Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

2. Причины отвода передатчика.




2. Причины отвода передатчика.

Насчитывается десять причин, по которым передатчик мо­жет получить отвод. Пять из них имеют отношение к беспри­страстности, а пять других – к точности.

а) К беспристрастности имеют отношение следующие причины.

1. Лживость.

2. Обвинения во лжи.

3. Порочность.

4. Приверженность к нововведениям.

5. Невежество.

б) Отвод по причине недостаточной степени точности мо­жет быть вызван нижеперечисленными вещами.

1. Грубыми ошибками.

2. Плохим запоминанием.

3. Небрежностью.

4. Большим количеством ошибок.

5. Несоответствиями передаваемых хадисов с тем, что пе­редавали достойные доверия мухаддисы.

Ниже речь пойдет о категориях хадисов, которые отверга­ются в силу одной из вышеупомянутых причин. Начну с наи­более неприемлемых.

 

 

Мауду‘ ا ل م َ و ْ ض ُ و ع.

 

Если причиной отвода передатчика является возведение им лжи на посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, то его хадис называется “мауду‘” (подложный; вымышленный).

 

1. Определение.

а) Слово “мауду‘” является причастием страдательного за­лога от глагола “вада‘а” – “уменьшать; унижать”. Хадисы, относящиеся к данному виду, получили такое название в силу их низкого достоинства.

б) В качестве термина слово “мауду‘” используется для обо­значения измышленной лжи, возводимой на посланника Алла­ха, да благословит его Аллах и приветствует, и приписываемой ему.

 

2. Суждение о передаче такого сообщения.

Все улемы единодушны во мнении о том, что любому чело­веку, знающему, что представляет собой хадис такого рода, не разрешается передавать его ни под каким видом, если только передача его не сопровождается указанием на его вымышлен­ность, так как в одном из хадисов, приводимых Муслимом, сообщается, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Человек передавший с моих слов сообщение, которое сам он считает ложным, станет одним из двух лжецов». [Другим лжецом является человек, измысливший такой хадис].

[“Введение” Муслима с комментариями ан-Навави, т. 1, стр. 62].

 

3. Способы, применявшиеся фальсификаторами хадисов.

а) Фальсификатор мог что-либо сам, после чего снабжал свои слова вымышленным иснадом и передавал другим.

б) Второй способ заключался в использовании слов какого-нибудь мудреца или кого-либо еще, которые также снабжались вымышленным иснадом.

 

4. Как распознать подложный хадис?

Указанием на фальсификацию хадиса могут служить ниже­перечисленные вещи:

а) Собственное признание фальсификатора в фальсифика­ции: в пример можно привести признание Абу ‘Исмата Нуха бин Абу Марйам в том, что он сфальсифицировал хадис о до­стоинствах сур Корана сура за сурой, передав его якобы со слов Ибн Аббаса, да будет доволен Аллах ими обоими. [Благопожелание относится только к Ибн Аббасу и его отцу, но не к Абу ‘Исмату].

б) То, что равноценно собственному признанию фальсифи­катора в фальсификации: примером может служить такой слу­чай, когда передатчика, передающего хадис непосредственно со слов какого-либо шейха, спрашивают о том, когда родился этот шейх, после чего он называет определенную дату, и полу­чается, что смерть этого шейха предшествовала рождению пе­редатчика; при этом данный хадис известен только со слов этого передатчика.

в) Данные, полученные в результате изучения биографии передатчика: примером является такой случай, когда передат­чик является рафидитом [одно из прозвищ шиитов], а в хадисе, который он передает, сообщается о достоинствах семьи пророка, да благословит его Аллах и приветствует.

г) Данные, полученные в результате исследования переда­ваемого сообщения: в пример можно привести тот случай, ко­гда в хадисе используются неправильные фразы, или когда его содержание противоречит тому, что воспринимается с помо­щью чувств, или тому, о чем ясно говориться в Коране.

 

5. Причины фальсификации и категории фальсификаторов.

а) Стремление приблизиться к Аллаху Всевышнему с помощью фабрикации хадисов, побуждающих людей к благу, и хадисов, внушающих страх перед совершением порицаемого. Люди, занимавшиеся фабрикацией таких хадисов, относились к числу отрекшихся от мира и праведников и являлись наихуд­шими из фальсификаторов, поскольку люди, доверявшие им, принимали их вымыслы за чистую монету.

К числу таких фальсификаторов относился Майсара бин Абд Рабби-хи. В своем труде “Ад-Ду‘афа” Ибн Хиббан сооб­щает, что Ибн Махди сказал:

– Я спросил Майсару бин Абд Рабби-хи: «Откуда ты взял хадисы, в которых говорится, что за чтение такой-то суры по­лагается такая-то награда? » Он сказал: «Я сам выдумал их, что­бы внушать людям желание». [“Тадриб ар-рави”, т. 1, стр. 283].

б) Желание поддержать свой мазхаб. В особой мере это от­носится к последователям тех мазхабов, которые были пред­ставлены политическими течениями после начала смуты и воз­никновения различных политических течений наподобие ха­риджитов и шиитов. Представители каждого из этих течений фальсифицировали хадисы для поддержки своего мазхаба, примером чего может служить тот хадис, в котором говорится: «Али является лучшим из людей, а сомневающийся в этом впал в неверие».

в) Дискредитация ислама. Эти безбожники, не имевшие воз­можности открыто устраивать козни против ислама, решили пойти таким отвратительным путем и сфальсифицировали це­лый ряд хадисов с целью искажения и дискредитации этой ре­лигии. К их числу относился распятый за свою ересь Мухаммад бин Са‘ид аш-Шами, передававший со слов Хумайда, что тот слышал от Анаса, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Я – последний пророк, и не будет пророка после меня, если не пожелает Ал­лах». [“Тадриб ар-рави”, т. 1, стр. 284]. Хвала и благодарение Аллаху, выдающиеся знатоки сун­ны дали необходимые разъяснения относительно таких хадисов.

г) Стремление снискать милость правителей. Имеется в ви­ду, что некоторые маловеры стремились приблизиться к пра­вителям, выдумывая хадисы, соответствовавшие тем отклоне­ниям, в которые впадали эти правители. Примером может слу­жить сообщение о Гийасе бин Ибрахиме ан-Наха‘и аль-Куфи и повелителе правоверных аль-Махди. Как-то раз, войдя к не­му и увидев, что он играет с голубями, Гийас передал хадис с иснадом, доходящим до пророка, да благословит его Аллах и приветствует, где сообщалось, что он сказал: «Не следует соревноваться ни в чем, кроме того, что касается стрельбы из луков, скачек на животных, имеющих лапы [Имеются ввиду верблюды, слоны и т. д. ] или копыта, или состязаний почтовых голубей», [Подразумевается, что только в этих видах состязаний можно назначать за победу денежный приз]. добавив к сказанному пророком, да благословит его Аллах и приветствует, слова «или состязаний почто­вых голубей» ради аль-Махди, который, узнав об этом, велел зарезать голубей и сказал: «Это я подтолкнул его к этому».

д) Стремление к материальным благам. Имеются в виду не­которые рассказчики, зарабатывавшие себе на жизнь тем, что они рассказывали людям хадисы, приводя различные удиви­тельные и развлекательные рассказы, чтобы люди слушали их и что-то давали им. К числу таких людей относился, например, Абу Са‘ид аль-Мада’ини.

е) Стремление к славе. Имеется в виду стремление просла­виться с помощью передачи неизвестных (гариб) хадисов, ко­торых нет в сводах даже крупных мухаддисов. Для того чтобы придать хадисам форму неизвестных и внушить людям жела­ние слушать их, некоторые люди видоизменяли иснады. К чис­лу их относились Ибн Абу Дахийа и Хаммад ан-Насиби. [“Тадриб ар-рави”, т. 1, стр. 286].

 

6. Наиболее известные сочинения о подложных хадисах:

а) “Китаб аль-мауду‘ат” Ибн аль-Джаузи.

б) “Аль-ля’али аль-масну‘а фи-ль-ахадис аль-мауду‘а” ас-Су­йути.

в) “Танзих аш-шари‘а аль-марфу‘а ‘ан аль-ахадис аш-шани‘а аль-мауду‘а” Ибн ‘Аррака аль-Кинани.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...