Занятия аппликацией в детском саду 6 глава
При вырезании предметов сложного строения (снеговик, неваляшка) воспитатель заранее готовит соответствующие формы, чтобы они помогли ребенку более точно передать в аппликации величинные соотношения частей, не нарушив их пропорциональные взаимоотношения. Так, для снеговика ребенок получает три белых постепенно уменьшающихся квадрата (6X6 см, 4,5X4,5 см и* 3X3 см), чтобы из них вырезать три круга и наклеить их снизу вверх по убывающей величине на синем или голубом фоне. Из обрезков бумаги можно вырезать и наклеить шляпу, глаза, рот, нос-морковку и т. д. Варьирование круглых, полукруглых форм и полос закрепляют на занятии на тему «Красивые цветы». На рис. 34 показаны приемы трактовки строения цветов в виде нераскрывшегося бутона, четырехлепесткового цветка, восьмилепестника, раскрывающегося бутона. Кроме этого, можно вырезать желтые шары одуванчиков, цветки с лепестками-треугольниками Рис. 33. Разные светильники Рис. 34. Красивые цветы и др. Разные по окраске и величине заготовки бумаги должны направить внимание детей на выбор и выполнение определенного цветка, способствовать поиску передачи его особенностей доступными средствами аппликации. Например, чтобы получить изображение бутона, надо взять два квадрата разного размера и тона и вырезать из них два круга, из полоски сделать прямой стебель, а листья изобразить в форме полукругов (разрезать круг пополам). После вырезания все части распределяют в следующей последовательности: на стебель наклеивают сначала большой круг, а затем к верхнему краю этого круга приклеивают меньший круг. С обеих сторон стебля симметрично или поочередно располагают полукруглые листья.
Вариант распускающегося цветка создают из лепестков-полукругов одного или двух тонов бумаги: берут два квадрата (красный и темно-красный), плавно закругляют их углы, а получившиеся круги рассекают на две части. Эти лепестки попарно наклеивают от вершины стебля справа и слева, слегка раздвинув их в разные стороны, затем наклеивают лепестки в середине навстречу друг к другу. В заключение приклеивают к стеблю листья. Вариативность заданий по аппликации способствует более гибкому применению усвоенных умений, ставит ребенка в условия, требующие от него проявления активности, самостоятельности в выборе содержания своей деятельности, в обдумывании цветовой трактовки аппликации, в установлении последовательности компоновки и наклеивания элементов. Особенно необходимо иметь отработанные умения при выполнении более сложных аппликаций, состоящих из нескольких частей, различающихся по величине, форме, окраске. Здесь надо осознанно дифференцировать эти особенности и применять те или иные приемы вырезания, объединения частей. Поэтому до изображения предметов важно уточнять форму частей, их расположение, соотношение по величине и т. д. (тележка, самокат, грузовик, цыпленок). Например, самокат состоит из двух колес, соединенных перекладиной-полоской, и опоры для рук с рулем (рис. 35). Коляску для куклы строят также из двух колес и перекрещивающихся полос — опор для корпуса коляски. Ее можно выполнить в разных вариантах. Вырезание силуэта цыпленка дается на основе умения детей дифференцировать и изображать округлые формы (круг, овал), а также треугольник для клюва и подставки (рис. 36). При объяснении задания воспитателю необходимо показать и назвать форму частей, расположение и их взаимосвязь друг с другом. Кроме этого, внимание каждого ребенка направляется на приемы видоизменения частей фигуры для выразительной передачи действий: цыпленок клюет зерна (их вырезают из обрезков желтой бумаги), смотрит на солнце, бежит от дождя. В каждом из перечисленных случаев меняется положение го-
Рис. 35. Самокат. Тележка. Коляски
Рис. 36. Цыпленок и гусенок ловы, направление клюва, хвоста, ног. Так, при беге ноги наклеивают, раздвинув их в стороны, когда же цыпленок клюет зерна, голова его наклоняется вниз, а хвост поднимается кверху. Чтобы у детей возникли и другие ассоциации, им дают зеленый фон (луг), обрезки разноцветной бумаги для изображения цветов, неуков, зерен и т. д. Таким образом, предметное изображение получает сюжет-но-тематическую трактовку, что требует от детей знания особенностей передачи взаимосвязи отдельных образов и предметов с учетом их величины, пространственного расположения, окраски, а также приемов передачи элементарного движения персонажей (рис. 37). По типу сюжетно-тематических заданий проводятся такие занятия, как «Одуванчики расцвели на лужайке (в парке, в лесу)», «Сказочный домик в лесу между елками», «Яхты на море», «Огород». В этих аппликациях дошкольники учатся создавать несложные композиции предметов, активно используя яркие цветовые контрасты на всем пространстве листа бумаги соответствующего цвета (согласно теме). Например, синяя или голубая бумага нужны для разноцветных яхт, плы-вующих по морю, а темно-серая основа является фоном для изображения огорода, где располагаются грядки с огурцами, кусты томатов, стрелки лука, оранжевые тыквы. Рис. 37. Цыплята на лугу Итак, выполнение программных задач по аппликации в средней группе осуществляется путем постепенного усложнения содержания заданий на интересном для детей материале, а также по мере освоения дошкольниками приемов вырезания, раскладывания и наклеивания фигур в определенном порядке с учетом условий задания. В данной возрастной группе педагог может строить работу на основе примерного плана занятий, помещенного на с. 95. Аппликации по замыслу дети выполняют в конце каждого квартала и в летние месяцы. Это дает возможность закрепить усвоенные умения и творчески применить их. СТАРШАЯ ГРУППА (шестой год жизни) Дети пяти-шести лет способны овладеть довольно большим объемом умений и навыков по аппликации, совершенствовать их при вырезании и наклеивании узоров из геометрических и растительных форм, предметов простой и более сложной формы и строения, при выполнении сюжетно-тематических композиций. Эти задачи нашли отражение в «Программе воспитания и обучения в детском саду».
Примерный перспективный план занятий по аппликации в средней группе
Продолжение
Продолжение ''О
Продолжение
Наряду с вырезанием различных форм на глаз дети должны научиться изображать предметы приемом сгибания заготовки бумаги пополам для передачи зеркального соответствия правой и левой стороны елочек, ваз, листьев, чашевидных цветков, бабочек и т. д.; многократно складывая бумагу гармошкой, вырезать композицию типа гирлянды, хоровода, где равномерно повторяются листья, цветы, матрешки, петрушки (вырезанные из бумаги ярких расцветок с дополнительными наклейками, они нарядно выглядят в праздничном оформлении групповой комнаты, зала, участка детского сада). Для усиления выразительности некоторых образов воспитатель должен умело использовать прием обрывной аппликации. Так, дошкольники могут изобразить пушистых цыплят, мягкие почки вербы, мимозы, соцветия одуванчика, облака. В начале учебного года следует закреплять приобретенное умение вырезать геометрические фигуры и предметы, в основе которых лежит форма круга, овала, квадрата, прямоугольника, треугольника в разных сочетаниях (мячи, воздушные шары, дома, игрушки, машины). Закрепление приемов вырезания геометрических фигур лучше всего осуществить в процессе выполнения заданий декоративно-орнаментального 'характера. При этом следует использовать образцы народного геометрического орнамента, составленного по мотивам вышивок, ткачества, аппликации, ковроделия народов СССР1. Воспитатель специально отбирает из них наиболее простые и яркие композиции, связанные с украшением таких распространенных в быту предметов, как полотенца, платки, салфетки, ленты, фартуки, шарфы, и готовит основу для аппликаций в форме этих предметов. Так дошкольники приобщаются к народному творчеству, местным традициям искусства, знакомятся с особенностями искусства других национальностей нашей страны, что способствует воспитанию чувства патриотической гордости и интернационализма. Творческая направленность данной деятельности позволяет поддерживать интерес детей к содержанию аппликаций и получению оригинального результата путем комбинаций форм, окраски, величин, композиционных построений (рис. 38, 39). Путем вырезания округлых геометрических фигур дети изображают реальную форму овощей и фруктов — сначала близкую к эталонной (апельсин, арбуз, дыня, слива, ягоды черники, смородины, винограда), а затем с характерными очертаниями (яблоко, груша, огурец, морковь, свекла) — рис. 40, 41. Из этих 'экземпляров можно создавать композиции натюрморта, сопоставляя предметы по форме, величине, окраске, располагая яблоки, груши, виноград, апельсины в корзинах, на тарелке и т. д. ' См.: Богатеева 3. А. Мотивы народных орнаментов в детских аппликациях.— М., 1986.
Рис. 38. Образцы геометрических орнаментов на квадратах и полосках Рис. 39. Варианты украшения рукавиц геометрическими орнаментами
Рис. 40. Фрукты и ягоды Рис. 41. Огурец и морковь. Фрукты в вазе При подготовке к таким занятиям воспитатель вместе с детьми отбирает цвет и форму бумаги для заготовок и фона, чтобы научить каждого ребенка правильно и красиво сочетать основу с силуэтами предметов и их отдельных элементов (листья, ботва, черенки). Например, на зеленой яркой бумаге красиво выделяется оранжевый апельсин, янтарная гроздь винограда, оттененная темно-зелеными листьями. На желтой основе хорошо смотрятся фиолетовые сливы с красной россыпью смородины и крупным арбузом. Заключительное занятие по изображению группы предметов, характерных для осени, можно провести в форме коллективной аппликации на тему: «Осенний натюрморт» или «Урожай» (вариант более узкой трактовки темы: «Грузовики везут богатый урожай овощей и фруктов»). Проведению этого занятия должна предшествовать большая воспитательная работа с детьми. Сюда включается рассматривание картин, иллюстраций, чтение рассказов, стихотворений, просмотр телепередач, экскурсии в овощной магазин или на овощную базу. На этой основе проводится беседа об осени, уборке урожая в колхозах, совхозах, на участках, о героическом труде колхозников по выращиванию овощей и фруктов в поле, садах, на огороде. В процессе выполнения аппликации воспитатель объединяет детей общей целью, организует их совместную деятельность, помогает распределять задания, направляет активность каждого участника, способствует его сотрудничеству с другими детьми, формирует чувство удовлетворения от коллективных усилий в достижении положительного результата. Результаты оказываются положительными тогда, когда воспитатель учит детей сообща планировать предстоящую работу, после распределения задания согласовывать свои действия с действиями партнеров, в ходе занятия оказывать помощь товарищам, чувствовать ответственность за выполнение своего участка работы как составной части коллективной деятельности. Чтобы научиться вырезать и составлять более сложные предметы (силуэты домов, транспорта, изображения птиц, зверей, человека), дети старшей группы должны уметь четко выделять части предмета, определять их форму, устанавливать отношения по величине, пространственному расположению на плоскости листа бумаги, окраске. Это уточняется в ходе обследования предметов и акцентируется при объяснении задания воспитателем. Большая роль принадлежит подбору заготовок бумаги для вырезания, которые помогают детям правильно передавать форму частей и их пропорциональные взаимоотношения. Например, для грузовика надо подготовить три полосы размером 4ХЮ см, 4Х 12 см, 4X8 см (их цвет должен соответствовать цвету машин — красные, зеленые, синие, желтые, а для колес — черная полоска). Первая полоса (4X10 см) используется в готовом виде для кузова грузовика, вторую разрезают поперек так, чтобы одна часть получилась короче другой примерно на одну треть. Из них затем вырезают форму кабины и мотора, закруглив у каждой заготовки верхний левый угол. Третью полоску (8X4 см) складывают пополам и сразу вырезают два колеса. Из обрезков бумаги вырезают окно, фары и т. д. Эти умения дети закрепляют и учатся гибко применять при изображении разных видов грузовых машин, автобуса, легковой машины и т. д., видоизменяя строение корпуса, вырезая и наклеивая окна, кабину шофера и другие детали. Каждый ребенок должен уметь свободно сочетать цвета бумаги (красный с желтым, синим; оранжевый с белым и коричневым; голубой с синим и белым); изменять размер и пропорции частей предмета. По типу автобуса можно создать троллейбус и вагон трамвая для выполнения коллективной аппликации: «Улица нашего города». Но для этого надо еще научиться вырезать части и составлять из них дома разного типа (сельского, городского — традиционной и современной архитектуры). Выполняют их по принципу плоскостного конструирования. Дом сельского типа вырезают с прямоугольным основанием, рядом окон и трапециевидной крышей. Дополнительно можно наклеить веранду, красивые резные ворота, наличники для окон из бумаги ярких расцветок. Именно здесь дети могут проявить свое творческое отношение к выполнению задания. Разновидности домов современного и традиционного типа представлены на рис. 42. Так, первый вариант аппликации получают из отдельных сборных блоков на квадратной или прямоугольной основе с наклеенными окнами, балконами, подъездами, витринами. Эти блоки затем собирают на общем прямоугольнике в определенном порядке по этажам вертикальной протяженности. Творческая активность детей в ходе выполнения такой аппликации проявляется в свободном решении облика дома. Например, можно передать разное количество этажей, их расположение по горизонтали или вертикали, использовать элементы украшения, декоративного оформления (в зависимости от назначения дома). При этом следует соизмерять ширину, длину заготовок бумаги, соотношение частей по конфигурации и т. д. Дом традиционной архитектуры создают с фронтоном!, башнями, колоннами, лестницами. По такому типу дети выполняют аппликацию «Дом Советов», «Дворец культуры», «Театр», каждый раз внося какие-то дополнения, новые цветовые акценты. Здесь следует готовить бумагу примерно в таких сочетаниях: розового или голубого или светло-зеленого с белым; оранжевого или темно-красного с серым и зеленым. Какова же последовательность вырезания и наклеивания частей такого здания? Сначала вырезают и наклеивают го- Фронтон — треугольное поле под двускатной крышей здания. Рис. 42. Дома разного типа ризонтальное основание прямоугольника, а к нему с двух сторон приклеивают две вертикальные полоски. Между ними помещают ряд полосок — колонн. Сверху над ними наклеивают треугольную крышу с фронтоном. Из узких полос разной длины образуют лестницу. Дети могут также выложить в аппликации упрощенное изображение Спасской башни Кремля, получаемого сочетанием прямоугольных и треугольных фигур разного размера, положения и окраски. Так, центральная часть получается из трех прямоугольников, наклеиваемых один над другим по убывающей величине. Вершина башни и ее уступы заканчиваются треугольными пиками зеленого цвета. Боковые башенки можно расположить ниже по высоте и составить только из двух частей, что уравновешивает всю композицию, акцентируя ее центр. Можно вырезать и наклеить стены с зубчиками. Они образуются из двух треугольников. Центральную башню украшают круглыми часами, узкими окнами-бойлвдцами, а на острие шпиля помещают яркую пятиконечную звезду (рис. 42, 3). Представленные варианты аппликаций могут найти разнообразное применение в тематических заданиях: «Дома, украшенные к празднику», «Наш микрорайон», «Праздничный салют над Кремлем». Здесь дополнительно вырезают и наклеивают флаги, стяги, воздушные шары, разноцветные огни салюта на цветном фоне, что усиливает праздничное звучание аппликаций, вызывает у детей радостные эмоции. Приемы конструктивной аппликации применимы и при изображении часов (рис. 43), разных игрушек, силуэтов кукол, матрешек, неваляшек, птиц, зверей в яркой, обобщенной трактовке по типу народных игрушек. Так, на рис. 44 показаны варианты «Веселых неваляшек», составленных из комбинаций кругов разного размера и окраски. Выразительность этих аппликаций достигается с помощью декоративных элементов: бус, жабо, передника и т. д. Так можно ярко и образно вырезать куклу, клоуна, медвежонка, зайца. При возможности выбора из этих вариантов ребенок сам решает, что он будет вырезать и наклеивать, какие внесет изменения в детали одежды, какие придумает элементы украшения. Например, у куклы-неваляшки вместо бус дети могут расположить пуговицы в ряд, разбросать по силуэту платья горошинки или цветы. А у зайца вместо передника может быть кармашек, воротничок, бантик. Поэтому разнообразие цветной бумаги, которая готовится заранее, должно давать детям возможность для творческого подхода к решению изобразительной задачи в отношении выбора цвета, комбинирования форм и декоративных частей для усиления образной характеристики игрушки. При этом дети упражняются в умении более точно вырезать круги, соотносить их по величине, окраске, расположению. На других занятиях воспитатель учит дошкольников применять эти умения при выполнении силуэтов птиц, животных,
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|