Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Занятия аппликацией в детском саду 5 глава




На занятии «Флажки на ниточке» фигуры раскладывают и наклеивают, чередуя по цвету на горизонтальной прямой, а «Бусы на елку» — по полукругу. Этим занятиям должны предшествовать игры с плоской мозаикой, которые учат ре­бенка приемам сочетания фигур по форме, цвету, величине, взаимному расположению на плоскости. А непосредственно на занятиях по аппликации наряду с раскладыванием элементов дети наклеивают их в порядке чередования друг за другом: «Флажки сначала надо разложить к ниточке слева направо от той руки, которой придерживаете полоску бумаги (показ). На­до положить красный флажок, а рядом с ним синий, а потом опять красный и синий. Вот какая красивая получилась гир­лянда из красных и синих флажков. Они ровно висят на ниточке слева направо. Чтобы не упали, нужно наклеить флажки. Сначала берем красный флажок, который лежит с краю. Его надо положить на подкладку цветной стороной вниз, вот так. Кисточку опускаем в чашечку с клеем, лишний клей отжимаем о край чашечки и намазываем флажок от середины к краям, чтобы каждый уголок и середина были намазаны клеем. Потом осторожно двумя руками следует взять флажок за края и положить туда, где он лежал. Затем прижать сал­феткой, чтобы флажок хорошо приклеился. Так же надо на­мазать и приклеить желтый флажок, потом опять красный и опять желтый. Вот как хорошо приклеились все флажки! Получилась красивая гирлянда*-.

Таким же образом происходит объяснение задания при наклеивании «Елочных бус» (рис. 23, 2). Малыши могут вы­брать варианты наклеивания бус: по прямой горизонтальной линии или по полукругу, дуге.

В конце учебного года во второй младшей группе дети должны научиться располагать предметы на линии земли в нижней части листа, чему способствуют задания типа «Елка растет в лесу», «Колобок катится по дорожке», «Желтые оду­ванчики расцвели на поляне», «Огурцы растут на грядке», «Грибы растут в лесу» и др. Некоторые варианты их трактовки



 

Рис. 23. Аппликации зимней тематики: 1) «Маленькая елочка зимой», 2) «Разно­цветные бусы не елке», 3) «Снежный ком на дороге».



Рис. 24. Аппликации весенней тематики: 1) «Светит красное солнышко», 2) «Льдины на реке», 3) «Цветы расцвели»


Рис. 25., Аппликации летней тематики: 1) «Одуванчики расцвели», 2) «Веселый колобок», 3) «Грибы растут на поляне»


в аппликациях показаны на рис. 23—25. Ребята учатся не только располагать предметы на горизонтальной прямой ли­нии, но и устанавливать связь между предметами и образами по величине (грибы большие и маленькие, цветы высокие и низкие), варьировать окраску, сочетать ее с цветом основы аппликации (на зеленой поляне красные шляпки грибов или на зеленом лугу желтые шарики одуванчиков и т. д.). При наклеивании этих предметов воспитатель должен закреплять у детей пространственные ориентировки (в середине, рядом, слева, справа, внизу, вверху).

Знания и умения конкретизируются на занятиях по орна­ментальной аппликации, где ребенок учится более точно рас­полагать элементы узора, вырезанные в форме знакомых ге­ометрических фигур, наклеивать по углам квадрата, в середине и по окружности круга, по горизонтали полоски, сочетая фор­мы, цвета, чередуя элементы по величине. Например, дети оформляют узором «Платочек для мамы», «Тарелочку для собачки», «Шарфик для куклы».

Таким образом, используя интересное, доступное и разно­образное содержание, воспитатель последовательно и плано­мерно формирует у детей программные умения и навыки по аппликации. В помощь педагогу предлагается образец состав­ления перспективного плана занятий с детьми четвертого года жизни (с. 71). В этот план не включены занятия по замыслу, поэтому воспитатель должен планировать их примерно один раз в два месяца.

СРЕДНЯЯ ГРУППА (пятый год жизни)

Основные программные задачи по аппликации в этой груп­пе направлены на обучение детей умению правильно вырезать фигуры, пользоваться ножницами, сжимая и разжимая ры­чаги, чтобы получить ровный разрез по прямой или косой линии, закруглять углы заготовок четырехугольной формы при изображении предметов круглой и овальной формы.

В связи с расширением знаний ребенка о таких свойствах предметов, как форма, строение, величина, их пространствен­ное расположение на бумаге,, происходит усложнение заданий по аппликации. Это касается конструкции предметов, решения более сложных композиционных и колористических задач при оформлении работ. Воспитатель учит детей более точно выре­зать и наклеивать сначала простые формы, в основе которых лежит квадрат, прямоугольник, треугольник. Их можно ис­пользовать при составлении орнаментальных композиций для украшения шарфика, тарелки, коврика, дорожки, а также отображать такие предметы, как кубики, платочки, косынки и т. д. Затем ребят учат вырезать отдельные части и состав­лять из них более сложные предметы (домик, скворечник,


Примерный перспективный план занятий по аппликации во второй младшей группе

 

Время проведение занятия Тема занятия Программные задачи Материал Подготовка к занятию Приемы обучения
Сентябрь Яблоки рас­сыпались Вызвать у детей ин­терес к аппликации: раскладыванию и на­клеиванию кругов раз­ного цвета по всему листу. Закреплять наз­вания цветов. Учить приемам намазывания и наклеивания Круги красного, зеленого, желтого, цветов. Белый фон. Клей, кис­точки, подкладка, салфетка Рассмотреть ябло­ки, выделить форму, цвет. Активизиро­вать слова: круглый, красный, зеленый и др. Игровой прием (зайка приносит яб­локи, предлагает сло­жить в корзину). По­каз приемов выпол­нения
Сентябрь Арбузы боль­шие и малень­кие Закреплять приемы раскладывания и на­клеивания фигур. Учить сопоставлять предметы по величине. Обращать внимание на аккуратность в работе с материалами Зеленые круги разного размера. Белый фон. Мате­риалы для наклеи­вания Принести большой и маленький арбуз. Сравнить их по вели­чине. Разрезать и уго­стить детей Объяснение зада­ния, показ приемов сопоставления форм. Помощь детям и по­ощрение их за акку­ратность
Октябрь Листья летят за ветром Учить наклеивать раз­ноцветные листья в направлении друг за другом. Закреплять приемы намазывания и наклеивания фигур, их сочетания по цвету Силуэты крас­ных, зеленых, жел­тых листьев. Си­ний фон Наблюдать за лис­топадом (как летят листья друг за дру­гом). Поиграть с ле­тящими листьями, собрать букет Предложение вспомнить и пока­зать, как летели лис­тья. Показ образца. Помощь детям в рас­положении и наклеи­вании фигур

          Продолжение
Время проведения занятия Тема занятия Программные задачи Материал Подготовка к занятию Приемы обучения
Октябрь Сложи ябло­ки в корзину Учить наклеивать фи­гуры горкой, красиво располагая и сочетая их по цвету. Закреп­лять навыки аккурат­ности. Воспитывать ин­терес к содержанию аппликации Разноцветные круги. Листы с на­клеенными силуэ­тами корзин на го­лубом фоне Организовать игру „Кто быстрее соберет яблоки в корзину горкой". Обратить внимание на то, что яблоки не должны рассыпаться Игровой прием (собрать яблоки в корзину для куклы). Показ приема рас­кладывания
Ноябрь Праздничные шары летят к небу Учить наклеивать круги снизу вверх на разном уровне, краси­во сочетая фигуры по цвету. Вызвать радост­ное ожидание праздни­ка Разноцветные круги, узкие по­лоски -ниточки. Голубой фон Организовать игру с шарами, просле­дить, как они подни­маются к небу (вы­ше — ниже) Указание порядка раскладывания и на­клеивания фигур на разном уровне по об­разцу
Ноябрь Флажки на ниточке Способствовать ус­воению порядка чере­дования форм по цве­ту на прямой линии. Закреплять приемы наклеивания в опре­деленном направлении Наборы флаж­ков двух цветов. Белый фон Рассмотреть гир­лянду из флажков, отметить их чередо­вание по цвету Предложение.сде­лать гирлянду д*ш украшения уголка\ Помощь в ее выпол­нении

Декабрь


Елка в лесу


Научить украшать силуэт елки снежин­ками, располагая их на ветках; восприни­мать красоту компо­зиции


Силуэт елки, об­резки белой бума-


Прочитать стихо­творение Е. Трутне­вой „Елка". Рассмот­реть елку, покрытую снегом


Игровой прием (снеговик приносит пакет с елками, что­бы дети украсили их)


 


Декабрь


Бусы на елку


Закреплять умение чередовать круги по прямой и дуге, созда­вая ритмичные компо­зиции. Развивать само­стоятельность в выбо­ре цветов, составлении композиции


Силуэт елки с наклеенными пря­мыми и дугооб­разными полоска­ми. Круги двух цветов


Вместе с детьми на­низать бусы на нитку, чередуя по цвету. Ук­расить елку


Игровой прием (найти спрятанные елочки и украсить их бусами). Показ при­ема чередования кру­гов


 


Январь


Шарфик для куклы


Учить составлять узор, сочетая круги и квадраты на полосе, подбирать их по цвету. Развивать самостоя­тельность


Разноцветные круги и квадраты. Белые, красные полоски


Показать шарфик, выделить особеннос­ти его узора


Игровой прием (приходит кукла, де­ти для нее украшают шарфик)


 


Январь


Снежный ком на дороге


Учить располагать фигуры в нижней части листа — на полосе зем­ли; аккуратно их на­клеивать, сочетая с цветом фона; укра­шать композицию об­резками - снежинками


Белый круг, бе­лые обрезки. Си­ний фон


Организовать игру в снежки, слепить снежный ком, пока­тать по дорожке. Ак­тивизировать всех детей


Рассматривание комка, сделанного из ваты, катание его по столу. Показ при­емов выполнения ра­боты


Продолжение

 

Время проведения занятия Тема занятия Программные задачи Материал Подготовка к занятию Приемы обучения
Февраль Снеговик Продолжать учить наклеивать фигуры в нижней части листа, составлять из двух-трех частей. Закреп­лять последователь­ность намазывания и наклеивания Белые круги разного диаметра. Синий или голу­бой фон Слепить на участке снеговика из трех ша­ров, поиграть с ним Предложение вспомнить, какого снеговика слепили на участке, и наклеить такого же из трех кругов. Помощь де­тям
Февраль Башенка из кубиков Закреплять у детей умение составлять предмет из частей раз­ной величины путем их наклеивания друг на друга; подбирать цвета Квадраты разной величины и цвета. Белая основа Организовать игры с кубиками. Обра­тить внимание детей на порядок их распо­ложения (снизу вверх) Показ последова­тельности расклады­вания и наклеивания форм. Помощь детям
Март Платочек — маме Закреплять умение строить узор, распола­гая круги, квадраты разного цвета по уг­лам, в середине квад­рата. Воспитывать за­ботливое и вниматель­ное отношение к мате­ри Круги, квадраты разного цвета. Бе­лые квадраты для фона Разучить стихи о маме. Вызвать жела­ние сделать для мамы подарок,чтобы доста­вить ей удовольствие Варианты образцов. Показ приемов орна­ментации квадрата. Помощь при выпол­нении работы

 

Март Светит яркое солнышко Учить составлять ап­пликацию из частей (наклеить круг, а во­круг полоски — лучи на одинаковом рас­стоянии друг от друга) Красный круг, полоски-лучи. Бе­лый или голубой фон Спеть песенку „Све­тит солнышко в окошко". Активизи­ровать слова: красное, солнышко, ласковое, теплое Показ: солнышко большое, лучи расхо­дятся во все стороны. Раскрытие приемов выполнения задания
Апрель Льдины на реке Учить располагать фигуры по всему лис­ту, группируя по очер­таниям, величине (большие, маленькие) Белые четырех­угольники. Синий фон Наблюдать за ледо­ходом, отметить, что плывут большие и маленькие льдины Показ свободной компоновки фигур, оставляя пространст­во
Апрель Красный цветок Учить составлять цве­ток из четырех кру­гов-лепестков с се­рединой на стебле с листьями; располагать его в центре листа. Вызвать желание кра­сиво выполнять ап­пликацию, аккуратно пользоваться материа­лами Круги красного, желтого цветов, полоска-стебелек, листья. Голубой фон (или белый, серый) Рассмотреть цве­ток, выделить лепест­ки, серединку, сте­бель. Полюбоваться им, увидеть красоту расцветки и располо­жения частей Показ последова­тельности расклады­вания и наклеивания цветка. Помощь в ра­боте, поощрение ре­зультата

Продолжение

 

Время проведения занятия Тема занятия Программные задачи Материал Подготовка к занятию Приемы обучения
Май Одуванчики расцвели на лугу Научить создавать не­сложную композицию на листе из цветов раз-ной величины с круг­лыми желтыми голов­ками, расположенны­ми на стебле. Акти­визировать самостоя­тельность детей в на­клеивании фигур, их сочетаниях Желтые круги разного размера, зеленые полоски. Синий или зеле­ный фон Организовать про­гулку на луг, в парк. Собрать небольшой букет цветов, укра­сить группу. Прочи­тать стихотворение Е. Серовой „Одуван­чик" Игровой прием (приходит кукла, де­ти дарят ей цветы на день рождения). По­каз образца, поощре­ние самостоятельно­сти
Май Грибы рас­тут в лесу Закреплять умение составлять предметы из частей (ножка, шляпка), располагать их на одной линии с учетом величины. Ак­тивизировать приобре­тенный ранее опыт Силуэты крас­ных, желтых шля­пок и ножек. Об­резки бумаги. Зе­леный фон Поиграть с грибком (игрушкой), рассмот­реть иллюстрации. Показать шляпку и ножку гриба Загадывание загад­ки: „Стоит Антошка на одной ножке". По­каз составления гриб­ка из. двух частей. Помощь детям.

ворота), а также сочетать их друг с другом по величине (домик большой, а рядом ворота, они ниже домика).

В аппликациях дети должны уметь объединять композиции по окраске, по способам пространственного расположения на поверхности листа бумаги определенного формата, что дает возможность выполнять задания разного характера (предмет­ные, тематические и орнаментальные), дифференцировать спе­цифические задачи для каждого из них в процессе обдумы­вания будущего изображения, его вырезания и наклеивания.

Прежде чем обучать дошкольников вырезанию ножницами, необходимо закрепить их умение раскладывать и наклеивать готовые формы на примере составления узоров из геометри­ческих или. растительных элементов (одно-два занятия в на­чале учебного года). Так, можно предложить ребятам украсить узорами платочек или фартук для куклы, давая им возмож­ность самостоятельно выбрать заготовку по форме, окраске, отобрать элементы для украшения, по-своему скомпоновать их по цвету, расположению. Если малыш выбрал белый квадрат, чтобы оформить его в виде платочка, то он может взять ма­ленькие цветные квадраты и расположить их по углам основ­ной заготовки. Между квадратами будут хорошо смотреться чередующиеся красные и синие фигуры. Когда же для укра­шения ребенок берет полоску — шарфик красного цвета, то воспитатель помогает ему ритмически повторить по всей длине поставленные на угол квадраты, сочетая зеленые и желтые тона (белые и черные; черные и зеленые).

Чтобы осуществить такой выбор, надо заранее иметь ва­рианты заготовок и отдельные элементы разных цветов и ве­личин для их сопоставления при создании орнамента. Воспи­татель оказывает детям помощь в выборе фона, узорного ре­шения, варьировании фигур по количеству, форме, окраске, ритму. На рис. 26 представлены варианты аппликаций разной степени трудности. Дети самостоятельно по предложенным мотивам комбинируют квадраты различного размера и цвета, а также треугольники и круги.

В начале занятия воспитатель дает словесную инструкцию. Например, если ребенок выбрал для упражнения платок (квад­ратную основу), то ему предлагается использовать сочетание больших и маленьких элементов (квадратов другого цвета) либо дополнить узор треугольниками (рис. 26, 1, 2). Для ор­наментации косынки (треугольника) лучше взять круги, а между ними прикрепить треугольники (рис. 26, 3). А круглые тарелочки, подносы дети могут украсить орнаментом из ма­леньких кружочков, чередуя их по цвету, или построить из них другую узорную композицию (рис. 26, 4, 5).

Когда дети овладеют приемами раскладывания и накле­ивания форм, их внимание сосредоточивается на приемах пользования ножницами при вырезании элементов для ап­пликации. Этот процесс требует значительного напряжения,



 

Рис. 26. Украшение узором платочков, косынки, тарелок


внимания и воли. Чтобы облегчить его, воспитатель первона­чально упражняет ребенка в разрезании узких полосок попе­рек однородными движениями ножниц, выполняя игровое за­дание: вырезать билетики для игры в «театр», «цирк», чеки для игры в «магазин», талоны для игры в «больницу», про­ездные билеты для игры в «автобус» и т. д. Игровая форма результатов вырезания повышает интерес ребенка к этому про­цессу, в непринужденной игровой обстановке он легче усва­ивает приемы использования нового инструмента, приспосаб­ливает свои движения, чтобы научиться управлять ножница­ми. Детям обязательно надо давать хорошо разработанные ножницы, чтобы их рычаги легко раздвигались и не создавали дополнительные трудности.

Педагог наблюдает за работой каждого ребенка, оказывает ему своевременную помощь, поощряет его усилия, поддержи­вает желание научиться правильно, красиво вырезать фигуры (чтобы их контуры были ровными и не махрились).

В качестве упражнения для рук необходимо давать ребятам задания, требующие выполнения нескольких одинаковых вы­резок. В данном случае происходит закрепление движений и их совершенствование. С этой целью можно использовать орнаментальные построения, а также предметные изображе­ния, состоящие из нескольких однородных частей. Например, при вырезании окон двух-трехэтажного дома берут полоску бумаги определенной длины и ширины и разрезают ее поперек на несколько частей на равном расстоянии друг от друга. Их наклеивают на прямоугольник, соблюдая ритмичность распо­ложения: через отведенные интервалы в один, два или три ряда (соответственно количеству этажей дома).

Таким же образом выполняют аппликации окон автобуса или троллейбуса, а также праздничной гирлянды из флажков. Здесь нужно чередовать фигуры по окраске, создавать яркое звучание украшения. Поэтому воспитатель заранее готовит разноцветные полоски, а дети выбирают из них наиболее яр­кие, понравившиеся и учатся чередовать их при наклеивании на фон по типу гирлянды или на подставке с использованием флагштоков разной высоты, или на палочках и т. д. Возмож­ность трактовки содержания аппликации подчеркивается при формулировке задания: «Праздничные флаги», «Флаги, ко­торые мы видели на площади», «Праздничная гирлянда из разноцветных флажков» (рис. 27).

На последующих занятиях по аппликации детей обучают более точно вырезать прямоугольную форму, дифференциро­вать прямоугольник, квадрат, полоску. Основой для вырезания этих фигур является полоса бумаги разной длины и ширины. Так, прямоугольник получают при разрезании полосы 3x12 см на две части, а деление каждой из них еще пополам позволяет получить по два квадрата, которые затем накле­ивают для украшения конца полотенца или шарфика.


Рис. 27. Разные виды флажков


8]

Можно изменять величину элементов или придавать им разное положение, например поместить в ряд большие и ма­ленькие поставленные на угол квадраты, чередуя их еще и ло цвету (на белом фоне полотенца красные и зеленые фигуры; синие и оранжевые; красные и желтые). Это задание требует от ребенка соблюдения следующих условий: вырезать несколь­ко одинаковых форм, самостоятельно регулировать их коли­чество в зависимости от построения узора, сочетать элементы по размеру и окраске. Предоставление самостоятельности в выборе цвета фона и заготовок для частей украшения позво­ляет детям творчески подходить к созданию орнамента, ис­пользовать разные варианты его трактовки.

Закреплению умения изображать квадраты и составлять из них многообразные комбинации служат аппликации, группи­руемые из отдельных частей по типу мозаики. Каждому ре­бенку дают разноцветные полоски одинакового размера, из которых он получает квадратики, и объединяют их в виде узоров или предметных изображений на разном по форме и цвету фоне (рис. 28). Такие мозаики дети выполняют само­стоятельно в свободное время. Для этого в групповой комнате организуется отдельный уголок — зона, где размещают необ­ходимые для работы материалы. Их разноцветие и многооб­разие побуждают ребенка создать панно для кукольного угол­ка, оформить узором фартук или платье, приготовить поздра­вительную открытку к празднику и т. д.

Из квадрата путем разрезания его пополам по диагонали слитным движением ножниц получают два треугольника. Обы­чно такой прием дети осваивают довольно легко и быстро. Но, несмотря на это, его надо закреплять на нескольких занятиях, срхраняя интерес дошкольника к процессу изображения и его результату. Это достигается подбором интересных заданий: «Косынки для матрешек», «Шалаши в лесу», «Елочка».

Наряду с однородными частями й аппликациях применяют и сочетания прямоугольных, квадратных, треугольных фигур. Так вырезают и наклеивают рыб, объединяя поставленный на угол квадрат (тело) и треугольник (хвост) или два треуголь­ника — большой и поменьше (рис. 29). Чтобы достичь боль­шего сходства с образом рыбки, дополнительно наклеивают крупные глаза, полоски или чешуйки из цветной бумаги. Осо­бенно нарядно можно выполнить аппликацию на тему «Ак­вариум», где на синей или голубой плоскости дети распола­гают больших и маленьких рыб с треугольным или квадрат­ным телом желтого, красного, оранжевого, серого цвета в со­четании с зелеными водорослями, камешками на дне и т. д. (рис. 30). Для получения такой композиции воспитатель го­товит фон с наклеенными силуэтами водорослей, камней, ра­кушек, а дети приклеивают между ними рыб разного цвета и величины. Здесь каждый ребенок может проявить свою твор­ческую активность: по-своему изменить направление движе-




 


 


Рис. 28. Мозаичная аппликация из разноцветных квадратов


Рис. 29. Приемы вырезания треугольников и вариантов рыб из квадратов и треугольников


Рис. 30. Рыбки в аквариуме


ния рыбок, сделать их побольше, поменьше, использовать де­коративные наклейки (полоски, кружки-чешуйки).

Разнообразные комбинации фигур и частей вырезают для выполнения задания «Красивые ворота» (рис. 31). Эстетиче­ский эффект детских аппликаций зависит от правильно вы­резанных составных элементов (прямоугольных, квадратных и треугольных частей). При выполнении задания детей не следует ограничивать предложенными образцами; надо дать им возможность попробовать разные приемы чередования форм по высоте, ширине, использовать симметричное распо­ложение частей слева и справа. Следует также поощрять по­пытки каждого ребенка найти удачную цветовую гамму для ворот. Их части. могут быть по тону контрастными (красные и синие; оранжевые и зеленые; красные и желтые; голубые и темно-синие; розовые и темно-красные) или более близких сочетаний (желтые и зеленые; оранжевые и желтые).

Усложнение конструкций аппликации возможно при со­здании домов разного типа: домик для куклы, конура для собачки, скворечник для птички (рис. 32). Из показанных вариантов дети могут выбрать один для исполнения, внести какие-то изменения в его трактовку. В зависимости от вы­бранной конструкции домика меняется набор заготовок для аппликации. Так, для кукольного домика готовят два квадрата разного размера (10X10 см и 8,5X8,5 см) и полоску (3X5 см). Сочетания тонов могут быть синий с голубым или крас­ный с зеленым. Большой квадрат наклеивают в центр осно­вы ближе к ее нижнему краю. Квадрат поменьше дети должны разрезать пополам по диагонали, чтобы получить треугольную крышу домика. А окна вырезают из полоски серого цвета, рассекая ее пополам. Обрезки цветной бумаги используют для украшения домика: крыши, стен, наличников. Каждый ребенок делает это по-своему.

Конура для собачки создается таким же образом, но вместо окон дети должны вырезать и наклеить круглый или полу­круглый лаз (можно дать и готовый круг или полукруг). Основу скворечника составляет прямоугольник. Одна из узких его сторон обрабатывается косыми срезами с одной и другой стороны так, чтобы получилось треугольное заострение. Затем по его скату с двух сторон наклеивают узкие полоски, обра­зующие наклон крыши. Круглое отверстие также наклеивают из готовой формы, а затем приклеивают горизонтальную по­лоску (ступеньку) и вертикальную палочку для прикрепления скворечника. Здесь детям надо дать возможность применить разные цветосочетания: корпус скворечника может быть жел­тым или оранжевым с черным отверстием и ступенькой; по­лоски крыши в этом случае тоже могут быть черными, чтобы получилось более строгое оформление аппликации. Решение возможно дать и наряднее: с использованием нескольких цве­товых акцентов.




 




 


 


Рис. 31. Красивые ворота


Рис. 32. Кто живет в этом доме: 1, 2) домики для кукол, 3) скворечник, 4) конура для собачки


На других занятиях в конце учебного года дети выполняют дома сельского типа с трапециевидной крышей, рядом окон, расположенных по горизонтали, верандой, воротами, забором и т. д. Так же вырезают и наклеивают из частей различные хозяйственные постройки: гараж, сарай, птичник, беседку. Этим занятиям предшествуют прогулки, экскурсии на птич­ник, ферму (в сельской местности) или рассматривание иллю­страций, картин, чтобы у детей создались яркие представления о характерных признаках сооружений.

Дети данного возраста осваивают вырезание округлых форм (круг, овал) путем плавного закругления углов квадрата и прямоугольника при изображении различных предметов про­стого и сложного строения (воздушные шары, арбуз, башенка из шаров, снеговик, кукла-неваляшка, цветок).

Первоначально дети учатся вырезать полукруг. Для этого им дают прямоугольник, углы одной из сторон которого надо закруглить. Так получают шляпки грибов, абажуры для све­тильников, половинки мячей разного цвета, шары-вкладыши, дно лодки и т. д. (рис. 33). В этих аппликациях надо ком­бинировать окраску и величину полукруглых форм, включать декоративные элементы: полоски, горошинки, треугольники, квадраты.

Вырезание полного круга сначала осваивается и закрепля­ется путем изображения нескольких однородных предметов, например воздушных шаров. В этом случае дети имеют воз­можность упражняться в приемах плавного закругления всех углов квадрата, варьируя его размер и окраску. Ребенок может сам определить количество шаров, их цвет и величину, отбирая нужные заготовки для аппликации.

Воспитатель следит за работой детей, показывает, каким движением нужно повернуть заготовку бумаги, чтобы она за­круглилась. В процессе упражнений в вырезании надо закреп­лять это движение.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...