4. Умаляетет ли искажение достоинство передатчика?
4. Умаляетет ли искажение достоинство передатчика? а) Если передатчик допускал искажения редко, это еще не умаляет его достоинство в целом, поскольку небольших ошибок и искажений не мог избежать никто. б) Если же передатчик допускал искажения часто, то это свидетельствует о его неточности и легкомыслии и указывает на то, что он занимался не своим делом.
5. Причина допущения передатчиком множества искажений. В основном причиной этого являлось то, что передатчик брал хадисы из книг и рукописей, а не воспринимал их от шейхов и учителей. Вот почему имамы предостерегали тех, кто воспринимал хадисы от таких передатчиков, и говорили: «Не следует пользоваться хадисами тех, кто берет их из рукописей».
6. Наиболее известные сочинения о хадисах, относящихся к категории “мусаххаф”: а) “Ат-тасхиф” ад-Даракутни. б) “Ислах хата’ аль-мухаддисин” аль-Хутаби. в) “Тасхифат аль-мухаддисин” Абу Ахмада аль-‘Аскари.
Шазз и махфуз ا ل ش ّ َ ا ذ و ا ل م َ ح ْ ف و ظ.
1. Определение понятия “шазз”. а) Слово “шазз” является причастием действительного залога от глагола “шазза” – быть единственным в своем роде; отклоняться. Таким образом, значением слова “шазз” является “единственный в своем роде”. б) В качестве термина это слово используется для обозначения, хадиса, передаваемого приемлемым передатчиком, если этот хадис противоречит хадису того, кто пользуется более высоким авторитетом.
2. Объяснение определения. “Приемлемым” (макбуль) именуется беспристрастный передатчик, отличавшийся совершенной точностью, или же беспристрастный передатчик, не отличавшийся большой точностью. Под “пользующимся более высоким авторитетом” подразумевается такой передатчик, которому предпочтение перед первым отдается в виду того, что он отличался большей точностью, или же потому, что переданный им хадис передает больше передатчиков, или по какой-нибудь иной причине.
3. Где встречаются отклонения? Отклонения могут встречаться как в иснадах, так и в матнах хадисов. а) Примеры отклонений в иснаде: В пример можно привести хадис, который приводят ат-Тирмизи, ан-Наса’и и Ибн Маджа, передававшие его со слов Ибн ‘Уйайны, передавшего со слов ‘Амра бин Динара, передавшего со слов ‘Аусаджа, передавшего со слов Ибн ‘Аббаса, да будет доволен Аллах ими обоими, что при жизни посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, скончался один человек, не оставивший наследников, если не считать своего бывшего раба, которого он некогда отпустил на волю. Ибн Джурайдж и другие мухаддисы передавали этот хадис с таким же иснадом, как и Ибн ‘Уйайна, тогда как Хаммад бин Зайд передавал его со слов ‘Амра бин Динара, передавшего его со слов ‘Аусаджа, что же касается Ибн ‘Аббаса, да будет доволен Аллах ими обоими, то он упомянут не был. Ввиду этого Абу Хатим сказал: «Предпочтение следует отдать хадису, переданному Ибн ‘Уйайной». Что же касается Хаммада бин Зайда, то он также отличался беспристрастностью и точностью, но тем не менее Абу Хатим отдал предпочтение тем, кто относился к более многочисленной группе. б) Пример отклонений в матне. В пример можно привести хадис, приводимый Абу Даудом и ат-Тирмизи со слов Абд аль-Вахида Ибн Зийада, передавшего со слов аль-А‘маша, передавшего со слов Абу Салиха, передавшего со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «После того, как кто-либо из вас совершит утреннюю молитву*, пусть ляжет на правый бок». *[Имеется в виду дополнительная молитва в два раката, предшествующая обязательной утренней (фаджр) молитве]. Аль-Байхаки сказал: «В данном случае Абд аль-Вахид противоречит большому количеству людей, которые передавали, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, только поступал так сам, но не говорил этого. Таким образом, среди таких же достойных доверия передатчиков, каким был аль-А‘маш, один только Абд аль-Вахид передавал этот хадис в таком виде.
4. Махфуз. Хадисам, относящимся к категории “шазз”, противопоставляются хадисы, относящиеся к категории “махфуз”. Так называется хадис, противоречащий хадису достойного доверия передатчика и передаваемый тем, кто достоин доверия в большей мере. Пример: Примерами могут служить те два хадиса, которые были приведены в разделе о хадисах, относящихся к категории “шазз”.
5. Суждение о хадисах, относящихся к категориям “шазз” и “махфуз”. Общеизвестно, что хадис категории “шазз” является отвергаемым (мардуд), что же касается хадисов, относящихся к категории “махфуз”, то они являются приемлемыми (макбуль).
Незнание (джахаля) о передатчике* ا ل ج َ ه ا ل ة ُ ب ا ل ر ّ َ ا و ي.
*[Эта причина является восьмой из числа тех, которые могут служить основанием для отвода передатчика].
1. Определение. а) Слово “джахаля” является отглагольным именем от глагола “джахиля” в значении “не знать”. Таким образом, если речь идет о передатчике, слово “джахаля” означает отсутствие знания о нем. б) В качестве термина слово “джахаля” означает либо незнание передатчика как такового, либо отсутствие необходимых сведений о нем.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|