Занятия аппликацией в детском саду 9 глава
Рис. 73. Сказочные птицы: 1) Золотой петушок, 2) Жар-птица Рис. 74. Весенняя песня скворца
Выбор темы позволяет детям самим определить количество персонажей, их позы, взаимосвязь друг с другом, место действия, композиционный и цветовой строй аппликации. Постановку и решение задач на занятиях воспитатель должен тесно связывать с уровнем развития изобразительных и технических умений каждого ребенка, кругом его интересов, общими задачами воспитания и развития детей данного возраста. Исходя Рис. 76. Приемы вырезания сидящего и бегущего зайца из этого определяется объем аппликации, ее техническое и художественное совершенство. В подготовительной к школе группе большое место зани Коллективная аппликация «На стройке» (рис. 77) должна отразить процесс современного строительства домов, использование различных технических средств: машин, подъемных кранов, экскаваторов. В ходе работы дети обязательно должны сопоставлять части композиции по цвету, величине. Воспитатель следит, чтобы они правильно размещали и составляли отдельные предметы, сочетая их с другим предметным окру-
Рис. 77. Стройка Рис. 78. Сказочный город жением. Можно показать, например, как вырезать окна дома, чтобы сразу получить раму со стеклами. Для этого берут два прямоугольника или квадрата разного цвета и размера. Меньшую фигуру разрезают по длине на две неравные части. Затем их наклеивают на другую форму заготовки, так, чтобы со всех сторон остались одинаковые по ширине кромки. Такие окна клеят на отдельные блоки дома, из которых затем собирают всю постройку (этот процесс дети наблюдают на стройке). «Сказочный город» (рис. 78) создается путем комбинации различных по конструкции домов, башен, стен, отличающихся декоративной трактовкой, обилием архитектурных деталей в виде круглых и заостренных куполов, зубчатых стен с бойницами, сводами, воротами, решетчатыми окнами по типу замков, укрепленных городов, крепостей. Иллюстрации к сказкам, репродукции, подборки открыток дают детям возможность реализовать в аппликации ассоциативные образы. Советский психолог Л. С. Выготский писал: «...Творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прежнего опыта человека, потому что этот опыт представляет материал, из которого создаются построения фантазии. Чем богаче опыт человека, тем больше материал, которым располагает его воображение»1. Принимая во внимание это положение, воспитатель при оценке результата детских работ отмечает аппликации тех детей, кто наиболее ярко и полно применил творческую фантазию и получил оригинальные комбинации форм, частей, окраски. Поэтому условия задания нацеливают не на повторение какого-то образца, а на его творческую интерпретацию.
Оригинальную трактовку может иметь и тема «Подводное царство». Здесь дети должны воплотить свои представления, сформированные в результате чтения художественных произведений, рассматривания картин, наблюдений за жизнью рыб в аквариуме, просмотра телепередач (рис. 79). Перед занятием в ходе беседы воспитатель уточняет знания и представления детей по теме, дополнительно рассказывает о подводном царстве, показывает характерный иллюстративный материал. Напоминает, что в аппликации необходимо отразить разновидности рыб по размеру, форме, окраске, которые плавают среди подводных растений, кустов кораллов, морских животных. Красочность такого панно достигается правильным, гармоничным подбором цветного материала, контрастным сопоставлением форм, цветов, величин, многообразием конфигурации изображаемых объектов. Так, рыб лучше изображать приемом силуэтного вырезания на глаз, тогда как морскую звезду — путем складывания квадрата на десять частей в установленной последовательности. Отдельно вырезают водоросли, камни, ракушки. Дети вместе обсуждают, как раз- 1 Выготский Л, С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психологический очерк.— М., 1967.— С. 10. Рис. 79, Подводное царство местить предметы на листе бумаги с учетом удаленности изображения дна от нижнего края листа, чтобы его заполнить равномерно и красиво. Аппликация на тему «Лебединое озеро» (рис. 80) проводится после наблюдения за этими величавыми птицами в зоологическом саду или парке. Если нет такой возможности, то меняется формулировка темы: «Утки на пруду», «Гуси плавают в реке». Эти композиции дети должны трактовать творчески: наклеивать лебедей плывущими навстречу друг другу или ныряющими, подплывающими к домику, догоняющими друг друга. Можно их располагать попарно на переднем и заднем плане фона. Дополнительно вырезают камыши, кувшинки, водные лилии, которые усиливают цветовое звучание аппликации на синей или голубой основе. Большой интерес для детей представляет аппликация «Пингвины на льдине» (рис. 81). Темный фон бумаги имитирует полярную ночь, глубину и черноту которой нарушают яркие вспышки северного сияния. Они позволяют увидеть черно-белых пингвинов, играющих на серо-голубых обломках льдин. В такой зримой форме дошкольники могут воссоздать свое представление о суровой природе Севера, сформированное по рассказам, кино- и диафильмам, иллюстрациям в книгах.
Овладение разными приемами вырезания дает возможность включать в содержание коллективных аппликаций также изображения различных зверей, что позволяет полно и интересно передавать содержание знакомых сказок, рассказов, отображать свои наблюдения, воспоминания об экскурсии в зоопарк, на скотный двор и т. д. Такими темами могут быть сюжеты из сказок «Колобок», «Кот, петух и лиса», «Три медведя», «Два жадных медвежонка», басни «Ворона и Лисица», «Лиса и Журавль», рассказ «Дед Мазай и зайцы», а также темы, связанные с личным опытом ребенка: «Зоопарк», «Цирк зверей», «Карусель», «Скотный двор». «Карусель» создается путем изображения ряда фигур разных животных, объединенных ярким куполом над ними (рис. 82). В детских аппликациях можно изменять как сами фигуры, так и порядок их расположения. Так, вместо коня можно вырезать и наклеить оленя, -а вместо верблюда — вояка или медведя. Силуэты этих зверей дополнительно оформляются декоративной упряжью, нарядно одетыми куклами-седоками. Участники занятия должны сами совместно решить все эти задачи, обсудить план предстоящей работы, четко выполнить каждую часть задания, согласовывая друг с другом свои действия. Большой простор для творческого решения аппликации представляет тема «На экране цветного телевизора». В процессе подготовки дети получают возможность выбрать интересное содержание: эпизод из мультфильма, циркового пред- Рис. 80, Лебединое озеро Рис. 81. Пингвины на льдине Рис. 82. Карусель ставления, передачи «Спокойной ночи, малыши», «Ребятам о зверятах», «В гостях у сказки». Сам фон, оформленный в виде экрана телевизора, нацеливает ребенка на придумывание оригинального содержания, которое дети вместе обсуждают, анализируя трактовку каждого эпизода, действий персонажей, детали их одежды, окружающую обстановку.
На экране телевизора малыши часто видят, как отправляется в звездное путешествие космический корабль, они знают многих космонавтов, ждут их возвращения на Землю. Поэтому одно из занятий можно посвятить теме «Здравствуй, Земля!*. Космонавтов следует изображать в скафандре с приветственно поднятой рукой на фоне космического корабля. Вся композиция ярко освещается солнцем, что создает радостное настроение. На рис. 83 представлена аппликация с решением этой темы. Но такое решение не может быть единственным. Вместе с детьми воспитатель должен обсудить и другие ее варианты. Выполнение этого задания следует планировать в апреле, ближе к Дню космонавтики. Дети подготовительной к школе группы должны широко отражать в коллективных аппликациях картины природы, ее изменения по сезонам. Обычно такие задания выполняются в итоге проведения определенной работы — это целенаправленные наблюдения в течение сезона, труд детей в природе, игры, занятия по различным разделам программы, в том числе и по изобразительной деятельности. Поэтому тематика коллективных заданий по аппликации должна звучать примерно так: «Золотая осень», «Урожай», «Зимние картинки», «Зимние забавы», «Весна», «Лето». Каждая из этих тем может быть по-разному интерпретирована: дети сами отбирают фон и предметы, сочетая их по форме, окраске. Так, в теме «Осень» можно показать изменение окраски деревьев, отлет птиц в теплые края, уборку богатого урожая овощей, фруктов. «Зимние картинки» дети могут изобразить в виде снежных лесных сугробов, между которыми выделяют силуэты елочек, деревьев, зайцев, резвящихся на полянке. «Весной» прилетают птицы, они вьют гнезда на деревьях, цветут сады, зеленеют парки, леса, начинаются сельскохозяйственные работы в поле. Интересны варианты изображения в аппликации летних наблюдений в природе. Это может быть небольшая лесная поляна, где растут грибы, ягоды, цветы, или берег пруда, где растут лилии, камыши, прыгает лягушка, на травинке сидит стрекоза и т. д. В каждом случае воспитатель учит детей видеть красоту природы, воспринимать ее многообразные формы, цвета, оттенки, любовно передавать в аппликации наиболее интересное, яркое, применяя разные приемы вырезания или обрывания бумаги. Кроме сюжетно-тематических заданий, коллективно созда- Рис. 83. Здравствуй, Земля! Рис. 84. Украшение подноса ются декоративные аппликации: орнаментальные композиции в виде панно, ковров, подносов со свободным объединением элементов. Так, на рис. 84 на черном фоне подноса ярко смотрятся красные декоративные цветы, которые сочетаются в круговом расположении с желтыми бутонами и зелеными листьями. В ходе работы дети могут самостоятельно составить композицию украшения подноса, выбрать другие декоративные формы, варьировать их цветовые сочетания.
Коллективная аппликация, сделанная детьми подготовительной к школе группы, применяется в оформлении игр, кукольных спектаклей, вечеров развлечений, праздников, в украшении помещений детского сада и участка. Сама подготовка к празднику или вечеру развлечения должна быть организована так, чтобы стать важным стимулом предстоящего радостного совместного труда детей. Это — определяющее условие подъема творческих сил ребенка. У него рождаются остроумные решения, проявляются склонности, дарования, желание придумать что-то оригинальное. Этому также содействуют правильно подобранные изобразительные материалы, которые даются в свободное распоряжение детей, творческая атмосфера занятий, поощрение самостоятельной художественной деятельности. Аппликация вне занятий Разнообразные виды изобразительной деятельности, в том числе и по аппликации, находят широкое применение не только на занятиях, но и в свободное время, в процессе самостоятельного художественного творчества детей. В ходе организации такой работы воспитатель должен стремиться к тому, чтобы каждый ребенок имел возможность удовлетворить свою склонность к излюбленному виду деятельности — рисованию, лепке, аппликации, художественному конструированию и т. д., испробовать разные приемы и способы изображения предметного мира. Интерес к. творческой работе, который зарождается у детей на занятиях по аппликации, в самостоятельной деятельности получает свое дальнейшее разностороннее развитие и углубление. При такой организации свободного времени ребенок может наиболее полно и всесторонне усвоить программу, приобщиться к миру прекрасного, овладеть новыми видами техники и обработки материалов для осуществления творческих задач. Кроме того, для педагога — это эффективный путь развития художественных способностей дошкольников, изучения их индивидуальных склонностей и интересов. Самостоятельная изобразительная деятельность направлена на развитие умения свободно и творчески применять Примерный перспективный план занятий по аппликации в подготовительной к школе группе О
Продолжение
Продолжение
и совершенствовать приобретенные знания, умения, навыки, художественный опыт, приспосабливать их к разным условиям, в которых ребенок может действовать, а следовательно, способствует формированию социально активной личности. Руководство воспитателя в данном случае заключается в предварительном планировании и организации условий (в частности предметной среды), стимулирующих самостоятельную деятельность, помогающих реализовать интерес и фантазию детей. При этом надо помнить, что отношение и воспитателей, и родителей к творчеству ребят должно быть весьма благожелательным. Свободная изобразительная деятельность требует соответствующего оборудования, разнообразия материалов, удобного и привлекательного их размещения с тем, чтобы каждый ребенок соответственно своему замыслу и желанию мог выбрать материал, апробировать его и получить наиболее удовлетворительный результат. Таким образом создается поисковая ситуация в совместном или индивидуальном творчестве. Для работы старшие дети обычно объединяются по подгруппам (по пять — семь человек) по принципу общности и направленности интересов, взаимной симпатии, желания освоить новую технику исполнения, новые материалы, которых не было на занятиях. Так, в аппликации, кроме цветной бумаги, можно широко применять фактурную бумагу, ткани, природный материал (цветные камешки, ракушки и др.). Наряду с традиционной техникой аппликации путем вырезания и наклеивания изображений на основу дети могут выполнять мозаики, создавать изображения из бумаги по типу витража. Ознакомление с разнообразными материалами и техникой аппликации расширяет кругозор ребенка, обогащает его эстетическое чувство. Он становится способным ставить и решать более сложные изобразительные задачи, находить оригинальные решения. Рассмотрим некоторые виды аппликации, применяющиеся в самостоятельной художественной деятельности детей старшего дошкольного возраста. Наиболее характерные из них — коллаж, мозаика и витражи. Коллаж создают путем прикрепления к плотной нейтрального тона основе материалов, отличающихся фактурой, цветом и способом соединения. Так, для коллажа берут бумагу разной плотности и окраски, ткани, кожу, мех, вырезанные картинки, фотографии и по-разному их группируют, комбинируют друг с другом. Для этого используются разные отходы, старые кожаные сумки, фетровые вещи, кружева, нитки и т. д. Бумажные части коллажа соединяются с основой резиновым клеем. Он эластичен, быстро сохнет, не коробит бумагу, не оставляет пятен. При исправлении изображения отдельные части можно снять, заменить другими, не сдвигая остальных фигур. Кусочки ткани прикрепляют крахмальным клеем, а меховые и кожаные детали — клеем БФ-2. В технике коллажа выполняют несложные тематические композиции в виде панно или оригинальных фризов. Они могут найти применение в художественном оформлении детского сада. Поэтому такие панно должны быть хорошо оформлены, обклеены, окантованы, вставлены в раму или натянуты на плотную основу. Оригинальные композиции можно создать также из пуха камыша (рогоза) или тополя, опилок. Они дают рельефную поверхность изображения, которое четко выделяется на яркой по цвету и мягкой по фактуре плоскости ворсовой бумаги или плотного картона. Так, из пуха камыша или тополя изображают цыплят, мохнатую собачку, медвежонка, длинноухого зайку, забавного Чебурашку, Винни-Пуха, цветы одуванчика. Выполнение таких своеобразных аппликаций начинают с наметки на основе контура изображаемой фигуры. Затем ее поверхность намазывают конторским клеем и сверху накладывают пух растрепленного камыша (рогоза). Глаза животных обозначают накладными бусинками, пуговицами, семечками яодсолнуха или зернами кукурузы. Таким же способом создают панно из опилок или битой яичной скорлупы. Наряду с натуральным цветом опилок или скорлупы можно применять и окрашенный материал. Для этого используют анилиновые красители разных оттенков, чтобы изобразить цветы шиповника, веточку сирени, разноцветную бабочку, снегиря или яопугая. Дополнительно наклеивают умело засушенные веточки, листья, цветы. Детям следует постоянно раскрывать возможности применения тех или иных материалов, их мноообразные комбинации. Это повышает интерес ребят к процессу художественного труда и его результату. Одним из доступных и интересных для дошкольников видов В первом случае мозаику создают по типу техники монументальной живописи, когда изображение создается из кусочков твердых цветных материалов: поделочного камня, перламутра, эмали, смальты (непрозрачные куски стекла). Эти кусочки подбирают по цвету, пригоняют друг к другу и укрепляют на поверхности стены, пола, потолка цементным раствором или специальной мастикой, а затем отшлифовывают. Технология изготовления мозаики из бумаги, конечно, значительно проще и может быть использована детьми. Детали мозаики вырезают из цветной бумаги разной фактуры: мато- вой, глянцевой, бронзовой, серебристой и т. д. Можно применять и разноцветную фольгу. Чем разнообразнее такой набор материалов по цвету и качеству, тем более интересной, оригинальной может быть готовая работа. Вырезанные элементы в форме квадратов, треугольников, коротких полос, трапециевидных фигур подбирают в соответствии с формой и цветом изображаемого предмета, его частей, заполняют ими контуры фигуры и прикрепляют на плотную основу клеем, сваренным из картофельного, рисового или кукурузного крахмала. Молено использовать и резиновый клей, но нельзя применять конторский или силикатный, чтобы не допустить обесцвечивания бумаги. Намазывать клеем надо небольшие части изображения и после выкладывания фигур прижимать их чистой тряпочкой. Так можно сложить и наклеить отдельные предметы или целые картинки (цветы, бабочки, жуки, рыбки, грибы, пестрый луг, лесная полянка, сценки из сказок, мультфильмов), составить узорные композиции.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|