Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Занятия аппликацией в детском саду 11 глава




Подобные мозаики можно создать из круговых, квадрат­ных, ромбических заготовок. Их получают путем складывания нескольких однородных по форме и разных по окраске фигур пополам два или три раза. Потом на гранях сгибов вырезают цветочные или геометризованные формы. Два варианта орна­ментирования квадратов также помещены на рис. 102, третий и четвертый, ряды. Их получают из трех квадратов. Один из

1 Подробно см.: Богатеева 3. А. Мотивы народных орнаментов в детских аппликациях.— М., 1986.


Рис. 102. Мозаика из нескольких слоев разноцветной бумаги


них складывают пополам три раза (вдоль, поперек и по диа­гонали). Эта последовательность представлена в виде чертежей на рис. 102 слева. Потом вырезают узор, который наклеивают на другой квадрат так, чтобы рисунок украшения красиво просматривался через прорези. Обрезки наклеивают на по­следний (третий) квадрат, группируя их в узорной форме в разных частях фона.

Чтобы усилить декоративность аппликации, иногда под прорези некоторых частей можно подкладывать другие цвета бумаги и чередовать их с просветами фона. Другой вариант мозаики в таком случае выполняют в двухцветном виде (рис. 102, четвертый ряд). Мозаики можно сделать и по типу витражей. Здесь вместо цветной бумаги под прорези узора или другой композиции подкладывают прозрачные подцветки из слюды, светофильтра, а если их нет, то используют вощеную либо промасленную бумагу. Такие подцветки особенно красиво мерцают в плоских и объемных изделиях, подвешенных или укрепленных в проемах окон, дверей. Свет, проникая через цветные прозрачные или полупрозрачные материалы, отра­жается на полу, стенах, создает сказочную обстановку. Вит­ражи желательно применять в оформлении группы, зала к новогоднему празднику. Ими украшают и елочные игрушки в виде фонариков, кубов, корзин, многогранников, звездочек, а также многообразные атрибуты к сценариям (сундуки, лар­цы, домики), элементы костюмов (кокошники, маски, ленты).

Такая работа заинтересовывает и увлекает детей своей не­обычностью, возможностью применять выдумку, фантазию, осуществлять поиск разных приемов и способов действий, твор­чески общаться друг с другом. Ребята овладевают умением многократно комбинировать цвета и формы с учетом свойств предметов и материалов, учатся с помощью аппликации об­лагораживать интерьер детского сада. А это в конечном итоге способствует художественно-творческому развитию дошколь­ников, формированию желания заниматься интересным и полезным трудом.


ПРИЛОЖЕНИЕ I

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АППЛИКАЦИИ В ПРАКТИКЕ ДОШКОЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ

Теория и практика дошкольного воспитания накопила боль­шой опыт по использованию аппликации в целях развития у детей чувства красоты, совершенствования знаний о форме, окраске, пространственном расположении предметов на пло­скости бумаги, развитии у них ручных умений и художе­ственного вкуса.

Еще в детских садах дореволюционной России (платных, фребелевского общества, общества содействия первоначально­му воспитанию детей) широко практиковалось вырезание и наклеивание фигур из бумаги. Такие занятия были включены в «Руководство для устройства детских садов», изданное А. С. Симонович в 1887 г.

Для организации занятий по аппликации в России исполь­зовались методические пособия, созданные русскими и зару­бежными авторами. Среди них особый интерес представляет пособие К. Цветкова «Первые работы для маленьких пальчи­ков» (в 4 книжках, 1907 г.), Ю. И. Фаусек «Бумажное цар­ство» (1912 г.), Е, Коротковой «Как вырезать из цветной бу­маги» (1913 г.) и др. Из переводных работ была популярна книга Гирке и Давидсон «Детская жизнь в трудах и забавах» (перевод с немецкого, 1913 г.), Л. Плестед «Ручной труд и его место в воспитании раннего детства» (перевод с английского, 1915 г.)

В этих пособиях представлены аппликации для вырезания детьми силуэтов по нарисованному контуру или трафарету. Многие рекомендации предусматривают использование копи­ровальной бумаги для перевода контуров фигур. Поэтому ап­пликация как изобразительная деятельность использовалась для приобретения детьми практических, трудовых умений по работе с бумагой и ножницами в процессе механических уп­ражнений. Тем самым значение аппликации в художественном воспитании ребенка отодвигалось на задний план.

В конце XIX — начале XX в. в детских садах России боль­шое распространение получила система занятий Ф. Фребеля, основанная на создании геометризированных комбинаций из квадратной бумаги путем ее многократного сгибания на части и получения на сгибах разных выемок, срезов разной конфи­гурации (без опоры на конкретное предметное изображение). При развороте такой заготовки после вырезания получалась фигура, красота которой достигалась правильным, ритмичным


4. 1 /

чередованием и-повторением абстрактных форм от середины к углам и сторонам. Фребель считал квадрат самой совершен­ной формой, он разработал принципы его деления и вырезания для получения разных формальных эффектов, имевших на­звание «формы красоты». Систему Ф. Фребеля еще до рево­люции подвергли глубокой критике прогрессивные русские педагоги: А. С. Симонович, Е. П. Смидович, Е. И. Водовозо-ва и др. Они отмечали мистически-идеалистическое обоснова­ние фребелевских занятий, их надуманную последователь­ность, механистичность и сухость. Эти занятия превращались в скучную систему упражнений ради отработки движений руки и глаза на отвлеченном для малыша геометрическом содержании.

Однако сам принцип вырезания форм после предваритель­ного сгибания заготовки на части до сих пор используется в процессе изображения многих предметов симметричного строения (бабочки, листья, цветки, фигуры животных, че­ловека).

В 20—30-е гг. XX в. под влиянием теории «свободного воспитания», основанной на утверждении спонтанности про­цесса детской деятельности, в практике детских садов роль воспитателя в руководстве изобразительной деятельностью де­тей, в том числе и аппликацией, сводится к минимуму. Это было связано с переоценкой детских творческих возможностей. Например, считалось, что в аппликации достаточно дать ре­бенку ножницы и цветную бумагу, чтобы он в процессе «сво­бодного кромсания» мог проявить свой творческий потенциал.

Многие передовые педагоги того времени (К. М. Лепилов, Н. П. Ткаченко и др.)» видя беспомощность детей в таком «свободном кромсании», рекомендовали воспитателям показы­вать на занятцях приемы вырезания, разработали образцы для воспроизведения их дошкольниками в аппликации.

Несмотря на то что методика организации обучения детей аппликации в пособиях этих авторов раскрыта недостаточно полно, ценно само указание о необходимости руководства со стороны воспитателя развитием детской изобразительной де­ятельности. Эти рекомендации затем легли в основу разработки вопросов обучения изобразительной деятельности в детском саду, осуществленной Н. П. Сакулиной, И. Л. Гусаровой, Т. Г. Казаковой и др.

В методических пособиях В. И. Паллон, Е. А. Коссаковской, Л. Г. Суховской и др. были определены и сформулированы основные задачи и последовательность обучения аппликации в младшей, средней и старшей группах1.

1 См.: Суховская Л. Г., Паллон В. И. Вырежи и наклей.— М-, 1954; Паллон В. И. Занятия аппликацией в средней группе детского сада // Педагогические чтения: рисование, лепка и аппликация в детском саду,—М., 1955.


В. И. Паллон разработал последовательность обучения де­тей приемам вырезания без предварительной прорисовки кон­тура изображения. Сначала они должны были упражняться в вырезании на глаз по прямой линии, а затем по кругу и плавным кривым. При этом автор подчеркивает, что прочное усвоение этих приемов зависит от того, насколько воспитатель умело изменяет содержание занятий, поддерживает интерес ребенка к работе с бумагой и ножницами.

Такая последовательность обучения в соответствии с про­граммными требованиями нашла наглядное выражение в аль­боме для воспитателей детских садов, созданном В. И. Паллон в соавторстве с Л. Г. Суховской,— «Аппликация в детском саду» (1960 г., 1964 г.). Его материалы затем были включены в альбом под тем же названием авторов Л. Г. Суховской и А. А. Грибовской в дополненном виде (1980 г., 1984 г.).

Перечисленные пособия и альбомы по аппликации после­довательно раскрывают перед воспитателями содержание и приемы обучения детей сначала выкладыванию и наклеива­нию готовых форм (младшая группа), а затем вырезанию геометрических фигур, реальных предметов из отдельных ча­стей (средняя группа), и, наконец, прием симметричного и си­луэтного вырезания (старшая и подготовительная к школе груп­па). Много образцов представлено по декоративной, сюжетно-тематической аппликации, предлагаются элементы для оформ­ления помещений детского сада к праздникам (Г. Н. Пантелеев и др.).

Глубокое теоретическое обоснование значения аппликации во всестороннем развитии детей дошкольного возраста, разра­ботка последовательности в обучении аппликации в разных возрастных группах были даны в пособии И. Л. Гусаровой «Аппликация в детском саду» (1968 г.). Автор практически показал пути применения разных методов и приемов овладе­ния техникой аппликации на конкретном содержательном ма­териале, исходя из особенностей усвоения детьми приемов вы­резания, раскладывания, наклеивания.

В книге И. Л. Гусаровой аппликация рассматривается как важное средство эстетического воспитания дошкольников, формирования их конструктивных, творческих способностей и эстетического вкуса. Такая направленность аппликационных занятий выделяется в пособиях и альбомах других советских авторов: Лоотсар Е. Э. Аппликация в детском саду: Аль­бом.—М,, 1967; Косминская В. Б. и др. Теория и ме­тодика изобразительной деятельности в детском саду.— М., 1977; Косминская В. В., Халезова Н. Б. Основы изобразительного искусства и методика руководства изобра­зительной деятельностью детей.— М., 1981.


ПРИЛОЖЕНИЕ И

ПЕРЕЧЕНЬ РАСТЕНИЙ ДЛЯ АППЛИКАЦИОННОГО ИЗОБРАЖЕНИЯ

Таблица 1

Растительные формы с одной осью симметрии для вырезания из заготовки, сложенной пополам

 

Название растения Семейство Место обитания Время цветения Форма и окраска цветка Форма листьев
Крокус _ Ирисовые Помеще­ние, сад Февраль Овальная. Белая, розо­вая, желтая Линейная
Глоксиния Амарил­лисовые Помеще­ние Март Колокольча­тая. Малино­во-красная Яйцевид­ная
Амариллис — — — — __ л ___ Лилейная. Розово-красная Линейная
Сон-трава   Лес Апрель Колокольча­тая. Фиоле­товая всех оттенков  
Ландыш Лилейные — " — Май Колокольча­тая. Белая Линейно-ромби­ческая
Гиацинт — — Сад — — Бокаловид­ная. Разнооб­разная Линейная
Белоцвет­ник Амарил­лисовые — " — __ и ___ Колокольча­тая. Белая  
Тюльпан Лилейные Сад, лес   Колокольча­тая, оваль­ная. Разнооб­разная  
Ирис Ирисовые — — Июнь Бокаловид­ная. Разнооб­разная — —
Лилия Лилейные Сад Июль — сентябрь Бокаловид­ная. Белая, оранжевая — —

Таблица 2

Четырех лепестковые цветки для вырезания из квадрата приемом его сгибания трижды пополам

 

Название растения Семейство Место обитания Время цветения Форма и окраска цветка Форма листьев
Ярутка Кресто­цветные Поле Апрель — июнь Четырехле-пестковая розетка. Белая Перистая, сложная
Чистотел Маковые Овраги Апрель — июль Четырехле-пестковая розетка. Желтая __ |>_
Сердечник луговой Кресто­цветные Мокрые луга Май — июнь Четырехле-пестковая розетка. Бело-розо­вая __ II_
Сирень __»__ Сад, лес Май Четырехле-пестковая розетка. Раз­нообразная Сердце­видная
Жасмин —» — __»>_ —» — Четырехле-пестковая розетка. Белая Яйцевид­ная
Чубушник Гортен-зиевые Сад Июнь Четырехле-пестковая розетка. Кремовая __ " _
Иван-чай Кресто­цветные Лес, луг Июнь — август Четырехле-пестковая розетка. Лиловая Линейно-ланцет­ная
Алиссум   Сад Июль Четырехле-пестковая розетка. Разнооб­разная Ланцет­ная 1
Левкой — " — __ >>_ Июль — октябрь — " — — " —
Вероника   Поле, луг __ >> Четырехле-пестковая розетка. Синяя Яйцевид­ная

Таблица 3

Растения для их изображения в виде восьми лепестников, вырезанных из квадрата, согнутого пополам четыре раза

 

Название растения Семейство Место обитания Время цветения Форма и окраска цветка Форма листьев
Ромашка Сложно­цветные Лес» луг, сад Июнь — сентябрь Многолепест­ковая розет­ка. Белая Линейная с зубчи­ками
Маргарит­ка   Сад   Многолепест­ковая розет­ка. Белая, ро­зовая, крас* ная  
Циния ____ ч___ Сад _ _ ^ Многолепест­ковая розет­ка. Разнооб­разная Эллипти­ческая
Хризан­тема — " — __ 11 Июль — октябрь   Пальча­тая
Астра   — " — — " — — " — Крупно­зубчатая
Календула   __ I». __ II _ Многолепест­ковая розет­ка. Желтая, оранжевая Эллипти­ческая

Таблица 4

Разновидности трехлепестковых растений

для вырезания из квадрата, разделенного

на шесть частей от центра

 

Название растения Семейство Место обитания Время цветения Форма и окраска цветка Форма листьев
Традескан­ция воло­систая Камнелом­ковые Комната Все лето Трехлепест-ковая розет­ка. Лиловая Ланцет­ная
Валлисне-рия Частухо- вые Водоем — —~ Трехлепест-ковая розет­ка. Белая Ланцетно-овальная
Стрело­лист __»__ — " — Июль — " — Саблевид­ная

Таблица б

Растения с шестью лепестками для вырезания из квадрата, сложенного на двенадцать частей

 

Название растения Семейство Место обитания Время цветения Форма и окраска цветка Форма листьев
Кливия Амарил­лисовые Комната С марта Шестилепест-ковая. Оран­жевая Линейная
Эухарис .__ **_ __ >•__ Дна раза в год Шестилепест-ковая. Белая Овально-продол­говатая
Нарцисс ■ - -— Сад Апрель — май Шеетилепест-ковая. Бе­лая, желтая Линейная
Гусиный лук Лилейные Степь, поле — — Шестилепест-ковая. Жел­тая —". *
Ветреница Лютико­вые Лес, степь Май Шестилепест-ковая. Белая Пальча­тая
Печеноч­ница   Степь, поле   Шестилепест-ковая. Голу­бая, сирене­вая Тройча­тая
Сусак зон­тичный * - Сырые места Июнь— июль Шестилепест-ковая. Блед­но-розовая Линейная
Трясунка Злаковые __ 11 Июнь— сентябрь Шестилепеет-ковая. Розо­вая — "~
Ландыш-ник Лютико­вые Комната Июль— август Шестилепест-ковая. Бе­лая, лиловая Узколи­нейная
Клематис —* —» Сад Июль— сентябрь Шестилепест-ковая. Голу­бая, розовая Ромби- * ческая

Таблица 6

Растения с пятью лепестками для вырезания из квадрата, сложенного на десять частей

 

Название " растения Семейство Место обитания Время цветения Форма и окраска цветка Форма листьев
Примула Примуло-вые Комната С марта Пятилепест-ковая. Разно­образная Крупно­зубчатая
Звездчат­ка Гвоздич­ные Лес Май Пятилепест-ковая. Белая Зонтич­ная
Кислица Кисличные — _ __ »__ Пятилепест-ковая. Блед­но-розовая Тройча­тая
Купаль­ница Лютико­вые     Пятил епест-ковая. Жел­тая Пальча­тая
Флокс Синюхо-вые """ — — Пятил епест-ковая. Разно­образная ■ Ланцет­ная
Настурция Настурце- вые ___ и ___   Пятил епест-ковая. Оран­жевая, крас­ная Круглая

ЛИТЕРАТУРА

Ананьев Б. Г., Рыбалко Е. Ф. Особенности восприятия пространства у детей.— М.: Просвещение, 1964.

Богатеева 3. А. Мотивы народных орнаментов в детских аппликациях.— М.: Просвещение, 1986.

Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психологи­ческий очерк.— М.: Просвещение, 1967.

Гусакова М. А. Аппликация.— М.: Просвещение, 1982.

Индов А. Мозаика из бумаги: Альбом.— Таллин, 1984.

Казакова Р. Г. Изобразительная деятельность и конструирование/Воспита­ние детей в средней группе детского сада.— М.: Просвещение, 1982.

Казакова Т. Г. Изобразительная деятельность младших дошкольников.— М.: Просвещение, 1980.

Казакова Т. Г. Изобразительная деятельность и художественное развитие дошкольников.— М.: Педагогика, 1983.

Лоотсар Э. Э. Аппликация в детском саду: Альбом.-— М.: Просвещение,.1971.

Самостоятельная художественная деятельность дошкольников/Под ред.

Н. А. Ветлугиной.— М.: Педагогика, 1980.

■Сакулина Н. П., Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду.— М.: "Просвещение, 1982.

Суховская' Л. Г., Грибовекая А. А. Аппликация в детском саду: Альбом.—■ М.: Просвещение, 1980.


СОДЕРЖАНИЕ

Значение занятий аппликацией для всестороннего развития дошкольников 3

Виды занятий по аппликации в детском саду........................................................ 6

Материалы для занятий аппликацией.................................................................... 10

Приемы выполнения аппликации из бумаги................................................................ 17

Обучение аппликации в разных возрастных группах детского сада... 58

Аппликация вне занятий......................................................................................... 179

Приложение I................................................................................................... 216

Приложение II....................................................................................................... 219

Литература....................................................................................................... 223

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...