Слушатель: 36 на 6, ну, 36 на 36 умножить?
оо ООО оооооо оооо оооооо ооооо оооооо оооооо оооооо ооооооо оооооо оооооооо оооооо Рис. 82. Число 36 «дважды чемпион» среди натуральных чисел. Давайте найдем общую формулу для всех чисел такого рода.
Слушатель: 36 на 6, ну, 36 на 36 умножить? А. С.: Давайте, во‑ первых, выведем формулу для треугольных чисел. То есть, грубо говоря, есть формула для всех квадратных: п2. Подставляете любое число, получается квадрат. А вот как написать общую формулу для чисел 1, 3, 6, 10, 15... Вот что нужно сделать с т, чтобы получить треугольное число?
Что получается? l + 2 + 3 + 4+... + m. Нужно посчитать такую сумму. Вот оно, треугольное число. Как посчитать такую сумму? Есть знаменитая история про то, как Гаусс быстро в уме подсчитал сумму первых подряд идущих ста чисел. (Но это, мне кажется, байка. ) Маленький Гаусс учился в школе в 3‑ м классе. В школе к учителю или к учительнице пришел знакомый. Учительница решила дать задачу такую, чтобы дети занялись на весь урок. «Дети, а теперь посчитайте 1 + 2 + 3+ и так далее до 100». И ушла довольная. Выбегает маленький Гаусс через 5 минут, говорит: «Я посчитал: 5050». «А как ты посчитал? А ты можешь доказать? » – «Ну конечно, могу. Смотрите. Я пишу две строки: 1 + 2 + 3 +... + 100, +... + 3 + 2 + 1. По‑ другому просто перенумеровал. Сумма внизу та же самая будет. Пусть она равна ж. И сверху х и снизу х. 1 + 2 + 3 +... + 100 = ж,
100 +... + 3 + 2 + 1 = ж». Давайте теперь сложим строчки по столбикам: 1 + 100, 2 + 99, + 98, ... Слушатель: Всегда получится 101. А. С.: Конечно. А сколько штук?
Слушатель: 100. А. С.: 100. Значит, удвоенное значение нашего выражения равно умножить на 100. Откуда после сокращения на 2, естественно, и получается х равно 50 умножить на 101.
2х = 10100, отсюда ж = 5050. Вот Гаусс и сказал 5050. И был совершенно прав, ничего не считая. Математика – это искусство лени. Математик – это тот, кто никогда не будет делать рутинных действий, он всегда придумает что‑ то машинное. Вот вы познали какой‑ то рутинный метод. Всё. Вы теперь на нём не зацикливаетесь, на нём будет зацикливаться компьютер. Компьютер ничего не выдумает, а математик, он свалит на компьютер всю рутину и найдет закономерность. В Брауншвейге Гауссу стоит памятник: бронзовый 17‑ угольник, на котором стоит математик. А почему он стоит на 17‑ угольнике? Потому что Гаусс придумал, как строить правильный 17‑ угольник циркулем и линейкой. «Правильный» – значит с равными сторонами и углами. До него эту задачу не могли решить. Можно построить правильный треугольник, 4‑ угольник. На самом деле, если вы умеете строить многоугольник с простыми сторонами, то остальное легко. То есть надо строить: правильный треугольник, 5‑ угольник, угольник. А 7‑ угольник никто строить не умеет. Все мучились и думали: «Что ж такое? Какие‑ то мы глупые, наверное. Почему мы не можем построить правильный 7‑ угольник циркулем и линейкой? » А потом уже после Гаусса пришел Ванцель и сказал: «Это невозможно. Математически невозможно». И доказал это. Так же, как нельзя построить правильный 11‑ и 13‑ угольник. Помните, я рассказывал про теорему Галуа? Про то, что для уравнения выше 4‑ й степени нельзя написать общую формулу корней. Здесь та же ситуация, вы можете взять циркуль и линейку, вооружиться ими и хоть всю жизнь строить какие‑ то дуги, что‑ то пересекать, но вы никогда не сможете построить правильный 7‑ угольник. Ванцель доказал это в 1836 году. Но еще значительно раньше девятнадцатилетний Гаусс сумел построить правильный 17‑ угольник. Какая следующая фигура строится циркулем и линейкой из правильных многоугольников? После 17‑ угольника? Оказывается, 257‑ угольник. Это очень долго и сложно, но можно. Вернемся к треугольным числам.
Понятно теперь, как мы будем выводить общую формулу? Мы запишем всё наоборот. Мы здесь запишем + 2 + 3 + 4 +... + тп = х, тп + (тп – 1) + (тп – 2) +... + 1 = х. Теперь сложим и получим тп экземпляров какого числа? Числа (тп + 1):
(тп + 1 )тп = 2х. Поэтому формула вот такая: тп(тп + 1) х = 2 · Теперь можно подставлять вместо тп любые натуральные числа и получать треугольные. А вот теперь задается вопрос. Итак, число является треугольным, значит оно имеет такой вид тп(тп + 1) 2 ' С другой стороны, оно квадратное, то есть имеет вид: п2. Получается замечательное уравнение для решения в целых числах тп(тп + 1)/2 = п2. А теперь смотрите? Может быть, вы помните, что такое делители числа? Делитель числа а – это такое число, на которое а делится (без остатка). т и {т + 1) – два соседних числа. Значит, одно из них точно четное, а значит, делится на 2. Значит т(т + 1)/2 – произведение двух целых чисел. Четное поделится на 2, а нечетное не поделится. Важно так же, что у соседних чисел не может быть общих делителей. делится на 3, 16 нет. На 3 делится каждое третье число. делится на 2 и на 4, но на 3 не делится.
Слушатель: А единица? А. С.: Да. Единица. Но единицу мы за делитель не считаем, на нее всё делится. Еще пример. 28 делится на 7. Следующее число, которое делится на 7 – 35, а предыдущее – 21. Значит 27 на 7 не делится. То есть т и (т + 1) точно не имеют общих делителей. В другой части нашего уравнения написан квадрат: п2. Его можно разложить на простые множители. И каждый такой множитель будет входить в разложение п2 в четной степени. Например, если п делится на 5, то п2 делится на 52. Значит, чтобы выполнялось наше равенство, т(т + 1)/2 тоже должно делиться на 52. То есть на 25. Но т и (т + 1) не имеют общих делителей, значит одно из них делится сразу на 52. И это будет верно для каждого простого делителя числа п. Иными словами наше равенство возможно, только если каждый из т и (т + 1) является квадратом17. Я, между прочим, в этой лекции обошел одну тонкость, которая называется основная теорема арифметики. В школе ее тоже обходят. Звучит она так: любое число однозначным образом раскладывается на простые множители. Школьников обманывают, говорят: «Ну, это очевидно». Действительно очевидно – если вы посидите, как я, и пораскладываете все числа от одного до 1000 на множители, то вы, конечно, убедитесь в этом. Но к абсолютному доказательству такая очевидность отношения не имеет.
Если же поверить в эту теорему, то получается следующее. Если п делится, скажем, на 11, то п2 делится на II2, на 121. Значит, и m(m+1) делится на II2. Но 11 не может входить и в т, и в (т+1). Либо т делится на 11 в квадрате, либо (т + 1) делится на 11 в квадрате. Эта важная истина говорит о том, что если т(т + 1)/2 = п2, то либо т = а 2 и (т + 1)/2 = Ь2 в случае если т – нечетное, а (т + 1) – четное, либо наоборот m + 1 = Ь 2 и т/2 = а 2 (если наоборот). Отсюда уже один шаг до уравнения Пелля ж2 – 2у 2 = 1. В первом случае получаем: т = а 2 и (m + 1)/2 = b 2 = т + 1 = 2Ь2, а так как m и m + 1 соседние числа, то а 2 – 2Ь2 = – 1. Во втором случае получаем: т + 1 = Ъ 2 и т/2 = а 2 = т = 2а2 = Ь 2 – 2а2 = 1. Оба раза мы пришли к уравнению Пелля ж2 – 2у2 = ±1. То есть, решая это уравнение, мы будем получать квадратнотреугольные числа. Ребенок, который играет в эти кружочки и хочет составить одновременно квадратное и треугольное число, вынужден решать уравнение Пелля. Давайте посмотрим. Какие у нас были решения? 41 и 29. 412 – 2 · 292 = –1. Следовательно (т + 1)/2 = 292, т = 412, п 2 = 292412, п = 1189. Кто бы мог подумать, что когда‑ нибудь мальчик выложит такой треугольник. В нём должна быть 1681 строка. Представляете, какую площадь займет этот треугольник! Но я всё ухожу от ответа про (л/2 + I)2, хотя и обещал его вам. Итак. Почему же, независимо от степени, у нас всегда получалось решение уравнения ж2 ‑ 2у 2 = 1? Возвожу, например, в 4‑ ю степень. (На самом деле, можно возвести в любую. ) (1 + л/2)4 = (1 + л/2)(1 + л/2)(1 + л/2)(1 + л/2), (1 ‑ V2 )4 = (1 ‑ л/2)(1 ‑ л/2)(1 ‑ л/2)(1 ‑ V2). Это классический бином Ньютона. Чтобы раскрыть все эти скобки, нам нужно каждый раз из каждой скобки взять либо л/2, либо 1. Представьте себе, какие из этих операций дадут целое число, а какие будут давать число с корнем из двух. Во‑ первых, целое получается, если я отовсюду взял единичку. С другой стороны, если я из 2 скобок взял корень из двух, а из 2 единичку, тоже будет целое. Если я из 4 скобок возьму л/2 – тоже целое. А вот если из 3 скобок взять или из одной, то получится число с корнем. И после того, как я сложу, у меня получится выражение вида т + пу/ 2.
В т сидят все способы раскрытия скобки, где я беру с корнем четное число скобок, а все остальные разы единичку. А в п – все, в которых я взял с корнем нечетное количество скобок, а из осталь‑ ш, IX – единичку. А теперь посмотрим на скобку с минусом. Получится то же самое, за одним исключением. Когда я возьму \[2 нечетное число раз, у меня получится число с минусом. Таким образом, при перемножении получается знак минус ровно у тех слагаемых, которые кратны л/2. Поэтому после того, как мы всё сложим, у нас получится т – пу/2 т + nV2 = (1 + у/2)(1 + л/2)(1 + л/2)(1 + л/2),
т – п V2 = (l‑ у/2)(1 ‑ л/2)(1 ‑ у/2)(1 ‑ л/2). А теперь давайте перемножим две наши строчки.
(т + nV2)(m – nV2) = т2 – 2 п2. Напоминает Уравнение Пелля, не правда ли? Наконец, перемножим правые стороны уравнений. Я не зря вам тут про Гаусса рассказывал. От перестановки множителей ведь ничего не меняется. Поэтому я могу в моем произведении перемножать скобки в любом порядке. Перемножу их по столбцам: (1 + л/2)(1 ‑ л/2) = 1 ‑ 2 = ‑ 1. Ну и тогда у нас получается после перемножения по столбцам
л/2)(1 + л/2)(1 + \/2), ‑ л/2)(1 – л/2)(1 – \/2), в ответе (–1)(–1)(–1)(–1). А что получится, если (–1) умножается на себя много раз? 1 или (–1). То есть, когда мы будем возводить (1 + у/2) в четную степень, будет (+1), а в нечетную (–1). Но с другой стороны уравнения у нас стояло т2–2п2. Получаем т 2 – 2 п2 = ±1. То есть мы доказали, что в любой степени (1 + л/2)” порождает решение нашего уравнения Пел ля. Теперь несколько вопросов до следующей лекции. * * Вы залезли на вершину Хибинских гор. Высота их примерно 1 км. И посмотрели вдаль. А там – дома. Вам померещилось, или это Мурманск? Могли ли вы увидеть Мурманск? На сколько километров вдаль можно увидеть с километровой горы? Обратите внимание, земля круглая, поэтому сильно далеко не увидишь. На сколько километров видно с Эвереста? С 20‑ этажного дома? Если кто‑ нибудь, например, говорит: «Я тут пролетал из Тбилиси в Дели и Москву на горизонте видел». Он врет или возможно такое? Это задача, которая возникает, когда вы идете в горы. Вы стали астрономом. И наблюдали за звездами. Наблюдали, живя в городе Москве, а потом по семейным обстоятельствам перебрались в Санкт‑ Петербург. Вы обнаружили какие‑ нибудь новые звезды, которые из Москвы не видно? Как устроены между собой два множества звезд этих двух городов? (Множество звезд, которые видны из Петербурга, и множество звезд, которые видны из Москвы. ) Случилось солнечное затмение. Летним днем в Москве стали видны звезды, которые никогда не видны летним днем в Москве. Это новые звезды, например. «Южный крест», или это те звезды, которые вы уже видели над Москвой?
Вы идете на лыжах 22 марта. Начинает темнеть, и вы вспоминаете. что 22 декабря, когда вы шли на лыжах, и солнце зашло за горизонт, вы успели добежать до деревни Морозки до полной темноты. Вы идете в том же самом месте. Успеете ли вы добежать до деревни Морозки или нет? Тот же вопрос про 22 июня и 22 сентября (но уже вряд ли на лыжах). Когда быстрее всего наступает темнота после захода солнца, когда медленнее? Вы подошли с вашей маленькой двухлетней дочкой к детской площадке. И обнаружили там некоторое количество качелей разного вида. Картинка: качели, рассчитанные на двоих детей. Одни с ручкой для рук (см. рис. 83). другие с ручкой для ног (см. рис. 84). А также совсем простые качели в виде обычной доски (см. рис. 85).
а какие качели вы увидели, скорее всего, в перекошенном состоянии? Как это зависит от расположения спинки? Вы опять пришли и увидели, что качели устроены как абсолютно плоская доска. Просто обтесанное с двух сторон бревно, и больше ничего. Но одни качели в положении равновесия висят, вторые всё время скатываются набок. Почему? Алиса летит сквозь Землю. Помните сюжет книги Л. Кэрро‑ ла «Алиса в стране чудес»? Алиса летит сквозь Землю и думает, что она к антиподам прилетит. В самом центре Земли выбегает гномик и дает ей пинок так, что увеличивает скорость ее полета на 1 метр в секунду. Вопрос: на какое расстояние она вылетит из Земли вверх благодаря этому дополнительному метру в секунду? В лиге чемпионов в группе 4 команды. Они играют каждая с каждой. Причем каждая с каждой играет и у себя, и в гостях. То есть в каждой группе между каждой парой команд произойдет ровно 2 матча. В случае ничьей каждой команде дают 1 очко. Тот, кто победил, получает 3 очка. Проигравший – ноль очков. А теперь – внимание! С каким минимальным количеством очков еще можно попасть в следующий раунд? В следующий раунд попадают 2 команды из 4. Вы должны привести конкретный расклад. Кто с кем играл, какие баллы получил. И доказать, что с меньшим числом очков «выйти из группы нельзя». Каково максимально возможное количество родных прапрабабушек? Обсуждение ответов – на лекции 5. А. С.: Сначала обсудим задачи, заданные на дом в конце лекции 4. Они не являются обязательными и ничего не проверяют (в отличие от ЕГЭ). Просто они показывают особенности математического подхода в различных жизненных ситуациях. Всего задач было семь: 1) Обзор окрестностей с вершины горы; 2) Наблюдение московских звезд во время затмения; 3) Скорость наступления темноты в различные дни года; 4) Странное поведение детских качелей; 5) Полет девочки Алисы к антиподам; 6) Математика футбольного чемпионата; 7) А сколько у человека прапрабабушек? Все разобрались, сколько у «среднего человека» прапрабабушек? (Несредним человеком будем называть такого, у которого две прапрабабушки (или два прадедушки) совпадают в одном лице. Всякое бывает. Например, изучение росписи русских дворянских родов приводит к выводу, что у А. С. Пушкина и Н. А. Романова (то бишь Николая I) были общие предки. )
Рис. 86. «Дорово» бабушек и прабабушек. пра... бабушки и дедушки С каждым коленом удваивается количество как дедушек, так и бабушек (см. рис. 86). Папа один, мама одна, дедушек два, бабушек две, прадедушек уже четыре, и прабабушек тоже четыре, ну, а прапрабабушек, соответственно, получается восемь.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|