4. Ответвления, имеющие отношение к хадисам, которые соответствуют категории “марфу‘”.
4. Ответвления, имеющие отношение к хадисам, которые соответствуют категории “марфу‘”. Известны различные виды хадисов категории “маукуф”, отличающиеся друг от друга по своему содержанию и форме, однако внимательный исследователь увидит, что по смыслу своему они соответствуют хадисам категории “марфу‘”, и поэтому улемы называли их “марфу‘ хукман”, имея в виду, что по форме они относятся к категории “маукуф”, но суждение о них должно быть таким же, как и о хадисах категории “марфу‘”. Примеры вышеупомянутых форм. а) Примером может служить тот случай, когда какой-нибудь из сподвижников, который ничего не передавал со слов людей Писания, говорил нечто такое, к чему он не мог применять методы иджтихада и что не касалось лексических комментариев или разъяснений неизвестных слов. Примером могут служить нижеперечисленные случаи. 1. Если сообщение касается дел прошлого наподобие начала творения. 2. Если сообщение касается грядущих событий наподобие сражений, смут и того, что будет происходить в День воскресения. 3. Если в сообщении говорится об особой награде или особом наказании за то или иное действие, когда кто-либо из сподвижников говорит: «Сделавшему то-то послужит наградой то-то». б) Можно указать и на тот случай, когда какой-нибудь из сподвижников делал нечто такое, к чему он не мог применять методы иджтихада. Примером может служить молитва Али, да будет доволен им Аллах, во время солнечного затмения, когда при совершении каждого раката он совершал более двух поясных поклонов. [Во время солнечного затмения при совершении каждого ракаата молитвы совершается по два поясных поклона, о чем нам известно из достоверных хадисов и к чему методы иджтихада неприменимы в том смысле, что никто не может на основании каких-либо умозаключений и использования соответствующих источников заявить, что на самом деле поясных поклонов надо совершать больше или меньше. Таким образом, действия Али свидетельствуют лишь о том, что он видел, что так поступал пророк, да благословит его Аллах и приветствует, или слышал об этом от достойного лица].
в) Примером может служить и тот случай, когда сподвижник сообщает о том, что при жизни пророков они говорили или делали то-то или же не усматривали ничего дурного в том-то. 1. Если сподвижник прямо относит все это ко времени жизни пророка, да благословит его Аллах и приветствует, такой хадис действительно относится к категории “марфу‘”. Примером могут служить слова Джабира, да будет доволен им Аллах: «При жизни посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, мы практиковали прерывание половых актов». [Аль-Бухари и Муслим]. 2. Если же сподвижник не относит свое сообщение ко времени жизни пророка, да благословит его Аллах и приветствует, прямо, такой хадис, по мнению большинства знатоков, относится к категории “маукуф”. Примером могут служить слова Джабира, да будет доволен им Аллах: «Когда мы поднимались (на какую-нибудь возвышенность), то говорили: «Аллах велик! » /Аллаху акбар! /, – а когда спускались, говорили: «Слава Аллаху! » /Субхана-Ллах! /. [Аль-Бухари]. г) То же самое относится и к таким случаям, когда сподвижник говорил: «Нам повелевали делать то-то», или: «Нам запрещали делать то-то», или: «Сунне соответствует то-то». Примером могут служить слова одного из сподвижников: «Билялу было велено возглашать слова азана, по два раза, а слова икамы по одному» [Аль-Бухари и Муслим], и слова Умм Атыййи, да будет доволен ею Аллах: «Нам [Речь идет о женщинах] запрещалось принимать участие в похоронных процессиях, но не строго-настрого» [Аль-Бухари и Муслим], а также сообщение Абу Килябы, передавшего, что Анас, да будет доволен им Аллах, сказал: «В соответствии с сунной, если женатый человек возьмет в жены девственницу, ему следует провести с ней семь (дней)». [Аль-Бухари и Муслим].
д) То же самое относится и к таким случаям, когда при упоминании о сподвижнике передатчик хадиса употребляет одну из нижеследующих четырех фраз: «он возводит его к пророку, да благословит его Аллах и приветствует», или «он приписывает это пророку, да благословит его Аллах и приветствует», или «относит это к пророку, да благословит его Аллах и приветствует», или «передает со слов (пророка, да благословит его Аллах и приветствует)». Примером может служить хадис аль-А‘раджа, передавшего слова Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, который передал (со слов пророка, да благословит его Аллах и приветствует, следующее): «Вы будете сражаться с людьми с маленькими глазами». [Аль-Бухари]. е) То же самое относится и к таким случаям, когда сподвижник дает толкование какому-нибудь аяту, что связано с причиной его ниспослания.
5. Можно ли использовать хадис категории “маукуф” в качестве аргумента? Как нам уже известно, хадисы, относящиеся к кактегории “маукуф”, могут быть достоверными, хорошими или слабыми. Но может ли такой хадис использоваться в качестве аргумента, даже если достоверность его установлена? Ответ на этот вопрос состоит в том, что сами по себе такие хадисы в этом качестве использоваться не могут, поскольку они касаются слов и действий сподвижников. Однако, как уже отмечалось, когда речь шла о хадисах категории “мурсаль”, если достоверность такого хадиса установлена, он может усиливать собой некоторые слабые хадисы, поскольку сподвижники поступали в соответствии с сунной. Все это касается тех хадисов, суждение о которых отличается от суждения относительно хадисов категории “марфу‘”, в противном же случае такой хадис может использоваться в качестве аргумента наравне с хадисами, относящимися к категории “марфу‘”.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|