Слушатель: Граней?. Слушатели: 6. Слушатель: 6ж.
Слушатель: Граней? А. С.: Да. Слушатель: х + у. А. С.: Правильно. Ровно столько, сколько в сумме количеств шести‑ и пятиугольников. Г = х + у (Г – количество граней). Чему равно количество вершин и чему равно количество ребер? Посчитаем наивно. Сколько вершин у шестиугольника?
Слушатели: 6. А. С.: 6. Всего х шестиугольников. Значит, у всех шестиугольников вершин...
Слушатель: 6ж. А. С.: А у пятиугольников?
Слушатель: Ъу. А. С.: Значит, пишем 6ж + 5у, но это не совсем то, что надо. Обозначим поэтому не «В», а «М», М = 6ж + Ьу. А. С.: Почему это не то, что надо? Слушатели: Потому что вершины совпадают. А. С.: Если мы разрежем мяч на лоскутки или, наоборот, не начнем сшивать, то сколько будет вершин у всех лежащих на столе лоскутков? Именно столько, 6ж + Ьу. А когда мы сошьем, некоторые вершины совпадут. Что надо сделать с этим числом, чтобы получить правильное число вершин? Слушатель: Разделить на 3. А. С.: Да. Правильно, потому что ровно – не больше не меньше, а ровно – 3 разных грани сходятся в каждой вершине: р = м = 6ж + Ьу 3 3 ' Сколько ребер? Первый вопрос: сколько ребер до того, как мы сшивали? Столько же, сколько было до сшивания вершин: М = 6ж + Ьу. У любого многоугольника вершин и ребер одинаковое количество. А на что делить?
Слушатели: На 2: D _ 6х + Ьу = 2 ' Каждое ребро мы считали ровно два раза. Теперь мы воспользуемся формулой Эйлера. Формула Эйлера утверждает, что В – Р + Г = 2. Подставим в нее выражения через «ж» и «у»:
6х + Ьу 6х + Ьу д–^ 2 +Х + У = 2. Цель этой формулы – доказать, что у = 12. Давайте решать. 6ж: 3 = 2ж, 6ж: 2 = Зж, 2ж – Зж + ж = 0. Иксы ушли. Осталось уравнение относительно «у»:
f‑ | + у = 2‑ Умножим все уравнение на 6, чтобы избавиться от знаменателя. Умножим и правую, и левую часть. Справа будет 12. Слева будет: 10у – 15у + 6у. Отсюда у = 12. Чудеса, да? И никакого мошенничества! Слушатель: Что‑ то тут есть от фокуса. А. С.: Курс «Математика для гуманитариев» – это курс черной магии плюс ее разоблачение. В чем здесь фокус? Природа фокуса в том, что сократились все шестиугольники. Получается, они ни на что не влияют. Можно любое количество шестиугольников вклеить дополнительно в любой футбольный мяч, так как все х сокращаются9. А с «у» вы не можете сделать ничего, потому что сколько бы пятиугольников ни было у нас в запасе, их количество должно удовлетворять уравнению. А математики еще 3 тысячи лет назад научились решать линейные уравнения. У этих уравнений в нормальной ситуации всегда одно решение: у = 12 – единственное решение нашего уравнения. Поэтому сколько бы вас ни просили сшить футбольный мяч из 11 пятиугольников – не получится. Слушатель: А если пятиугольников будет 24? А. С.: Вы сошьете два футбольных мяча. Один не сошьется. Где‑ то будут торчащие, несшиваемые части. Давайте теперь посмотрим на обычную бесконечную во все стороны плоскость. С одной стороны, это более простой объект, чем сфера, но, с другой стороны, она бесконечна во все стороны. Бесконечность – это такой краеугольный камень математики. И как с ней можно быть «на ты» – это очень важная тема. Кажется, плоскость, она и есть плоскость, посмотрел вокруг – везде плоскость. Но ведь она бесконечная... А как, кстати, можно понять, что земля не плоская? В принципе, как я понимаю, то что древние люди считали Землю плоской – это сказки. Люди всегда знали, что она не плоская. Когда по морю идет корабль, сначала на горизонте появляются паруса. Как еще, кроме как искривлением, можно это объяснить? Слушатель: Может быть, Земля не ровная именно в этом месте. ..
А. С.: От того, что ты видишь паруса, до понимания, что Земля может быть устроена как шар, уже, в общем, недалеко. Люди, на самом деле, в прошлом совершали и более великие открытия. Знаете, когда в первый раз (по крайней мере, документально) была высказана идея о конечности скорости света? В 1676 году датский астроном Тихо Браге стал наблюдать затмения спутников Юпитера. И заметил странности в их периодичности: то затмения наступали позже прогнозируемого момента, то раньше. Тогда он предложил совершенно невероятное объяснение. Он предположил, что такое могло бы быть, если бы скорость света была конечна. Так как Земля и Юпитер то приближаются друг к другу, то отдаляются, мы видим объект, который ближе, раньше, чем тот, который находится дальше. За счет этого и возникает неполная периодичность в затмениях. Но тогда нужно было признать, что значение этой скорости настолько велико, что оно превосходит всякое наше воображение. И Браге оценил его как 225 тысяч километров в секунду. Он назвал величину, которая равна 75% от верного значения. Но тогда ученый мир был еще не готов к таким смелым идеям, и к этому предположению отнеслись с большим сомнением. Или другая история. У вас в сумке, наверное, живет зарядка от телефона или наушники. В каком они будут состоянии? Обычно получается страшный запутанный провод. Вопрос: можно ли его как‑ то распутать, если вы еще и концы провода свяжете, чтобы он стал замкнутым, как окружность? Чтобы он стал после этого распутывания нормальной, идеальной окружностью?
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|