Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

4. Умаляетет ли искажение достоинство передатчика?




4. Умаляетет ли искажение достоинство передатчика?

а) Если передатчик допускал искажения редко, это еще не умаляет его достоинство в целом, поскольку небольших оши­бок и искажений не мог избежать никто.

б) Если же передатчик допускал искажения часто, то это свидетельствует о его неточности и легкомыслии и указывает на то, что он занимался не своим делом.

 

5. Причина допущения передатчиком множества искажений.

В основном причиной этого являлось то, что передатчик брал хадисы из книг и рукописей, а не воспринимал их от шейхов и учителей. Вот почему имамы предостерегали тех, кто воспринимал хадисы от таких передатчиков, и говорили: «Не следует пользоваться хадисами тех, кто берет их из рукопи­сей».

 

6. Наиболее известные сочинения о хадисах, относящихся к категории “мусаххаф”:

а) “Ат-тасхиф” ад-Даракутни.

б) “Ислах хата’ аль-мухаддисин” аль-Хутаби.

в) “Тасхифат аль-мухаддисин” Абу Ахмада аль-‘Аскари.

 

Шазз и махфуз ا ل ش ّ َ ا ذ و ا ل م َ ح ْ ف و ظ.

 

1. Определение понятия “шазз”.

а) Слово “шазз” является причастием действительного зало­га от глагола “шазза” – быть единственным в своем роде; отклоняться. Таким образом, значением слова “шазз” является “единственный в своем роде”.

б) В качестве термина это слово используется для обозначе­ния, хадиса, передаваемого приемлемым передатчиком, если этот хадис противоречит хадису того, кто пользуется более вы­соким авторитетом.

 

2. Объяснение определения.

“Приемлемым” (макбуль) именуется беспристрастный пе­редатчик, отличавшийся совершенной точностью, или же бес­пристрастный передатчик, не отличавшийся большой точно­стью. Под “пользующимся более высоким авторитетом” подра­зумевается такой передатчик, которому предпочтение перед первым отдается в виду того, что он отличался большей точно­стью, или же потому, что переданный им хадис передает боль­ше передатчиков, или по какой-нибудь иной причине.

 

3. Где встречаются отклонения?

Отклонения могут встречаться как в иснадах, так и в матнах хадисов.

а) Примеры отклонений в иснаде:

В пример можно привести хадис, который приводят ат-Тир­мизи, ан-Наса’и и Ибн Маджа, передававшие его со слов Ибн ‘Уйайны, передавшего со слов ‘Амра бин Динара, передавше­го со слов ‘Аусаджа, передавшего со слов Ибн ‘Аббаса, да бу­дет доволен Аллах ими обоими, что при жизни посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, скончался один человек, не оставивший на­следников, если не считать своего бывшего раба, которого он некогда отпустил на волю. Ибн Джурайдж и другие мухаддисы передавали этот хадис с таким же иснадом, как и Ибн ‘Уйай­на, тогда как Хаммад бин Зайд передавал его со слов ‘Амра бин Динара, передавшего его со слов ‘Аусаджа, что же касается Ибн ‘Аббаса, да будет доволен Аллах ими обоими, то он упомянут не был.

Ввиду этого Абу Хатим сказал: «Предпочтение следует от­дать хадису, переданному Ибн ‘Уйайной». Что же касается Хаммада бин Зайда, то он также отличался беспристрастно­стью и точностью, но тем не менее Абу Хатим отдал предпоч­тение тем, кто относился к более многочисленной группе.

б) Пример отклонений в матне.

В пример можно привести хадис, приводимый Абу Даудом и ат-Тирмизи со слов Абд аль-Вахида Ибн Зийада, передавше­го со слов аль-А‘маша, передавшего со слов Абу Салиха, пере­давшего со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «После того, как кто-либо из вас со­вершит утреннюю молитву*, пусть ляжет на правый бок». *[Имеется в виду дополнительная молитва в два раката, предшествующая обязательной утренней (фаджр) молитве]. Аль-Байхаки сказал: «В данном случае Абд аль-Вахид противоре­чит большому количеству людей, которые передавали, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, только поступал так сам, но не говорил это­го. Таким образом, среди таких же достойных доверия пере­датчиков, каким был аль-А‘маш, один только Абд аль-Вахид передавал этот хадис в таком виде.

 

4. Махфуз.

Хадисам, относящимся к категории “шазз”, противопостав­ляются хадисы, относящиеся к категории “махфуз”. Так назы­вается хадис, противоречащий хадису достойного доверия пе­редатчика и передаваемый тем, кто достоин доверия в боль­шей мере.

Пример: Примерами могут служить те два хадиса, которые были приведены в разделе о хадисах, относящихся к катего­рии “шазз”.

 

5. Суждение о хадисах, относящихся к категориям “шазз” и “махфуз”.

Общеизвестно, что хадис категории “шазз” является отвер­гаемым (мардуд), что же касается хадисов, относящихся к категории “махфуз”, то они являются приемлемыми (мак­буль).

 

 

Незнание (джахаля) о передатчике* ا ل ج َ ه ا ل ة ُ ب ا ل ر ّ َ ا و ي.  

 

*[Эта причина является восьмой из числа тех, которые могут служить осно­ванием для отвода передатчика].

 

1. Определение.

а) Слово “джахаля” является отглагольным именем от гла­гола “джахиля” в значении “не знать”. Таким образом, если речь идет о передатчике, слово “джахаля” означает отсутст­вие знания о нем.

б) В качестве термина слово “джахаля” означает либо не­знание передатчика как такового, либо отсутствие необходи­мых сведений о нем.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...