Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Занятия аппликацией в детском саду 6 глава




При вырезании предметов сложного строения (снеговик, неваляшка) воспитатель заранее готовит соответствующие фор­мы, чтобы они помогли ребенку более точно передать в ап­пликации величинные соотношения частей, не нарушив их пропорциональные взаимоотношения. Так, для снеговика ре­бенок получает три белых постепенно уменьшающихся квад­рата (6X6 см, 4,5X4,5 см и* 3X3 см), чтобы из них вырезать три круга и наклеить их снизу вверх по убывающей величине на синем или голубом фоне. Из обрезков бумаги можно вы­резать и наклеить шляпу, глаза, рот, нос-морковку и т. д.

Варьирование круглых, полукруглых форм и полос закреп­ляют на занятии на тему «Красивые цветы». На рис. 34 по­казаны приемы трактовки строения цветов в виде нераскрыв­шегося бутона, четырехлепесткового цветка, восьмилепестника, раскрывающегося бутона. Кроме этого, можно вырезать жел­тые шары одуванчиков, цветки с лепестками-треугольниками



Рис. 33. Разные светильники



Рис. 34. Красивые цветы


и др. Разные по окраске и величине заготовки бумаги должны направить внимание детей на выбор и выполнение определен­ного цветка, способствовать поиску передачи его особенностей доступными средствами аппликации. Например, чтобы полу­чить изображение бутона, надо взять два квадрата разного размера и тона и вырезать из них два круга, из полоски сделать прямой стебель, а листья изобразить в форме полук­ругов (разрезать круг пополам). После вырезания все части распределяют в следующей последовательности: на стебель наклеивают сначала большой круг, а затем к верхнему краю этого круга приклеивают меньший круг. С обеих сторон стебля симметрично или поочередно располагают полукруглые листья.

Вариант распускающегося цветка создают из лепестков-по­лукругов одного или двух тонов бумаги: берут два квадрата (красный и темно-красный), плавно закругляют их углы, а получившиеся круги рассекают на две части. Эти лепестки попарно наклеивают от вершины стебля справа и слева, слегка раздвинув их в разные стороны, затем наклеивают лепестки в середине навстречу друг к другу. В заключение приклеивают к стеблю листья.

Вариативность заданий по аппликации способствует более гибкому применению усвоенных умений, ставит ребенка в ус­ловия, требующие от него проявления активности, самосто­ятельности в выборе содержания своей деятельности, в обду­мывании цветовой трактовки аппликации, в установлении по­следовательности компоновки и наклеивания элементов. Осо­бенно необходимо иметь отработанные умения при выполнении более сложных аппликаций, состоящих из нескольких частей, различающихся по величине, форме, окраске. Здесь надо осоз­нанно дифференцировать эти особенности и применять те или иные приемы вырезания, объединения частей. Поэтому до изо­бражения предметов важно уточнять форму частей, их рас­положение, соотношение по величине и т. д. (тележка, самокат, грузовик, цыпленок). Например, самокат состоит из двух колес, соединенных перекладиной-полоской, и опоры для рук с рулем (рис. 35). Коляску для куклы строят также из двух колес и перекрещивающихся полос — опор для корпуса коляски. Ее можно выполнить в разных вариантах.

Вырезание силуэта цыпленка дается на основе умения детей дифференцировать и изображать округлые формы (круг, овал), а также треугольник для клюва и подставки (рис. 36). При объяснении задания воспитателю необходимо показать и на­звать форму частей, расположение и их взаимосвязь друг с другом. Кроме этого, внимание каждого ребенка направляется на приемы видоизменения частей фигуры для выразительной передачи действий: цыпленок клюет зерна (их вырезают из обрезков желтой бумаги), смотрит на солнце, бежит от дождя. В каждом из перечисленных случаев меняется положение го-


 


Рис. 35. Самокат. Тележка. Коляски


 


 

Рис. 36. Цыпленок и гусенок

ловы, направление клюва, хвоста, ног. Так, при беге ноги наклеивают, раздвинув их в стороны, когда же цыпленок клю­ет зерна, голова его наклоняется вниз, а хвост поднимается кверху. Чтобы у детей возникли и другие ассоциации, им дают зеленый фон (луг), обрезки разноцветной бумаги для изобра­жения цветов, неуков, зерен и т. д.

Таким образом, предметное изображение получает сюжет-но-тематическую трактовку, что требует от детей знания осо­бенностей передачи взаимосвязи отдельных образов и пред­метов с учетом их величины, пространственного расположения, окраски, а также приемов передачи элементарного движения персонажей (рис. 37).

По типу сюжетно-тематических заданий проводятся такие занятия, как «Одуванчики расцвели на лужайке (в парке, в лесу)», «Сказочный домик в лесу между елками», «Яхты на море», «Огород». В этих аппликациях дошкольники учатся создавать несложные композиции предметов, активно исполь­зуя яркие цветовые контрасты на всем пространстве листа бумаги соответствующего цвета (согласно теме). Например, синяя или голубая бумага нужны для разноцветных яхт, плы-вующих по морю, а темно-серая основа является фоном для изображения огорода, где располагаются грядки с огурцами, кусты томатов, стрелки лука, оранжевые тыквы.



 

Рис. 37. Цыплята на лугу

Итак, выполнение программных задач по аппликации в средней группе осуществляется путем постепенного усложне­ния содержания заданий на интересном для детей материале, а также по мере освоения дошкольниками приемов вырезания, раскладывания и наклеивания фигур в определенном порядке с учетом условий задания. В данной возрастной группе педагог может строить работу на основе примерного плана занятий, помещенного на с. 95.

Аппликации по замыслу дети выполняют в конце каждого квартала и в летние месяцы. Это дает возможность закрепить усвоенные умения и творчески применить их.

СТАРШАЯ ГРУППА

(шестой год жизни)

Дети пяти-шести лет способны овладеть довольно большим объемом умений и навыков по аппликации, совершенствовать их при вырезании и наклеивании узоров из геометрических и растительных форм, предметов простой и более сложной формы и строения, при выполнении сюжетно-тематических композиций. Эти задачи нашли отражение в «Программе во­спитания и обучения в детском саду».


Примерный перспективный план занятий по аппликации в средней группе

 

Время проведения занятия Тема занятия Программные задачи Материал Подготовка к занятию Приемы обучения
Сентябрь Составь кра­сивый узор {по замыслу) Учить составлять узор из готовых форм на полосе, квадрате, круге, по-разному со­четая элементы по цве­ту, форме, расположе­нию. Напомнить знако-мые приемы наклеи­вания Геометрические формы разного цвета для узора. Фон (круги, квад­раты и т. д.) Рассмотреть пред­меты с узорами. От­метить их красоту... Игровое задание (сделать в подарок любимой кукле пла­ток, тарелку и т. д.). Поощрение самостоя­тельности детей
Сентябрь Зайкина избушка Учить составлять до­мик из готовых частей, правильно определяя их форму, порядок на­клеивания. Предло­жить оформить домик оригинальным узором. Развивать творческие способности детей Квадрат, тре­угольник, прямо­угольник. Обрез­ки бумаги. Фон (голубой квадрат) Организовать пост­ройку игрушечного дома из строительно­го материала. Прочи­тать сказку „Зайкина избушка" Закрепление по­следовательности ра­складывания и на­клеивания частей. По­ощрение творческого подхода к оформле­нию
Сентябрь Этикетки и и чеки (в сво­бодное время) Познакомить детей с приемами работы нож­ницами: правильно держать, делать разре­зы полос поперек не­сколько раз. Вызвать интерес к вырезанию форм Полоски розо­вой, голубой, жел­той бумаги. Нож­ницы с тупыми концами Организовать игру в „магазин". Изгото­вить атрибуты (эти­кетки, чеки) Рассматривание ин­струмента — ножниц. Показ работы ими (как раздвигаются рычаги при выреза­нии). Предложение разрезать полоски

Продолжение

 

Время проведения занятия Тема занятия Программные задачи Материал Подготовка к занятию Приемы обучения
Октябрь Окна дома (автобуса) Научить правильно пользоваться ножница­ми; делать прямые раз­резы с одинаковым на­жимом несколько раз; наклеивать элементы на равном расстоянии друг от друга Полоски серой или белой бумаги. Силуэты домика, автобуса без окон. Ножницы Рассмотреть на про­гулке окна домов, автобуса, определить их расположение на одной линии Игровой прием: сделать несколько раз в воздухе движе­ние ножницами. Предложение выре­зать одинаковые ок­на, наклеивать их
Октябрь Праздничные флаги Закрепить умение разрезать полосы попе­рек и составлять ком­позицию из флажков в виде гирлянды, на подставках (на выбор); красиво сочетать эле­менты по цвету Разноцветные полоски и голу­бой фон Наблюдать празд­ничное оформление улиц, площадей. Про­читать стихотворение 3. Петровой „Флажок" Рассматривание образцов. Закрепле­ние приема разреза­ния полос. Сочетание фигур по цвету
Ноябрь Украсим полотенце узором Продолжать форми­ровать умение разре­зать узкие полосы на равные части и укра­шать узором один ко­нец полотенца, комби­нируя квадраты по цвету Полоски разно­цветной бумаги. Фон — белый пря­моугольник Рассмотреть узор на полотенцах, изго­товленных народны­ми мастерами Показ вариантов образцов с приемами комбинирования узо­ра по цвету, по ком­позиции

 

Ноябрь Косынки для матрешек Учить разрезать квад­рат по диагонали для-полученяя двух тре­угольников, сочетать их по цвету, закрепляя приемы наклеивания и узорного оформления Квадраты 6x6 см разного цвета. Квадратный фон Повязать девочкам косынки. Разучить игру „Ходит Ваня" Игровой прием: в гости приходят мат­решки. Предложение сделать косынки. По­каз приема выреза­ния
Декабрь Елочки рас­тут в лесу Учить вырезать тре­угольники и состав­лять из них елочку; варьируя величину час­тей, наклеивать на ос­нову; украшать фон снежинками из обрез­ков бумаги Зеленые квадра­ты разных разме­ров. Обрезки бе­лой бумаги. Синий фон Организовать игры с елкой-пирамидкой (разобрать, сложить ее, соблюдая после­довательность) Показ приема вы­резания и составле­ния елки из несколь­ких треугольников
Декабрь Красивые ворота Учить вырезать и на­клеивать ворота, соче­тая прямоугольники, квадраты, треугольни­ки по цвету и располо­жению. Развивать са­мостоятельность Полоски бумаги контрастных то­нов. Белый фон Построить ворота из строительного ма­териала на основе комбинирования форм и цветов в раз­ных вариантах Упражнение в выре­зании, в самостоя­тельном наклеивании фигур
Январь Домик для Снегурочки Формировать умение вырезать части домика и наклеивать их, укра­шая узором, чтобы по­лучился сказочный об­раз. Закрепить приемы вырезания Разноцветные за­готовки. Темно-синий фон. Обрез­ки бумаги Рассмотреть иллю­страции из альбома Ю. А. Васнецова. Об­ратить внимание на красоту построек Игровой прием: для куклы снегуроч­ки вырезать краси­вый домик и укра­сить его
Январь Рыбки в аквариуме Учить вырезать ры­бок из квадрата, рас­полагать их на всем пространстве листа, со­четая по цвету и вели­чине Разноцветные квадраты, обрезки. Голубой фон Наблюдение за рыб­ками в аквариуме (они плавают, дого­няют друг друга) Показ приема вы­резания и составле­ния рыб из разных фигур

Продолжение ''О

 

Время проведения занятия Тема занятия Программные задачи Материал Подготовка к занятию Приемы обучения
Февраль Светильник Упражнять в умении вырезать полукруг, за­кругляя углы прямо­угольника, с одной его стороны составлять разновидности све­тильника (бра, торшер, лампа), украшая их полосками, зубчиками Разноцветные полоски. Обрезки. Разноцветный фон (на выбор) Рассмотреть на вит­рине магазина конст­рукции светильников (колпаки, подставки) Показ приема вы­резания и подбора к тону абажура (свет­лее его). Поощрение детей
Февраль Снеговик Учить детей вырезать круг, плавно закруг­ляя углы; наклеивать три круга разного раз­мера, чтобы передать образ снеговика Квадраты трех размеров. Обрез­ки бумаги. Синий фон Организовать леп­ку снеговика на уча­стке детского сада Предложить вспом­нить, какого снего­вика лепили. Показ приема закругления углов квадрата
Март Подарок маме Учить оформлять узором салфетку, ко­сынку, тарелочку, вы­резанные из цветной бумаги; развивать уме­ние аккуратно выре­зать элементы, краси­во наклеивать их на основу. Воспитывать чувство любви и ува­жения к маме Цветные полос­ки. Силуэты сал­фетки, косынки, тарелки (на вы­бор) Прочитать стихо­творение о маме. Формировать жела­ние сделать ей краси­вый подарок Выбор фона и укра­шение его узором. Показ приема выре­зания фигуры, краси­вого их сочетания

 

Март Скворечник Учить вырезать части скворечника и наклеи­вать их в определенной последовательности. Воспитывать заботли­вое отношение к пти­цам (люди зимой их подкармливают, а вес­ной строят скворечни­ки) Заготовки для частей скворечни­ка. Голубой фон Наблюдать, как пти­цы строят гнезда, как люди устанавливают скворечники Закрепление при­емов выполнения за­дания. Помощь детям
Апрель Одуванчики расцвели Учить вырезать кру­ги и полоски, состав­лять из них образы одуванчиков, варьи­руя по высоте, величи­не, расположению на листе. Воспитывать лю­бовь к природе Желтые квадра­ты разных разме­ров. Обрезки бу­маги. Зеленый фон Рассмотреть оду­ванчик. Украсить но­вую комнату буке­том цветов Закрепление при­емов вырезания кру­га. Контроль за рас­положением форм на листе. Поощрение де­тей
Апрель Праздничные шары Учить вырезать и раз­личать круг, овал; со­ставлять композицию в виде связки шаров разного цвета и разме­ра, улетающих в небо. Вызвать у детей ра­достное ожидание праздника Квадраты и пря­моугольники раз­ного цвета. Розо­вый или голубой фон Украсить группу разноцветными воз­душными шарами разной формы. Рас­смотреть их вместе с детьми Закрепление при­ема вырезания ок­руглых форм из че­тырехугольников. Показ красивых со­четаний формы и цвета в аппликации

Продолжение

 

Время проведения занятия Тема занятия Программные задачи Материал Подготовка к занятию Приемы обучения
Май Красивый цветок Учить вырезать кру­ги и овалы, составлять из них цветы, бутоны иа стебле с листьями. Формировать само­стоятельность в выбо­ре цвета заготовок и конструкции цветка. Учить радоваться ре­зультату Квадраты, пря­моугольники раз­ного цвета и раз­мера. Белый фон Рассмотреть цветы, особенности их стро­ения, форму и распо­ложения лепестков, полюбоваться их кра­сотой Показ образцов, объяснение характе­ра их отображения в аппликации. Выстав­ка детских работ
Май Цыпленок гуляет на лугу Учить вырезать и сос­тавлять предмет из частей разной формы. Видоизменять положе­ние частей в разных сюжетных ситуациях (клюет, бежит, смот­рит вверх и т. д.) Желтые квадра­ты и прямоуголь­ники. Обрезки бу­маги. Зеленый фон Рассмотреть иллю­страции. Разучить пес­ню А. Филиипенко „Цыплята" Обследование иг­рушки, закрепление приемов вырезания, наклеивания а раз­ных ситуациях. По­ощрение самостоя­тельности детей

Наряду с вырезанием различных форм на глаз дети долж­ны научиться изображать предметы приемом сгибания заго­товки бумаги пополам для передачи зеркального соответствия правой и левой стороны елочек, ваз, листьев, чашевидных цветков, бабочек и т. д.; многократно складывая бумагу гар­мошкой, вырезать композицию типа гирлянды, хоровода, где равномерно повторяются листья, цветы, матрешки, петрушки (вырезанные из бумаги ярких расцветок с дополнительными наклейками, они нарядно выглядят в праздничном оформле­нии групповой комнаты, зала, участка детского сада).

Для усиления выразительности некоторых образов воспи­татель должен умело использовать прием обрывной апплика­ции. Так, дошкольники могут изобразить пушистых цыплят, мягкие почки вербы, мимозы, соцветия одуванчика, облака.

В начале учебного года следует закреплять приобретенное умение вырезать геометрические фигуры и предметы, в основе которых лежит форма круга, овала, квадрата, прямоугольника, треугольника в разных сочетаниях (мячи, воздушные шары, дома, игрушки, машины).

Закрепление приемов вырезания геометрических фигур лучше всего осуществить в процессе выполнения заданий де­коративно-орнаментального 'характера. При этом следует ис­пользовать образцы народного геометрического орнамента, со­ставленного по мотивам вышивок, ткачества, аппликации, ков­роделия народов СССР1. Воспитатель специально отбирает из них наиболее простые и яркие композиции, связанные с ук­рашением таких распространенных в быту предметов, как по­лотенца, платки, салфетки, ленты, фартуки, шарфы, и готовит основу для аппликаций в форме этих предметов. Так дошколь­ники приобщаются к народному творчеству, местным тради­циям искусства, знакомятся с особенностями искусства других национальностей нашей страны, что способствует воспитанию чувства патриотической гордости и интернационализма. Твор­ческая направленность данной деятельности позволяет под­держивать интерес детей к содержанию аппликаций и полу­чению оригинального результата путем комбинаций форм, ок­раски, величин, композиционных построений (рис. 38, 39).

Путем вырезания округлых геометрических фигур дети изо­бражают реальную форму овощей и фруктов — сначала близ­кую к эталонной (апельсин, арбуз, дыня, слива, ягоды черники, смородины, винограда), а затем с характерными очертаниями (яблоко, груша, огурец, морковь, свекла) — рис. 40, 41. Из этих 'экземпляров можно создавать композиции натюрморта, сопо­ставляя предметы по форме, величине, окраске, располагая яблоки, груши, виноград, апельсины в корзинах, на тарелке и т. д.

' См.: Богатеева 3. А. Мотивы народных орнаментов в детских ап­пликациях.— М., 1986.




 


 


Рис. 38. Образцы геометрических орнаментов на квадратах и полосках


Рис. 39. Варианты украшения рукавиц геометрическими орнаментами


 



Рис. 40. Фрукты и ягоды


Рис. 41. Огурец и морковь. Фрукты в вазе


При подготовке к таким занятиям воспитатель вместе с детьми отбирает цвет и форму бумаги для заготовок и фона, чтобы научить каждого ребенка правильно и красиво сочетать основу с силуэтами предметов и их отдельных элементов (ли­стья, ботва, черенки). Например, на зеленой яркой бумаге красиво выделяется оранжевый апельсин, янтарная гроздь ви­нограда, оттененная темно-зелеными листьями. На желтой ос­нове хорошо смотрятся фиолетовые сливы с красной россыпью смородины и крупным арбузом.

Заключительное занятие по изображению группы предме­тов, характерных для осени, можно провести в форме кол­лективной аппликации на тему: «Осенний натюрморт» или «Урожай» (вариант более узкой трактовки темы: «Грузовики везут богатый урожай овощей и фруктов»).

Проведению этого занятия должна предшествовать большая воспитательная работа с детьми. Сюда включается рассмат­ривание картин, иллюстраций, чтение рассказов, стихотворе­ний, просмотр телепередач, экскурсии в овощной магазин или на овощную базу. На этой основе проводится беседа об осени, уборке урожая в колхозах, совхозах, на участках, о героичес­ком труде колхозников по выращиванию овощей и фруктов в поле, садах, на огороде.

В процессе выполнения аппликации воспитатель объеди­няет детей общей целью, организует их совместную деятель­ность, помогает распределять задания, направляет активность каждого участника, способствует его сотрудничеству с другими детьми, формирует чувство удовлетворения от коллективных усилий в достижении положительного результата. Результаты оказываются положительными тогда, когда воспитатель учит детей сообща планировать предстоящую работу, после распре­деления задания согласовывать свои действия с действиями партнеров, в ходе занятия оказывать помощь товарищам, чув­ствовать ответственность за выполнение своего участка работы как составной части коллективной деятельности.

Чтобы научиться вырезать и составлять более сложные предметы (силуэты домов, транспорта, изображения птиц, зве­рей, человека), дети старшей группы должны уметь четко выделять части предмета, определять их форму, устанавливать отношения по величине, пространственному расположению на плоскости листа бумаги, окраске. Это уточняется в ходе обсле­дования предметов и акцентируется при объяснении задания воспитателем. Большая роль принадлежит подбору заготовок бумаги для вырезания, которые помогают детям правильно пе­редавать форму частей и их пропорциональные взаимоотноше­ния. Например, для грузовика надо подготовить три полосы размером 4ХЮ см, 4Х 12 см, 4X8 см (их цвет должен соответ­ствовать цвету машин — красные, зеленые, синие, желтые, а для колес — черная полоска).

Первая полоса (4X10 см) используется в готовом виде для


кузова грузовика, вторую разрезают поперек так, чтобы одна часть получилась короче другой примерно на одну треть. Из них затем вырезают форму кабины и мотора, закруглив у каждой заготовки верхний левый угол. Третью полоску (8X4 см) складывают пополам и сразу вырезают два колеса. Из обрезков бумаги вырезают окно, фары и т. д.

Эти умения дети закрепляют и учатся гибко применять при изображении разных видов грузовых машин, автобуса, легко­вой машины и т. д., видоизменяя строение корпуса, вырезая и наклеивая окна, кабину шофера и другие детали. Каждый ребенок должен уметь свободно сочетать цвета бумаги (крас­ный с желтым, синим; оранжевый с белым и коричневым; голубой с синим и белым); изменять размер и пропорции частей предмета. По типу автобуса можно создать троллейбус и вагон трамвая для выполнения коллективной аппликации: «Улица нашего города». Но для этого надо еще научиться вы­резать части и составлять из них дома разного типа (сельского, городского — традиционной и современной архитектуры). Выполняют их по принципу плоскостного конструирования.

Дом сельского типа вырезают с прямоугольным основанием, рядом окон и трапециевидной крышей. Дополнительно можно наклеить веранду, красивые резные ворота, наличники для окон из бумаги ярких расцветок. Именно здесь дети могут проявить свое творческое отношение к выполнению задания.

Разновидности домов современного и традиционного типа представлены на рис. 42. Так, первый вариант аппликации получают из отдельных сборных блоков на квадратной или прямоугольной основе с наклеенными окнами, балконами, подъездами, витринами. Эти блоки затем собирают на общем прямоугольнике в определенном порядке по этажам верти­кальной протяженности. Творческая активность детей в ходе выполнения такой аппликации проявляется в свободном ре­шении облика дома. Например, можно передать разное коли­чество этажей, их расположение по горизонтали или верти­кали, использовать элементы украшения, декоративного оформления (в зависимости от назначения дома). При этом следует соизмерять ширину, длину заготовок бумаги, соотно­шение частей по конфигурации и т. д.

Дом традиционной архитектуры создают с фронтоном!, башнями, колоннами, лестницами. По такому типу дети вы­полняют аппликацию «Дом Советов», «Дворец культуры», «Те­атр», каждый раз внося какие-то дополнения, новые цветовые акценты. Здесь следует готовить бумагу примерно в таких сочетаниях: розового или голубого или светло-зеленого с белым; оранжевого или темно-красного с серым и зеленым.

Какова же последовательность вырезания и наклеивания частей такого здания? Сначала вырезают и наклеивают го-

Фронтон — треугольное поле под двускатной крышей здания.


Рис. 42. Дома разного типа


ризонтальное основание прямоугольника, а к нему с двух сторон приклеивают две вертикальные полоски. Между ними помещают ряд полосок — колонн. Сверху над ними наклеива­ют треугольную крышу с фронтоном. Из узких полос разной длины образуют лестницу.

Дети могут также выложить в аппликации упрощенное изо­бражение Спасской башни Кремля, получаемого сочетанием прямоугольных и треугольных фигур разного размера, поло­жения и окраски. Так, центральная часть получается из трех прямоугольников, наклеиваемых один над другим по убыва­ющей величине. Вершина башни и ее уступы заканчиваются треугольными пиками зеленого цвета. Боковые башенки можно расположить ниже по высоте и составить только из двух ча­стей, что уравновешивает всю композицию, акцентируя ее центр. Можно вырезать и наклеить стены с зубчиками. Они об­разуются из двух треугольников. Центральную башню укра­шают круглыми часами, узкими окнами-бойлвдцами, а на ост­рие шпиля помещают яркую пятиконечную звезду (рис. 42, 3).

Представленные варианты аппликаций могут найти разно­образное применение в тематических заданиях: «Дома, укра­шенные к празднику», «Наш микрорайон», «Праздничный са­лют над Кремлем». Здесь дополнительно вырезают и накле­ивают флаги, стяги, воздушные шары, разноцветные огни са­люта на цветном фоне, что усиливает праздничное звучание аппликаций, вызывает у детей радостные эмоции.

Приемы конструктивной аппликации применимы и при изо­бражении часов (рис. 43), разных игрушек, силуэтов кукол, матрешек, неваляшек, птиц, зверей в яркой, обобщенной трак­товке по типу народных игрушек. Так, на рис. 44 показаны варианты «Веселых неваляшек», составленных из комбинаций кругов разного размера и окраски. Выразительность этих ап­пликаций достигается с помощью декоративных элементов: бус, жабо, передника и т. д. Так можно ярко и образно вы­резать куклу, клоуна, медвежонка, зайца. При возможности выбора из этих вариантов ребенок сам решает, что он будет вырезать и наклеивать, какие внесет изменения в детали одеж­ды, какие придумает элементы украшения. Например, у кук­лы-неваляшки вместо бус дети могут расположить пуговицы в ряд, разбросать по силуэту платья горошинки или цветы. А у зайца вместо передника может быть кармашек, воротни­чок, бантик. Поэтому разнообразие цветной бумаги, которая готовится заранее, должно давать детям возможность для твор­ческого подхода к решению изобразительной задачи в отно­шении выбора цвета, комбинирования форм и декоративных частей для усиления образной характеристики игрушки. При этом дети упражняются в умении более точно вырезать круги, соотносить их по величине, окраске, расположению.

На других занятиях воспитатель учит дошкольников при­менять эти умения при выполнении силуэтов птиц, животных,


 



 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...