4. Суждение о перестановке. 5. Наиболее известные сочинения о таких хадисах. Аль-мазид фи муттасиль аль-асанид. 1. Определение.
4. Суждение о перестановке. а) Если перестановка совершается с целью придания необычного вида матну хадиса, поступать так, безусловно, непозволительно, поскольку это вносит изменения в хадис и так поступали фальсификаторы. б) Допускается перестановка с целью проверки, так как это позволяет убедиться в памяти и способностях мухаддиса. При этом обязательным условием является указание на то, что является правильным, до того, как собравшиеся для слушания хадисов люди разойдутся. в) Если кто-либо совершает перестановку по ошибке или по невнимательности, это, несомненно, является простительным, однако если подобных ошибок совершается много, это значит, что точность такого передатчика должна быть признана неудовлетворительной, а сам он – слабым. Как известно, хадисы категории “маклюб”, относятся к одному из видов слабых и отвергаемых хадисов.
5. Наиболее известные сочинения о таких хадисах. а) Книга под названием “Рафи‘ аль-иртийаб фи-ль-маклюб мин аль-асма’ ва-ль-алькаб” аль-Хатиба аль-Багдади. Из названия этой книги ясно, что темой ее являются перестановки только в иснадах.
Аль-мазид фи муттасиль аль-асанид. 1. Определение. а) Слово “мазид” (добавленный) является причастием страдательного залога от глагола “зада” (увеличивать); “асанид” – множественное число от “иснад”. б) В качестве термина это словосочетание используется для обозначения добавления еще одного передатчика к такому иснаду, который явно является непрерывным.
2. Пример. Примером может являться хадис, переданный Ибн аль-Мубараком, который сказал: – Передал нам Суфйан, слышавший как Абд ар-Рахман бин Йазид сказал: передал мне Буср бин Убайдуллах, сказавший: я слышал, как Абу Идрис сказал: я слышал, как Василя сказал: я слышал, как Абу Марсад, да будет доволен им Аллах, сказал: я слышал, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Не садитесь на могилы и не молитесь(повернувшись) к ним». [Этот хадис приводят Муслим, (“Книга похорон”) и ат-Тирмизи, и в обоих случаях в иснаде добавляется и опускается кунья Абу Идрис].
3. О добавлении в данном примере. В данном примере имеется два добавления: имя Суфйан и кунья Абу Идрис, а причиной этих добавлений в обоих случаях является ошибка. а) Имя Суфйан было добавлено по ошибке тех, кто передавал этот хадис после Ибн аль-Мубарака, так как несколько достойных доверия лиц, передававших этот хадис со слов Ибн аль-Мубарака, который слышал его от ‘Абд ар-Рахмана бин Йазида, прямо указывали на это. б) Кунья “Абу Идрис”, быда добавлена по ошибке Ибн аль-Мубарака, о чем говорит тот факт, что никто из целого ряда достойных доверия лиц, передававших этот хадис со слов Абд ар-Рахмана бин Йазида, не упоминал Абу Идриса, а некоторые из них прямо заявляли, что Буср слышал этот хадис от Василя.
4. Условия неприемлемости добавления. Отвергать добавление и считать его ошибкой передатчика можно лишь тогда, когда такое суждение удовлетворяет двум необходимым требованиям. а) Передатчик, ничего не добавлявший к иснаду, должен отличаться большей точностью, чем тот, кто добавил к нему что-то. б) В том месте, где есть добавление, должно быть ясное указание на то, что передатчик сам слышал это. Если же не соблюдены оба этих условия или одно из них, то правильность добавления считается наиболее вероятной и оно принимается, тогда как иснад, в котором нет этого добавления, считается имеющим скрытый разрыв и относится к категории “мурсаль хафи”.
5. Возражения против утверждения о наличии добавления. Против подобного утверждения могут быть выдвинуты два возражения: а) Если в том месте иснада, где должно находиться добавление, добавления нет, но говорится «передают со слов», это значит, что его следует считать прерванным (мункати‘). б) Если передатчик ясно указывает на то, что он слышал данный хадис от какого-либо шейха, возможно, что сначала он слышал это от какого-нибудь человека, слышавшего хадис от этого шейха, а потом слышал его непосредственно от этого шейха. В связи с этим можно сказать следующее 1) Что касается первого возражения, то все обстоит так, как говорит возражающий. 2) Что касается второго возражения, то оно может соответствовать истине, однако улемы выносят суждение об ошибочности добавления только в том случае, когда имеются свидетельствующие об этом и полученные в результате исследования данные.
6. Наиболее известные сочинения на эту тему. К их числу относится книга “Тамййиз аль-мазид фи муттасиль аль-асанид” аль-Хатиба аль-Багдади.
Мудтариб ا ل م ض ط ر ب.
1. Определение. а) Слово “мудтариб” является причастием действительного залога от глагола “идтараба” – “быть неясным; приходить в беспорядок”. б) В качестве термина это слово используется для обозначения такого хадиса, который передается различными, но равными по силе путями.
2. Объяснение определения. Имеется в виду хадис, передающийся в разных и противоречащих друг другу формах, в результате чего нет никакой возможности согласовать их между собой. При этом все его версии, передаваемые различными путями, равны друг другу по силе и никакой из них нельзя отдать предпочтение перед другой независимо от использованных критериев предпочтения.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|