Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

4. Возможные причины включений (идрадж).




4. Возможные причины включений (идрадж).

Таких причин насчитывается много, но наиболее известны­ми из них являются нижеследующие:

а) Разъяснение того или иного установления шариата.

б) Извлечение из какого-нибудь хадиса установления шари­ата еще до завершения его передачи.

в) Разъяснение какой-нибудь непонятной фразы, которая имеется в матне хадиса.

 

5. Как можно распознать включение?

Указанием на включение служат нижеперечисленные при­знаки:

а) Цитирование включения отдельно в другой версии этого хадиса.

б) Цитирование его отдельно кем-либо из осведомленных имамов.

в) Признание самого передатчика, что он включил те или иные слова в текст хадиса.

г) Невозможность произнесения тех или иных слов проро­ком, да благословит его Аллах и приветствует.

 

6. Суждение о включении.

По общему мнению улемов из числа мухаддисов, факихов и прочих авторитетных религиозных деятелей, включать что-ли­бо в хадисы запретно. Исключением являются такие включе­ния, цель которых состоит в толковании какой-нибудь непо­нятной фразы, имеющейся в матне хадиса, в силу чего к ним прибегал аз-Зухри и другие имамы.

 

7. Наиболее известные сочинения на эту тему.

а) “Аль-фасль ли-ль-васль аль-мудрадж фи-н-накль” аль-Ха­тиба аль-Багдади.

б) “Такриб аль-манхадж би-тартиб аль-мудрадж” Ибн Хаджа­ра. Это сочинение представляет собой краткое изложение труда аль-Хатиба аль-Багдади с некоторыми дополнениями к нему.

 

 

Маклюб.

 

1. Определение.

а) Слово “маклюб” является причастием страдательного зало­га от глагола “каляба” в значении “выворачивать наизнанку”.

б) В качестве термина слово “маклюб” используется для об­означения такого хадиса, в матне или иснаде которого одно слово заменяется другим, например, когда начало иснада или матна переставлено в конец, или когда конец иснада или мат­на переставлен в начало, или когда имеются еще какие-либо перестановки.

 

2. Классификация таких хадисов.

Хадисы, относящиеся к категории “маклюб” подразделяют­ся на две основные группы: хадисы с перестановками в иснаде и хадисы с перестановками в матне.

а) Хадисы с перестановками в иснаде бывают двух видов.

1. Когда передатчик переставляет вперед или назад имя другого передатчика и имя его отца, например, когда хадис, передаваемый со слов Ка‘ба бин Мурры, передатчик в резуль­тате такой перестановки передает со слов Мурры бин Ка‘ба.

2. Когда передатчик заменяет одного из передатчиков на другого с целью превращения передаваемого им хадиса в не­известный (гариб) хадис. Примером может служить тот слу­чай, когда известный хадис обычно передающийся со слов Са­лима, передается со слов Нафи‘а.

Одним из передатчиков, поступавших подобным образом, был Хаммад бин Амр ан-Насиби. Так, например, он передал, что аль-А‘маш передал со слов Абу Салиха, что тот передал со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Если встретите в пути многобожников, не приветствуйте их первыми». Этот хадис относится к категории “маклюб”, поскольку Хаммад произвел в его иснаде перестановку, пере­дав его со слов аль-А‘маша, тогда как он известен в передаче Сухайля бин Абу Салиха, передавшего его со слов своего отца, передавшего его со слов Абу Хурайры, да будет дово­лен им Аллах, и в таком виде Муслим приводит его в своем “Сахихе”.

Когда имеет место такой вид перестановки, о передатчике хадиса говорят, что он украл хадис.

б) Хадисы с перестановками в матне, которые также бы­вают двух видов.

1. Когда передатчик переставляет что-нибудь назад или вперед в одной из частей матна.

Примером может служить передаваемый со слов Абу Ху­райры, да будет доволен им Аллах, и приводимый Муслимом хадис, в котором говорится о тех семерых, которых Аллах ук­роет в Своей тени в тот День, когда иной тени, кроме тени Его. не будет. В этом хадисе среди прочего сказано: «…того, кто подает милостыню (настолько) тайно, что его правая рука не ведает, сколько тратит левая…» Некоторые передатчики передавали это место так, а на самом деле он выглядит следу­ющим образом: «…что его левая рука не ведает, сколько тра­тит правая…». [Этот хадис приводят аль-Бухари, Муслим и имам Малик в “Аль-Муватта”].

2. Когда передатчик приставляет матн одного хадиса к ис­наду другого или же иснад одного хадиса к матну другого, де­лая это с целью проверки или же с иными целями. В пример можно привести случай с имамом аль-Бухари и жителями Баг­дада, которые сделали перестановки в ста хадисах, после чего стали задавать ему вопросы о них с целью проверки его памя­ти, он же привел их в первоначальный вид, не допустив ни од­ной ошибки. [Более подробно об этом см.: “Тарих Багдад”, т. 2, стр. 20].

 

3. О причинах, побуждающих к совершению перестановок.

Некоторые передатчики могли прибегать к перестановкам по разным причинам. Среди них можно выделить нижеследующие причины.

а) Желание придать матну хадиса необычный вид, чтобы внушить людям желание передавать его со слов именно этого передатчика.

б) Желание устроить проверку и убедиться в хорошей па­мяти и точности мухаддиса.

в) Непреднамеренные ошибочные действия.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...