Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

2. Причины незнания. 3. Примеры. 4. Определение неизвестного (маджхуль).. 5. Классификация неизвестных передатчиков.




2. Причины незнания.

Можно указать на три возможных причины незнания о передатчике:

а) Наличие большого количества характеристик передатчика. Такими характеристиками, по одной из которых человек получил известность, могут являться имя, или кунья [почетное прозвище, например, Абу Ахмад (отец Ахмада)], или про­звище, или качество, или ремесло, или происхождение. По той или иной причине о передатчике могут говорить, не упоминая его общеизвестного имени, прозвища или иных характеристик, в результате чего может сложиться впечатление, что речь идет о другом передатчике, а об этом будет ничего не известно.

б) Малое количество хадисов, передаваемых со слов данно­го передатчика, в силу чего количество тех, кто передавал ха­дисы с его слов, также является небольшим, и может быть так, что имеется лишь один такой передатчик.

в) Отсутствие ясного упоминания имени передатчика, что может объясняться стремлением к краткости или иными по­добными причинами. Для обозначения передатчика, имя кото­рого не упоминается используется термин “мубхам” (неопре­деленный, неясный).

 

3. Примеры.

а) Пример большого количества характеристик передатчи­ка: Мухаммад бин ас-Са’иб бин Бишр аль-Кяльби. Некоторые связывают его происхождение с его дедом, говоря: «Мухаммад бин Бишр», – другие называют его «Хаммад бин ас-Са’иб», тре­тьи называют его по кунье – «Абу-н-Надр», или «Абу Са‘ид» или «Абу Хишам», и в результате этого создается впечатление, что речь идет о нескольких людях, хотя это один и тот же человек.

б) Пример малого количества хадисов, передаваемых со слов данного передатчика, и малого количества тех, кто пере­давал хадисы с его слов: Таким передатчиком является один из последователей по имени Абу-ль-‘Ушара ад-Дарими, со слов которого передавал хадисы только Хаммад бин Салама.

в) Пример, касающийся отсутствия ясного упоминания име­ни передатчика: Примером может служить тот случай, когда передатчик говорит: «Сообщил мне такой-то…» – или: «…шейх…» – или: «…человек…», – или что-нибудь подобное.

 

4. Определение неизвестного (маджхуль).

Неизвестным (маджхуль) передатчик именуется в том слу­чае, когда неизвестен либо он сам, либо его характеристики.

Имеется в виду либо передатчик, неизвестный как таковой, либо известный человек, о степени беспристрастности и точ­ности которого ничего не известно.

 

5. Классификация неизвестных передатчиков.

Можно сказать, что неизвестные передатчики подразделя­ются на три группы:

а) Передатчик, который неизвестен как таковой (маджхуль аль-‘айн)

1. Определение: Так именуется тот передатчик, имя ко­торого упоминается, однако с его слов передавал хадисы толь­ко один передатчик.

2. Суждение о передаваемых им хадисах: Принимать их нельзя, если только не существует соответствующих под­тверждений его надежности.

3. Что может служить подтверждением его надежно­сти? Подтверждением его надежности может служить одно из двух.

а) Подтвердить ее может такой передатчик, который не передавал хадисов с его слов.

б) Подтвердить ее может такой передатчик, который пе­редавал хадисы с его слов при том условии, что он является знатоком науки отвода и подтверждения.

4. Дается ли хадису, переданному со слов такого пе­редатчика, какое-либо особое название? Никаких особых названий у таких хадисов нет, в целом же такие хадисы отно­сятся к категории слабых.

б) Передатчик, о степени авторитетности которого ничего неизвестно (маджхуль аль-халь или мастур)

1. Определение: Так именуется передатчик, со слов ко­торого передавали хадисы не менее двух передатчиков, если его надежность никем не подтверждается.

2. Суждение о хадисах переданных таким передатчи­ком: большая часть улемов считает такие хадисы отвергаемы­ми.

3. Дается ли хадису, переданному со слов такого пе­редатчика, какое-либо особое название? Никаких особых названий у таких хадисов нет, но в целом они относятся к ка­тегории слабых.

в) “Мубхам”: Несмотря на то, что знатоки хадисов имено­вали таких передатчиков особым образом, можно считать, что они относятся к числу передатчиков категории “маджхуль”, так как по сути своей они сходны с ними.

1. Определение: Так именуется передатчик, имя которо­го в иснаде хадиса не названо ясно.

2. Суждение о передаваемых с его слов хадисах: их не следует принимать, пока имя его не будет названо ясно или пока о нем не узнают из хадиса, приводимого другим путем, где оно приводится ясно.

Причиной неприемлемости хадисов, передаваемых таким передатчиком, является незнание о нем, поскольку, когда в по­добных случаях неизвестно имя человека, неизвестен ни сам он, ни то, насколько беспристрастным он являлся, и поэтому хадисы, переданные им, следует отвергать.

3. Принимается ли хадис, передаваемый таким пере­датчиком, который относится к категории“мубхам”, из-за использования оборота речи, указывающего на то, что его считают правдивым? Имеются в виду такие случаи, когда тот, кто передает хадис с его слов, говорит: «Сообщил мне достойный доверия человек…»

Ответ: такой хадис скорее всего также не следует прини­мать, поскольку такого передатчика может считать достойным доверия лишь тот, кто передавал хадисы с его слов, но не дру­гие мухаддисы.

4. Есть ли у хадисов, передаваемых со слов такого человека специальное название? Да, хадисы, в которых нет ясных указаний на имя кого-либо из передатчиков также называются “мубхам”.

 

6. Наиболее известные сочинения о причинах отсутствия сведений о передатчиках:

а) Наличие большого количества характеристик передатчи­ка. Этой теме посвящена книга аль-Хатиба аль-Багдади под названием “Мудих аухам аль-джам‘ ва-т-тафрик”.

б) Небольшое количество хадисов, передаваемых со слов данного передатчика. На эту тему был написан целый ряд книг, которые носят название “Аль-вудхан”. Это означает, что в них перечисляются имена таких передатчиков, со слов каждого из которых хадисы передавал только один человек. К числу таких книг относится и книга “Аль-вухдан” имама Муслима.

в) Отсутствие ясного упоминания имени передатчика. Этой теме посвящены книги под общим названием “Аль-мубхамат”, например, “Аль-асма’ аль-мубхама фи-ль-анба’ аль-мухкама” аль-Хатиба аль-Багдади, а также книга под названием “Аль-мустафад мин мубхамат аль-матн ва-ль-иснад” Вали ад-дина аль-‘Ираки.

 

 

Нововведение ا ل ب ِ د َ ع َ ة (бид‘а).  

 

[Эта причина является девятой из числа тех, которые могут служить осно­ванием для отвода передатчика].

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...