2. Причины отвода передатчика.
2. Причины отвода передатчика. Насчитывается десять причин, по которым передатчик может получить отвод. Пять из них имеют отношение к беспристрастности, а пять других – к точности. а) К беспристрастности имеют отношение следующие причины. 1. Лживость. 2. Обвинения во лжи. 3. Порочность. 4. Приверженность к нововведениям. 5. Невежество. б) Отвод по причине недостаточной степени точности может быть вызван нижеперечисленными вещами. 1. Грубыми ошибками. 2. Плохим запоминанием. 3. Небрежностью. 4. Большим количеством ошибок. 5. Несоответствиями передаваемых хадисов с тем, что передавали достойные доверия мухаддисы. Ниже речь пойдет о категориях хадисов, которые отвергаются в силу одной из вышеупомянутых причин. Начну с наиболее неприемлемых.
Мауду‘ ا ل م َ و ْ ض ُ و ع.
Если причиной отвода передатчика является возведение им лжи на посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, то его хадис называется “мауду‘” (подложный; вымышленный).
1. Определение. а) Слово “мауду‘” является причастием страдательного залога от глагола “вада‘а” – “уменьшать; унижать”. Хадисы, относящиеся к данному виду, получили такое название в силу их низкого достоинства. б) В качестве термина слово “мауду‘” используется для обозначения измышленной лжи, возводимой на посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и приписываемой ему.
2. Суждение о передаче такого сообщения. Все улемы единодушны во мнении о том, что любому человеку, знающему, что представляет собой хадис такого рода, не разрешается передавать его ни под каким видом, если только передача его не сопровождается указанием на его вымышленность, так как в одном из хадисов, приводимых Муслимом, сообщается, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Человек передавший с моих слов сообщение, которое сам он считает ложным, станет одним из двух лжецов». [Другим лжецом является человек, измысливший такой хадис]. [“Введение” Муслима с комментариями ан-Навави, т. 1, стр. 62].
3. Способы, применявшиеся фальсификаторами хадисов. а) Фальсификатор мог что-либо сам, после чего снабжал свои слова вымышленным иснадом и передавал другим. б) Второй способ заключался в использовании слов какого-нибудь мудреца или кого-либо еще, которые также снабжались вымышленным иснадом.
4. Как распознать подложный хадис? Указанием на фальсификацию хадиса могут служить нижеперечисленные вещи: а) Собственное признание фальсификатора в фальсификации: в пример можно привести признание Абу ‘Исмата Нуха бин Абу Марйам в том, что он сфальсифицировал хадис о достоинствах сур Корана сура за сурой, передав его якобы со слов Ибн Аббаса, да будет доволен Аллах ими обоими. [Благопожелание относится только к Ибн Аббасу и его отцу, но не к Абу ‘Исмату]. б) То, что равноценно собственному признанию фальсификатора в фальсификации: примером может служить такой случай, когда передатчика, передающего хадис непосредственно со слов какого-либо шейха, спрашивают о том, когда родился этот шейх, после чего он называет определенную дату, и получается, что смерть этого шейха предшествовала рождению передатчика; при этом данный хадис известен только со слов этого передатчика. в) Данные, полученные в результате изучения биографии передатчика: примером является такой случай, когда передатчик является рафидитом [одно из прозвищ шиитов], а в хадисе, который он передает, сообщается о достоинствах семьи пророка, да благословит его Аллах и приветствует.
г) Данные, полученные в результате исследования передаваемого сообщения: в пример можно привести тот случай, когда в хадисе используются неправильные фразы, или когда его содержание противоречит тому, что воспринимается с помощью чувств, или тому, о чем ясно говориться в Коране.
5. Причины фальсификации и категории фальсификаторов. а) Стремление приблизиться к Аллаху Всевышнему с помощью фабрикации хадисов, побуждающих людей к благу, и хадисов, внушающих страх перед совершением порицаемого. Люди, занимавшиеся фабрикацией таких хадисов, относились к числу отрекшихся от мира и праведников и являлись наихудшими из фальсификаторов, поскольку люди, доверявшие им, принимали их вымыслы за чистую монету. К числу таких фальсификаторов относился Майсара бин Абд Рабби-хи. В своем труде “Ад-Ду‘афа” Ибн Хиббан сообщает, что Ибн Махди сказал: – Я спросил Майсару бин Абд Рабби-хи: «Откуда ты взял хадисы, в которых говорится, что за чтение такой-то суры полагается такая-то награда? » Он сказал: «Я сам выдумал их, чтобы внушать людям желание». [“Тадриб ар-рави”, т. 1, стр. 283]. б) Желание поддержать свой мазхаб. В особой мере это относится к последователям тех мазхабов, которые были представлены политическими течениями после начала смуты и возникновения различных политических течений наподобие хариджитов и шиитов. Представители каждого из этих течений фальсифицировали хадисы для поддержки своего мазхаба, примером чего может служить тот хадис, в котором говорится: «Али является лучшим из людей, а сомневающийся в этом впал в неверие». в) Дискредитация ислама. Эти безбожники, не имевшие возможности открыто устраивать козни против ислама, решили пойти таким отвратительным путем и сфальсифицировали целый ряд хадисов с целью искажения и дискредитации этой религии. К их числу относился распятый за свою ересь Мухаммад бин Са‘ид аш-Шами, передававший со слов Хумайда, что тот слышал от Анаса, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Я – последний пророк, и не будет пророка после меня, если не пожелает Аллах». [“Тадриб ар-рави”, т. 1, стр. 284]. Хвала и благодарение Аллаху, выдающиеся знатоки сунны дали необходимые разъяснения относительно таких хадисов.
г) Стремление снискать милость правителей. Имеется в виду, что некоторые маловеры стремились приблизиться к правителям, выдумывая хадисы, соответствовавшие тем отклонениям, в которые впадали эти правители. Примером может служить сообщение о Гийасе бин Ибрахиме ан-Наха‘и аль-Куфи и повелителе правоверных аль-Махди. Как-то раз, войдя к нему и увидев, что он играет с голубями, Гийас передал хадис с иснадом, доходящим до пророка, да благословит его Аллах и приветствует, где сообщалось, что он сказал: «Не следует соревноваться ни в чем, кроме того, что касается стрельбы из луков, скачек на животных, имеющих лапы [Имеются ввиду верблюды, слоны и т. д. ] или копыта, или состязаний почтовых голубей», [Подразумевается, что только в этих видах состязаний можно назначать за победу денежный приз]. добавив к сказанному пророком, да благословит его Аллах и приветствует, слова «или состязаний почтовых голубей» ради аль-Махди, который, узнав об этом, велел зарезать голубей и сказал: «Это я подтолкнул его к этому». д) Стремление к материальным благам. Имеются в виду некоторые рассказчики, зарабатывавшие себе на жизнь тем, что они рассказывали людям хадисы, приводя различные удивительные и развлекательные рассказы, чтобы люди слушали их и что-то давали им. К числу таких людей относился, например, Абу Са‘ид аль-Мада’ини. е) Стремление к славе. Имеется в виду стремление прославиться с помощью передачи неизвестных (гариб) хадисов, которых нет в сводах даже крупных мухаддисов. Для того чтобы придать хадисам форму неизвестных и внушить людям желание слушать их, некоторые люди видоизменяли иснады. К числу их относились Ибн Абу Дахийа и Хаммад ан-Насиби. [“Тадриб ар-рави”, т. 1, стр. 286].
6. Наиболее известные сочинения о подложных хадисах: а) “Китаб аль-мауду‘ат” Ибн аль-Джаузи. б) “Аль-ля’али аль-масну‘а фи-ль-ахадис аль-мауду‘а” ас-Суйути. в) “Танзих аш-шари‘а аль-марфу‘а ‘ан аль-ахадис аш-шани‘а аль-мауду‘а” Ибн ‘Аррака аль-Кинани.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|