Слушатели: 50 на 50.
А. С.: Да, правильно, девушки дорогие! Вот это вы правильно говорите. Либо встретите, либо не встретите. Правда? Значит, номер b либо принадлежит подмножеству В, либо не принадлежит. Сейчас я докажу, что не может быть ни того, ни другого. То есть сейчас я докажу, что вы не можете ни встретить крокодила, ни не встретить. Ни то, ни другое не может произойти. И это будет то самое противоречие, которое будет устанавливать тот факт, что соответствия между множеством и множеством его подмножеств не бывает. Потому что оно выведено, исходя из того, что мы смогли устроить такое соответствие. Поехали. Я утверждаю, что «инвентарный» номер подмножества, которое состоит из таких натуральных чисел, что их собственное подмножество их не содержит, не может ни содержаться в В, ни не содержаться в В. Предположим, что номер b содержится в В. Это значит, что он не может входить в множество тех чисел, которые в своих множествах не содержатся. Слушатель: И значит, он не содержится в множестве В. А. С.: И значит, он не содержится в В. А теперь представьте себе, что он не содержится в В. Слушатель: Но тогда он должен содержаться, потому что он элемент В по определению множества В. А. С.: Да. Тогда он должен содержаться в В. То есть если он содержится, то он не содержится, а если он не содержится, то содержится. Теорема доказана методом «от противного», ибо мы пришли к чисто логическому противоречию. Вот она, математическая логика. Добро пожаловать! Каждый й логик, как говорят, сходит с ума. Это мне говорил мой учитель, он тоже математический логик, но не шестой. Делаем дальнейший вывод – это множество подмножеств больше, чем само множество. (Подсказка: во множестве всех подмножеств находятся все одноэлементные подмножества. ) Заманчивой является мысль, что это не только для подмножеств натурального ряда чисел справедливо, но и вообще для подмножеств ЛЮБОГО множества. Но понятие «любое множество» так вдохновило некоторых математиков, что в ход пошли совершенно ужасающие множества типа «множество всех мыслимых множеств». (Или, например, множество плохо совместимых слов «огород», «бузина», «Киев», «дядька» из известной поговорки. ) И возникли крупные математические проблемы с такими множествами. Но теория Кантора выдержала это нашествие «безумных множеств». Просто пришлось внести необходимые уточнения в некоторые исходные понятия.
Вот еще один яркий образчик «безумных математических объектов». Рассмотрим некоторый шар. Например, футбольный мяч. Есть способ разбить этот шар на конечное число кусков, из которых потом можно будет составить ровно два шара такого же размера. То есть вы берете футбольный мяч, берете ножницы, разрезаете мяч на несколько кусков, они совершенно безумно устроенные, но все‑ таки куски. Потом кххх... и у вас два футбольных мяча. Всё. Математики – такие вот фокусники. Слушатель: Такого же размера? А. С.: Абсолютно такого же размера. Другой Слушатель: Но это в теории возможно? Слушатель: Только в теории и возможно. А на практике? А. С.: А на практике ножницы должны быть устроены «неизмеримым образом», так сказать. Эти куски не имеют объема. Представление обычного человека о том, что любая объемная фигура имеет объем, не соответствует реальности. Далеко не у любой пространственной фигуры можно посчитать объем. Далеко не у любой плоской фигуры можно вычислить площадь. Но вы не можете себе представить такую фигуру. Их выдумали математики. Фигуры эти страшные, и они никогда не возникнут ни в какой реальности. Но в теоретических построениях они есть, и без них вот никуда. (А в процессе обучения такие «безумные» примеры позволяют лучше понять, как устроены окружающие нас РЕАЛЬНЫЕ предметы. ) На прямой, например, есть объекты, у которых нет длины. У каждой физической теории есть ареал, в котором она применима. Механика применима для размеров порядка нас с вами, но она неприменима для размеров порядка атома, там она не работает. Там совершенно другая физика. В экономике макросистемы, которые генерируют такие вещи как инфляция, безработица и так далее, они абсурдны для множества из двух, трех человек. И мое философское мнение, может быть, оно совершенно дилетантское, что у математики тоже есть ареал, но он находится в мозгу человека. Там вселенная совершенно другая, там нет воздуха, привычной атмосферы нет. Математика тоже ограниченно применима, она не универсальна, она совершенно в другой области живет, поэтому в другой области нужно искать ограничения.
Слушатель: Как называется направление в математике, где можно разрезать шары таким невероятным образом? А. С.: Теория меры. То, что мы называем площадью и объемом, математики называют мерой. Совершенно страшные объекты получают меру, а некоторые не получают. Это очень существенно. Не любое множество можно измерить. В этом кроются границы того, что подсказывает нам наша интуиция. Она говорит про очень простые вещи, про многоугольники, многогранники, сферы, шары. Про что‑ то, достаточно просто устроенное. У чего всегда можно измерить объем, площадь. Если разрезать футбольный мяч на нормальные «человеческие» куски нормальным «человеческим» ножом, то вы, конечно, никогда не получите двух футбольных мячей, просто из соображений объема. То есть идея в том, что объема у тех кусков, которые участвуют в теореме, нет. Никакого. Ни нулевого, ни положительного, никакого нет. Но когда куски эти сложат вместе, у полученного мяча может быть вполне определенный объем. («Объединение двух неизмеримых кусков может быть измеримым». ) А теперь я все‑ таки расскажу вам про алгоритм Евклида в гео‑ Q метрических терминах. Давайте возьмем дробь j‑ j и превратим ее
Отрезаю от прямоугольника квадраты (рис. 72). Остается прямоугольник 2 на 3. Отрезаю от него квадрат. Остается 2 клетки. Вот они и есть наши целые части. 4 больших, 1 поменьше и 2 совсем маленьких.
Это и есть алгоритм Евклида. Такой красивый, геометрический способ. Как показать на картинке, что рациональное число обязательно раскладывается в конечную цепную дробь? Рациональное число это как бы прямоугольник на клетчатой сетке. Потому, что у него верх и низ целые. 10 Ч Вот, скажем, это прямоугольник 105 в ширину и 13 в вы соту. 105 и 13 это целые числа, то есть у нас целое количество квадратиков. Теперь мы начинаем наш геометрический алгоритм Евклида. Отрезаем, пока можем, огромные квадраты 13 х 13, про‑ водим здесь границу это наша целая часть. Граница идет но целым клеткам, потому что отрезали целое количество квадратиков. Оставшаяся фигура целочисленный прямоугольник. Отрезаем квадраты от нее. Остается еще меньший прямоугольник. Понятно, что за конечное время всё будет вырезано. Каждый раз минимум один квадратик удаляется. Поэтому в какой‑ то момент квадратики закончатся. Теперь вспомним фокус‑ покус, который я провел выше с числом «корень из двух» (точнее, с числом л/2 + 1, см. рис. 73).
Рис. 73. Прямоугольники, да по то... Стороны их несоизмеримы. Начинаем делать ровно то же самое. Отрезаем квадратик (рис. 74). Потому что мы ищем, сколько раз единица укладывается в «корне из двух плюс один». Она укладывается ровно два раза. Какие оказываются у этой конфигурации стороны? 1 и у/2–1. Тогда прямоугольник ABCD подобен BCD' А'.
Рис. 74‑ На горизонтальном прямоугольнике выделены два квадрата, остался кусочек, подобный исходному прямоугольнику. То есть если мы перевернем и увеличим BCD' А' в некоторое количество раз, то получим ABCD. Доказательство нужно? Сейчас будет. Что такое подобие? Это «сильная похожесть» фигур. Углы у прямоугольников одинаковые, не хватает лишь пропорци‑ оналъности сторон. Анализируем, есть ли она. 1: (К + 1) равно ли (К – 1): 1? «Напоминаем, что К это корень из двух». В прошлый раз мы доказывали, что это одно и то же. Подобие имеет место. Что же произойдет дальше? Если мы начнем дальше отрезать квадратики, мы опять получим подобие, и так будет до бесконечности (рис. 75).
Рис. 75. «У попа была собака, он оо любил. Она съола кусок мяса, он оо убил в землю закопал, камень положил. На камне написал: “У попа была собака... ” и так далее до бесконечности». Теорема доказана. Из‑ за подобия мы будем эту операцию бесконечное количество раз проделывать, а значит, ни на какой сетке наш прямоугольник размеров (у/2 + 1) х 1 не может лежать и. следовательно, у/2 + 1 не будет рациональным числом. Что‑ то это мне напоминает... В детстве у меня была книга. Она называется «Вот так история! ». Там был мальчик. Он ужасно себя вел. Все были воспитанные, а он был невоспитанный. И вот этого мальчика отправили в невоспитанный город, где у него сразу старик отнял кровать, выгнал его. стал спать в этой кровати. Потом на его подушке выросло невоспитанное дерево, мальчика разбудило. Его все стали обижать, на улице все толкались, и он попросился обратно. Просто детский триллер, да и только. На обложке этой книги, однако, была изображена нетривиальная картина. Я на нее гляжу, гляжу... Это был момент, когда мой папа понял. что я математик. Я сам тогда ничего не понял, я был совсем маленьким. Я просто посмотрел на картину, на которой сидит дедушка и читает внуку эту книгу. А теперь представьте на секунду, что это означает? Это значит, что на маленькой книжке на картинке изображены дедушка и внук, и у дедушки в руках та же книга, на которой изображены дедушка и внук. Я говорю: «Папа.
Рис. 76. На обложке книги сидел дед. Рядом сидели внуки. Дед держал такую же книгу, как исходная, но поменьше. А на ее обложке сидел дед (поменьше), внуки (поменьше), дед держал книгу (еще меньше). А на обложке дед (еще меньше... ). и так далее. так это... Это же до бесконечности повторяется! Это же повтор, а значит, это должно быть до бесконечности, да? » В прямоугольниках (рис. 75) то же самое. С этим связана еще одна интересная задача. Есть две карты города, разного масштаба. Одна карманная, другая большая настенная карта. Предположим, что кто‑ то взял, сорвал со стены большую карту и кинул на нее маленькую. (Карты подобны по форме) (см. рис. 77). Доказать, что можно взять иголку и проткнуть эти две карты в одной и той же точке изображаемого ими города. Это вроде как игра. Я беру вот эти две карты и думаю, как бы мне положить верхнюю на нижшою. а вы приходите и иглой протыкаете. где захотите; если вы проткнули иглой одну и ту же точку (дом 37 по улице Профсоюзной), значит, вы выиграли, а если нет. то выиграл я. Теорема утверждает, что в этой игре проигрывает тот. кто кладет карту. То есть, как бы ни положить карты, всегда можно указать нужную точку.
Доказательство в одну строчку. Методом «взгляни и поймешь». Рис. 11. Ничто по предвещало появления Ее величества Бесконечности. ..
Нарисуем на маленькой карте ту территорию местности, которую на большой карте закрыла маленькая карта. Теперь нарисуем на нарисованной карте ту территорию, которую она занимает на маленькой (рис. 78).
Рис. 18. II завертелись карты города аж до бесконечности! Дальше они будут вертеться до бесконечности, но в пересечении всех этих карт будет точка. В нее и надо воткнуть иголку. А теперь немножко сложнее: я беру две абсолютно одинаковые карты города. Верхнюю снимаю, сжимаю, комкаю, складываю. но не рву. Теперь кидаю на оставшуюся лежать карту так. чтобы верхняя не вылезла за пределы нижней (рис. 79).
Рис. 79. Иллюстрация к теореме Брауэра. Теорема. Всё равно можно проткнуть иголкой эти две карты в одном место. Всегда, что бы вы ни делали (единственное только нельзя резать и рвать). Если вы карту порвали, то можно добиться того, чтобы проткнуть было негде. А вот если мы не рвали. то всегда найдется общая точка, иногда их будет несколько, но одна найдется обязательно. При условии, что смятая до неузнаваемости (и сплющенная) верхняя карта целиком лежит на нижней. Эта теорема очень эффектна. На самом деле, она утверждает нечто про произвольное непрерывное отображение объекта в себя. Эта теорема не очень простая, я ее рассказываю на курсе «математика для экономистов» и в школе анализа данных Яндекса. Называется она Теорема Брауэра. На самом деле, пока она не была доказана, в нее не очень верили. Любое непрерывное отображение (разрешено всё. кроме разрывания) замкнутого выпуклого объекта (в теореме Брауэра говорится о замкнутом шаре) в себя всегда обладает неподвижной точкой. То есть точкой, которая никуда ни сдвинулась. Вы что‑ то растягиваете, что‑ то сжимаете, что‑ то складываете, но вы никогда, никогда не добьетесь того, чтобы все точки изменили свое положение. Этого нельзя сделать. Этому есть математическое препятствие. и оно называется «теорема Брауэра о неподвижной точке». * * Вернемся к задаче, которой мы закончили предыдущую лекцию. (1 + х/2)2, (1 + %/2)3, ... (1 + %/2)" эти вот выражения почему‑ то тоже помогали нам решать уравнение Пелля. Сейчас как раз самое время открыть секрет. Заодно получим еще одно оправдание изучению уравнения Пелля: ж2 _ 2у 2 = 1. Греки мыслили геометрическими образами. Старались увидеть число, увидеть теорему Пифагора. У них были «квадратные» и «треугольные» числа. Например, 4 или 9 это квадратные числа (рис. 80). ОО ООО ОО ООО ООО Рис. 80. Из 4 или из 9 кружков можно сложить квадрат. Что такое треугольное число? Это когда из такого количества кружочков можно треугольник собрать. 3, 6, 10 числа треугольные (см. рис. 81). п О ° по 0000 ООО ООО О О О О Рис. 81. Пород началом партии в биллиард шары укладывают в «треугольник». Следующее 15, потом 21. Каждый раз прибавляем на 1 больше, чем в предыдущий раз. Сам собой возникает вопрос: бывает ли так, что одно и то же число и квадратное, и треугольное? То есть количество фишек таково, что можно собрать из них квадратик, а можно перемешать и собрать треугольник. Слушатель: Число 1 и такое, и такое. А. С.: Безусловно. Человек, который говорит «число 1», обладает математическим мышлением. Не пропустить даже простейшего случая. Это очень важно. Однажды я ехал в поезде из Иркутска в город Тулуп. И со мной в плацкарте ехала женщина с дочкой лет пяти. Мама явно не математик, но при этом хочет дочку чему‑ то научить. И она спрашивает: «Вот, смотри. У тебя пять кукол. Как их можно разложить? и 2». «Ну, да». «А еще можно как‑ нибудь? » Я с интересом наблюдаю. Тут дочка и говорит: «Можно 5 + О». Я вскакиваю с полки, спускаюсь и говорю: «Ваша дочь имеет нетривиальные, очень хорошие математические способности». Мама немножко помолчала, а потом согласилась. Но она не поняла. Ведь назвать 5 + 0 может только человек, у которого четко развита логика, другой человек не назовет, это нетривиальный вариант.
Вернемся к треугольным и квадратным числам. Какое следующее, после 1? Следующее «и такое, и такое» число это 36 (см. рис. 82). О
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|