1. Определение. 2. Виды нововведений. 3. Суждение о хадисе, передаваемом со слов человека, который придерживается нововведений.
1. Определение. а) Слово “бид‘а” является отглагольным именем от глагола “бада‘а” – вводить что-либо новое. б) В качестве термина слово “бид‘а” используется для обозначения нового явления в религии после ее завершения; иначе говоря, для обозначения того, что было введено в практику в сфере религии после кончины пророка, да благословит его Аллах и приветствует.
2. Виды нововведений. Есть два вида нововведений: а) Такое нововведение, из-за которого придерживающийся его человек заслуживает обвинения в неверии (бид‘а мукаффира). Примером может служить тот случай, когда человек придерживается таких убеждений, которые однозначно свидетельствуют о его неверии. Основное правило состоит в том, что отвергаются хадисы, переданные со слов человека, который отрицает общепризнанные положения шариата, или же со слов того, кто верит во что-либо противоположное. [См.: “Ан-нахба”, стр. 52]. б) Такое нововведение, из-за которого придерживающийся его человек заслуживает обвинения в нечестии (бид‘а муфассика). Нововведение такого рода не ставит такого человека вне рамок религии.
3. Суждение о хадисе, передаваемом со слов человека, который придерживается нововведений. а) Если речь идет о таком нововведении, из-за которого придерживающийся его человек заслуживает обвинения в неверии, то хадис, передаваемый с его слов, отвергается. б) Если же дело касается такого нововведения, из-за которого придерживающийся его человек заслуживает обвинения в нечестии, то правильное мнение большинства улемов состоит в том, что передаваемый им хадис может быть принят, но для этого должны быть соблюдены два нижеследующих условия.
1. Передатчик не должен призывать к тому нововведению, которого придерживается он сам. [Здесь имеется в виду, что он не должен передавать подложных хадисов, подтверждающих его личное мнение по тому или иному вопросу]. 2. Он не должен передавать того, что пропагандирует нововведение, которого он придерживается. 3. Есть ли особое название у хадисов, которые передаются со слов лиц, придерживавшихся нововведений? У таких хадисов нет особого названия, в целом же они относятся к категории отвергаемых хадисов, которые могут приниматься только в случае соответствия вышеупомянутым условиям.
Плохая память س و ء ا ل ح ف ظ.
[Эта причина является десятой из числа тех, которые могут служить основанием для отвода передатчика].
1. Определение передатчика, обладающего плохой памятью. Имеется в виду такой передатчик, у которого правильное не перевешивает ошибочного.
2. Категории передатчиков с плохой памятью. а) Плохая память может быть присуща передатчику от рождения и проявляться во всех обстоятельствах. По мнению некоторых мухаддисов, хадисы таких передатчиков следует именовать “шазз”. б) Если же провалы в памяти передатчика носят случайный характер либо в силу его почтенного возраста, либо по причине утраты зрения, либо потому, что книги его были уничтожены огнем, то хадис, передаваемый таким передатчиком, именуется “мухталат” (смешанный).
3. Суждение о хадисе, передаваемом со слов такого человека. а) Что касается первого, то есть передатчика, отличительной чертой которого плохая память была изначально, то хадисы, передаваемые им, отвергаются. б) Что же касается второго, то есть передатчика, хадисы которого относятся к категории «мухталат», то суждение о передаваемых им хадисах заключается в следующем:
1. То, что было передано им до смешения, а потом выделено, считается приемлемым. 2. То, что было передано им после смешения, считается отвергаемым. 3. Когда невозможно определить, до или после смешения было передано сообщение, суждение о нем следует отложить до выяснения.
РАЗДЕЛ ЧЕТВЕРТЫЙ: Сообщение, которое по одним признакам может считаться приемлемым, а по другим – отвергаемым.
Тема первая: Классификация сообщений в зависимости от того, к кому они возводятся. Тема вторая: Различные виды сообщений, которые по одним признакам могут считаться приемлемыми, а по другим – отвергаемыми. 1. Классификация сообщений в зависимости от того, к кому они возводятся.
В зависимости от того, к кому возводятся те или иные сообщения, они подразделяются на четыре группы: “хадис кудси”, “хадис марфу‘”, “хадис маукуф” и “хадис макту‘”. Ниже о каждой из этих групп говорится более подробно.
Хадис кудси ا ل ح َ د ي ث ُ ا ل ق ُ د س ِ ي. 1. Определение. а) Слово “кудси” образовано от слова “кудс”, что означает “святость”. Имеется в виду, что такой хадис возводится к Самому Аллаху Всевышнему, слава Ему. б) В качестве термина фраза “хадис кудси” служит для обозначения того, что передается нам через пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и иснад чего возводится им к Его Всемогущему и Великому Господу.
2. Разница между “хадисом кудси” и Кораном. Различий между тем и другим существует множество, но наиболее известными являются следующие: а) Коран исходит от Аллаха Всевышнего как по форме, так и по смыслу, что же касается “хадиса кудси”, то по смыслу он исходит от Аллаха, а по форме – от пророка, да благословит его Аллах и приветствует. б) Чтение Корана рассматривается как одна из форм поклонения, а чтение “хадиса кудси” формой поклонения не является. в) “Хадис кудси” не обязательно должен относиться к категории “мутаватир”.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|