Слушатель: Миллион?. Зададим теперь следующий вопрос. Сколько примерно семиугольников «живет» в районе границы этого круга (то есть зацепляет за границу круга)?
Слушатель: Миллион? А. С.: Миллион, правильно. Правильный физический ответ. Миллион. Не важно, что это будет 700 ООО или 5 миллионов. В районе миллиона. Порядок величины такой. Это примерно миллион. Слушатель: Почему миллион? А. С.: Потому что у многоугольника размером 1 метр площадь сопоставима с 1 м2 – может быть, чуть меньше, чуть больше. У круга, у которого диаметр 1 километр, площадь порядка 1000000 м2. Значит, в круг влезает примерно миллион семиугольников. Зададим теперь следующий вопрос. Сколько примерно семиугольников «живет» в районе границы этого круга (то есть зацепляет за границу круга)?
Слушатель: 6000. А. С.: Да, похоже. 2жг = 6000. Порядок этого числа – не миллион, а тысяча. То есть внутрь входит в районе миллиона семиугольников, а на границе их несколько тысяч. А теперь – внимание! Я стираю все многоугольники, которые не лежат в этом круге. Затем беру плоскость и, как грузинский хинкали, сжимаю ее в сферу (рис. 48). Делаю я это, чтобы воспользоваться формулой Эйлера: В^Р + Г = 2. Грубо говоря, вместо круга есть поверхность огромного шара, у которого верхняя шапочка (почти плоская) вся испещрена семиугольниками. Но для картинки на всей большой сфере верна фор‑
мула Эйлера: В ^ Р + Г = 2. Давайте оцепим примерно, сколько у этой картинки будет вершин, ребер и граней? Одна огромная грань снизу, а наверху порядка миллиона граней в виде паркетин. Понятно, что одна грань погоды не делает. Более того, так как мы сейчас будем иметь дело с величинами порядка миллиона, то 2 в формуле Эйлера, или О тоже совершенно неважно. Я могу написать «примерно равно нулю». В – Р + Г примерно равно 0. Или В + Г и Р. Граней порядка миллиона. Г и 1000000.
Сколько вершин? 7000000 это вершин у всех многоугольников; и в каждой из вершин сходится как минимум 3 многоугольника. Может быть и больше (например, если у нашего 7‑ угольника есть острый угол в 30 градусов, и в вершине сошлись 12 этих острых углов), но не меньше это точно (ровно два угла не могут со всех сторон окружить вершину, ибо каждый из них меньше 180 градусов). Поэтому вершин «не больше» (меньше или равно), чем 7000000/3. На самом деле я не учел вершины, которые являются вершинами большой нижней грани. Сколько их примерно? Слушатель: 6000. А. С.: Да. Поэтому надо прибавить еще 6000. Нам не жалко! 7000000/3 + 6000. Но шутка матанализа заключается в том, что 7000000 и 6000 не сопоставимы по величине, так как первая величина значительно В 7000000/3. Теперь о ребрах. Ребер будет 7000000/2. Причем делим в: точности на 2. без всяких меньше или равно, потому что каждое ребро мы посчитали ровно 2 раза: Р = 7000000/2. Слушатель: А почему мы каждое ребро посчитали ровно 2 раза?
А. С.: Потому что мы плиточку к плиточке прикладываем, без всяких зазоров (мы ведь предположили, что можно уложить без зазоров), см. рис. 49. Рис. 49‑ Плиточка к плиточке! Ребро к ребру! Без зазоров! Слушатель: Почему в теореме взято 7 сторон и более? А. С.: Потому что шестиугольное замощение давно известно, например. его знают наши друзья пчелы. Пятиугольное может быть таким: поставил домики рядом и сверху такие же. но вверх ногами (см. рис. 50). Домики, в отличие от царской короны, которую мы в самом начале рисовали, выпуклые.
А уж квадратами, треугольниками замостить – это совсем легко. Любым четырехугольником можно замостить плоскость и любым треугольником – тоже. А вот какими пятиугольниками можно – это сложная задача. И про выпуклые шестиугольники тоже далеко не всё известно. Но какими‑ то можно. А вот выпуклыми семиугольниками уже никак нельзя.
Давайте все‑ таки доведем до конца доказательство. У нас есть равенство В + ГяР. Оно говорит нам, что количество ребер должно быть того же самого порядка, что и количество вершин плюс количество граней. Подставим наши значения.
d Если посчитать, сократив на миллион и умножив на 6, равенства не получается. Очень заметно не получается! Потому, что 21 не равно 20. Так что никакая добавка слагаемого типа 6000 дела не спасет, ибо эту добавку тоже придется делить на 1000000, и она станет исчезающе малой. А ведь мы могли взять не R = 1000 км, a R = 20000 км. Тогда бы процентное влияние добавки типа «6000» стало бы гораздо меньше. То же самое, естественно, будет с восьми‑, девяти‑ и прочими «много‑ много‑ угольниками». А вот для шестиугольников как раз получается 6000000/2 = 6000000/3 + 1000000 3000000 = 2000000 + 1000000 (при любом значении R). Точное равенство получается потому, что шестиугольное замощение устроено так, что в каждой вершине сходится ровно 3 ребра. А вот уже 5‑ угольное замощение устроено иначе. Иногда 3 ребра сходится, а иногда – 4. У квадрата везде сходятся 4, а у правильных треугольников – 6 ребер (рис. 51). То есть выпуклое замощение бывает треугольное, четырехугольное, пятиугольное, шестиугольное. А никаких других не бывает. Слушатель: А какая практическая польза? А. С.: Ну, наверное, есть какая‑ то. Математик никогда не думает о практической пользе. Другие за него думают. Посмотрит какой‑ нибудь строитель: «О, значит не надо даже думать о том, чтобы использовать семиугольные плитки». А для математика нет такого вопроса. Это же совершенство. Это всё равно, что спрашивать, какая практическая польза у молитвы. Так же и математик, он просто показывает: нельзя, – ура, вот какая интересная теорема. А польза? Наверняка какая‑ то польза есть. У любого красивого факта есть польза. Врезка 4. Ни один из слушателей не спросил у меня: «А где же в доказательстве теоремы используется тот факт, что исходный семиугольник был выпуклым? » И даже сложилось превратное впечатление, что для проведения доказательства выпуклость 7‑ угольника вообще не нужна. Но она нужна! Ведь иначе получилось бы, что мы заодно доказали, что для невыпуклого семиугольника тоже нельзя придумать замощение плоскости таким кусочком. Выше, однако, приведен пример, что 7‑ угольным кусочком типа «царская корона» вполне можно замостить плоскость.
На самом деле выпуклость была незаметным образом использована, когда мы поделили число 7000000 именно на 3. Только для выпуклого 7‑ угольника можно опираться на число 3. На рис. 45 паркет содержит такие вершины, где сходятся только две плитки паркета (и на одной из них имеется угол БОЛЕЕ 180 градусов). Подобное явление, однако, возможно только для невыпуклых плиток: любой выпуклый многоугольник содержит в себе только углы менее 180 градусов. А. С.: Скажу напоследок вот что. Если кого‑ то не убедят тысячи и миллионы, надо будет сказать следующее. Если круг в п раз больше по размеру, чем плиточка, то количество граней, вершин и ребер имеет порядок п2, потому что их количество связано с площадью круга. А то, что в районе большой окружности «живет», имеет порядок п, потому что вопрос связан с длиной окружности. И если вы исследуете некоторое выражение порядка п2, например, Ti 2 7 /I2 9 – –г, –Ь п, и при этом во все слагаемые примешивается мелочь порядка п: 2п, 3п, 6п и так далее, то матанализ разрешает ее стереть, потому что п2 и п «разного порядка роста». И неравенство будет верным при любом п, начиная с некоторого места. (А именно с того места, когда п2 станет подавляюще большим по сравнению с п. ) В матанализе есть основной принцип: если вы про какое‑ то число показали, что оно меньше сколь угодно малого положительного числа, то вы доказали, что оно равно нулю (если оно изначально не было отрицательным). Вот вы получили какое‑ то число, вы хотите доказать, что оно равно нулю. Покажу типичный прием матанализа. Пусть есть число а. Рассмотрим такое число, 1 как –, и покажем, что наше число меньше, чем –. Допустим, это мы доказали для любого натурального значения п. Для 1000, для 1000000, для 1000000000. .. Если вы умеете доказать такое неравенство для любого п, значит, вы умеете доказать, что а равно нулю.
Вот в этом, собственно, весь принцип матанализа и заключен. Всё остальное, что есть в матанализе: интегралы, производные – не более чем упражнения с этой логикой (математики говорят в этом случае: «Применим технику работы с порядками бесконечно малых»), И самый последний пример. Мне рассказал его папа, когда я еще даже в школу не ходил. Папа взял яблоко, отрезал от него половинку и говорит: «Это сколько от яблока? » – «1/2», – сказал я. – «А если теперь я к этой половинке прибавлю половинку оставшейся половинки, то это что здесь надо написать? »
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|