Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Матрук المَتْرُوك.




Матрук ا ل م َ ت ْ ر ُ و ك.

 

Если причиной отвода передатчика послужило обвинение во лжи, что является второй из вышеупомянутых причин, такой хадис называется “матрук”.

 

1. Определение.

а) Слово “матрук” является причастием страдательного за­лога от глагола “тарака” (оставлять).

б) В качестве термина это слово употребляется для обозна­чения такого хадиса, в иснаде которого упоминается имя пе­редатчика, обвиняемого во лжи.

 

2. Передатчика могли обвинять во лжи по двум нижеследующим причинам:

а) в том случае, когда данный хадис передавался только с его слов и содержание его противоречило известным осново­положениям; [Имеются в виду общие основоположения, извлеченные улемами из общей совокупности достоверных текстов, например: «Основой является презумп­ция невиновности»].

б) в том случае, когда передатчик был известен как лживый человек, даже если он не допускал лжи при передаче хадисов пророка, да благословит его Аллах и приветствует.

 

3. Пример.

В пример можно привести хадис, который Амр бин Шамир аль-Джу‘фи аль-Куфи аш-Ши‘и передавал по словам Джабира, слышавшего со слов Абу-т-Туфайля, что он слышал, как Али и ‘Аммар говорили: «Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, обращался к Аллаху с мольбами (кунут) во время утренней молитвы, и произносил слова “Аллах велик” в день Арафата после утренней молитвы, и прерывал послеполуденную молитву в последний из дней ташрика». [Дни ташрика – одиннадцатый, двенадцатый и тринадцатый дни месяца зу-ль-хиджжа].

Ан-Наса’и, ад-Даракутни и другие мухаддисы говорили об Амре бин Шамире следующее: «Хадисы, которые он передавал относятся к категории “матрук”». [“Мизан аль-и‘тидаль”, т. 1, стр. 268].

 

4. Степень такого хадиса.

Мы уже отмечали, что наихудшими из слабых хадисов явля­ются хадисы, относящиеся к категории “мауду‘”, более высо­кое положение занимают хадисы, относящиеся к категории “матрук”, затем – категории “мункар”, затем – категории “му‘алляль”, затем – категории “мудрадж”, затем – категории “маклюб”, а затем – категории “мудтариб”. В таком порядке их расположил хафиз Ибн Хаджар. [См.: “Тадриб ар-рави”, т. 1, стр. 295; “Ан-Нухба” с комментариями, стр. 46].

 

 

Мункар ا ل م ُ ن ْ ك َ ر.

 

Если причиной отвода передатчика является грубая ошиб­ка, или частое проявление небрежности, или порочность, пе­редаваемый им хадис именуется “мункар”.

 

1. Определение.

а) Слово “мункар” является причастием страдательного за­лога от глагола “анкара” (не признавать).

б) Слово “мункар” как термин. Улемы давали хадисам, от­носящимся к этой категории, различные определения. Ниже приводятся два наиболее известных.

1. Это такой хадис, в иснаде которого упоминается имя передатчика, допускавшего грубые ошибки, часто проявлявше­го небрежность или известного своим нечестием.

2. Это такой хадис, который передавал слабый передат­чик и который противоречил тому, что передавал передатчик, достойный доверия.

 

2. Примеры.

а) Примером, относящимся к первому определению, может служить хадис, который ан-Наса’и и Ибн Маджа передают со слов Абу Зукайра Йахйи бин Мухаммада бин Кайса, передавше­го со слов Хишама бин Урвы, передавшего со слов своего отца, слышавшего от Аиши, да будет доволен ею Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Ешьте свежие финики вместе с сушеными, ибо, поистине, когда сын Адама ест их, шайтан гневается».

Ан-Наса`и сказал: «Данный хадис относится к категории “мункар”, и его передавал только Абу Зукайр. Сам он являлся праведным шейхом, со слов которого передавал хадисы Мус­лим в “Аль-Мутаба‘ат“, однако он не достиг степени таких пе­редатчиков, хадисы которых предположительно являются дос­товерными в тех случаях, когда никто другой их не переда­вал». [“Тадриб ар-рави”, т. 1, стр. 240].

б) Примером, относящимся ко второму определению, мо­жет служить хадис, который передал Ибн Абу Хатим со слов Хубаййиба бин Хабиба аз-Заййата, слышавшего со слов Абу Исхака, слышавшего со слов аль-‘Айзара бин Хурайса, слы­шавшего со слов Ибн Аббаса, да будет доволен Аллах ими обоими, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Войдет в рай тот, кто станет совершать молитвы, и выплачивать закят, и совершит хаджж к Дому, и будет соблюдать пост, и будет оказывать хо­роший прием гостю».

Ибн Абу Хатим сказал: «Данный хадис относится к катего­рии “мункар”, поскольку его передавал другой передатчик из числа достойных доверия лиц со слов Абу Исхака, и в нем со­общается, что эти слова произнес сподвижник, и это известно».

 

3. Степень такого хадиса.

Из двух приводимых нами определений хадисов, относя­щихся к категории “мункар”, следует, что такой хадис относит­ся к виду очень слабых хадисов.

 

 

Ма‘руф ا ل م َ ع ْ ر و ف.

 

[Здесь хадисы категории “ма‘руф” упоминаются не потому, что они являют­ся одним из видов отвергаемых (мардуд) хадисов, а только потому, что они относятся к категории, противоположной категории “мункар”. Вообще же хадисы категории “ма‘руф”, как известно, относятся к категории приемле­мых (макбуль) хадисов, которые можно использовать в качестве доводов].

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...