Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Занятия аппликацией в детском саду 4 глава




Рис. 16. Украшение изделий по мотивам украинской художественной керамики; 1—6) элементы украшения, 7) кувшин, 8) тыква, 9) куманец, 10) баклага

 

 

Такое построение изображения предмета в аппликации учит ребенка правильно использовать материал, действовать нож­ницами в определенном порядке в соответствии со сложив­шимся образом, последовательно переходя от среза обобщенной формы к более дробному отображению специфических деталей. Тем самым нарушается традиция моментности передачи си­луэта. Но это нарушение оправдывается повышением качества детских вырезок за счет более осмысленного отражения общих и конкретных признаков предмета.

По такому лее принципу, вырезают силуэты рыб, птиц, зверей и т. д. При выборе заготовок для них следует зрительно соотнести расположение частей, выделить горизонтальную или вертикальную протяженность фигуры. Например, рыб выре­зают из прямоугольника — полоски. Так легко передать по­следовательное расположение и связь основных элементов. Цвет, размеры заготовок варьируются в зависимости от раз­новидностей рыб и характера их трактовки (по типу народной игрушки, либо сказочный образ, либо природные разновидно­сти). Если дети вырезают аквариумных рыб с сильно развитым хвостом и плавниками, то соответственно меняется форма бу­маги, из которой дети их вырезают.

Размер и форма бумага для изображения птиц и животных также берется с учетом вида и позы, нужной для передачи в аппликации. Так, лебедя вырезают из прямоугольника с соотношением сторон примерно 8ХЮ или 6X8 см. А для жи­рафа берут прямоугольник в вертикальном положении в со­отношении сторон 1:2. Такая заготовка оказывает детям по­мощь в передаче вертикального расположения основной части, исходя из длины шеи и других частей тела.

На рис. 17 показаны заготовки бумаги, необходимые для вписывания в их плоскость той или иной фигуры. Здесь нее показаны приемы выделения этих частей в обобщенном виде, что служит подготовительным этапом для более дробного вы­резания элементов конкретной конфигурации. Так, у рыбы намечено расположение головной и хвостовой части косыми выемками с левой и с правой стороны заготовки. Силуэт лебедя определяет характер положения шеи, головы, клюва, затем спины, хвоста. Для фигуры лисы характерно горизонтальное положение тела. Поэтому здесь выделяется расположение го­ловы, ушей, хвоста, порядок чередования лап.

Порядок расположения частей зависит также от позы, ха­рактера движения объекта. Поэтому по-разному надо подхо­дить и к выбору заготовки. Если вырезают, например, зайца, сидящего на задних лапах, то берут прямоугольник верти­кального положения. Когда же надо вырезать бегущего зайца, то бумага должна быть расположена по горизонтали.

Вырезанию силуэтов птиц и зверей должны предшествовать занятия, на которых дети учатся создавать обобщенные образы по типу народных игрушек. Здесь внимание ребенка надо

 

Рис. 17. Выделение основных частей для вырезания сложных предметов из разных заготовок бумаги

направить на отображение в аппликации самого характерного для данного вида. Например, чтобы передать образ кошки, достаточно выделить горизонтальное положение туловища, го­лову с треугольными ушами и приподнятый хвост. Ноги ус­ловно выделяют в виде двух опор. У жирафа изображают длинную шею с небольшой головой, ушами и острой мордой. Форму туловища подчиняют этим особенностям и устремляют в высоту, поддерживая дугообразными ногами-опорами. По этому же принципу создают силуэт оленя. У него вырезают ветвистые рога, небольшую голову, установленную на шее, а спину плавно выгибают, чтобы создать устойчивое положе-

 

ние всей фигуры на ногах. Каждая часть обозначается на соответствующих по форме заготовках, определяется их общий контур и расположение структурных деталей конкретной модели.

При создании таких аппликаций можно менять окраску и размер бумаги, дополнять образцы декоративными наклей­ками, росписями, используя орнаментальные мотивы народ­ных промыслов. Так, воспитатель может продемонстрировать образцы русского народного декоративно-прикладного искус­ства, отличающиеся многообразием форм и узорного убран­ства. Особый интерес представляют фигурки птиц, коней, оле­ней, выполненные из глины, дерева, или трактованные в вы­шивке, росписях, тканых украшениях. В большинстве случаев построение образов выражено в обобщенной форме, но в их силуэтах просто и четко передана обтекаемость тела птицы, расположение головы, крыльев, перьев, хвоста. Народные ма­стера отображают и характерные черты, по ним можно узнать голубя, курочку, утку, воробья. Декоративное оформление де­лает образы особенно яркими и нарядными, что придает не­которую сказочность, фантастичность облику многих народ­ных изделий. Таковы игрушки, созданные мастерами Дымко-ва, Филимонова, Каргополя, предметы с хохломской, городец-кой, северодвинской росписью, вышивки Калининской, Архан­гельской, Новгородской областей, кружева Вологды, Ельца.

Дети дошкольного возраста могут изобразить в апплика­циях силуэты птиц по типу дымковской и филимоновской игрушки, хохломской и городецкой росписи (рис. 18, 16). В них дана обобщенная трактовка строения птиц, напомина­ющих воробья, утушку, петуха, голубя. Для таких апплика­ций, как и в предыдущих примерах, вырезают общий контур, а потом наклеивают мелкие детали в соответствии с силуэтом на цветной фон и дополнительно оформляют узорной росписью или аппликацией (на выбор). Например, черный или желтый силуэт утушки расписывают мотивами ягод, травки, сочетая красные, зеленые, желтые краски (по типу хохломского ор­намента). Силуэты дымковской игрушки вырезают из белой бумаги и украшают разноцветными полосками, точками, кру­гами. Силуэты филимоновских изделий вырезают из белой или желтой бумаги и украшают горизонтальными и вертикальны­ми полосками, елочками, розетками в сочетаниях малинового, синего, зеленого цветов. Птицу типа голубя (городец) вырезают из голубой или светло-малиновой, розовой бумаги, а потом украшают ее точками, повторяющимися штрихами, плавно изгибающимися линиями, кружочками яркого тона с белыми оживками. Затем эту форму наклеивают на желтую или блед­но-зеленую бумагу в форме разделочной доски или круглого панно и дополнительно оформляют цветочной гирляндой с мотивами купавки, розана с зелеными листьями, веточками. Один из возможных вариантов выполнения подобной работы

 

Рис. 18. Приемы вырезания силуэтов птиц в обобщенной форме по типу нарез­ных игрушек

детьми можно показать на примере вырезания силуэта утуш-ки-ковша из желтой заготовки, разрисованной декоративными элементами городецкой росписи. Здесь комбинируются разные формы купавок, розана с листьями в традиционных сочета­ниях голубых, темно-синих, красных, зеленых тонов с белыми оживками, черными прожилками.

В процессе вырезания силуэтов птиц по мотивам народного творчества совершенствуется согласованная работа рук и глаз ребенка. Он учится изображать предмет слитным движением, не отрывая ножниц при изменении направления контура фи­гуры. На этой основе можно усложнить очертания апплика­ции, научить детей отражать конкретные признаки снегиря, голубя, зяблика и др. При этом надо уточнять не только силуэт птицы, но и такие детали, как крылья, ноги, глаза, хохолок, используя для них подходящую по цвету бумагу.

Несколько силуэтов птиц представлено на рис. 19. Каждый из них можно использовать при вырезании различных пород птиц. Так, снегиря, воробья, варакушку можно изобразить по типу зарисовки 2, видоизменив этот силуэт. У снегиря выре­зают более толстый клюв, а хвост опускают ниже, потом де­лают разноцветные наклейки из черной, красной и белой за­готовки, выделяя грудь и другие детали. Изображая варакушку, грудь птицы передают более выпукло, а хвост, приподнимают кверху. На груди вырезают красивое украшение из вписанных друг в друга полукружий разного размера и цвета (сочетают

 

 

оранжевые, черные, голубые тона) и наклеивают на сероватый фон.

Таким лее образом применяют остальные силуэты, видоиз­меняя их очертания с учетом особенностей строения знакомых детям птиц (варьируя окраску их оперения, форму и величину частей тела).

Эту же последовательность усложнения очертаний силуэт­ных вырезок можно применять при изображении коня (рис. 20). Здесь показаны образцы аппликаций, построенных по типу дымковской игрушки и коня-качалки. Силуэты выре­зок украшают узорами, дополнительными наклейками: уздеч­ка, седло, качалка в виде радуги и т. д. (рис, 21).

В процессе работы над этими аппликациями дети 6 — 7 лет осваивают контуры отдельных частей, учатся передавать об­щий силуэт знакомого образа, сказочного персонажа, вклю­чают его в сюжетно-тематические или декоративные компози-

Рис. 19. Приемы вырезания силуэтов птиц: 1) лебедь, 2) воробей, 3) сойка, 4) вара­кушка, 5) кукушка

 

 

Рис, 20. Приемы вырезания коней

ции, трансформируют очертания фигур для передачи взаимо­связанного содержания, по-своему трактуют цветовое решение аппликации. Например, в коллективных работах, использу­емых для украшения детского сада, дети могут изобразить симметрично расположенных коней с яркой цветочной гир­ляндой по мотивам городецкой росписи. Для этого предвари­тельно с ними надо рассмотреть круглые панно, разделочные доски, короба, выполненные профессиональными мастерами.

Следовательно, в процессе овладения приемами силуэтного вырезания у детей формируются как исполнительские, так и творческие способности, направленные на развитие умения более гибко и разнообразно применять усвоенные знания и навыки в своей изобразительной деятельности, оригинально комбинировать в аппликациях различные виды силуэтов, ярко и красочно оформлять их, свободно включать декоративные элементы. Так создается образ конька-горбунка, золотой рыб­ки, жар-птицы, золотого петушка, персонажей сказки «Волк и семеро козлят*, «Кот, петух и лиса» и др.

Выполнению аналогичных заданий предшествует рассмат­ривание иллюстраций в книгах, репродукций с картин ху­дожников, диафильмов, эстампов, скульптур. Воспитатель в каждом случае должен акцентировать внимание детей на том, как по-разному изображается один и тот же объект, тем самым стимулируя и направляя творческий подход к аппликации. Некоторые черты сказочности могут быть подчеркнуты выбо­ром цветной бумаги, наклеиванием элементов в несколько сло­ев путем их яркого сопоставления.

Итак, путь овладения силуэтным вырезанием у дошколь­ников проходит в направлении от умения передавать в апп­ликациях обобщенный образ по типу народных игрушек к от­ражению реальных черт птиц, рыб и других животных и, на-

 

Рис. 21. Конь-качалка

 

 

конец, к творческому переосмыслению их особенностей при изображении сказочных персонажей.

Организация обучения в указанной последовательности по­могает детям овладеть умением более точно и разнообразно отражать в аппликациях предметные объекты различной сте­пени сложности, которые затем объединяются друг с другом в сюжетных и декоративных работах. Здесь внимание до­школьников переключается с техники вырезания на установ­ление взаимосвязи между предметами и персонажами по ве­личине, пространственному расположению на бумаге, ко­лориту.

Обучение аппликации в разных возрастных группах детского сада

ПЕРВАЯ МЛАДШАЯ ГРУППА (третий год жизни)

В группах детей третьего года жизни занятия по аппли­кации не предусмотрены «Программой воспитания и обучения в детском саду». Поэтому работа воспитателя главным образом направляется на подготовку каждого ребенка к овладению новым видом изобразительной деятельности в процессе игр с элементами плоской мозаики. Эти элементы воспитатель вы­резает из плотной бумаги либо картона в виде несложных силуэтов отдельных предметов или их частей в форме пря­моугольника, треугольника, круга, желательно ярких расцве­ток (красный, синий, зеленый, желтый).

Во время игр-занятий подгруппа из четырех-пяти детей под руководством воспитателя учится раскладывать фигуры в оп­ределенном порядке, составлять силуэт предмета из двух-трех частей, соотносить их по форме, окраске, величине, простран­ственному расположению. Воспитатель своим примером по­буждает детей к действиям с различными фигурами. Он си­дится вместе с детьми за стол, берет фигуры и начинает их раскладывать, поясняя свои действия: «Сделаю дорожку. Возь­му один зеленый квадрат, к нему положу еще один такой же, потом еще. Вот какая получилась прямая, длинная дорожка. По ней побежит зайчик. Вот он*. Тут же привлекает одного из детей к обыгрыванию действия: «Возьми зайчика и покажи, как он побежит по зеленой дорожке — прыг-скок». Каждому ребенку нужно дать возможность поиграть с зайчиком, про­вести его по дорожке, а воспитатель в это время приговари­вает: «Вот как зайчик бежит по прямой дорожке».


В следующий раз педагог вместе с малышами составляет из частей домик для куклы, организуя игровую ситуацию: при­ходит кукла, просит детей сделать для нее домик. Она говорит, что у нее есть квадрат, треугольник и еще маленькие квад­ратики для окон. Начинается рассматривание фигур, отмечает­ся их название, цвет. Воспитатель говорит: «Поможем кукле Кате. Сделаем для нее домик, в котором она будет жить». Затем, привлекая к действию детей, взрослый ставит квад­рат — стены дома, потом треугольник — крышу и ряд окон. Участие детей заключается в том, что они подают воспитателю отдельные детали. Он тут же уточняет их форму, цвет и на­значение: «Подай, пожалуйста, зеленый треугольник. Это у нас будет крыша домика» и т. д.

Постепенно дети приучаются выполнять отдельные задания по указанию взрослого: «Разложи красные шарики друг за другом на полоске», «Подбери большие и маленькие флажки».

Из бумаги с ворсистой поверхностью создаются элементы мозаики для составления несложных узорных композиций, основу которых составляют геометрические фигуры (круги, квадраты) или растительные формы (листья, цветы, ягоды). Воспитатель показывает приемы ритмичного повторения на полосе разных элементов, раскрывает возможности их чере­дования по цвету, форме, величине: красный кружок, потом синий кружок, опять красный и синий; большой красный цветок и маленький зеленый листок, затем еще такой же красный цветок и зеленый листок и т. д.

При повторении за взрослым узорных композиций необхо­димо поощрять самостоятельность ребенка в выборе и соче­тании элементов, обращать его внимание на красоту компо­новки, на яркость и разнообразие форм.

Другой набор мозаики должен быть сюжетного характера. Для этого вырезают цветные силуэты знакомых детям образов, персонажей из сказок, песен, мультфильмов. Воспитатель вме­сте с детьми разыгрывает сценки на сюжет песенки или сказки. Например, интересно можно организовать занятие на тему песни «Вышла курочка гулять».

Для занятия готовится большой зеленый лист ворсистой бумаги — лужок и силуэты курочки, цыплят, цветов, жуков. На зеленый лужок сначала накладывают силуэт курочки. В пространстве листа размещают яркие цветы, жуков. Воспи­татель побуждает детей к разнообразным действиям с пред­метами: они передвигают фигуры, то сближая их, то отдаляя. При этом малыши повторяют за взрослым слова знакомой песенки:

Вышла курочка гулять, Свежей травки пощипать, А за ней ребятки, Желтые цыплятки.


Цыплята на лугу появляются по одному и располагаются вокруг силуэта курочки. Затем воспитатель говорит: «Разбе­жались цыплята по лугу, щиплют травку, рассматривают кра­сивые цветы — красные, синие, желтые, а потом опять бегут к маме-курочке. Она зовет их: кво-кво-кво».

В соответствии со словами воспитателя дети совершают те или иные действия: раскладывают по всему листу цветы, располагают между ними цыплят или помещают их друг за другом либо противопоставляют друг другу (бегут навстречу, разбегаются в разные стороны), закрепляя эти действия в речи.

Используя фигуры зверей, можно разыграть сценки из сказ­ки «Колобок», показать, как он катится по дорожке, как встре­чается с зайцем, волком, медведем, лисой, какую он поет им песенку.

Воспитатель предлагает детям поместить колобка на линию дорожки, рядом с ним расположить друг за другом силуэты зверей (в последовательности их появления по тексту). Ма­лыши вместе с воспитателем воспроизводят диалог колобка с персонажами сказки, передвигая их по поверхности бумаги и создавая различные ситуации: поворачивают фигуры друг к другу, устанавливают порядок их появления и показывают, как они уходят. Здесь важно активизировать каждого ребенка, дать ему то или иное игровое задание: «Покажи, как колобок катится по дорожке», «Спой песенку колобка, а остальные дети, подпевайте», «Помести зайца около колобка и покажи, как они идут навстречу друг другу» и т. д.

Игры с мозаикой должны включать также задания, кото­рые требуют от ребенка умения составить предмет из отдель­ных частей. Формулировка задания помогает правильно отоб­рать части, соединить их между собой, сочетая форму, цвет: «Составь мячик из двух половинок красного и синего цвета» (сочетание цветов каждый раз должно варьироваться); «Сде­лай башенку из больших и маленьких кружков», «Составь гирлянду из разных по цвету круглых бусинок — красных и зеленых (синих и желтых и т.д.)»; «Укрась елочку шари­ками — большими и маленькими, красными и желтыми»; «На­день красные шляпки грибов», «Расположи флажки на ни­точке друг за другом».

Итак, выполняя задания, ребенок учится подчинять свои действия указанию воспитателя, правильно и целенаправленно отбирать формы, соотносить их по цвету, величине, диффе­ренцировать и называть цвета, формы, величинные соотноше­ния (по признаку контрастности), располагать в указанном порядке. И все это делается в непринужденной, игровой ис­полнительской форме..

Основная цель этих упражнений: воспитать у детей интерес к действиям с вырезанными фигурами, вызвать желание са­мостоятельно сделать из них какие-то предметы, составить простейшие комбинации.


Такие игры-занятия с мозаикой проводятся примерно один-два раза в месяц во второе полугодие, когда у малышей сформируется сенсорный опыт, обогатятся знания об окружа­ющих предметах и средствах их образной передачи.

ВТОРАЯ МЛАДШАЯ ГРУППА (четвертый год жизни)

На занятиях по аппликации дети учатся называть, рас­кладывать и наклеивать в определенном порядке вырезанные воспитателем бумажные фигуры. При этом они должны со­четать и чередовать их по цвету, величине, составлять предмет из двух и более частей, соблюдая последовательность накле­ивания на основу. Воспитатель закрепляет представления о форме круга, четырехугольника, об основных цветах (красный, синий, зеленый, желтый), некоторых оттенках (розовый, го­лубой), о величине в контрастных сопоставлениях (большой — маленький, высокий — низкий). У детей развивается интерес к занятиям по аппликации, формируется аккуратность и са­мостоятельность в использовании таких материалов, как бу­мага, заготовки фигур для наклеивания, клей, кисточка, тряпочка.

Большое внимание уделяется закреплению приемов рас­кладывания фигур и их наклеивания на основу. Для этого каждый ребенок должен освоить целый комплекс последова­тельно осуществляемых действий: правильно держать кисть и набирать клей, лишний клей снимать о края розетки, при намазывании клеем поворачивать фигуру цветной стороной вниз, класть ее на подкладку, равномерно наносить клей от середины к краям формы, придерживая ее левой рукой. После этого кисть кладут на подставку, а намазанную фигуру ос­торожно берут обеими руками и помещают ее туда нее, где она лежала до наклеивания. Затем аппликацию прижимают чи­стой салфеткой, снимая выступающий клей.

С первых занятий воспитатель должен приучать детей со­блюдать правила аккуратности: не набирать на кисть слишком много клея, после намазывания ставить кисть на подставку, намазывать формы только на подкладке, при наклеивании прижимать фигуру салфеткой, а не ладонью. Об этом надо напоминать ребятам как во время объяснения задания, так и в ходе его выполнения. Воспитатель контролирует их работу, дополнительно показывает, поправляет, помогает им грамотно справляться с заданием, поощряет достижения, активизирует самостоятельность каждого ребенка.

Чтобы такая работа доставляла детям удовольствие и ока­зывала положительное воздействие на их воспитание и раз­витие, надо продумывать занимательную форму выполнения задания, использовать игровые приемы: игровые действия (со­брать в корзину яблоки, найти спрятанную игрушку, взять


и раскрыть конверт, пакет и т. д.), игровой образ (приходит кукла, или мишка, или Петрушка на занятие и дает детям задание), обыгрывание полученных результатов (подарить ап­пликацию кукле, мишке, маме и т. д.).

В этом плане большое значение имеет привлекательность материала, используемого на занятиях. Так, фигуры для на­клеивания вырезают из бумаги ярких расцветок, клей разли­вают в удобные розетки с низкими краями, кисточки дают с хорошим ворсом, подкладку берут чистую, яркой расцветки, основу для аппликации подбирают соответствующего цвета, чтобы вызвать у ребенка различные предметные ассоциации: с небом (голубая окраска), лугом (зеленая бумага).

Место расположения этих материалов на столе должно быть постоянным и удобным для пользования, что приучает ребенка к порядку, культуре рабочего места. Например, под­кладка, на которой намазывают фигуры, всегда должна на­ходиться слева от основы аппликации; подставка для кисточек помещается справа, а коробка или блюдце с набором фигур должны быть посредине стола. Клейстер лучше давать тогда, когда все части аппликации дети уже разложили в указанной последовательности. Такой порядок приучает ребенка выпол­нять задание точно, без излишней торопливости.

При выборе содержания аппликаций для младших до­школьников следует исходить из особенностей развития их мышления, учитывать его конкретно-образный характер. Дети с большим интересом раскладывают и наклеивают знакомые им предметы, комбинируют их по признаку цвета, формы, величины. Например, для ребенка круг ассоциируется с ша­рами, яблоками, арбузами, апельсинами. Так, он учится оп­ределять и их форму: круглый апельсин, шар; четырехуголь­ный платок, сторона кубика, тележки и др. Уточняется и на­звание цвета, происходит обучение сочетанию предметов по окраске: «Желтые листья красиво выделяются на темной зем­ле», «Желтые звезды ярко светят на синем небе», «Белый снежный ком хорошо виден на синей бумаге». Контрастные сочетания тонов бумаги с фоном позволяют ярче выделить изображение. На листе можно также расположить предметы разного цвета: «Воздушные шары красные, синие, зеленые, желтые летят к голубому небу» или «Разноцветные огоньки праздничного салюта ярко выделяются на синем небе».

По мере овладения умением сочетать различные цвета де­тям дается возможность более свободного выбора фигур, вы­резанных из бумаги разной окраски. Так, малыши могут вы­брать и наклеить разноцветные шары, кубики, праздничные флажки, огоньки. К этим занятиям следует готовить материал разного цвета, чтобы каждый ребенок мог выбрать наиболее понравившиеся по цвету формы. Так стимулируется актив­ность дошкольников, формируется их самостоятельность и творчество.


В большинстве случаев для аппликаций дают цветной фон. Он позволяет не только создавать красочные композиции, яр­кие и выразительные образы, но и выражать определенную предметную ситуацию: на голубом небе белеют облака, падают снежинки на землю, ярко светит солнце, горят огни салюта; на зеленом фоне располагают желтые круги одуванчиков, красные шапки грибов. Эти сочетания выпукло выделяют очер­тания предметов и преобразуют основу аппликации, которая становится местом действия (то небом, то лугом, то широкой гладью реки или песчаным берегом).

Содержание аппликации необходимо связывать с непосред­ственными наблюдениями, сезонными изменениями природы, праздниками, играми. Например, осенью дети собирают и рас­сматривают листья, овощи, фрукты, цветы, ягоды. Свои впе­чатления о празднике Октября выражают при наклеивании разноцветных флажков, шаров, ленточек. Огромное эмоци­ональное воздействие оказывает на ребенка празднование Но­вого года. Это и нарядная елка в блеске огоньков, бус, шаров, и сказочный Дед Мороз со Снегурочкой, и забавный Петрушка.

В своих аппликациях младшие дошкольники могут пере­дать следующие мотивы: «Маленькая елочка зимой», «Бусы на елку», «Украсим елочку огоньками и бусами». Многие темы связывают с зимними явлениями: «Падают белые снежинки», «Снежный ком на дорожке, и на него падает снег», «Снеговик на дорожке» и др. Из весенних явлений для аппликации подходят такие несложные темы, как «Ярко светит солнышко», «Льдины плывут по реке», «Одуванчики расцвели на лугу»; «Красные цветы на лужайке». А летом можно наклеить «Раз­ноцветные цветы на клумбе», «Огурцы на грядке», «Грибы в лесу».

Эти темы, конечно, являются примерными. Каждый воспи­татель вправе выбирать любое содержание, любую тему, учи­тывая уровень развития детей своей группы, опыт наблюдений, природное окружение, круг чтения, игры детей. В зависимости от этого он и определяет объем заданий, творчески подходит к своей работе.

На занятиях по аппликации малыши постепенно должны научиться правильно использовать пространство листа бумаги. Первоначально они наклеивают фигуры по всему листу без видимого порядка, так как им еще трудно осуществлять вза­имодействие однородных предметов, фигур по каким-то зако­номерностям: по ритму, приемам чередования или сочетания форм. Поэтому первые несколько занятий нужно проводить без подобных требований. Задания должны формулироваться при­мерно так: «Листья разлетелись. Поднялся сильный ветер, и листья разлетелись по всей земле, по всему листу»; «Яблоки рассыпались. Их много, и они рассыпались по всему саду, по всему листу — и красные, и зеленые, и желтые»; «Звездочки горят в небе. Они сверкают то тут, то там, по всему листу — это


небо. Вот оно какое большое, голубое (синее), и много звездочек горит».

Такая постановка изобразительной задачи позволяет ребен­ку свободно перемещать фигуры на фоне и тем самым осва­ивать его пространство, что удобно и в отношении наклеивания форм. Ведь малышу на первых порах трудно сразу найти то же место, где лежал предмет до наклеивания, и он прикреп­ляет его в любом месте. Поэтому возможность свободного раз­мещения без видимой связи и очередности оправдывает неко­торые отступления от ритма, позволяет по-своему группиро­вать и наклеивать формы.

Постепенно порядок размещения и наклеивания апплика­ций усложняется, связывается с необходимостью сохранения определенного направления однородных по форме фигур. На­пример, воспитатель говорит: «Поднялся сильный ветер, и все листочки полетели за ветром, друг за другом. Покажите, куда полетели листочки». Так ребенок начинает осознавать харак­тер изображения и может выполнить задачу: разложить я наклеить предметы (листья) ло принципу ритмичного повто­рения, создавая на бумаге определенный порядок расположе­ния (рис. 22, 1).

Выполнению такого задания предшествует наблюдение за листопадом. Воспитатель показывает детям, как падают ли­стья, как при ветре они летят друг за другом в одном на­правлении. Предлагает детям показать, как и куда летят ли­стья. Все вместе рассматривают листочки, отмечают, какие они разные по цвету, величине. Здесь же дается игровое задание: «Принеси красные листья, потом зеленые», «Найди желтые листья сначала большие, а потом маленькие». Дети собирают букет из осенних листьев и ставят его в вазу в групповой комнате. Педагог говорит: «Вот какой красивый букет мы с вами собрали и как хорошо стало у нас в группе».

Эмоциональное преподнесение задания подкрепляется воз­можностью действовать с ярким и разнообразным материалом. Поэтому воспитатель готовит для занятия цветной фон бумаги (голубой, синий, фиолетовый) и разноцветные заготовки ли­стьев разной величины (большие и маленькие, зеленые, жел­тые, красные).

На следующем занятии дети учатся раскладывать и на­клеивать круглые формы, объединяя их вместе в определенном порядке: «Собери яблоки в корзину» (рис. 22, 2). Вариантами к выполнению этого задания могут быть следующие темы: «Составь букет из цветов», «Сложи красные помидоры в блюдо горкой», «Связка воздушных шаров», «Огурцы на грядке», «Узор на шарфике для куклы» и др.

При раскладывании и наклеивании фигур на бумагу ре­бенок должен установить взаимодействие между элементами узора или предметами, и воспитатель в этом оказывает соот­ветствующую помощь. Например, он дает указание, что яблоки



 

Рис. 22. Аппликации из готовых форм: 1) «Листья летят», 2) «Корзина с ябло­ками», 3) «Разноцветные шары летят в небо»

-Э Занятия аппликацией в детском саду


надо сложить в корзину так, чтобы они не рассыпались и не выпали из нее. Поэтому их надо сложить горкой, сочетать и зеленые, и красные, и желтые круглые яблоки (или раз­ноцветные клубки ниток) — рис. 22, 2.

«Праздничные шары, летящие к небу» наклеивают снизу вверх на разном уровне в сочетании больших и маленьких, красных, синих, желтых кругов на голубом фоне (рис. 22, 3). Не нужно требовать от детей, чтобы они подбирали к цвету шарика ниточки-полоски того же цвета. Лучше, когда исполь­зуют разные сочетания, что создает более нарядную компо­зицию и яркий цветовой строй. В ходе занятия дети должны испробовать всевозможные комбинации, а воспитатель поощ­ряет самые удачные из них, которые затем скрепляются клеем на поверхности бумаги.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...