2. Пример. 3. Как можно распознать такой хадис?. 4. Суждение о хадисе, относящемся к категории “мурсаль хафи”. 5. Наиболее известные сочинения о хадисах, относящихся к категории “мурсаль хафи”.
2. Пример. В пример можно привести тот хадис, который Ибн Маджа передает со слов Умара бин Абд аль-Азиза и в котором сообщается, что Укба Ибн Амир передал, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Да помилует Аллах охраняющего охраняющих». [Имеется ввиду, что воины, расположившиеся на отдых, охраняют всех мусульман в целом, те же, кто охраняет их, являются охраняющими охраняющих]. Дело в том, что Умар не встречался с Укбой, о чем аз-Зайй сообщает в “Аль-Атраф”.
3. Как можно распознать такой хадис? Хадисы, относящиеся к категории “мурсаль хафи”, можно распознавать одним из трех способов: а) Благодаря указанию одного из имамов на то, что данный передатчик не встречался с тем лицом, со слов которого он передает данный хадис, или же никогда его не слушал. б) Благодаря собственному заявлению такого передатчика о том, что он не встречался с тем лицом, со слов которого он передает данный хадис, или же ничего от него не слышал. в) Наличие такого же хадиса, но передаваемого другим путем, если в его иснаде между именем данного передатчика и именем того, со слов которого он передал хадис, упоминается имя еще какого-нибудь передатчика. Относительно третьего способа среди улемов наблюдались разногласия, поскольку он может относиться к категории хадисов “с добавлением к непрерывному иснаду”. 4. Суждение о хадисе, относящемся к категории “мурсаль хафи”. Такой хадис является слабым, поскольку он относится и к категории “мункати‘”, и если разрыв его является явным, то суждение о нем должно быть таким же, как и суждение о хадисах категории “мункати‘”. 5. Наиболее известные сочинения о хадисах, относящихся к категории “мурсаль хафи”.
Таким сочинением является “Китаб ат-тафсиль ли-мубхам аль-марасиль” аль-Хатиба аль-Багдади.
“Му‘ан‘ан” ا ل م ُ ع َ ن ْ ع َ ن и ا ل م ُ ؤ َ ن ّ َ ن “му’аннан” ا ل م ُ ؤ َ ن ّ َ ن.
1. Определение хадиса категории “му‘ан‘ан”. а) Слово “му‘ан‘ан” является причастием страдательного залога от глагола “‘ан‘ана” – передавать что-либо со слов нескольких лиц, каждый из которых передал данное сообщение со слов предыдущего, то есть говорить «со слов, со слов». б) В качестве термина слово “му‘ан‘ан” используется для обозначения такого хадиса, в котором приводятся слова передатчика «Такой-то передал со слов такого-то…»
2. Пример. В пример можно привести тот хадис, который приводит Ибн Маджа и в котором говорится: Передал нам Усман бин Абу Шайба, который сказал: Передал нам Му‘авийа бин Хишам, который сказал: Передал нам Суфйан со слов Усамы бин Зайда, передавшего со слов Усмана бин Урвы, передавшего со слов Урвы, передавшего, что Аиша сказала: – Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине, Аллах и ангелы * Его благословляют (стоящих) в рядах справа». [Ибн Маджа, “Книга об объявлении о начале молитвы и о том, что в этом соответствует сунне”, т. 1, стр. 321, хадис № 1005]. *[Применительно к ангелам “благословляют” здесь следует понимать как “обращаются за них к Аллаху с мольбами”].
3. Являются ли иснады таких хадисов непрерывными (муттасиль) или в них есть разрывы (мункати‘)? Правильным является мнение, согласно которому иснад такого хадиса является непрерывным, если соблюден ряд условий. общепризнанными из них являются два условия 1. Передатчик, передающий что-либо со слов нескольких лиц, каждый из которых передал данное сообщение со слов предыдущего, не должен относиться к числу занимавшихся подтасовкой.
2. Встреча передатчика, передававшего что-либо со слов другого человека с этим человеком, должна относится к разряду возможных событий. Нижеперечисленные условия относятся к числу тех, относительно обязательности которых существовали разногласия. 1. Установленность факта встречи: соблюдение этого условия считали необходимым аль-Бухари, Ибн аль-Мадини и некоторые другие исследователи. 2. Продолжительность общения: это считал необходимым Абу-ль-Музаффар ас-Сам‘ани. 3. Общеизвестность того, что данный передатчик передавал хадисы со слов такого-то: это считал необходимым Абу Амр ад-Дани.
4. Определение хадиса категории “му’аннан”. а) Это слово является причастием страдательного залога, образованным от глагола “’аннана“ – «говорить “что”». б) В качестве термина слово “му’аннан” используется для обозначения такого хадиса, в котором приводятся слова передатчика: «Передал нам такой-то, что такой-то сказал…»
5. Суждение о хадисе вида “му’аннан”. Наиболее распространенное мнение заключается в том, что слово “что” подобно выражению “передают со слов”, а передатчик, использующий его, мог слышать то, что он передает, при условии соблюдения вышеупомянутых условий.
3. Хадисы, отвергаемые по причине отвода передатчика. 1. Что подразумевается под отводом (та‘н)* передатчика? *[Данный термин идентичен термину “джарх”]. Под отводом передатчика подразумевается его отвод языком и отрицательные отзывы о его беспристрастности, религиозности, точности, памяти и внимательности.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|