1. Определение. 2. Пример. Му‘алляль المُعَلَّل. Примером может служить хадис, который был приведен в качестве примера ко второму определению хадисов категории “мункар”, однако он должен передав
1. Определение. а) Слово “ма‘руф” является причастием страдательного залога от глагола “‘арафа” (узнавать). б) В качестве термина слово “ма`руф” используется в качестве обозначения хадиса, передаваемого достойным доверия лицом и противоречащего тому, что передает слабый передатчик.
2. Пример. Примером может служить хадис, который был приведен в качестве примера ко второму определению хадисов категории “мункар”, однако он должен передаваться со слов достойных доверия лиц и заканчиваться именем Ибн Аббаса, да будет доволен Аллах ими обоими, поскольку, приведя хадис, передаваемый со слов Хубаййиба и возводимый к пророку, да благословит его Аллах и приветствует, (хадис марфу‘) Ибн Абу Хатим сказал: «Данный хадис относится к категории “мункар”, поскольку его передавал другой передатчик из числа достойных доверия лиц со слов Абу Исхака, и в нем сообщается, что эти слова произнес сподвижник, и этот хадис относится к категории “ма‘руф”».
Му‘алляль ا ل م ُ ع َ ل ّ َ ل.
Если причиной отвода передатчика послужила ошибка, его хадис именуется “му‘алляль”, и это является шестой из вышеупомянутых причин.
1. Определение. а) Слово “му‘алляль” является причастием страдательного залога от глагола “‘алляля” (делать дефектным). б) В качестве термина слово “му‘алляль” используется для обозначения такого хадиса, в котором выявлен недостаток, в результате чего достоверным его признать уже нельзя, несмотря на то что внешне он представляется свободным от недостатков.
2. Определение недостатка (‘илля). Недостатком называется такая скрытая причина, которая делает невозможным признание хадиса достоверным.
Из данного определения недостатка (‘илля) следует, что знатоки хадисов считали, что недостаток должен удовлетворять двум условиям: а) Он должен отличаться неясным и скрытым характером. б) Он должен умалять достоинство достоверного хадиса. Если же одно из двух условий не будет соблюдено, например, если недостаток является очевидным или если, несмотря на наличие этого недостатка, хадис все же является достоверным, тогда такой хадис не относится к категории “му‘алляль”.
3. Важность и тонкость знания о недостатках. Знание о недостатках хадисов относится к числу важнейщих и наиболее тонких областей науки о хадисах, так как оно требует умения распознавать такие неясные и скрытые недостатки, что делать это могут только настоящие знатоки, отличающиеся хорошей памятью, опытом и глубоким пониманием. Вот почему глубины этой науки смогли постичь лишь немногие выдающиеся имамы, такие, как Ибн аль-Мадини, Ахмад, аль-Бухари, Абу Хатим и ад-Даракутни.
4. В каком иснаде может быть выявлен недостаток? Речь идет о таких иснадах, которые внешне удовлетворяют всем необходимым условиям достоверности, поскольку в слабом хадисе искать недостатки не нужно в силу того, что он является отвергаемым и в практических целях не применяется.
5. Что может помочь в определении недостатков? Определению недостатков способствуют нижеперечисленные признаки. а) Передача хадиса единственным передатчиком. б) Расхождения с ним других передатчиков. в) Другие полученные в результате исследования данные, которые присоединяются к тому, о чем говорится в пунктах а) и б). Для знающего наличие вышеупомянутых признаков служит указанием на ошибку передатчика хадиса. Это достигается либо в результате выявления пропуска после имени последователя в конце иснада такого хадиса, который передатчик передает как непрерывный, либо в результатет установления того, что иснад доходит только до имени последователя, тогда как передатчик возводит иснад до имени пророка, да благословит его Аллах и приветствует, либо в результате обнаружения того, что он ввел один хадис в другой, либо вследствие выявления каких-нибудь других ошибок, что заставляет знающего вынести суждение о том, что данный хадис не является достоверным.
6. Как можно распознать хадис, относящийся к категории “му‘алляль”? Это можно сделать путем сопоставления путей передачи данного хадиса, изучения различий между его передатчиками и сличения уровня их точности, после чего выносится суждение о том, в какой именно версии имеется дефект.
7. Где находится дефект? а) Чаще всего дефекты обнаруживаются в иснаде и имеют отношение к неправильному определению того, к кому именно восходит иснад, а также к таким иснадам, в которых после имени последователя имеется пропуск. б) Меньшее количество дефектов обнаруживается в матнах хадисов. В пример можно привести тот хадис, где отрицается необходимость произнесения слов «С именем Аллаха» во время молитвы.
8. Умаляет ли дефект иснада значение матна? а) Подобный дефект может умалять значение матна, как умаляет он и значение иснада. Примером могут служить такие хадисы, которые считаются дефективными по той причине, что в конце их иснадов после имени последователя имеется пропуск. б) Дефект может умалять значение одного только иснада, тогда как матн такого хадиса продолжает считаться достоверным. Примером может служить хадис, который Йа‘ля бин ‘Убайд передает со слов ас-Саури, передавшего со слов Амра бин Динара, передавшего со слов Ибн Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Покупатель и продавец остаются свободными в своем выборе до тех пор, пока они не расстанутся друг с другом». В данном случае Йа‘ля указывает, что Суфйан ас-Саури передает хадис со слов Амра бин Динара, но это ошибка, так как на самом деле речь идет об Абдуллахе бин Динаре. Что же касается матна этого хадиса, то он остается достоверным, несмотря на дефект иснада, выражающийся в подобной ошибке, поскольку достойными доверия являются и Амр бин Динар, и Абдуллах бин Динар, а замена одного достойного доверия передатчика на другого не оказывает отрицательного воздействия на достоверность матна, даже если в иснаде имеется ошибка.
9. Наиболее известные сочинения о хадисах категории “му‘алляль”: а) “Китаб аль-‘иляль” Ибн аль-Мадини. б) “`Иляль аль-хадис” Ибн Абу Хатима. в) “Аль-‘иляль ва ма‘рифат ар-риджаль” Ахмада бин Ханбаля. г) “Аль-‘иляль аль-кабир ва-ль-‘иляль ас-сагир” ат-Тирмизи. д) “Аль-‘иляль аль-варида фи-ль-ахадис ан-набавийа” ад-Даракутни. Это сочинение является наиболее полным.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|