Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

3. При каких условиях хадис следует относить к категории хадисов “мудтариб”.




3. При каких условиях хадис следует относить к категории хадисов “мудтариб”.

Из приводимого выше определения и его объяснения следует, что хадис именуется “мудтариб” только в том случае, если он удовлетворяет двум нижеследующим условиям:

а) Если версии данного хадиса отличаются друг от друга настолько, что совместить их друг с другом невозможно.

б) Если степень равенства по силе различных версий этого хадиса такова, что ни одной из этих версий нельзя отдать предпочтение перед другой.

Если же одна из версий хадиса является более предпочти­тельной или же их можно совместить друг с другом при­емлемым образом, то его уже нельзя отнести к категории “мудтариб”, а применять его следует либо в соответствии с наиболее предпочтительной версией, либо с учетом всех его версий при наличии возможности совмещения.

 

4. Классификация таких хадисов.

В зависимости от того, в каком именно месте хадиса имеет­ся неясное место, хадисы данной категории подразделяются на неясные по иснаду (мудтариб ас-санад) и неясные по мат­ну (мудтариб аль-матн), однако чаще встречаются хадисы первого типа.

а) Хадисы, неясные по иснаду (мудтариб ас-санад). В пример можно привести тот хадис, в котором сообщается, что (однажды) Абу Бакр, да будет доволен им Аллах, сказал: «О посланник Аллаха, я вижу, что ты поседел». (В ответ ему про­рок, да благословит его Аллах и приветствует, ) сказал: «Седым меня сделала (сура) “Худ” и подобные ей (суры)». [Этот хадис приводит и ат-Тирмизи (“Книга толкования”, “Глава о толкова­нии суры «Воскресение»”), однако в его версии сообщается, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Седым сделали меня (суры) “Худ”, “Воскресение” и “Посы­лаемые”». Ат-Тирмизи сказал об этом хадисе: «Хороший неизвестный (ха­дис)»].

Ад-Даракутни сказал: «Данный хадис относится к категории “мудтариб”, так как он передается только со слов Абу Исхака и известно около десяти его версий. Некоторые передатчики передают этот хадис так, что его следует относить к категории “мурсаль”, а в передаче других он приобретает признаки ха­диса категории “маусуль”. Одни мухаддисы возводят иснады этого хадиса к Абу Бакру, другие – к Са‘ду, третьи – к Аише и так далее. Все его передатчики достойны доверия, и поэтому отдать предпочтение кому-либо из них невозможно, а совмес­тить их друг с другом трудно».

б) Хадисы, неясные по матну (мудтариб аль-матн). В пример можно привести тот хадис, который ат-Тирмизи пере­дает со слов Шарика, передавшего со слов Абу Хамзы, пере­давшего со слов аш-Ша‘би, что Фатима бинт Кайс, да будет доволен ею Аллах, сказала:

– (Однажды) посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, спросили о закя­те, и он сказал: «Поистине, следует выплачивать с имущества не только за­кят».

Что же касается хадиса Ибн Маджи, передававшего этот тем же путем, то в нем сообщается, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Ничего, кроме закята, с имущества выплачивать необяза­тельно».

Аль-‘Ираки сказал: «В данном случае неясность* не поддается истолкованию».

*[Имеются в виду такие разночтения в версиях хадиса, вследствие которых совмещение их друг с другом становится невозможным].

 

5. Кто вносит неясность?

а) Источником неясности может быть один и тот же пере­датчик, передающий один и тот же хадис не так, как другие. [Это может относится к матну и к иснаду].

б) Источником неясности может быть целая группа пере­датчиков, каждый из которых передает данный хадис путем, отличным от других.

6. Причина слабости хадисов категории “мудтариб”.

Причиной слабости таких хадисов является то, что неясно­сти свидетельствуют о неточности его передатчиков.

 

7. Наиболее известные сочинения на эту тему.

К их числу относится книга “Аль-муктариб фи байан аль-мудтариб” хафиза Ибн Хаджара.

 

Мусаххаф.

 

1. Определение.

а) Слово “мусаххаф” является причастием страдательного залога от глагола “саххафа” – искажать.

б) В качестве термина слово “мусаххаф” служит для обо­значения такого хадиса, в котором нечто, передаваемое дос­тойными доверия передатчиками подверглось изменению по форме или по смыслу. [Имеются ввиду такие случаи, когда передатчики случайно допускают раз­личные ошибки при передаче хадисов].

 

2. Важность и тонкость знания о хадисах данной категории.

Важность этого вида знания состоит в том, что оно позволя­ет распознавать ошибки, допускавшиеся некоторыми передат­чиками. Справляться с задачами такого рода могли только луч­шие знатоки хадисов наподобие ад-Даракутни.

 

3. Классификация хадисов категории “мусаххаф”.

С учетом определенных факторов улемы подразделяли ха­дисы категории “мусаххаф” на три нижеперечисленные груп­пы:

а) В зависимости от местоположения хадисы категории “мусаххаф” подразделяются на две нижеследующие группы:

1. Хадисы с искажением в иснаде: Примером может слу­жить хадис, который Шу‘ба передавал со слов аль-‘Аввама Ибн Мураджима. Искажение в иснаде этого хадиса допустил Ибн Ма‘ин, сказавший: «…со слов аль-‘Аввама Ибн Музахи­ма... »

2. Хадисы с искажением в матне: Примером может слу­жить передаваемый со слов Зайда бин Сабита хадис, в кото­ром сообщается, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, «…находился (ихтад­жара) в мечети». Искажение в матне этого хадиса допустил Ибн Ляхи‘а, сказавший: «…пускал кровь (ихтаджама) в мече­ти…»

б) В зависимости от причины искажения хадисы категории “мусаххаф” подразделяются также на две группы:

1. Хадисы, причиной искажений в которых послужило зрение (таких хадисов насчитывается большинство). Имеются в виду такие хадисы, которые остаются для читателя неясными в силу того, что они были написаны плохим почерком или же по причине отсутствия диакритических точек.

Примером может служить тот хадис, в котором сообщается, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Пост(человека, который) соблюдает его во время рамада­на, добавляя к нему шесть(дней в) шаввале, подобен непре­рывному посту». Искажение в матне этого хадиса допустил Абу Бакр ас-Сули, передавший слова пророка, да благословит его Аллах и приветствует, так: «Пост(человека, который) соблюдает его во время рамадана, добавляя к нему что-то из (дней) шавваля…» Таким образом, он заменил слово “шесть” на слово “что-то”. [Написание этих слов по-арабски сходно].

2. Хадисы, причиной искажений в которых послужил слух: Имеются в виду такие хадисы, причиной искажений в которых послужил плохой слух передатчика, или удаленность слушавшего хадис от того, кто его передал, или нечто подоб­ное, в результате чего некоторые сходные по форме слова ос­тались для него неясными.

Примером может служить один хадис, который передается со слов ‘Асима аль-Ахваля. Некоторые передатчики искажали его имя, называя этого передатчика Василь аль-Ахдаб.

в) В зависимости от формы или смысла хадисы категории “мусаххаф” также подразделяются на две группы:

1. Хадисы с искажениями по форме. Таких хадисов на­считывается большинство, а примеры их приводились выше.

2. Хадисы с искажениями по смыслу. Имеются в виду та­кие хадисы, которые передатчики, допускающие искажения, оставляют неизменными по форме, но их толкования указыва­ют на неправильное понимание ими этих хадисов.

Примером могут служить слова Абу Мусы аль-‘Анази, кото­рый сказал: «Мы - люди, которым была оказана честь, мы – лю­ди из (племени) ‘аназа, обращаясь к которому совершал молит­вы посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует». Говоря это, он имел в виду тот хадис, в котором говорится о том, что «пророк, да благословит его Аллах и приветствует, со­вершал молитвы, обратившись лицом к палке с заостренным концом (‘аназа)». Таким образом, он ошибочно считал, что во время молитв пророк, да благословит его Аллах и приветствует, обращался лицом к их племе­ни, тогда как на самом деле “‘аназа” это короткое копье, кото­рое втыкается в землю перед человеком, совершающим молит­ву на открытом месте, для того, чтобы никто не проходил пря­мо перед ним в это время.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...