Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Занятия аппликацией в детском саду 9 глава




Рис. 73. Сказочные птицы: 1) Золотой петушок, 2) Жар-птица


Рис. 74. Весенняя песня скворца



Рис. 75. Рыбка в бушующем море

Выбор темы позволяет детям самим определить количество персонажей, их позы, взаимосвязь друг с другом, место дей­ствия, композиционный и цветовой строй аппликации. Поста­новку и решение задач на занятиях воспитатель должен тесно связывать с уровнем развития изобразительных и технических умений каждого ребенка, кругом его интересов, общими за­дачами воспитания и развития детей данного возраста. Исходя



 

Рис. 76. Приемы вырезания сидящего и бегущего зайца

из этого определяется объем аппликации, ее техническое и художественное совершенство.

В подготовительной к школе группе большое место зани­
мают коллективные аппликации. В них усложняется характер
выполнения заданий по содержанию и по техническим при­
емам передачи изображения, а также предоставляется детям
большая самостоятельность в выборе материала, в трактовке
темы. Старшие дошкольники способны творчески решить за­
дание, проявить инициативу, выдумку, оказать помощь своим
товарищам, сообща решить поставленные задачи. Поэтому
формулировка задания должна давать простор развитию дет­
ской фантазии, способствовать применению объема знаний и
умений для отражения явлений окружающей природы, обще­
ственной жизни, содержания литературных произведений.
Этим особенностям отвечают темы: «На стройке*, «Сказочный
город», «На экране цветного телевизора», «Дно морское», «Ле­
бединое озеро», «Пингвины на льдине», «Карусель», «Цирк
зверей», ;

Коллективная аппликация «На стройке» (рис. 77) должна отразить процесс современного строительства домов, исполь­зование различных технических средств: машин, подъемных кранов, экскаваторов. В ходе работы дети обязательно должны сопоставлять части композиции по цвету, величине. Воспита­тель следит, чтобы они правильно размещали и составляли отдельные предметы, сочетая их с другим предметным окру-


Рис. 77. Стройка



Рис. 78. Сказочный город



жением. Можно показать, например, как вырезать окна дома, чтобы сразу получить раму со стеклами. Для этого берут два прямоугольника или квадрата разного цвета и размера. Мень­шую фигуру разрезают по длине на две неравные части. Затем их наклеивают на другую форму заготовки, так, чтобы со всех сторон остались одинаковые по ширине кромки. Такие окна клеят на отдельные блоки дома, из которых затем собирают всю постройку (этот процесс дети наблюдают на стройке).

«Сказочный город» (рис. 78) создается путем комбинации различных по конструкции домов, башен, стен, отличающихся декоративной трактовкой, обилием архитектурных деталей в виде круглых и заостренных куполов, зубчатых стен с бой­ницами, сводами, воротами, решетчатыми окнами по типу зам­ков, укрепленных городов, крепостей. Иллюстрации к сказкам, репродукции, подборки открыток дают детям возможность ре­ализовать в аппликации ассоциативные образы. Советский пси­холог Л. С. Выготский писал: «...Творческая деятельность во­ображения находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прежнего опыта человека, потому что этот опыт представляет материал, из которого создаются построения фан­тазии. Чем богаче опыт человека, тем больше материал, ко­торым располагает его воображение»1.

Принимая во внимание это положение, воспитатель при оценке результата детских работ отмечает аппликации тех детей, кто наиболее ярко и полно применил творческую фан­тазию и получил оригинальные комбинации форм, частей, окраски. Поэтому условия задания нацеливают не на повто­рение какого-то образца, а на его творческую интерпретацию.

Оригинальную трактовку может иметь и тема «Подводное царство». Здесь дети должны воплотить свои представления, сформированные в результате чтения художественных произве­дений, рассматривания картин, наблюдений за жизнью рыб в аквариуме, просмотра телепередач (рис. 79).

Перед занятием в ходе беседы воспитатель уточняет знания и представления детей по теме, дополнительно рассказывает о подводном царстве, показывает характерный иллюстратив­ный материал. Напоминает, что в аппликации необходимо отразить разновидности рыб по размеру, форме, окраске, ко­торые плавают среди подводных растений, кустов кораллов, морских животных. Красочность такого панно достигается правильным, гармоничным подбором цветного материала, конт­растным сопоставлением форм, цветов, величин, многообрази­ем конфигурации изображаемых объектов. Так, рыб лучше изображать приемом силуэтного вырезания на глаз, тогда как морскую звезду — путем складывания квадрата на десять ча­стей в установленной последовательности. Отдельно вырезают водоросли, камни, ракушки. Дети вместе обсуждают, как раз-

1 Выготский Л, С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психологический очерк.— М., 1967.— С. 10.



Рис. 79, Подводное царство



местить предметы на листе бумаги с учетом удаленности изо­бражения дна от нижнего края листа, чтобы его заполнить равномерно и красиво.

Аппликация на тему «Лебединое озеро» (рис. 80) прово­дится после наблюдения за этими величавыми птицами в зоо­логическом саду или парке. Если нет такой возможности, то меняется формулировка темы: «Утки на пруду», «Гуси пла­вают в реке».

Эти композиции дети должны трактовать творчески: на­клеивать лебедей плывущими навстречу друг другу или ны­ряющими, подплывающими к домику, догоняющими друг дру­га. Можно их располагать попарно на переднем и заднем плане фона. Дополнительно вырезают камыши, кувшинки, водные лилии, которые усиливают цветовое звучание аппликации на синей или голубой основе.

Большой интерес для детей представляет аппликация «Пинг­вины на льдине» (рис. 81). Темный фон бумаги имитирует полярную ночь, глубину и черноту которой нарушают яркие вспышки северного сияния. Они позволяют увидеть черно-бе­лых пингвинов, играющих на серо-голубых обломках льдин. В такой зримой форме дошкольники могут воссоздать свое представление о суровой природе Севера, сформированное по рассказам, кино- и диафильмам, иллюстрациям в книгах.

Овладение разными приемами вырезания дает возмож­ность включать в содержание коллективных аппликаций так­же изображения различных зверей, что позволяет полно и интересно передавать содержание знакомых сказок, рассказов, отображать свои наблюдения, воспоминания об экскурсии в зоопарк, на скотный двор и т. д. Такими темами могут быть сюжеты из сказок «Колобок», «Кот, петух и лиса», «Три медведя», «Два жадных медвежонка», басни «Ворона и Ли­сица», «Лиса и Журавль», рассказ «Дед Мазай и зайцы», а также темы, связанные с личным опытом ребенка: «Зоо­парк», «Цирк зверей», «Карусель», «Скотный двор».

«Карусель» создается путем изображения ряда фигур раз­ных животных, объединенных ярким куполом над ними (рис. 82). В детских аппликациях можно изменять как сами фигуры, так и порядок их расположения. Так, вместо коня можно вырезать и наклеить оленя, -а вместо верблюда — вояка или медведя. Силуэты этих зверей дополнительно оформляются декоративной упряжью, нарядно одетыми куклами-седоками. Участники занятия должны сами совместно решить все эти задачи, обсудить план предстоящей работы, четко выполнить каждую часть задания, согласовывая друг с другом свои действия.

Большой простор для творческого решения аппликации представляет тема «На экране цветного телевизора». В про­цессе подготовки дети получают возможность выбрать инте­ресное содержание: эпизод из мультфильма, циркового пред-



Рис. 80, Лебединое озеро




Рис. 81. Пингвины на льдине


Рис. 82. Карусель


ставления, передачи «Спокойной ночи, малыши», «Ребятам о зверятах», «В гостях у сказки». Сам фон, оформленный в виде экрана телевизора, нацеливает ребенка на придумыва­ние оригинального содержания, которое дети вместе обсужда­ют, анализируя трактовку каждого эпизода, действий персо­нажей, детали их одежды, окружающую обстановку.

На экране телевизора малыши часто видят, как отправля­ется в звездное путешествие космический корабль, они знают многих космонавтов, ждут их возвращения на Землю. Поэтому одно из занятий можно посвятить теме «Здравствуй, Земля!*. Космонавтов следует изображать в скафандре с приветственно поднятой рукой на фоне космического корабля. Вся компози­ция ярко освещается солнцем, что создает радостное настро­ение. На рис. 83 представлена аппликация с решением этой темы. Но такое решение не может быть единственным. Вместе с детьми воспитатель должен обсудить и другие ее варианты. Выполнение этого задания следует планировать в апреле, бли­же к Дню космонавтики.

Дети подготовительной к школе группы должны широко отражать в коллективных аппликациях картины природы, ее изменения по сезонам. Обычно такие задания выполняются в итоге проведения определенной работы — это целенаправ­ленные наблюдения в течение сезона, труд детей в природе, игры, занятия по различным разделам программы, в том числе и по изобразительной деятельности. Поэтому тематика кол­лективных заданий по аппликации должна звучать примерно так: «Золотая осень», «Урожай», «Зимние картинки», «Зимние забавы», «Весна», «Лето».

Каждая из этих тем может быть по-разному интерпрети­рована: дети сами отбирают фон и предметы, сочетая их по форме, окраске. Так, в теме «Осень» можно показать изменение окраски деревьев, отлет птиц в теплые края, уборку богатого урожая овощей, фруктов. «Зимние картинки» дети могут изо­бразить в виде снежных лесных сугробов, между которыми выделяют силуэты елочек, деревьев, зайцев, резвящихся на полянке. «Весной» прилетают птицы, они вьют гнезда на де­ревьях, цветут сады, зеленеют парки, леса, начинаются сель­скохозяйственные работы в поле.

Интересны варианты изображения в аппликации летних наблюдений в природе. Это может быть небольшая лесная поляна, где растут грибы, ягоды, цветы, или берег пруда, где растут лилии, камыши, прыгает лягушка, на травинке сидит стрекоза и т. д.

В каждом случае воспитатель учит детей видеть красоту природы, воспринимать ее многообразные формы, цвета, от­тенки, любовно передавать в аппликации наиболее интересное, яркое, применяя разные приемы вырезания или обрывания бумаги.

Кроме сюжетно-тематических заданий, коллективно созда-



Рис. 83. Здравствуй, Земля!



Рис. 84. Украшение подноса


ются декоративные аппликации: орнаментальные композиции в виде панно, ковров, подносов со свободным объединением элементов. Так, на рис. 84 на черном фоне подноса ярко смотрятся красные декоративные цветы, которые сочетаются в круговом расположении с желтыми бутонами и зелеными листьями. В ходе работы дети могут самостоятельно составить композицию украшения подноса, выбрать другие декоратив­ные формы, варьировать их цветовые сочетания.

Коллективная аппликация, сделанная детьми подготови­тельной к школе группы, применяется в оформлении игр, кукольных спектаклей, вечеров развлечений, праздников, в украшении помещений детского сада и участка. Сама подго­товка к празднику или вечеру развлечения должна быть ор­ганизована так, чтобы стать важным стимулом предстоящего радостного совместного труда детей. Это — определяющее ус­ловие подъема творческих сил ребенка. У него рождаются остроумные решения, проявляются склонности, дарования, же­лание придумать что-то оригинальное. Этому также содей­ствуют правильно подобранные изобразительные материалы, которые даются в свободное распоряжение детей, творческая атмосфера занятий, поощрение самостоятельной художествен­ной деятельности.

Аппликация вне занятий

Разнообразные виды изобразительной деятельности, в том числе и по аппликации, находят широкое применение не толь­ко на занятиях, но и в свободное время, в процессе самосто­ятельного художественного творчества детей.

В ходе организации такой работы воспитатель должен стре­миться к тому, чтобы каждый ребенок имел возможность удов­летворить свою склонность к излюбленному виду деятельно­сти — рисованию, лепке, аппликации, художественному кон­струированию и т. д., испробовать разные приемы и способы изображения предметного мира.

Интерес к. творческой работе, который зарождается у детей на занятиях по аппликации, в самостоятельной деятельности получает свое дальнейшее разностороннее развитие и углуб­ление. При такой организации свободного времени ребенок может наиболее полно и всесторонне усвоить программу, при­общиться к миру прекрасного, овладеть новыми видами тех­ники и обработки материалов для осуществления творческих задач. Кроме того, для педагога — это эффективный путь раз­вития художественных способностей дошкольников, изучения их индивидуальных склонностей и интересов.

Самостоятельная изобразительная деятельность направлена на развитие умения свободно и творчески применять


Примерный перспективный план занятий по аппликации в подготовительной к школе группе


О


 

Время проведения занятия Тема занятия Программные задачи Материал Подготовка к занятию Приемы обучения
Сентябрь Фрукты, овощи, грибы (с натуры) Учить более точно пе­редавать форму, строе­ние, окраску предме­тов; располагать выре­занные элементы на основе, подбирая их по цвету, величине Прямоугольники зеленого, голубого цветов. Полоски разной окраски. Раздаточный нату­ральный материал Организовать сбор овощей, фруктов, грибов. Провести ди­дактическую игру „Чудесный мешочек" Рассматривание и анализ реальных об­разцов. Контроль за сравнением апплика­ции с натурой, опре­делением сходства
Сентябрь Осенний натюрморт Вариант: Урожай (коллективно) Учить вырезать и объединять в компо­зицию натюрморта не­сколько видов ово­щей, фруктов,грибов, ягод в сочетании с цве­тами, вазой и т. д. Желтый фон. По­лоски разноцвет­ной бумаги Рассмотреть натюр­морт П. Кузнецова „Утро", М. Сарьяна „Ереванские цветы" или К. Петрова-Вод-кина „Розовый на­тюрморт" Показ разных ва­риантов компоновки фигур. Поощрение самостоятельности детей
Октябрь Осенние цветы # Учить изображать различные цветы прие­мами симметричного вырезания Цветной фон. Разноцветные по­лоски Рассмотреть цветы, определить их фор­му, окраску Показ приемов сгибания заготовки пополам
Октябрь Наш город (поселок) готовится к празднику Учить отражать наи­более полно и вырази­тельно впечатления, полученные на прогул­ках, во время чтения, рассказывания по теме занятия Голубой фон, разноцветная бу­мага, иллюстрации Организовать про­гулку по городу. Рас­смотреть нарядно ук­рашенные улицы, дома Краткая беседа о виденном и возмож­ных вариантах вы­полнения апплика­ции. Опора на приоб­ретенные умения и знания

Ноябрь Осенние цветы (с натуры) Формировать умения вырезать и наклеивать многолепестковые цветы (астра, хризан­тема) путем склады­вания квадрата триж­ды пополам Желтый фон. Разноцветные квадраты, прямо­угольники. Образ­цы натуральных цветов Рассмотреть цветы. Выделить окраску, форму, расположе­ние лепестков Анализ натуры. Показ приема сгиба­ния квадрата трижды пополам. Инструк­ция о последователь­ности работы
Ноябрь Любимые герои мульт­фильмов Учить передавать об­раз героя мультфиль­ма, вырезая силуэт из сложенной пополам заготовки и используя дополнительные на­клейки; проявить творчество, самостоя­тельность Прямоугольники разного цвета. Об­резки цветной бу­маги Организовать бесе­ду о содержании и персонажах мульт­фильмов. Выделить особенности их внеш­ности Анализ образцов. Выбор вариантов для выполнения задания. Поощрение творчес­кой интерпретации образов
Декабрь Рыбки в аквариуме Варианты: Золотая рыбка. Дно морское Учить изображению на глаз разных по фор­ме и строению рыб. Формировать умение составлять компози­цию. Активизировать творческий подход де­тей к трактовке темы Прямоугольники голубого, сине-зе­леного цветов. Фон. Полоски раз­ного цвета Понаблюдать за рыбками в аквариу­ме. Выделить их кон­туры, окраску Показ приема вы­резания рыб. Подбор заготовок в зависи­мости от формы, строения, окраски
Декабрь Снегурочка Или: Дед мороз Учить изображать внешние особенности новогодних персона­жей, осваивать приемы симметричного выре­зания Прямоугольни­ки, квадраты го­лубого, розового, красного, синего, зеленого цветов Рассмотреть игруш­ки, обследовать их Инструкция о по­рядке и приемах вы­полнения апплика­ции. Поощрение са­мостоятельности де­тей в трактовке обра­зов


Продолжение

 

Время проведения занятия Тема занятия Программные задачи Материал Подготовка к занятию Приемы обучения
Январь Снежинки Учить вырезать сне­жинки разных форм приемом складывания квадратной заготовки на части; наклеивать их на контрастный по цвету фон Белые квадраты. Фон темно-синий, черный, темно-красный Понаблюдать за снегопадом. Рассмот­реть снежинки, отме­тить многообразие форм Показ последова­тельности сгибания квадрата для выре­зания снежинок раз­ных форм
Январь Пингвины на льдине (коллективная работа) Учить создавать ком­позицию на основе прочитанного, увиден­ного на иллюстрациях; использовать знако­мые приемы. Форми­ровать понимание эф­фективности коллек­тивного труда Темный фон. Для фигур: черная, белая и разноцвет­ная бумага Прочитать произве­дение об Антарктиде, рассмотреть иллюст­рации. Организовать просмотр телепереда­чи Показ образца, его анализ. Закрепление приемов изображе­ния. Поощрение твор­чества в процессе ра­боты
Февраль Снегири Учить передавать особенности строения, окраски снегиря при­емом силуэтного вы­резания с дополнитель­ными наклейками Голубой или ро­зовый фон. Полос­ки красного, чер­ного, белого цве-трв Понаблюдать за снегирями, выделить их отличительные особенности Краткая беседа о строении, окраске снегиря. Предложе­ние вырезать силуэты на глаз, используя дополнительные под­цветки
Февраль Зима (по замыслу) Учить отбирать со­держание аппликации и красочно его реали-зовывать, применяя знакомые приемы вы­резания, композиции и сочетания цветов Голубой, синий, розовый фон. По­лоски разноцвет­ной бумаги Провести беседу о зиме, признаках сезо­на, играх и зимних забавах Анализ вариантов трактовки темы. За­крепление приемов изображения. Акти­визация воображе­ния детей

 

Март Подарок маме Учить выполнять ап­пликацию на заранее приготовленной осно­ве в форме салфетки, полотенца, передника, используя красивые сочетания элементов узора по форме, окрас­ке, расположению Разнообразные заготовки по фор­ме, окраске. Раз­ноцветная бумага Провести беседы о маме, празднике 8 Марта. Формиро­вать желание сделать маме приятное. Заго­товить фон (по выбо-РУ) Предложение сде­лать красивый орна­мент на выбранной основе. Анализ раз­личных вариантов украшения, подбор цветовых сочетаний
Март Сказочная птица Закреплять приемы силуэтного вырезания. Творчески интерпре­тировать образ птицы Желтый фон. Заготовки разно­цветной бумаги Прочитать сказку о Жар-птице, Золотом петушке. Рассмот­реть иллюстрации разных художников Рассматривание ва­риантов аппликации. Раскрытие путей их творческого исполь­зования
Апрель Космонавт вернулся из космоса Учить отражать тему в определенной взаи­мосвязи предметов. Использовать приемы симметричного выре­зания Голубой фон. Прямоугольники оранжевого, сине­го, серебристого цветов Провести беседу о космических поле­тах, космонавтах. Рассмотреть иллюст­рации, просмотреть диафильмы Рассматривание ва­риантов аппликации. Закрепление при­емов и последова­тельности выполне­ния работы
Апрель Весенняя песня скворца Учить передавать не­сложную композицию. Закреплять приемы вырезания на глаз. Учить передавать ве­сенний колорит Голубой или се­рый фон. Прямо­угольники разно­го цвета Понаблюдать за птицами (вьют гнез­да, обживают скво­речники) Беседа о виденном на прогулке. Обсуж­дение вариантов ре­шения темы. Частич­ный показ приема вырезания птицы

Продолжение

 

Время проведения занятия Тема занятия Программные задачи Материал Подготовка к занятию Приемы обучения
Май Первое мая (по замыслу) Учить выбирать ва­рианты отражения со­держания темы, созда­вать яркую, празднич­ную КОМПОЗИЦИЮ Цветной фон. Полоски разного цвета Прочитать стихо­творения о мае, вес­не. Провести беседу о празднике, дружбе народов СССР Помощь детям в выборе интересного содержания (демон­страция, салют и т. д.). Поощрение творчест­ва. Выставка работ
Май Шиповник расцвел (с на­туры) Формировать умение более точно переда­вать особенности нату­ры; применять прием сгибания квадрата на части при изображе­нии цветка и листьев Темный фон. Ро­зовые квадраты. Обрезки зеленой бумаги Рассмотреть веточ­ки шиповника с цве­тами. Полюбоваться их красотой Анализ натуры. По­каз приема сгибания квадрата для выре­зания гштилепестни-ка. Сравнение изоб­ражения с натурой

и совершенствовать приобретенные знания, умения, навыки, художественный опыт, приспосабливать их к разным услови­ям, в которых ребенок может действовать, а следовательно, способствует формированию социально активной личности.

Руководство воспитателя в данном случае заключается в предварительном планировании и организации условий (в част­ности предметной среды), стимулирующих самостоятельную деятельность, помогающих реализовать интерес и фантазию детей. При этом надо помнить, что отношение и воспитателей, и родителей к творчеству ребят должно быть весьма благо­желательным.

Свободная изобразительная деятельность требует соответ­ствующего оборудования, разнообразия материалов, удобного и привлекательного их размещения с тем, чтобы каждый ре­бенок соответственно своему замыслу и желанию мог выбрать материал, апробировать его и получить наиболее удовлетво­рительный результат. Таким образом создается поисковая си­туация в совместном или индивидуальном творчестве.

Для работы старшие дети обычно объединяются по под­группам (по пять — семь человек) по принципу общности и направленности интересов, взаимной симпатии, желания ос­воить новую технику исполнения, новые материалы, которых не было на занятиях. Так, в аппликации, кроме цветной бу­маги, можно широко применять фактурную бумагу, ткани, природный материал (цветные камешки, ракушки и др.). На­ряду с традиционной техникой аппликации путем вырезания и наклеивания изображений на основу дети могут выполнять мозаики, создавать изображения из бумаги по типу витража.

Ознакомление с разнообразными материалами и техникой аппликации расширяет кругозор ребенка, обогащает его эсте­тическое чувство. Он становится способным ставить и решать более сложные изобразительные задачи, находить оригиналь­ные решения.

Рассмотрим некоторые виды аппликации, применяющиеся в самостоятельной художественной деятельности детей стар­шего дошкольного возраста. Наиболее характерные из них — коллаж, мозаика и витражи.

Коллаж создают путем прикрепления к плотной нейт­рального тона основе материалов, отличающихся фактурой, цветом и способом соединения. Так, для коллажа берут бумагу разной плотности и окраски, ткани, кожу, мех, вырезанные картинки, фотографии и по-разному их группируют, комби­нируют друг с другом.

Для этого используются разные отходы, старые кожаные сумки, фетровые вещи, кружева, нитки и т. д.

Бумажные части коллажа соединяются с основой резино­вым клеем. Он эластичен, быстро сохнет, не коробит бумагу, не оставляет пятен. При исправлении изображения отдельные части можно снять, заменить другими, не сдвигая остальных


фигур. Кусочки ткани прикрепляют крахмальным клеем, а меховые и кожаные детали — клеем БФ-2.

В технике коллажа выполняют несложные тематические композиции в виде панно или оригинальных фризов. Они могут найти применение в художественном оформлении дет­ского сада. Поэтому такие панно должны быть хорошо оформ­лены, обклеены, окантованы, вставлены в раму или натянуты на плотную основу.

Оригинальные композиции можно создать также из пуха камыша (рогоза) или тополя, опилок. Они дают рельефную поверхность изображения, которое четко выделяется на яркой по цвету и мягкой по фактуре плоскости ворсовой бумаги или плотного картона. Так, из пуха камыша или тополя изобра­жают цыплят, мохнатую собачку, медвежонка, длинноухого зайку, забавного Чебурашку, Винни-Пуха, цветы одуванчика. Выполнение таких своеобразных аппликаций начинают с на­метки на основе контура изображаемой фигуры. Затем ее по­верхность намазывают конторским клеем и сверху наклады­вают пух растрепленного камыша (рогоза). Глаза животных обозначают накладными бусинками, пуговицами, семечками яодсолнуха или зернами кукурузы.

Таким же способом создают панно из опилок или битой яичной скорлупы. Наряду с натуральным цветом опилок или скорлупы можно применять и окрашенный материал. Для этого используют анилиновые красители разных оттенков, что­бы изобразить цветы шиповника, веточку сирени, разноцвет­ную бабочку, снегиря или яопугая. Дополнительно наклеивают умело засушенные веточки, листья, цветы. Детям следует по­стоянно раскрывать возможности применения тех или иных материалов, их мноообразные комбинации. Это повышает ин­терес ребят к процессу художественного труда и его резуль­тату.

Одним из доступных и интересных для дошкольников видов
изобразительной деятельности является мозаика из бума­
ги. Она выполняется двумя способами: из отдельно вырезан­
ных разноцветных мелких фигур (квадраты, треугольники,
трапециевидные части, полосы) и путем прорезания несколь­
ких слоев основы в узорной форме, меняя затем детали по
цвету в прорезях фона и скрепляя их клеем. *

В первом случае мозаику создают по типу техники мону­ментальной живописи, когда изображение создается из кусоч­ков твердых цветных материалов: поделочного камня, перла­мутра, эмали, смальты (непрозрачные куски стекла). Эти ку­сочки подбирают по цвету, пригоняют друг к другу и укреп­ляют на поверхности стены, пола, потолка цементным раство­ром или специальной мастикой, а затем отшлифовывают.

Технология изготовления мозаики из бумаги, конечно, зна­чительно проще и может быть использована детьми. Детали мозаики вырезают из цветной бумаги разной фактуры: мато-


вой, глянцевой, бронзовой, серебристой и т. д. Можно приме­нять и разноцветную фольгу. Чем разнообразнее такой набор материалов по цвету и качеству, тем более интересной, ори­гинальной может быть готовая работа. Вырезанные элементы в форме квадратов, треугольников, коротких полос, трапеци­евидных фигур подбирают в соответствии с формой и цветом изображаемого предмета, его частей, заполняют ими контуры фигуры и прикрепляют на плотную основу клеем, сваренным из картофельного, рисового или кукурузного крахмала. Молено использовать и резиновый клей, но нельзя применять контор­ский или силикатный, чтобы не допустить обесцвечивания бумаги. Намазывать клеем надо небольшие части изображения и после выкладывания фигур прижимать их чистой тряпочкой. Так можно сложить и наклеить отдельные предметы или целые картинки (цветы, бабочки, жуки, рыбки, грибы, пестрый луг, лесная полянка, сценки из сказок, мультфильмов), составить узорные композиции.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...