. Музей В. И. Ленина в Ташкенте также изображают путем комбинации прямоугольников и узких полос. Главная часть помещения — это прямоугольник 7X17 см, а опорная часть Рис. 62. Сказочный домик берется как 4Х 13 см с фундаментом 2Х18 см и полоской верхнего яруса 2,5X9 см. Входные двери наклеивают из трех прямоугольников, максимально приближенных друг к другу. Орнамент оформления основной части состоит из узких перекрещивающихся полос, располагаемых между вертикальными галереями. Эти здания дети оформляют силуэтами елочек, цветочных клумб» газонов, флагами. Можно при этом использовать вечернее освещение, вспышки огней салюта, звездное небо. Такой творческий подход к выполнению аппликаций активизирует самостоятельность ребят. Они используют свои впечатления о прогулке, экскурсии, празднике, виденном на улицах города и по телевизору. Формированию творческих способностей ребенка способствуют также задания, связанные с отображением сказочного содержания в аппликациях типа «Терем-теремок», «Сказочный дворец*. Здесь дети могут творчески применять запас знаний и навыков, более свободно трактовать образ, использовать яркие сочетания цветов, смело сопоставлять формы, декоративные элементы: башни, купола, крылечки, ставни, балконы. Волыпую помощь им оказывают специально подобранные иллюстрации, наборы разноцветной и разнофактур-ной бумаги, а также поощрение педагогом их самостоятельности в поиске путей решения задания и анализ результатов их творчества. Один из вариантов выполнения аппликации «Терем-теремок» показан на рис. 62. Такая аппликация может служить украшением уголка для игр. Большую роль в развитии художественных и конструктивных особенностей детей подготовительной к школе группы играет изображение разных видов транспорта, которые создаются из отдельно вырезанных частей: «Грузовик», «Автобус», «Легковая машина», «Теплоход плывет по реке», «Самолет» и т. д. В процессе изготовления аппликации воспитатель раскрывает перед детьми возможности передачи специфических особенностей машин не только по окраске их основных частей, вели-чины, но и по их назначению. Так, грузовики могут быть фургонами для перевозки молока, мебели, рефрижераторами с разной формой кузова, кабины, количеством и расположением колес. Для перевозки пассажиров используются многоместные автобусы, микроавтобусы, маршрутные такси, разные марки легковых машин (рис. 63). С детьми седьмого года жизни продолжается работа по овладению приемами создания симметричных изображений путем сгибания бумаги (бабочки, фигуры человека реальной и сказочной трактовки). На рис. 64—66 представлены образцы аппликаций, которые выполняют путем сгибания заготовки бумаги пополам: с последующей детализацией изображения, дополнительным вырезанием и наклеиванием частей лица, Рис. 63. Машины Рис. 64. Варианты декоративного оформления бабочек одежды, украшений. Кроме того, дети учатся создавать аппликации приемами многократного сгибания бумаги по окружности несколько раз для передачи повторяющихся частей (цветы, снежинки). Из них получают предметные и декоративные композиции с последовательным усложнением приемов сгибания и вырезания отдельных элементов: четырех-, восьми-, трех-, шести- и пятилепестковые формы {рис. 67—70). Для выполнения таких композиций каждый ребенок должен уметь красиво вырезать элементы, подбирать цвета, объединять их в узорной или предметной форме на прямоугольнике, квадрате, овале, многоугольнике, розете, а также силуэтах фартуков, платков, полотенец, подносов и т. д. Эти задания дети воспроизводят по образцу, варьируя элементы по цвету, величине, расположению, ориентируясь на словесную инструкцию воспитателя или по собственному замыслу. Особенно поощряются работы ребенка, в которых он проявляет много выдумки, творчества, фантазии. Наиболее сложной программной задачей для детей является овладение умением вырезать на глаз силуэты сложных предметов (рыбы, птицы, звери). Например, постепенно усложняя конфигурацию частей, изменяя окраску, дети учатся вырезать образы реальных и сказочных птиц. Так можно научить детей наклеивать силуэты синички, пингвина, снегиря, попугая, обобщенно передавая особенности строения их тела, расположения и цветового взаимодействия отдельных частей. На рис. 71, 72 показано, как в общий силуэт вписываются отдельные детали. Можно создать и сказочную птицу в виде Золотого петушка или Жар-птицы (рис. 73). Здесь детям надо дать возможность реализовать свое представление о необычайно яркой, фантастической птице, украсить ее силуэт разными узорами, элементами. Широко трактуя данное воспитателем задание, дети могут создавать целые картины, взаимосвязанные сюжетные аппликации. Они звучат примерно так: «Рыбки плавают в воде», «Воробьи клюют зерна», «Зайцы в лесу», «Весенняя песня скворца», «Золотая рыбка в бушующем море» (рис. 74, 75). Особенно трудно детям передавать движение фигур. Для этого надо научиться трансформировать форму, приводить образ в динамическое состояние. Например, чтобы показать в аппликации бегущего в лесу зайца, его силуэт следует вытянуть по горизонтали, все части подчинить динамике движения, т. е. придать телу особый изгиб. Внимание ребенка фиксируется на особенностях такой трансформации: передние ноги вытягиваются вперед, а задние назад, уши прижимаются к спине, тело выгибается дугой (рис. 76). Такой анализ дается на основе рассматривания иллюстрации. Умение трансформировать форму закрепляется на других занятиях, когда дети выполняют задания типа «Белки прыгают с ветки на ветку», «Цирк зверей». Рис. 65. Снегурочка Рис. 66. Дед Мороз
Рис. 67. Узоры из четырехлепестковых цветков и листьев на круге и квадрате Рис. 68. Узоры из многолепестковых ^цветков на круге и полосе
Рис. 69. Гвоздики и васильки Рис. 70. Шиповник расцвел Занятия аппликацией а детском саду
Рис. 71. Пингвиненок. Синичка Рис. 72. Попугай. Снегирь
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|