Слушатели: Да.
А. С.: Теорема Пифагора говорит, что квадрат гипотенузы равен сумме квадратов катетов16. Давайте я покажу доказательство этого без единой формулы. Теорему Пифагора не нужно доказывать формулами, ее нужно просто узреть, увидеть, она видна. Вот смотрите, я беру вот такое равенство: а 2 + Ь2 = с2.
щади и из площади второго квадрата те же 4 площади. Значит, площади оставшегося должны быть одинаковыми. В одном случае остается с2, а в другом – сумма а 2 + Ь2. Значит,
2, 1, 2 2 а + о = с. Теорема Пифагора доказана. Но это было небольшое отступление. Я хотел сказать, что диагональ квадрата со стороной 1 по теореме Пифагора равна корню из двух, согласно тому, что я нарисовал, она и в самом деле ему равна. Древние ничего не могли с этим числом поделать. Потому что, если отложить отрезок, равный нашей диагонали, от нуля, то вы попадете в точку, которая заведомо не равна никакому числу вида Щ. Ни при каких тип. Вы переберете все целые числа, и в числителе, и в знаменателе, и никогда не получите число, которое в точности совпадет с корнем из двух. Есть очень много разных доказательств этого факта, и одно из них совершенно геометрическое. Мы разберем ниже два разных доказательства. Мы сейчас придумаем некую процедуру, которую мы применим к любому рациональному числу, и она всегда будет конечной. А дальше, я вам покажу, что та же самая процедура для числа «корень из двух» никогда не прекращается, тем самым это число не может быть рациональным Слушатель: То есть это несуществующее число? А. С.: Существующее, но не в этом круге подозреваемых лиц. Это число существует, и оно очень нервировало греков, они не хотели допустить, что оно существует. Однако они отлично знали, что оно нужно для вычислений, но не выражается в виде отношения целых чисел. Они не понимали, что с ним делать. Вроде число не существует, а оно‑ таки есть. Оно не должно существовать, но оно существует. Числа, которые не представляются в виде Щ, называются иррациональными.
Что такое вообще «иррациональность»? Нелогичность. Неразумность. Иррациональное поведение, например. Но в математике, в отличие от философии, есть совершенно конкретные объекты, иррациональные числа. Это такие числа которые не представляются в виде Щ‑. Тем не менее, они вполне себе логичные и очень даже разумные. Слушатель: А числа тип, они целые? А. С.: Целые. Непременно целые числа. Иррациональные числа – это числа, которые не являются отношением двух целых чисел. Рациональное число – это отношение двух целых. Есть еще одно труднопроизносимое слово, оно тоже в философском смысле кое‑ что означает. Слово «трансцендентно». Что же оно означает в житейском (не математическом) смысле? Слушатель: Находится за пределами. А. С.: За пределами чего бы то ни было. Слушатель: То есть иррациональное поведение – это поведение странное, но всё же в каких‑ то рамках. А трансцендентное – это что‑ то за пределами понимания окружающих. А. С.: В математике трансцендентные числа – это тоже определенный термин. Им противопоставляются алгебраические числа. Согласно строгому математическому определению, алгебраическое число – это корень многочлена с целыми коэффициентами. Трансцендентным числом называется такое число, что ни один многочлен с целыми коэффициентами не обнуляется при подстановке вместо переменной х этого числа. Внутри множества алгебраических чисел живут как все рациональные, так и корни любой степени и много, много чего еще. Очень много разных чисел. И вот трансцендентные – это те числа, которые не являются алгебраическими. Выдумать неалгебраическое число достаточно трудно. Сначала думали, что все числа алгебраические. А в XIX веке произошел взрыв в математике, было обнаружено огромное количество неалгебраических чисел – но это было только в XIX веке. Примером трансцендентного числа является знаменитое число «пи» – длина окружности с диаметром, равным 1. Доказательство трансцендентности одного‑ единственного числа «пи» занимает 10 лекций на 4‑ м курсе мехмата МГУ. Очень мало людей на Земле, которые знают это
целой части дробная часть не окажется равна нулю. Если этого никогда не случится, то исходное число окажется разложенным в бесконечную цепную дробь.
Итак, продолжим разложение числа – в цепную дробь:
Стоп, машина. После выделения целой части из числа 2 дробная
часть равна нулю. Значит, числу ^ «суждено» разлагаться в конечную цепную дробь. Если кто не верит, можете упростить эту «6этажную» дробь, сделав из нее обыкновенную. Конечно, она будет 21 равна 7^7. Эту операцию придумал Евклид. Называется она – разложение числа в «цепную дробь». Обратите внимание. На последнем шаге мы попали в целое число 2 при переворачивании дроби На этом всё заканчивается, так как из целого числа не удастся выудить дробную часть. Другой пример: 1? = 1 + Ж = 1 + ^ = 1 + 77Т‑ ‑ „ 3 1 + 1
Опять пришли к целому числу. Ура. Закончили. Евклид утверждал, что для любой дроби за конечное число шагов мы придем к целому числу. Попробую это пояснить «без форт, . . 17284 мул». Вы берете какую‑ то очень большую дробь, например, · Что происходит в процессе, предложенном Евклидом? Мы просто несколько раз делим с остатком, и всё. На каждом шагу мы получаем «нечто» плюс что‑ то меньшее, чем то, на что мы делим. Идея в том, что на каждом шагу числа будут уменьшаться. Числитель и знаменатель целые положительные числа, и они будут уменьшаться. Но целое число, любое положительное целое число, не может бесконечно долго уменьшаться, оно в конце концов «закончится». Оно придет к нулю за конечное число шагов. То есть любое рациональное число непременно порождает конечную цепную дробь. А теперь я возьму и покажу, что корень из двух порождает бесконечную цепную дробь.
Вот этот фокус‑ покус. Если «корень из двух» рациональное число, то процедура, которую я только что проводил, должна закончиться. Берем корень из двух. Между какими целыми числами он расположен? Вспомним, что, согласно теореме Пифагора, корень из двух это длина диагонали квадрата с единичной стороной. Поэтому он расположен между 1 и 2 (см. рис. 65).
Значит, корень из двух = 1 + дробная часть (она примерно равна 1, 4142 ‑ 1 = 0, 4142). Что я сделал? Прибавил единицу и отнял единицу. Больше ничего не делал. То есть я выделил целую часть из «корня из двух» (дробная же часть записана в скобках; она равна примерно 0, 414).
Для получения дробной части я взял окружность радиуса 1, провел ее до пересечения с диагональю, и всё (см. рис. 66). Эта часть, без сомнения, меньше единицы. Далее для краткости обозначим «корень из двух» через К. А выражение К – 1 обозначим за С. Значит, С 1. Поэтому будем эту часть «переворачивать»: С = А‑ = 1 1 К + 1' С Поясню, почему – превратилось в К + 1. О Я возьму числитель и знаменатель и домножу на одно и то же число (это не изменит значения дроби). Я числитель и знаменатель умножу вот на такое число: К + 1. Помним, что К · К = 2. Начинаем открывать скобки: 1 (к +1)· 1 _ к + 1 _k + i_fm С “ (К + 1)‑ (К‑ 1) K‑ K^l“2^1_K + i‑ А теперь, по общему правилу, выделяем целую часть. Между каким двумя целыми числами находится \/2 + 1? Слушатель: Между двойкой и тройкой. А. С.: Конечно. Поэтому, если я по правилу Евклида выделяю из него целую часть, то она равна?
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|