Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Слушатель: 1/2 + 1/4. Слушатель: Ноль. Другой слушатель: Единицу. Слушатель: Да.




Слушатель: 1/2 + 1/4.

А. С.: А если я проделаю это бесконечное количество раз? Тогда что я получу?

– + – + – Н h =1

4 816

 

Слушатель: Ноль.

Другой слушатель: Единицу.

А. С.: Я получу число один, причем в точности число 1.

Почему в точности? Потому что каждый раз число получалось

не больше единицы, это очевидно. Значит, мы не можем получить

число больше единицы. Но какое бы маленькое число мы не взяли, 1

в конце концов – станет меньше его. На самом деле у нас в знаме­нателе вместо п стоят степени двойки: 2, 4, 8, 16, 32, 64, 128, 256, 512, 1024, 2048, 4096, 8192...

Они очень быстро растут, поэтому – – очень быстро уменьша­ется. И в итоге очередное расстояние до числа «1» станет меньше любого наперед заданного числа. То есть они уходят в ноль. Полу­чается, что наша сумма неограниченно приближается к единице, и вот тогда математик говорит: «Следовательно, она равна едини­це». Всё. Вот он, предельный переход. Это то, что учат в матанализе на любом факультете любого вуза. Больше ничего в нём нет11.

Слушатель: А если здесь просто включить житейскую му­дрость и подумать, что мы отрезали от одного целого яблока?

А. С.: Да. В данном случае можно. Но житейская мудрость – она такая штука, что она иногда не работает. Давайте решим такую задачу.

Кузнечик сначала прыгает на один метр, а потом на ^ метра,

111 а потом – на тг, а потом – на т, а потом – на „. и так далее...

о 4 о

Вот он прыгает и прыгает. Есть ли предел того, куда он может

допрыгать?

 

Слушатель: Да.

А. С.: При наивном подходе кажется, что есть, потому что «шажки все меньше и меньше». Но тем не менее, друзья мои, вы будете смеяться, или удивляться, или поражаться, или возмущать­ся, но

 

(т. е. эта сумма равна бесконечности).

Нет никакого предела тому, куда может дойти этот кузнечик. Никакого. Он может дойти до Луны, может дойти до Солнца, и да­лее, прямо в Космос!

В прошлом примере у нас шажки были всё меньше и меньше, они стремились к нулю, но в сумме получилось число, равное еди­нице. А эти шажки, хотя и тоже всё меньше и меньше, но уйти этими шажками можно до бесконечности, вот такая загадка при­роды. Хотите, покажу, почему?

Слушатели: Да.

А. С.: Вот смотрите, сейчас я с кузнечиком сделаю страшную штуку, я сейчас его заменю на кузнечика, который шагает еще ме­дленнее. А именно: кузнечик этот будет шагать следующим обра­зом.

 

то есть вместо одной трети, он шагает на одну четверть. Не правда ли, такой кузнечик будет отставать от первого?

 

Слушатель: Да.

А. С.: А теперь вместо одной пятой я сразу одну восьмую по­ставлю. То есть первый кузнечик на одну пятую шагает, а мой, второй – он сразу прямо раз – и «скис» – только на одну вось­мую. И так 4 раза по одной восьмой:

1+1+1 1 1+1+1+1

4 4 8 8 8 8

А вместо одной девятой я напишу что?

Слушатели: Одну шестнадцатую?

А. С.: Правильно. Одну шестнадцатую, и так повторим эту до­бавку 8 раз. А дальше я что напишу? Вместо одной семнадцатой? Слушатель: Одна тридцать вторая.

А. С.: Одну тридцать вторую. Отлично. И повторим ее 16 раз!

1+1+I+I+I+1+I+1+

4 4 8 8 8 8

 

‑ I–=–I–=–I–=–I–=–I–=–I–=–I–=–I–=–I–=–I‑

16 16 16 16 16 16 16 32

Похоже, что второй кузнечик всё время отстает от первого. Небось, он совсем отстанет от него: ведь первый, как мы утверждаем, ус­качет на бесконечное расстояние. Нет, самое страшное здесь вот

что. Хоть второй и отстает, но он ТОЖЕ ускачет на бесконечное

1 1

расстояние. Чему равна сумма ‑ j‑ + ‑ j‑ (двух равных слагаемых)?

 

Слушатель:

А. С.: Отлично. А такая:

 

1+1 + 1 + 1?

8 8 8 8

Слушатель: Одна вторая.

А. С.: Тоже одна вторая! А для шестнадцатых долей? Слушатель: Тоже одна вторая.

А. С.: Теперь вы поняли, почему он дойдет до бесконечности? Слушатель: Нет.

А. С.: Потому что мы каждый раз, в каждой очередной группе шагов, будем получать в сумме Значит, он всё снова и снова от­ходит на 0, 5. А таких «одних вторых »‑ то бесконечное количество штук. Вот он и уйдет на бесконечность.

 

1 + 1 = 1 4 4 2’

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...