Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Слушатель: Целых.. Врезка 7. Как Кантор размышлял о «взаимно‑однознач­ных» процессах




Слушатель: Целых.

А. С.: «В два раза больше», если вы думаете «в наивном ключе» о бесконечности. Или, так же наивно: «Чисел, которые делятся на 3, в 3 раза меньше, чем всех натуральных чисел». А и тех, и других – бесконечно много.

Оказывается, математика дает безжалостный ответ, совершенно безжалостный: целых чисел столько же, сколько натуральных. Как говорил один шутник: «На этот вопрос есть два мнения – одно из них Мое, а другое – Неверное». В отличие от обычного шутни­ка, с которым можно и поспорить, с математическими «шутками» не поспоришь, ибо они обоснованы строгими доказательствами.

Слушатель: Кстати, и алгебраических чисел столько же.

А. С.: И алгебраических чисел тоже столько же, сколько нату­ральных. И рациональных чисел столько же, сколько натураль­ных, потому что единственный правильный способ, единственный непротиворечивый способ придать значению «столько же» какой‑ то научный смысл это установить между двумя множествами взаимно однозначное соответствие. То есть каждому целому сопо­ставить некоторое натуральное и наоборот. Сделать это для мно­жеств целых и натуральных чисел весьма просто (рис. 68):

 

То ость вы сможете все целые числа перенумеровать. У вас ка­ждое целое число в конце концов получит один однозначно опре­деленный номер. Да. кажется, что целых чисел вдвое больше, чем натуральных, но это неправда, на самом деле и тех. и других оди­наковое количество. Мы их пересчитали (и ни одного не пропу­стили). Грубо говоря, целые числа можно перечислить. Все целые точки плоскости тоже можно перечислить (рис. 69).

Начинаю с точки (0. 0) это будет моя 1‑ я точка, и дальше по спирали. И в конце концов каждая целая точка плоскости полу­чит свой один‑ единственный уникальный номер. Все номера будут заняты, все целые точки плоскости будут перечислены. Представь­те себе, что у вас есть комната, в которой бесконечное количество стульев, и в нее заходит бесконечное количество учеников, как по­нять. что это одинаковые количества?

Слушатель: Посадить учеников на стулья.

 

Рис. 69. Начнем с точки (0. 0) и будем обходить ее постепенно расширя­ющимися оборотами. Каждому из узлов при этом присваивается какой‑ нибудь не повторяющийся номер: точке (0. 0) номер 1. точке (1. 1) номер 2. и так далее.

А. С.: И если они займут все стулья, каждый ученик сидит на одном стуле, все стулья заняты, и стоящих учеников нет. то вы констатируете тот факт, что стульев и учеников одинаковое количество.

 

Врезка 7. Как Кантор размышлял о «взаимно‑ однознач­ных» процессах

Выше было доказано, что учеников «ровно столько, сколько стульев» (притом и тех. и других бесконечное количество). Но ведь тем же способом я сейчас докажу, что учеников (то бишь натуральных чисел) БОЛЬШЕ, чем стульев (то бишь целочислен­ных точек на плоскости). В самом деле: ученика номер 1 я вообще отправлю домой «как лишнего», на первый стул посажу ученика № 2. на второй ученика № 3, и так далее. Итак, я доказал два взаимоисключающих факта: 1) что учеников и стульев одинаковое количество; и 2) что учеников БОЛЬШЕ, чем стульев. А захотел бы доказал бы и что 3) стульев БОЛЬШЕ, чем учеников. Так что же. для бесконечных множеств, что ли. в принципе нельзя сказать, какое из них «больше»?!

Другой бы ученый на том и успокоился. Но гениальность Кан­тора позволила ему найти верную дорогу в этом мраке. Он спро­сил себя: а как было с этими теоремами для конечных мно­жеств? Для конечных эти три теоремы несовместимы друг с дру­гом, и любая из них может быть использована для выяснения, какое из множеств больше: учеников или стульев. А какой же из трех надо пользоваться для сравнения бесконечных множеств? Оказалось, что для бесконечных множеств надо взять за осно­ву способ 1: если хоть каким‑ то образом удалось установить взаимно‑ однозначное соответствие между учениками и стульями, значит, торжественно объявляем эти два множества «равномощ­ными» и не поддаемся ни на какие провокации типа «способа 2» или «способа 3». Только так можно построить непротиворечивое сравнение множеств по мощностям. «В наказание» за это Кантору пришлось доказать несколько труднейших теорем, которые, к со­жалению, не только нельзя «по‑ простому» пояснить гуманитари­ям, но даже и у будущих математиков (студентов 2‑ го курса мех­мата МГУ) с пониманием их доказательства возникают большие проблемы. Но хотя их трудно понять и воспроизвести, их уже не­льзя «запретить» подобно тому, как пифагорейцы хотели «запре­тить» иррациональные числа – ведь Кантор всё обосновал строго математически, а другие с этим согласились.

Слушатель: А если у нас, допустим, две сферы, маленькая и большая?

А. С.: Как множества точек это одно и то же (то есть они рав­номощны). Объясню на примере окружностей (вместо сфер). Уста­новим взаимно однозначное соответствие (рис. 70).

Школьник маткласса узнаёт всё это, скажем, в 9‑ м классе. И вот тут у него, как и у Кантора, возникает мысль: а может, любое бесконечное множество можно пересчитать? Тогда все бес­конечные множества одинаковые. Возьмем отрезок [0, 1] и пересчи­таем его. Получат ли все точки отрезка номера?

Нет. И это можно формально доказать (Кантор сделал это). Пе­ресчитать точки отрезка невозможно. И так как внутри отрезка заведомо уживается бесконечное число точек вида параметри­зуемое натуральными числами – например, множество чисел ви‑

 

Рис. 70. Проводя лучи из общего центра двух окружностей, устанавли­ваем взаимно‑ однозначное соответствие между их точками. (Более того, оно же отвечает важному условию: близким точкам одной окружности соответствуют близкие точки другой. )

да. то мы говорим о том. что отрезок имеет как бесконечное мно­жество большую мощность, он больше как бесконечное множество, чем множество натуральных чисел. На отрезке, на окружности, на плоскости больше точек, строго больше, чем натуральных чи­сел. Где‑ то в конце XIX века Г. Кантор понял, что бесконечности бывают, разные.

Сейчас я докажу, что множество, любое множество (какое бы оно ни было, конечное или бесконечное), и множество его подмно­жеств не одинаковы. (Второе множество ОБЯЗАТЕЛЬНО будет больше по мощности. )

Сначала возьмем конечный случай. Пусть у нас есть множество. Оно состоит (например) из трех чисел: 0. 1 и 2. Подмножество это какая‑ то компания, составленная из них. Какие могут быть компании? Во‑ первых, может быть компания, в которой нет ни одного числа. Ну. как говорят, пустое множество. «Никого в нём нет» называется компания. Но математики никак не могут без это­го обойтись, они просто не могут. Без нуля и без пустого множества математика не живет. Что значит «На день рождения пришло пу­стое подмножество гостей»? Это означает, что вы накрыли стол, и никто не явился. Математик скажет: «Ко мне на день рожде­ния пришло пустое множество гостей». Потом, возможно, пришел только господин 0. И сразу множество перестало быть пустым!

Продолжаем «придумывать “компании”. Так сказать, кампа­ния по нахождению компаний (шутка). Возможно, в гости пришел не Господин 0, а Господин 1 или Господин 2. Вот вам уже целых четыре компании: одна пустая и три из одного «человека». Эти последние могут даже побеседовать... сами с собой («с умным че­ловеком и поговорить приятно»).

(пустое множество),

{0}, {1}, {2}.

Какие еще варианты?

{0, 1}, {0, 2}, {1, 2}.

Все варианты перечислили?

Еще могли прийти все. Итого – 8 разных компаний.

{0, 1, 2}.

Или такая задача. Вы начальник группы. И вы хотите кого‑ то наградить. Сколькими способами вы можете решить эту задачу? Вы можете наградить одного, можете не награждать никого. Мо­жете наградить двух, можете всех трех. Сколько у вас способов решить эту задачу? У вас 8 вариантов, потому что 8 подмножеств.

Так вот, ни для какого (ни конечного, ни бесконечного) множе­ства нельзя пересчитать подмножества, используя элементы ис­ходного множества. Подмножеств гораздо больше, чем элементов. У нас элементов всего 3, а подмножеств оказалось 8. Не хва­тит. Если элементов было бы 5, то подмножеств будет 32 штуки. Для конечных понятно – не пересчитаешь. Я хочу сказать, что та­кого не может быть ни для каких вообще множеств. Это доказал Г. Кантор.

Смотрите. Как мы могли бы доказывать теорему о том, что мно­жество и множество его подмножеств не одинаковы.

Рассмотрим множество натуральных чисел 1, 2, 3, 4... И мно­жество всех подмножеств этого множества, например, все четные, или все делящиеся на 3, или все кубы чисел, начиная с тысячи, и т. д.

Используем доказательство от противного (но в несколько не­обычной обстановке). Предположим, что мы смогли пересчитать множество подмножеств. Подмножество четных чисел получило, скажем, номер 15. Подмножество нечетных получило номер 3. Под­множество «Все четные, начиная с десятки» получило номер 156. Числа, делящиеся на 3, как множество, получили номер 1376, от­дельно взятое подмножество из чисел, которые между ста и тыся­чью лежат, получило номер 1000000 и т. д.

Допустим, мы пересчитали все подмножества. Приведем это до­пущение к противоречию.

Рассмотрим все натуральные числа, для которых «их» подмно­жество (то есть подмножество с таким номером) не содержит это­го числа.

Скажем, четные числа получили номер 15, 15 – нечетное чи­сло, то есть, подмножество, ему соответствующее, его не содержит. Значит, 15 – это как раз нужное нам число.

А если, например, подмножество состоит из чисел {101, 102, 103,..., 200} и получило номер 195, оно нам не подходит, так как 195 лежит внутри своего подмножества. Значит, натуральное чи­сло 195 нам не подходит.

Далее Кантор сделал шаг к следующему этапу рассуждения. Он рассмотрел все такие числа, собрал их в кучу и обозвал это подмножеством В.

Подмножество В вполне конкретное – это все числа, которые сами не входят в подмножество с их номером. То есть 15 вошло в В, 195 – не вошло. И так далее. Этому подмножеству В тоже должен быть присвоен некий натуральный номер Ь. Это же подмножество. Но если каждому подмножеству присвоен номер (по нашему пред­положению), то такому подмножеству тоже присвоен номер. Во­прос: число b входит ли в подмножество В? С какой вероятностью вы встретите крокодила на улице (если вы не знаете вообще, что такое «крокодил»)?

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...