2. Причины незнания. 3. Примеры. 4. Определение неизвестного (маджхуль).. 5. Классификация неизвестных передатчиков.
2. Причины незнания. Можно указать на три возможных причины незнания о передатчике: а) Наличие большого количества характеристик передатчика. Такими характеристиками, по одной из которых человек получил известность, могут являться имя, или кунья [почетное прозвище, например, Абу Ахмад (отец Ахмада)], или прозвище, или качество, или ремесло, или происхождение. По той или иной причине о передатчике могут говорить, не упоминая его общеизвестного имени, прозвища или иных характеристик, в результате чего может сложиться впечатление, что речь идет о другом передатчике, а об этом будет ничего не известно. б) Малое количество хадисов, передаваемых со слов данного передатчика, в силу чего количество тех, кто передавал хадисы с его слов, также является небольшим, и может быть так, что имеется лишь один такой передатчик. в) Отсутствие ясного упоминания имени передатчика, что может объясняться стремлением к краткости или иными подобными причинами. Для обозначения передатчика, имя которого не упоминается используется термин “мубхам” (неопределенный, неясный).
3. Примеры. а) Пример большого количества характеристик передатчика: Мухаммад бин ас-Са’иб бин Бишр аль-Кяльби. Некоторые связывают его происхождение с его дедом, говоря: «Мухаммад бин Бишр», – другие называют его «Хаммад бин ас-Са’иб», третьи называют его по кунье – «Абу-н-Надр», или «Абу Са‘ид» или «Абу Хишам», и в результате этого создается впечатление, что речь идет о нескольких людях, хотя это один и тот же человек. б) Пример малого количества хадисов, передаваемых со слов данного передатчика, и малого количества тех, кто передавал хадисы с его слов: Таким передатчиком является один из последователей по имени Абу-ль-‘Ушара ад-Дарими, со слов которого передавал хадисы только Хаммад бин Салама.
в) Пример, касающийся отсутствия ясного упоминания имени передатчика: Примером может служить тот случай, когда передатчик говорит: «Сообщил мне такой-то…» – или: «…шейх…» – или: «…человек…», – или что-нибудь подобное.
4. Определение неизвестного (маджхуль). Неизвестным (маджхуль) передатчик именуется в том случае, когда неизвестен либо он сам, либо его характеристики. Имеется в виду либо передатчик, неизвестный как таковой, либо известный человек, о степени беспристрастности и точности которого ничего не известно.
5. Классификация неизвестных передатчиков. Можно сказать, что неизвестные передатчики подразделяются на три группы: а) Передатчик, который неизвестен как таковой (маджхуль аль-‘айн) 1. Определение: Так именуется тот передатчик, имя которого упоминается, однако с его слов передавал хадисы только один передатчик. 2. Суждение о передаваемых им хадисах: Принимать их нельзя, если только не существует соответствующих подтверждений его надежности. 3. Что может служить подтверждением его надежности? Подтверждением его надежности может служить одно из двух. а) Подтвердить ее может такой передатчик, который не передавал хадисов с его слов. б) Подтвердить ее может такой передатчик, который передавал хадисы с его слов при том условии, что он является знатоком науки отвода и подтверждения. 4. Дается ли хадису, переданному со слов такого передатчика, какое-либо особое название? Никаких особых названий у таких хадисов нет, в целом же такие хадисы относятся к категории слабых. б) Передатчик, о степени авторитетности которого ничего неизвестно (маджхуль аль-халь или мастур) 1. Определение: Так именуется передатчик, со слов которого передавали хадисы не менее двух передатчиков, если его надежность никем не подтверждается.
2. Суждение о хадисах переданных таким передатчиком: большая часть улемов считает такие хадисы отвергаемыми. 3. Дается ли хадису, переданному со слов такого передатчика, какое-либо особое название? Никаких особых названий у таких хадисов нет, но в целом они относятся к категории слабых.
в) “Мубхам”: Несмотря на то, что знатоки хадисов именовали таких передатчиков особым образом, можно считать, что они относятся к числу передатчиков категории “маджхуль”, так как по сути своей они сходны с ними. 1. Определение: Так именуется передатчик, имя которого в иснаде хадиса не названо ясно. 2. Суждение о передаваемых с его слов хадисах: их не следует принимать, пока имя его не будет названо ясно или пока о нем не узнают из хадиса, приводимого другим путем, где оно приводится ясно. Причиной неприемлемости хадисов, передаваемых таким передатчиком, является незнание о нем, поскольку, когда в подобных случаях неизвестно имя человека, неизвестен ни сам он, ни то, насколько беспристрастным он являлся, и поэтому хадисы, переданные им, следует отвергать. 3. Принимается ли хадис, передаваемый таким передатчиком, который относится к категории“мубхам”, из-за использования оборота речи, указывающего на то, что его считают правдивым? Имеются в виду такие случаи, когда тот, кто передает хадис с его слов, говорит: «Сообщил мне достойный доверия человек…» Ответ: такой хадис скорее всего также не следует принимать, поскольку такого передатчика может считать достойным доверия лишь тот, кто передавал хадисы с его слов, но не другие мухаддисы. 4. Есть ли у хадисов, передаваемых со слов такого человека специальное название? Да, хадисы, в которых нет ясных указаний на имя кого-либо из передатчиков также называются “мубхам”.
6. Наиболее известные сочинения о причинах отсутствия сведений о передатчиках: а) Наличие большого количества характеристик передатчика. Этой теме посвящена книга аль-Хатиба аль-Багдади под названием “Мудих аухам аль-джам‘ ва-т-тафрик”. б) Небольшое количество хадисов, передаваемых со слов данного передатчика. На эту тему был написан целый ряд книг, которые носят название “Аль-вудхан”. Это означает, что в них перечисляются имена таких передатчиков, со слов каждого из которых хадисы передавал только один человек. К числу таких книг относится и книга “Аль-вухдан” имама Муслима.
в) Отсутствие ясного упоминания имени передатчика. Этой теме посвящены книги под общим названием “Аль-мубхамат”, например, “Аль-асма’ аль-мубхама фи-ль-анба’ аль-мухкама” аль-Хатиба аль-Багдади, а также книга под названием “Аль-мустафад мин мубхамат аль-матн ва-ль-иснад” Вали ад-дина аль-‘Ираки.
Нововведение ا ل ب ِ د َ ع َ ة (бид‘а).
[Эта причина является девятой из числа тех, которые могут служить основанием для отвода передатчика].
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|