4. Возможные причины включений (идрадж).
4. Возможные причины включений (идрадж). Таких причин насчитывается много, но наиболее известными из них являются нижеследующие: а) Разъяснение того или иного установления шариата. б) Извлечение из какого-нибудь хадиса установления шариата еще до завершения его передачи. в) Разъяснение какой-нибудь непонятной фразы, которая имеется в матне хадиса.
5. Как можно распознать включение? Указанием на включение служат нижеперечисленные признаки: а) Цитирование включения отдельно в другой версии этого хадиса. б) Цитирование его отдельно кем-либо из осведомленных имамов. в) Признание самого передатчика, что он включил те или иные слова в текст хадиса. г) Невозможность произнесения тех или иных слов пророком, да благословит его Аллах и приветствует.
6. Суждение о включении. По общему мнению улемов из числа мухаддисов, факихов и прочих авторитетных религиозных деятелей, включать что-либо в хадисы запретно. Исключением являются такие включения, цель которых состоит в толковании какой-нибудь непонятной фразы, имеющейся в матне хадиса, в силу чего к ним прибегал аз-Зухри и другие имамы.
7. Наиболее известные сочинения на эту тему. а) “Аль-фасль ли-ль-васль аль-мудрадж фи-н-накль” аль-Хатиба аль-Багдади. б) “Такриб аль-манхадж би-тартиб аль-мудрадж” Ибн Хаджара. Это сочинение представляет собой краткое изложение труда аль-Хатиба аль-Багдади с некоторыми дополнениями к нему.
Маклюб.
1. Определение. а) Слово “маклюб” является причастием страдательного залога от глагола “каляба” в значении “выворачивать наизнанку”.
б) В качестве термина слово “маклюб” используется для обозначения такого хадиса, в матне или иснаде которого одно слово заменяется другим, например, когда начало иснада или матна переставлено в конец, или когда конец иснада или матна переставлен в начало, или когда имеются еще какие-либо перестановки.
2. Классификация таких хадисов. Хадисы, относящиеся к категории “маклюб” подразделяются на две основные группы: хадисы с перестановками в иснаде и хадисы с перестановками в матне. а) Хадисы с перестановками в иснаде бывают двух видов. 1. Когда передатчик переставляет вперед или назад имя другого передатчика и имя его отца, например, когда хадис, передаваемый со слов Ка‘ба бин Мурры, передатчик в результате такой перестановки передает со слов Мурры бин Ка‘ба. 2. Когда передатчик заменяет одного из передатчиков на другого с целью превращения передаваемого им хадиса в неизвестный (гариб) хадис. Примером может служить тот случай, когда известный хадис обычно передающийся со слов Салима, передается со слов Нафи‘а. Одним из передатчиков, поступавших подобным образом, был Хаммад бин Амр ан-Насиби. Так, например, он передал, что аль-А‘маш передал со слов Абу Салиха, что тот передал со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Если встретите в пути многобожников, не приветствуйте их первыми». Этот хадис относится к категории “маклюб”, поскольку Хаммад произвел в его иснаде перестановку, передав его со слов аль-А‘маша, тогда как он известен в передаче Сухайля бин Абу Салиха, передавшего его со слов своего отца, передавшего его со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, и в таком виде Муслим приводит его в своем “Сахихе”. Когда имеет место такой вид перестановки, о передатчике хадиса говорят, что он украл хадис. б) Хадисы с перестановками в матне, которые также бывают двух видов.
1. Когда передатчик переставляет что-нибудь назад или вперед в одной из частей матна. Примером может служить передаваемый со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, и приводимый Муслимом хадис, в котором говорится о тех семерых, которых Аллах укроет в Своей тени в тот День, когда иной тени, кроме тени Его. не будет. В этом хадисе среди прочего сказано: «…того, кто подает милостыню (настолько) тайно, что его правая рука не ведает, сколько тратит левая…» Некоторые передатчики передавали это место так, а на самом деле он выглядит следующим образом: «…что его левая рука не ведает, сколько тратит правая…». [Этот хадис приводят аль-Бухари, Муслим и имам Малик в “Аль-Муватта”]. 2. Когда передатчик приставляет матн одного хадиса к иснаду другого или же иснад одного хадиса к матну другого, делая это с целью проверки или же с иными целями. В пример можно привести случай с имамом аль-Бухари и жителями Багдада, которые сделали перестановки в ста хадисах, после чего стали задавать ему вопросы о них с целью проверки его памяти, он же привел их в первоначальный вид, не допустив ни одной ошибки. [Более подробно об этом см.: “Тарих Багдад”, т. 2, стр. 20].
3. О причинах, побуждающих к совершению перестановок. Некоторые передатчики могли прибегать к перестановкам по разным причинам. Среди них можно выделить нижеследующие причины. а) Желание придать матну хадиса необычный вид, чтобы внушить людям желание передавать его со слов именно этого передатчика. б) Желание устроить проверку и убедиться в хорошей памяти и точности мухаддиса. в) Непреднамеренные ошибочные действия.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|