Занятия аппликацией в детском саду 11 глава
⇐ ПредыдущаяСтр 11 из 11 Подобные мозаики можно создать из круговых, квадратных, ромбических заготовок. Их получают путем складывания нескольких однородных по форме и разных по окраске фигур пополам два или три раза. Потом на гранях сгибов вырезают цветочные или геометризованные формы. Два варианта орнаментирования квадратов также помещены на рис. 102, третий и четвертый, ряды. Их получают из трех квадратов. Один из 1 Подробно см.: Богатеева 3. А. Мотивы народных орнаментов в детских аппликациях.— М., 1986. Рис. 102. Мозаика из нескольких слоев разноцветной бумаги них складывают пополам три раза (вдоль, поперек и по диагонали). Эта последовательность представлена в виде чертежей на рис. 102 слева. Потом вырезают узор, который наклеивают на другой квадрат так, чтобы рисунок украшения красиво просматривался через прорези. Обрезки наклеивают на последний (третий) квадрат, группируя их в узорной форме в разных частях фона. Чтобы усилить декоративность аппликации, иногда под прорези некоторых частей можно подкладывать другие цвета бумаги и чередовать их с просветами фона. Другой вариант мозаики в таком случае выполняют в двухцветном виде (рис. 102, четвертый ряд). Мозаики можно сделать и по типу витражей. Здесь вместо цветной бумаги под прорези узора или другой композиции подкладывают прозрачные подцветки из слюды, светофильтра, а если их нет, то используют вощеную либо промасленную бумагу. Такие подцветки особенно красиво мерцают в плоских и объемных изделиях, подвешенных или укрепленных в проемах окон, дверей. Свет, проникая через цветные прозрачные или полупрозрачные материалы, отражается на полу, стенах, создает сказочную обстановку. Витражи желательно применять в оформлении группы, зала к новогоднему празднику. Ими украшают и елочные игрушки в виде фонариков, кубов, корзин, многогранников, звездочек, а также многообразные атрибуты к сценариям (сундуки, ларцы, домики), элементы костюмов (кокошники, маски, ленты).
Такая работа заинтересовывает и увлекает детей своей необычностью, возможностью применять выдумку, фантазию, осуществлять поиск разных приемов и способов действий, творчески общаться друг с другом. Ребята овладевают умением многократно комбинировать цвета и формы с учетом свойств предметов и материалов, учатся с помощью аппликации облагораживать интерьер детского сада. А это в конечном итоге способствует художественно-творческому развитию дошкольников, формированию желания заниматься интересным и полезным трудом. ПРИЛОЖЕНИЕ I ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АППЛИКАЦИИ В ПРАКТИКЕ ДОШКОЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ Теория и практика дошкольного воспитания накопила большой опыт по использованию аппликации в целях развития у детей чувства красоты, совершенствования знаний о форме, окраске, пространственном расположении предметов на плоскости бумаги, развитии у них ручных умений и художественного вкуса. Еще в детских садах дореволюционной России (платных, фребелевского общества, общества содействия первоначальному воспитанию детей) широко практиковалось вырезание и наклеивание фигур из бумаги. Такие занятия были включены в «Руководство для устройства детских садов», изданное А. С. Симонович в 1887 г. Для организации занятий по аппликации в России использовались методические пособия, созданные русскими и зарубежными авторами. Среди них особый интерес представляет пособие К. Цветкова «Первые работы для маленьких пальчиков» (в 4 книжках, 1907 г.), Ю. И. Фаусек «Бумажное царство» (1912 г.), Е, Коротковой «Как вырезать из цветной бумаги» (1913 г.) и др. Из переводных работ была популярна книга Гирке и Давидсон «Детская жизнь в трудах и забавах» (перевод с немецкого, 1913 г.), Л. Плестед «Ручной труд и его место в воспитании раннего детства» (перевод с английского, 1915 г.)
В этих пособиях представлены аппликации для вырезания детьми силуэтов по нарисованному контуру или трафарету. Многие рекомендации предусматривают использование копировальной бумаги для перевода контуров фигур. Поэтому аппликация как изобразительная деятельность использовалась для приобретения детьми практических, трудовых умений по работе с бумагой и ножницами в процессе механических упражнений. Тем самым значение аппликации в художественном воспитании ребенка отодвигалось на задний план. В конце XIX — начале XX в. в детских садах России большое распространение получила система занятий Ф. Фребеля, основанная на создании геометризированных комбинаций из квадратной бумаги путем ее многократного сгибания на части и получения на сгибах разных выемок, срезов разной конфигурации (без опоры на конкретное предметное изображение). При развороте такой заготовки после вырезания получалась фигура, красота которой достигалась правильным, ритмичным 4. 1 / чередованием и-повторением абстрактных форм от середины к углам и сторонам. Фребель считал квадрат самой совершенной формой, он разработал принципы его деления и вырезания для получения разных формальных эффектов, имевших название «формы красоты». Систему Ф. Фребеля еще до революции подвергли глубокой критике прогрессивные русские педагоги: А. С. Симонович, Е. П. Смидович, Е. И. Водовозо-ва и др. Они отмечали мистически-идеалистическое обоснование фребелевских занятий, их надуманную последовательность, механистичность и сухость. Эти занятия превращались в скучную систему упражнений ради отработки движений руки и глаза на отвлеченном для малыша геометрическом содержании. Однако сам принцип вырезания форм после предварительного сгибания заготовки на части до сих пор используется в процессе изображения многих предметов симметричного строения (бабочки, листья, цветки, фигуры животных, человека). В 20—30-е гг. XX в. под влиянием теории «свободного воспитания», основанной на утверждении спонтанности процесса детской деятельности, в практике детских садов роль воспитателя в руководстве изобразительной деятельностью детей, в том числе и аппликацией, сводится к минимуму. Это было связано с переоценкой детских творческих возможностей. Например, считалось, что в аппликации достаточно дать ребенку ножницы и цветную бумагу, чтобы он в процессе «свободного кромсания» мог проявить свой творческий потенциал.
Многие передовые педагоги того времени (К. М. Лепилов, Н. П. Ткаченко и др.)» видя беспомощность детей в таком «свободном кромсании», рекомендовали воспитателям показывать на занятцях приемы вырезания, разработали образцы для воспроизведения их дошкольниками в аппликации. Несмотря на то что методика организации обучения детей аппликации в пособиях этих авторов раскрыта недостаточно полно, ценно само указание о необходимости руководства со стороны воспитателя развитием детской изобразительной деятельности. Эти рекомендации затем легли в основу разработки вопросов обучения изобразительной деятельности в детском саду, осуществленной Н. П. Сакулиной, И. Л. Гусаровой, Т. Г. Казаковой и др. В методических пособиях В. И. Паллон, Е. А. Коссаковской, Л. Г. Суховской и др. были определены и сформулированы основные задачи и последовательность обучения аппликации в младшей, средней и старшей группах1. 1 См.: Суховская Л. Г., Паллон В. И. Вырежи и наклей.— М-, 1954; Паллон В. И. Занятия аппликацией в средней группе детского сада // Педагогические чтения: рисование, лепка и аппликация в детском саду,—М., 1955. В. И. Паллон разработал последовательность обучения детей приемам вырезания без предварительной прорисовки контура изображения. Сначала они должны были упражняться в вырезании на глаз по прямой линии, а затем по кругу и плавным кривым. При этом автор подчеркивает, что прочное усвоение этих приемов зависит от того, насколько воспитатель умело изменяет содержание занятий, поддерживает интерес ребенка к работе с бумагой и ножницами. Такая последовательность обучения в соответствии с программными требованиями нашла наглядное выражение в альбоме для воспитателей детских садов, созданном В. И. Паллон в соавторстве с Л. Г. Суховской,— «Аппликация в детском саду» (1960 г., 1964 г.). Его материалы затем были включены в альбом под тем же названием авторов Л. Г. Суховской и А. А. Грибовской в дополненном виде (1980 г., 1984 г.).
Перечисленные пособия и альбомы по аппликации последовательно раскрывают перед воспитателями содержание и приемы обучения детей сначала выкладыванию и наклеиванию готовых форм (младшая группа), а затем вырезанию геометрических фигур, реальных предметов из отдельных частей (средняя группа), и, наконец, прием симметричного и силуэтного вырезания (старшая и подготовительная к школе группа). Много образцов представлено по декоративной, сюжетно-тематической аппликации, предлагаются элементы для оформления помещений детского сада к праздникам (Г. Н. Пантелеев и др.). Глубокое теоретическое обоснование значения аппликации во всестороннем развитии детей дошкольного возраста, разработка последовательности в обучении аппликации в разных возрастных группах были даны в пособии И. Л. Гусаровой «Аппликация в детском саду» (1968 г.). Автор практически показал пути применения разных методов и приемов овладения техникой аппликации на конкретном содержательном материале, исходя из особенностей усвоения детьми приемов вырезания, раскладывания, наклеивания. В книге И. Л. Гусаровой аппликация рассматривается как важное средство эстетического воспитания дошкольников, формирования их конструктивных, творческих способностей и эстетического вкуса. Такая направленность аппликационных занятий выделяется в пособиях и альбомах других советских авторов: Лоотсар Е. Э. Аппликация в детском саду: Альбом.—М,, 1967; Косминская В. Б. и др. Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду.— М., 1977; Косминская В. В., Халезова Н. Б. Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельностью детей.— М., 1981. ПРИЛОЖЕНИЕ И ПЕРЕЧЕНЬ РАСТЕНИЙ ДЛЯ АППЛИКАЦИОННОГО ИЗОБРАЖЕНИЯ Таблица 1 Растительные формы с одной осью симметрии для вырезания из заготовки, сложенной пополам
Таблица 2
Четырех лепестковые цветки для вырезания из квадрата приемом его сгибания трижды пополам
Таблица 3 Растения для их изображения в виде восьми лепестников, вырезанных из квадрата, согнутого пополам четыре раза
Таблица 4 Разновидности трехлепестковых растений для вырезания из квадрата, разделенного на шесть частей от центра
Таблица б Растения с шестью лепестками для вырезания из квадрата, сложенного на двенадцать частей
Таблица 6 Растения с пятью лепестками для вырезания из квадрата, сложенного на десять частей
ЛИТЕРАТУРА Ананьев Б. Г., Рыбалко Е. Ф. Особенности восприятия пространства у детей.— М.: Просвещение, 1964. Богатеева 3. А. Мотивы народных орнаментов в детских аппликациях.— М.: Просвещение, 1986. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психологический очерк.— М.: Просвещение, 1967. Гусакова М. А. Аппликация.— М.: Просвещение, 1982. Индов А. Мозаика из бумаги: Альбом.— Таллин, 1984. Казакова Р. Г. Изобразительная деятельность и конструирование/Воспитание детей в средней группе детского сада.— М.: Просвещение, 1982. Казакова Т. Г. Изобразительная деятельность младших дошкольников.— М.: Просвещение, 1980. Казакова Т. Г. Изобразительная деятельность и художественное развитие дошкольников.— М.: Педагогика, 1983. Лоотсар Э. Э. Аппликация в детском саду: Альбом.-— М.: Просвещение,.1971. Самостоятельная художественная деятельность дошкольников/Под ред. Н. А. Ветлугиной.— М.: Педагогика, 1980. ■Сакулина Н. П., Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду.— М.: "Просвещение, 1982. Суховская' Л. Г., Грибовекая А. А. Аппликация в детском саду: Альбом.—■ М.: Просвещение, 1980. СОДЕРЖАНИЕ Значение занятий аппликацией для всестороннего развития дошкольников 3 Виды занятий по аппликации в детском саду........................................................ 6 Материалы для занятий аппликацией.................................................................... 10 Приемы выполнения аппликации из бумаги................................................................ 17 Обучение аппликации в разных возрастных группах детского сада... 58 Аппликация вне занятий......................................................................................... 179 Приложение I................................................................................................... 216 Приложение II....................................................................................................... 219 Литература....................................................................................................... 223
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|