Занятия аппликацией в детском саду 4 глава
Рис. 16. Украшение изделий по мотивам украинской художественной керамики; 1—6) элементы украшения, 7) кувшин, 8) тыква, 9) куманец, 10) баклага
Такое построение изображения предмета в аппликации учит ребенка правильно использовать материал, действовать ножницами в определенном порядке в соответствии со сложившимся образом, последовательно переходя от среза обобщенной формы к более дробному отображению специфических деталей. Тем самым нарушается традиция моментности передачи силуэта. Но это нарушение оправдывается повышением качества детских вырезок за счет более осмысленного отражения общих и конкретных признаков предмета. По такому лее принципу, вырезают силуэты рыб, птиц, зверей и т. д. При выборе заготовок для них следует зрительно соотнести расположение частей, выделить горизонтальную или вертикальную протяженность фигуры. Например, рыб вырезают из прямоугольника — полоски. Так легко передать последовательное расположение и связь основных элементов. Цвет, размеры заготовок варьируются в зависимости от разновидностей рыб и характера их трактовки (по типу народной игрушки, либо сказочный образ, либо природные разновидности). Если дети вырезают аквариумных рыб с сильно развитым хвостом и плавниками, то соответственно меняется форма бумаги, из которой дети их вырезают. Размер и форма бумага для изображения птиц и животных также берется с учетом вида и позы, нужной для передачи в аппликации. Так, лебедя вырезают из прямоугольника с соотношением сторон примерно 8ХЮ или 6X8 см. А для жирафа берут прямоугольник в вертикальном положении в соотношении сторон 1:2. Такая заготовка оказывает детям помощь в передаче вертикального расположения основной части, исходя из длины шеи и других частей тела.
На рис. 17 показаны заготовки бумаги, необходимые для вписывания в их плоскость той или иной фигуры. Здесь нее показаны приемы выделения этих частей в обобщенном виде, что служит подготовительным этапом для более дробного вырезания элементов конкретной конфигурации. Так, у рыбы намечено расположение головной и хвостовой части косыми выемками с левой и с правой стороны заготовки. Силуэт лебедя определяет характер положения шеи, головы, клюва, затем спины, хвоста. Для фигуры лисы характерно горизонтальное положение тела. Поэтому здесь выделяется расположение головы, ушей, хвоста, порядок чередования лап. Порядок расположения частей зависит также от позы, характера движения объекта. Поэтому по-разному надо подходить и к выбору заготовки. Если вырезают, например, зайца, сидящего на задних лапах, то берут прямоугольник вертикального положения. Когда же надо вырезать бегущего зайца, то бумага должна быть расположена по горизонтали. Вырезанию силуэтов птиц и зверей должны предшествовать занятия, на которых дети учатся создавать обобщенные образы по типу народных игрушек. Здесь внимание ребенка надо
Рис. 17. Выделение основных частей для вырезания сложных предметов из разных заготовок бумаги направить на отображение в аппликации самого характерного для данного вида. Например, чтобы передать образ кошки, достаточно выделить горизонтальное положение туловища, голову с треугольными ушами и приподнятый хвост. Ноги условно выделяют в виде двух опор. У жирафа изображают длинную шею с небольшой головой, ушами и острой мордой. Форму туловища подчиняют этим особенностям и устремляют в высоту, поддерживая дугообразными ногами-опорами. По этому же принципу создают силуэт оленя. У него вырезают ветвистые рога, небольшую голову, установленную на шее, а спину плавно выгибают, чтобы создать устойчивое положе-
ние всей фигуры на ногах. Каждая часть обозначается на соответствующих по форме заготовках, определяется их общий контур и расположение структурных деталей конкретной модели. При создании таких аппликаций можно менять окраску и размер бумаги, дополнять образцы декоративными наклейками, росписями, используя орнаментальные мотивы народных промыслов. Так, воспитатель может продемонстрировать образцы русского народного декоративно-прикладного искусства, отличающиеся многообразием форм и узорного убранства. Особый интерес представляют фигурки птиц, коней, оленей, выполненные из глины, дерева, или трактованные в вышивке, росписях, тканых украшениях. В большинстве случаев построение образов выражено в обобщенной форме, но в их силуэтах просто и четко передана обтекаемость тела птицы, расположение головы, крыльев, перьев, хвоста. Народные мастера отображают и характерные черты, по ним можно узнать голубя, курочку, утку, воробья. Декоративное оформление делает образы особенно яркими и нарядными, что придает некоторую сказочность, фантастичность облику многих народных изделий. Таковы игрушки, созданные мастерами Дымко-ва, Филимонова, Каргополя, предметы с хохломской, городец-кой, северодвинской росписью, вышивки Калининской, Архангельской, Новгородской областей, кружева Вологды, Ельца. Дети дошкольного возраста могут изобразить в аппликациях силуэты птиц по типу дымковской и филимоновской игрушки, хохломской и городецкой росписи (рис. 18, 1 — 6). В них дана обобщенная трактовка строения птиц, напоминающих воробья, утушку, петуха, голубя. Для таких аппликаций, как и в предыдущих примерах, вырезают общий контур, а потом наклеивают мелкие детали в соответствии с силуэтом на цветной фон и дополнительно оформляют узорной росписью или аппликацией (на выбор). Например, черный или желтый силуэт утушки расписывают мотивами ягод, травки, сочетая красные, зеленые, желтые краски (по типу хохломского орнамента). Силуэты дымковской игрушки вырезают из белой бумаги и украшают разноцветными полосками, точками, кругами. Силуэты филимоновских изделий вырезают из белой или желтой бумаги и украшают горизонтальными и вертикальными полосками, елочками, розетками в сочетаниях малинового, синего, зеленого цветов. Птицу типа голубя (городец) вырезают из голубой или светло-малиновой, розовой бумаги, а потом украшают ее точками, повторяющимися штрихами, плавно изгибающимися линиями, кружочками яркого тона с белыми оживками. Затем эту форму наклеивают на желтую или бледно-зеленую бумагу в форме разделочной доски или круглого панно и дополнительно оформляют цветочной гирляндой с мотивами купавки, розана с зелеными листьями, веточками. Один из возможных вариантов выполнения подобной работы
Рис. 18. Приемы вырезания силуэтов птиц в обобщенной форме по типу нарезных игрушек детьми можно показать на примере вырезания силуэта утуш-ки-ковша из желтой заготовки, разрисованной декоративными элементами городецкой росписи. Здесь комбинируются разные формы купавок, розана с листьями в традиционных сочетаниях голубых, темно-синих, красных, зеленых тонов с белыми оживками, черными прожилками. В процессе вырезания силуэтов птиц по мотивам народного творчества совершенствуется согласованная работа рук и глаз ребенка. Он учится изображать предмет слитным движением, не отрывая ножниц при изменении направления контура фигуры. На этой основе можно усложнить очертания аппликации, научить детей отражать конкретные признаки снегиря, голубя, зяблика и др. При этом надо уточнять не только силуэт птицы, но и такие детали, как крылья, ноги, глаза, хохолок, используя для них подходящую по цвету бумагу. Несколько силуэтов птиц представлено на рис. 19. Каждый из них можно использовать при вырезании различных пород птиц. Так, снегиря, воробья, варакушку можно изобразить по типу зарисовки 2, видоизменив этот силуэт. У снегиря вырезают более толстый клюв, а хвост опускают ниже, потом делают разноцветные наклейки из черной, красной и белой заготовки, выделяя грудь и другие детали. Изображая варакушку, грудь птицы передают более выпукло, а хвост, приподнимают кверху. На груди вырезают красивое украшение из вписанных друг в друга полукружий разного размера и цвета (сочетают
оранжевые, черные, голубые тона) и наклеивают на сероватый фон. Таким лее образом применяют остальные силуэты, видоизменяя их очертания с учетом особенностей строения знакомых детям птиц (варьируя окраску их оперения, форму и величину частей тела). Эту же последовательность усложнения очертаний силуэтных вырезок можно применять при изображении коня (рис. 20). Здесь показаны образцы аппликаций, построенных по типу дымковской игрушки и коня-качалки. Силуэты вырезок украшают узорами, дополнительными наклейками: уздечка, седло, качалка в виде радуги и т. д. (рис, 21). В процессе работы над этими аппликациями дети 6 — 7 лет осваивают контуры отдельных частей, учатся передавать общий силуэт знакомого образа, сказочного персонажа, включают его в сюжетно-тематические или декоративные компози- Рис. 19. Приемы вырезания силуэтов птиц: 1) лебедь, 2) воробей, 3) сойка, 4) варакушка, 5) кукушка
Рис, 20. Приемы вырезания коней ции, трансформируют очертания фигур для передачи взаимосвязанного содержания, по-своему трактуют цветовое решение аппликации. Например, в коллективных работах, используемых для украшения детского сада, дети могут изобразить симметрично расположенных коней с яркой цветочной гирляндой по мотивам городецкой росписи. Для этого предварительно с ними надо рассмотреть круглые панно, разделочные доски, короба, выполненные профессиональными мастерами. Следовательно, в процессе овладения приемами силуэтного вырезания у детей формируются как исполнительские, так и творческие способности, направленные на развитие умения более гибко и разнообразно применять усвоенные знания и навыки в своей изобразительной деятельности, оригинально комбинировать в аппликациях различные виды силуэтов, ярко и красочно оформлять их, свободно включать декоративные элементы. Так создается образ конька-горбунка, золотой рыбки, жар-птицы, золотого петушка, персонажей сказки «Волк и семеро козлят*, «Кот, петух и лиса» и др. Выполнению аналогичных заданий предшествует рассматривание иллюстраций в книгах, репродукций с картин художников, диафильмов, эстампов, скульптур. Воспитатель в каждом случае должен акцентировать внимание детей на том, как по-разному изображается один и тот же объект, тем самым стимулируя и направляя творческий подход к аппликации. Некоторые черты сказочности могут быть подчеркнуты выбором цветной бумаги, наклеиванием элементов в несколько слоев путем их яркого сопоставления.
Итак, путь овладения силуэтным вырезанием у дошкольников проходит в направлении от умения передавать в аппликациях обобщенный образ по типу народных игрушек к отражению реальных черт птиц, рыб и других животных и, на-
Рис. 21. Конь-качалка
конец, к творческому переосмыслению их особенностей при изображении сказочных персонажей. Организация обучения в указанной последовательности помогает детям овладеть умением более точно и разнообразно отражать в аппликациях предметные объекты различной степени сложности, которые затем объединяются друг с другом в сюжетных и декоративных работах. Здесь внимание дошкольников переключается с техники вырезания на установление взаимосвязи между предметами и персонажами по величине, пространственному расположению на бумаге, колориту. Обучение аппликации в разных возрастных группах детского сада ПЕРВАЯ МЛАДШАЯ ГРУППА (третий год жизни) В группах детей третьего года жизни занятия по аппликации не предусмотрены «Программой воспитания и обучения в детском саду». Поэтому работа воспитателя главным образом направляется на подготовку каждого ребенка к овладению новым видом изобразительной деятельности в процессе игр с элементами плоской мозаики. Эти элементы воспитатель вырезает из плотной бумаги либо картона в виде несложных силуэтов отдельных предметов или их частей в форме прямоугольника, треугольника, круга, желательно ярких расцветок (красный, синий, зеленый, желтый). Во время игр-занятий подгруппа из четырех-пяти детей под руководством воспитателя учится раскладывать фигуры в определенном порядке, составлять силуэт предмета из двух-трех частей, соотносить их по форме, окраске, величине, пространственному расположению. Воспитатель своим примером побуждает детей к действиям с различными фигурами. Он сидится вместе с детьми за стол, берет фигуры и начинает их раскладывать, поясняя свои действия: «Сделаю дорожку. Возьму один зеленый квадрат, к нему положу еще один такой же, потом еще. Вот какая получилась прямая, длинная дорожка. По ней побежит зайчик. Вот он*. Тут же привлекает одного из детей к обыгрыванию действия: «Возьми зайчика и покажи, как он побежит по зеленой дорожке — прыг-скок». Каждому ребенку нужно дать возможность поиграть с зайчиком, провести его по дорожке, а воспитатель в это время приговаривает: «Вот как зайчик бежит по прямой дорожке». В следующий раз педагог вместе с малышами составляет из частей домик для куклы, организуя игровую ситуацию: приходит кукла, просит детей сделать для нее домик. Она говорит, что у нее есть квадрат, треугольник и еще маленькие квадратики для окон. Начинается рассматривание фигур, отмечается их название, цвет. Воспитатель говорит: «Поможем кукле Кате. Сделаем для нее домик, в котором она будет жить». Затем, привлекая к действию детей, взрослый ставит квадрат — стены дома, потом треугольник — крышу и ряд окон. Участие детей заключается в том, что они подают воспитателю отдельные детали. Он тут же уточняет их форму, цвет и назначение: «Подай, пожалуйста, зеленый треугольник. Это у нас будет крыша домика» и т. д. Постепенно дети приучаются выполнять отдельные задания по указанию взрослого: «Разложи красные шарики друг за другом на полоске», «Подбери большие и маленькие флажки». Из бумаги с ворсистой поверхностью создаются элементы мозаики для составления несложных узорных композиций, основу которых составляют геометрические фигуры (круги, квадраты) или растительные формы (листья, цветы, ягоды). Воспитатель показывает приемы ритмичного повторения на полосе разных элементов, раскрывает возможности их чередования по цвету, форме, величине: красный кружок, потом синий кружок, опять красный и синий; большой красный цветок и маленький зеленый листок, затем еще такой же красный цветок и зеленый листок и т. д. При повторении за взрослым узорных композиций необходимо поощрять самостоятельность ребенка в выборе и сочетании элементов, обращать его внимание на красоту компоновки, на яркость и разнообразие форм. Другой набор мозаики должен быть сюжетного характера. Для этого вырезают цветные силуэты знакомых детям образов, персонажей из сказок, песен, мультфильмов. Воспитатель вместе с детьми разыгрывает сценки на сюжет песенки или сказки. Например, интересно можно организовать занятие на тему песни «Вышла курочка гулять». Для занятия готовится большой зеленый лист ворсистой бумаги — лужок и силуэты курочки, цыплят, цветов, жуков. На зеленый лужок сначала накладывают силуэт курочки. В пространстве листа размещают яркие цветы, жуков. Воспитатель побуждает детей к разнообразным действиям с предметами: они передвигают фигуры, то сближая их, то отдаляя. При этом малыши повторяют за взрослым слова знакомой песенки: Вышла курочка гулять, Свежей травки пощипать, А за ней ребятки, Желтые цыплятки. Цыплята на лугу появляются по одному и располагаются вокруг силуэта курочки. Затем воспитатель говорит: «Разбежались цыплята по лугу, щиплют травку, рассматривают красивые цветы — красные, синие, желтые, а потом опять бегут к маме-курочке. Она зовет их: кво-кво-кво». В соответствии со словами воспитателя дети совершают те или иные действия: раскладывают по всему листу цветы, располагают между ними цыплят или помещают их друг за другом либо противопоставляют друг другу (бегут навстречу, разбегаются в разные стороны), закрепляя эти действия в речи. Используя фигуры зверей, можно разыграть сценки из сказки «Колобок», показать, как он катится по дорожке, как встречается с зайцем, волком, медведем, лисой, какую он поет им песенку. Воспитатель предлагает детям поместить колобка на линию дорожки, рядом с ним расположить друг за другом силуэты зверей (в последовательности их появления по тексту). Малыши вместе с воспитателем воспроизводят диалог колобка с персонажами сказки, передвигая их по поверхности бумаги и создавая различные ситуации: поворачивают фигуры друг к другу, устанавливают порядок их появления и показывают, как они уходят. Здесь важно активизировать каждого ребенка, дать ему то или иное игровое задание: «Покажи, как колобок катится по дорожке», «Спой песенку колобка, а остальные дети, подпевайте», «Помести зайца около колобка и покажи, как они идут навстречу друг другу» и т. д. Игры с мозаикой должны включать также задания, которые требуют от ребенка умения составить предмет из отдельных частей. Формулировка задания помогает правильно отобрать части, соединить их между собой, сочетая форму, цвет: «Составь мячик из двух половинок красного и синего цвета» (сочетание цветов каждый раз должно варьироваться); «Сделай башенку из больших и маленьких кружков», «Составь гирлянду из разных по цвету круглых бусинок — красных и зеленых (синих и желтых и т.д.)»; «Укрась елочку шариками — большими и маленькими, красными и желтыми»; «Надень красные шляпки грибов», «Расположи флажки на ниточке друг за другом». Итак, выполняя задания, ребенок учится подчинять свои действия указанию воспитателя, правильно и целенаправленно отбирать формы, соотносить их по цвету, величине, дифференцировать и называть цвета, формы, величинные соотношения (по признаку контрастности), располагать в указанном порядке. И все это делается в непринужденной, игровой исполнительской форме.. Основная цель этих упражнений: воспитать у детей интерес к действиям с вырезанными фигурами, вызвать желание самостоятельно сделать из них какие-то предметы, составить простейшие комбинации. Такие игры-занятия с мозаикой проводятся примерно один-два раза в месяц во второе полугодие, когда у малышей сформируется сенсорный опыт, обогатятся знания об окружающих предметах и средствах их образной передачи. ВТОРАЯ МЛАДШАЯ ГРУППА (четвертый год жизни) На занятиях по аппликации дети учатся называть, раскладывать и наклеивать в определенном порядке вырезанные воспитателем бумажные фигуры. При этом они должны сочетать и чередовать их по цвету, величине, составлять предмет из двух и более частей, соблюдая последовательность наклеивания на основу. Воспитатель закрепляет представления о форме круга, четырехугольника, об основных цветах (красный, синий, зеленый, желтый), некоторых оттенках (розовый, голубой), о величине в контрастных сопоставлениях (большой — маленький, высокий — низкий). У детей развивается интерес к занятиям по аппликации, формируется аккуратность и самостоятельность в использовании таких материалов, как бумага, заготовки фигур для наклеивания, клей, кисточка, тряпочка. Большое внимание уделяется закреплению приемов раскладывания фигур и их наклеивания на основу. Для этого каждый ребенок должен освоить целый комплекс последовательно осуществляемых действий: правильно держать кисть и набирать клей, лишний клей снимать о края розетки, при намазывании клеем поворачивать фигуру цветной стороной вниз, класть ее на подкладку, равномерно наносить клей от середины к краям формы, придерживая ее левой рукой. После этого кисть кладут на подставку, а намазанную фигуру осторожно берут обеими руками и помещают ее туда нее, где она лежала до наклеивания. Затем аппликацию прижимают чистой салфеткой, снимая выступающий клей. С первых занятий воспитатель должен приучать детей соблюдать правила аккуратности: не набирать на кисть слишком много клея, после намазывания ставить кисть на подставку, намазывать формы только на подкладке, при наклеивании прижимать фигуру салфеткой, а не ладонью. Об этом надо напоминать ребятам как во время объяснения задания, так и в ходе его выполнения. Воспитатель контролирует их работу, дополнительно показывает, поправляет, помогает им грамотно справляться с заданием, поощряет достижения, активизирует самостоятельность каждого ребенка. Чтобы такая работа доставляла детям удовольствие и оказывала положительное воздействие на их воспитание и развитие, надо продумывать занимательную форму выполнения задания, использовать игровые приемы: игровые действия (собрать в корзину яблоки, найти спрятанную игрушку, взять и раскрыть конверт, пакет и т. д.), игровой образ (приходит кукла, или мишка, или Петрушка на занятие и дает детям задание), обыгрывание полученных результатов (подарить аппликацию кукле, мишке, маме и т. д.). В этом плане большое значение имеет привлекательность материала, используемого на занятиях. Так, фигуры для наклеивания вырезают из бумаги ярких расцветок, клей разливают в удобные розетки с низкими краями, кисточки дают с хорошим ворсом, подкладку берут чистую, яркой расцветки, основу для аппликации подбирают соответствующего цвета, чтобы вызвать у ребенка различные предметные ассоциации: с небом (голубая окраска), лугом (зеленая бумага). Место расположения этих материалов на столе должно быть постоянным и удобным для пользования, что приучает ребенка к порядку, культуре рабочего места. Например, подкладка, на которой намазывают фигуры, всегда должна находиться слева от основы аппликации; подставка для кисточек помещается справа, а коробка или блюдце с набором фигур должны быть посредине стола. Клейстер лучше давать тогда, когда все части аппликации дети уже разложили в указанной последовательности. Такой порядок приучает ребенка выполнять задание точно, без излишней торопливости. При выборе содержания аппликаций для младших дошкольников следует исходить из особенностей развития их мышления, учитывать его конкретно-образный характер. Дети с большим интересом раскладывают и наклеивают знакомые им предметы, комбинируют их по признаку цвета, формы, величины. Например, для ребенка круг ассоциируется с шарами, яблоками, арбузами, апельсинами. Так, он учится определять и их форму: круглый апельсин, шар; четырехугольный платок, сторона кубика, тележки и др. Уточняется и название цвета, происходит обучение сочетанию предметов по окраске: «Желтые листья красиво выделяются на темной земле», «Желтые звезды ярко светят на синем небе», «Белый снежный ком хорошо виден на синей бумаге». Контрастные сочетания тонов бумаги с фоном позволяют ярче выделить изображение. На листе можно также расположить предметы разного цвета: «Воздушные шары красные, синие, зеленые, желтые летят к голубому небу» или «Разноцветные огоньки праздничного салюта ярко выделяются на синем небе». По мере овладения умением сочетать различные цвета детям дается возможность более свободного выбора фигур, вырезанных из бумаги разной окраски. Так, малыши могут выбрать и наклеить разноцветные шары, кубики, праздничные флажки, огоньки. К этим занятиям следует готовить материал разного цвета, чтобы каждый ребенок мог выбрать наиболее понравившиеся по цвету формы. Так стимулируется активность дошкольников, формируется их самостоятельность и творчество. В большинстве случаев для аппликаций дают цветной фон. Он позволяет не только создавать красочные композиции, яркие и выразительные образы, но и выражать определенную предметную ситуацию: на голубом небе белеют облака, падают снежинки на землю, ярко светит солнце, горят огни салюта; на зеленом фоне располагают желтые круги одуванчиков, красные шапки грибов. Эти сочетания выпукло выделяют очертания предметов и преобразуют основу аппликации, которая становится местом действия (то небом, то лугом, то широкой гладью реки или песчаным берегом). Содержание аппликации необходимо связывать с непосредственными наблюдениями, сезонными изменениями природы, праздниками, играми. Например, осенью дети собирают и рассматривают листья, овощи, фрукты, цветы, ягоды. Свои впечатления о празднике Октября выражают при наклеивании разноцветных флажков, шаров, ленточек. Огромное эмоциональное воздействие оказывает на ребенка празднование Нового года. Это и нарядная елка в блеске огоньков, бус, шаров, и сказочный Дед Мороз со Снегурочкой, и забавный Петрушка. В своих аппликациях младшие дошкольники могут передать следующие мотивы: «Маленькая елочка зимой», «Бусы на елку», «Украсим елочку огоньками и бусами». Многие темы связывают с зимними явлениями: «Падают белые снежинки», «Снежный ком на дорожке, и на него падает снег», «Снеговик на дорожке» и др. Из весенних явлений для аппликации подходят такие несложные темы, как «Ярко светит солнышко», «Льдины плывут по реке», «Одуванчики расцвели на лугу»; «Красные цветы на лужайке». А летом можно наклеить «Разноцветные цветы на клумбе», «Огурцы на грядке», «Грибы в лесу». Эти темы, конечно, являются примерными. Каждый воспитатель вправе выбирать любое содержание, любую тему, учитывая уровень развития детей своей группы, опыт наблюдений, природное окружение, круг чтения, игры детей. В зависимости от этого он и определяет объем заданий, творчески подходит к своей работе. На занятиях по аппликации малыши постепенно должны научиться правильно использовать пространство листа бумаги. Первоначально они наклеивают фигуры по всему листу без видимого порядка, так как им еще трудно осуществлять взаимодействие однородных предметов, фигур по каким-то закономерностям: по ритму, приемам чередования или сочетания форм. Поэтому первые несколько занятий нужно проводить без подобных требований. Задания должны формулироваться примерно так: «Листья разлетелись. Поднялся сильный ветер, и листья разлетелись по всей земле, по всему листу»; «Яблоки рассыпались. Их много, и они рассыпались по всему саду, по всему листу — и красные, и зеленые, и желтые»; «Звездочки горят в небе. Они сверкают то тут, то там, по всему листу — это небо. Вот оно какое большое, голубое (синее), и много звездочек горит». Такая постановка изобразительной задачи позволяет ребенку свободно перемещать фигуры на фоне и тем самым осваивать его пространство, что удобно и в отношении наклеивания форм. Ведь малышу на первых порах трудно сразу найти то же место, где лежал предмет до наклеивания, и он прикрепляет его в любом месте. Поэтому возможность свободного размещения без видимой связи и очередности оправдывает некоторые отступления от ритма, позволяет по-своему группировать и наклеивать формы. Постепенно порядок размещения и наклеивания аппликаций усложняется, связывается с необходимостью сохранения определенного направления однородных по форме фигур. Например, воспитатель говорит: «Поднялся сильный ветер, и все листочки полетели за ветром, друг за другом. Покажите, куда полетели листочки». Так ребенок начинает осознавать характер изображения и может выполнить задачу: разложить я наклеить предметы (листья) ло принципу ритмичного повторения, создавая на бумаге определенный порядок расположения (рис. 22, 1). Выполнению такого задания предшествует наблюдение за листопадом. Воспитатель показывает детям, как падают листья, как при ветре они летят друг за другом в одном направлении. Предлагает детям показать, как и куда летят листья. Все вместе рассматривают листочки, отмечают, какие они разные по цвету, величине. Здесь же дается игровое задание: «Принеси красные листья, потом зеленые», «Найди желтые листья сначала большие, а потом маленькие». Дети собирают букет из осенних листьев и ставят его в вазу в групповой комнате. Педагог говорит: «Вот какой красивый букет мы с вами собрали и как хорошо стало у нас в группе». Эмоциональное преподнесение задания подкрепляется возможностью действовать с ярким и разнообразным материалом. Поэтому воспитатель готовит для занятия цветной фон бумаги (голубой, синий, фиолетовый) и разноцветные заготовки листьев разной величины (большие и маленькие, зеленые, желтые, красные). На следующем занятии дети учатся раскладывать и наклеивать круглые формы, объединяя их вместе в определенном порядке: «Собери яблоки в корзину» (рис. 22, 2). Вариантами к выполнению этого задания могут быть следующие темы: «Составь букет из цветов», «Сложи красные помидоры в блюдо горкой», «Связка воздушных шаров», «Огурцы на грядке», «Узор на шарфике для куклы» и др. При раскладывании и наклеивании фигур на бумагу ребенок должен установить взаимодействие между элементами узора или предметами, и воспитатель в этом оказывает соответствующую помощь. Например, он дает указание, что яблоки Рис. 22. Аппликации из готовых форм: 1) «Листья летят», 2) «Корзина с яблоками», 3) «Разноцветные шары летят в небо» -Э Занятия аппликацией в детском саду надо сложить в корзину так, чтобы они не рассыпались и не выпали из нее. Поэтому их надо сложить горкой, сочетать и зеленые, и красные, и желтые круглые яблоки (или разноцветные клубки ниток) — рис. 22, 2. «Праздничные шары, летящие к небу» наклеивают снизу вверх на разном уровне в сочетании больших и маленьких, красных, синих, желтых кругов на голубом фоне (рис. 22, 3). Не нужно требовать от детей, чтобы они подбирали к цвету шарика ниточки-полоски того же цвета. Лучше, когда используют разные сочетания, что создает более нарядную композицию и яркий цветовой строй. В ходе занятия дети должны испробовать всевозможные комбинации, а воспитатель поощряет самые удачные из них, которые затем скрепляются клеем на поверхности бумаги.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|