Несоответствие сообщениям достойных доверия лиц.
Несоответствие сообщениям достойных доверия лиц.
Если причина отвода передатчика состоит в том, что его сообщение противоречит сообщениям достойных доверия лиц, что является седьмой из вышеупомянутых причин, то такие сообщения подразделяются на пять видов, а именно хадисы, относящиеся к категориям “мудрадж”, “маклюб”, “аль-мазид фи муттасиль аль-асанид”, “мудтариб” и “мусаххаф”. 1. Если несоответствие заключается в изменении формы иснада или включении хадиса, иснад которого доходит до имени сподвижника, в тот хадис, где приводится ссылка на пророка, да благословит его Аллах и приветствует, то такой хадис называется ا ل م ُ د ْ ر َ ج “мудрадж”. 2. Если несоответствие заключается в изменении порядка слов в матне, такой хадис называется ا ل م َ ق ْ ل و ب “маклюб”. 3. Если несоответствие заключается в добавлении имени лишнего передатчика, хадис называется ا ل م َ ز ِ ي د ِ ف ي م ت ّ َ ص ِ ل ِ ِ ا ل أ س ا ن ِ ي د “аль-мазид фи муттасиль аль-асанид”. 4. Если несоответствие заключается в замене одного передатчика другим или в противоречии матна данного хадиса матну хадиса, переданного достойным доверия лицом, в результате чего ни одному из них невозможно отдать предпочтение, такой хадис называется ا ل م ُ ض ْ ط ّ َ ر ِ ب “мудтариб”. 5. Если несоответствие заключается в изменении фраз матна по форме без изменения их смысла, когда порядок перечисления имен в иснаде остается неизменным, такой хадис называется ا ل م ُ ص ح ّ َ ف “мусаххаф”. [См. «Ан-Нахба», сс. 48 – 49].
Ниже каждая из вышеупомянутых категорий хадисов разбирается более подробно.
Мудрадж.
1. Определение. а) Слово “мудрадж” является причастием страдательного залога от глагола “адраджа” (включать что-либо во что-то). б) В качестве термина слово “мудрадж” используется для обозначения такого хадиса, в котором изменена форма иснада или же в матн которого включено что-либо к нему не относящееся и никак от него не отделенное. 2. Виды хадисов категории “мудрадж”. Хадисы категории “мудрадж” подразделяются на две группы: хадисы с посторонними включениями в иснад и хадисы с посторонними включениями в матн. а) Хадисы с посторонними включениями в иснад 1. Определение: так именуется хадис, в котором изменена форма иснада. 2. Формы таких хадисов: речь идет о таких случаях, когда во время передачи иснада передатчик по какой-то причине начинал произносить слова от себя, а кто-либо из слушавших его решал, что сказанное им относилось к иснаду, и в дальнейшем передавал его слова в таком виде. 3. Пример: В пример можно привести рассказ о том, как Сабит бин Муса, известный своим аскетизмом, передавал следующее сообщение: «Лицо того, кто много молится по ночам, становится красивым днем». [Это сообщение приводит Ибн Маджа; “Глава о ночных молитвах”, т. 1, стр. 422, хадис № 1333]. Причиной этого послужило то, что однажды Сабит бин Муса пришел к кади Шарику бин Абдуллаху, который диктовал иснад одного хадиса, говоря: «Передал нам аль-А‘маш, слышавший со слов Абу Суфйана, слышавшего со слов Джабира, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал…» Произнеся эти слова, Шарик бин Абдуллах умолк, чтобы дать возможность каждому записать его слова, но тут он увидел Сабита и сказал: «Лицо того, кто много молится по ночам, становится красивым днем», – имея в виду самого Сабита, известного своим аскетизмом и благочестием, Сабит же подумал, что эти слова являются матном данного иснада, и в дальнейшем передавал эти слова как хадис.
б) Хадисы с посторонними включениями в матн. 1. Определение: так называется хадис, в матн которого включено что-либо к нему не относящееся и никак от него не отделенное. 2. Такие хадисы подразделяются на три группы: а) Хадисы, в которых включение относится к началу. Таких хадисов насчитывается немного, но все же больше, чем хадисов с включениями в середине. б) Хадисы, в которых включение относится к середине. Их насчитывается меньше, чем хадисов первой группы. в) Хадисы, в которых включение относится к концу. Таких хадисов насчитывается больше всего. 3. Примеры таких хадисов. а) Пример хадиса, в котором включение относится к началу. Причиной подобного включения могло послужить то, что передатчик говорил нечто такое, доказательством чему должен был послужить хадис, приводимый передатчиком, который не отделил одного от другого, в результате чего тот, кто слышал его слова, решил, что все сказанное передатчиком является матном хадиса. Примером может служить сообщение, передаваемое аль-Хатибом со слов Абу Катана и Шабабы, которых он отделял друг от друга и которые слышали со слов Шу‘бы, слышавшего со слов Мухаммада бин Зийада, слышавшего со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Совершайте омовение тщательно. Горе пяткам от мук огня! » Его слова «Совершайте омовение тщательно» являются включением, поскольку принадлежат они Абу Хурайре, да будет доволен им Аллах. Это становится ясным из той версии этого хадиса, котрую приводит аль-Бухари, передавший со слов Адама, передававшего со слов Шу‘бы, передававшего со слов Мухаммада бин Зийада, что (однажды) Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал: «Совершайте омовение тщательно, ибо, поистине, Абу-ль-Касим, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Горе пяткам от мук огня! ”» б) Пример хадиса, в котором включение относится к середине. В пример можно привести хадис, который со слов Аиши, да будет доволен ею Аллах, приводится в “Книге о начале откровений”. В этом хадисе сообщается, что она сказала: «Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, стал часто уединяться в пещере на горе Хира, [Эта гора находится поблизости от Мекки] занимаясь там делами благочестия», под чем поразумевается поклонение (Аллаху) «в течение многих ночей…» [“Сахих” аль-Бухари, “Глава о начале откровений”].
Здесь слова «под чем поразумевается поклонение (Аллаху)» являются включением и относятся к словам передатчика аз-Зухри. в) Пример хадиса, в котором включение относится к концу. В пример можно привести хадис Ибн Мас‘уда, да будет доволен им Аллах, который сказал: Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Гадание по полету птиц (есть проявление) многобожия, и нет среди нас (такого, кто бы не занимался этим), однако Аллах устраняет это посредством упования». Этот хадис приводит ат-Тирмизи, который сказал: «Хороший достоверный хадис». Он также сказал: «Я слышал, как о словах “и нет среди нас (такого, кто бы не занимался этим)” Мухаммад сказал: “Я считаю, что эти слова принадлежат Ибн Мас‘уду, да будет доволен им Аллах”».
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|