Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

1. Определение. 2. Виды нововведений. 3. Суждение о хадисе, передаваемом со слов че­ловека, который придерживается нововведений.




1. Определение.

а) Слово “бид‘а” является отглагольным именем от глагола “бада‘а” – вводить что-либо новое.

б) В качестве термина слово “бид‘а” используется для обоз­начения нового явления в религии после ее завершения; иначе говоря, для обозначения того, что было введено в практику в сфере религии после кончины пророка, да благословит его Аллах и приветствует.

 

2. Виды нововведений.

Есть два вида нововведений:

а) Такое нововведение, из-за которого придерживающийся его человек заслуживает обвинения в неверии (бид‘а мукаф­фира). Примером может служить тот случай, когда человек придерживается таких убеждений, которые однозначно свиде­тельствуют о его неверии. Основное правило состоит в том, что отвергаются хадисы, переданные со слов человека, кото­рый отрицает общепризнанные положения шариата, или же со слов того, кто верит во что-либо противоположное. [См.: “Ан-нахба”, стр. 52].

б) Такое нововведение, из-за которого придерживающийся его человек заслуживает обвинения в нечестии (бид‘а муфас­сика). Нововведение такого рода не ставит такого человека вне рамок религии.

 

3. Суждение о хадисе, передаваемом со слов че­ловека, который придерживается нововведений.

а) Если речь идет о таком нововведении, из-за которого придерживающийся его человек заслуживает обвинения в не­верии, то хадис, передаваемый с его слов, отвергается.

б) Если же дело касается такого нововведения, из-за которо­го придерживающийся его человек заслуживает обвинения в нечестии, то правильное мнение большинства улемов состоит в том, что передаваемый им хадис может быть принят, но для этого должны быть соблюдены два нижеследующих условия.

1. Передатчик не должен призывать к тому нововведе­нию, которого придерживается он сам. [Здесь имеется в виду, что он не должен передавать подложных хадисов, подтверждающих его личное мнение по тому или иному вопросу].

2. Он не должен передавать того, что пропагандирует нововведение, которого он придерживается.

3. Есть ли особое название у хадисов, которые передаются со слов лиц, придерживавшихся нововведений?

У таких хадисов нет особого названия, в целом же они от­носятся к категории отвергаемых хадисов, которые могут при­ниматься только в случае соответствия вышеупомянутым усло­виям.

 

 

Плохая память س و ء ا ل ح ف ظ.

 

[Эта причина является десятой из числа тех, которые могут служить основа­нием для отвода передатчика].

 

1. Определение передатчика, обладающего плохой памятью.

Имеется в виду такой передатчик, у которого правильное не перевешивает ошибочного.

 

2. Категории передатчиков с плохой памятью.

а) Плохая память может быть присуща передатчику от рож­дения и проявляться во всех обстоятельствах. По мнению не­которых мухаддисов, хадисы таких передатчиков следует име­новать “шазз”.

б) Если же провалы в памяти передатчика носят случайный характер либо в силу его почтенного возраста, либо по причи­не утраты зрения, либо потому, что книги его были уничтоже­ны огнем, то хадис, передаваемый таким передатчиком, имену­ется “мухталат” (смешанный).

 

3. Суждение о хадисе, передаваемом со слов такого человека.

а) Что касается первого, то есть передатчика, отличитель­ной чертой которого плохая память была изначально, то хади­сы, передаваемые им, отвергаются.

б) Что же касается второго, то есть передатчика, хадисы которого относятся к категории «мухталат», то суждение о пе­редаваемых им хадисах заключается в следующем:

1. То, что было передано им до смешения, а потом выде­лено, считается приемлемым.

2. То, что было передано им после смешения, считается отвергаемым.

3. Когда невозможно определить, до или после смешения было передано сообщение, суждение о нем следует отложить до выяснения.

 

РАЗДЕЛ ЧЕТВЕРТЫЙ: Сообщение, которое по одним признакам может считаться приемлемым, а по другим – отвергаемым.

 

Тема первая: Классификация сообщений в зависимости от того, к кому они возводятся.

Тема вторая: Различные виды сообщений, которые по одним признакам могут считаться приемлемыми, а по другим – отвергаемыми.

1. Классификация сообщений в зависимости от того, к кому они возводятся.

 

В зависимости от того, к кому возводятся те или иные сооб­щения, они подразделяются на четыре группы: “хадис кудси”, “хадис марфу‘”, “хадис маукуф” и “хадис макту‘”. Ниже о каждой из этих групп говорится более подробно.

 

 

Хадис кудси ا ل ح َ د ي ث ُ ا ل ق ُ د س ِ ي.

1. Определение.

а) Слово “кудси” образовано от слова “кудс”, что означает “святость”. Имеется в виду, что такой хадис возводится к Самому Аллаху Всевышнему, слава Ему.

б) В качестве термина фраза “хадис кудси” служит для обо­значения того, что передается нам через пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и ис­над чего возводится им к Его Всемогущему и Великому Господу.

 

2. Разница между “хадисом кудси” и Кораном.

Различий между тем и другим существует множество, но наиболее известными являются следующие:

а) Коран исходит от Аллаха Всевышнего как по форме, так и по смыслу, что же касается “хадиса кудси”, то по смыслу он исходит от Аллаха, а по форме – от пророка, да благословит его Аллах и приветствует.

б) Чтение Корана рассматривается как одна из форм по­клонения, а чтение “хадиса кудси” формой поклонения не яв­ляется.

в) “Хадис кудси” не обязательно должен относиться к кате­гории “мутаватир”.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...